Серебряные блюда в Сибири

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 17:31, реферат

Описание работы

Актуальность. Проникновение христианства на Урал и в Западную Сибирь в раннем средневековье - одна из слабоизученных страниц древней истории России. Прежде всего, слабая разработанность этой темы вызвана крайне небольшим объемом исследовательской базы: письменных источников, предметов материальной культуры, устных преданий и т. д., а имеющиеся сведения часто могут неоднозначно истолковываться.

Файлы: 1 файл

серебрянные блюда.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

Серебряные блюда в Сибири

Актуальность. Проникновение христианства  на Урал и в Западную Сибирь в раннем средневековье - одна из слабоизученных страниц древней истории России. Прежде всего, слабая разработанность этой темы вызвана крайне небольшим  объемом исследовательской базы: письменных источников, предметов материальной культуры, устных преданий и т. д., а имеющиеся сведения часто могут неоднозначно истолковываться.

Вот почему интересны некоторые особенности повседневной жизни уральских манси, отражающие быт, семейные и общественные отношения, хозяйственные занятия, а также предметы материалы

Коренные народы Урала и Западной Сибири – ханты, манси, ненцы вплоть до революции были бесписьменными. Поэтому, их культурное наследие часто было зафиксировано в таких формах нематериальной культуры, как устные народные предания, обычаи и обряды, которые имеют свойство  при отсутствии письменной фиксации быстрее видоизменяться, при этом утрачивая подчас важные детали из исторической памяти. Однако, существование предметов материальной культуры являются важным источником, дополняющим культурное наследие

Объектом нашего исследования являются раннесредневековые блюда работы среднеазиатских мастеров с христианской тематикой, найденные в Приуралье и Западной Сибири, а также – некоторые обычаи и обряды манси.

Предметом нашего исследования является изучение способов проникновения христианства на Урал и в Западную Сибирь в раннем средневековье.

Источниками для изучения стали Аниковское и Нильдинское блюда, найденные этнографами у манси и используемые ими в ритульных целях

Серебряное блюдо работы среднеазиатских мастеров  с изображением царя Давида было обнаружено этнографом Александром Бауло в  мансийском святилище одного из поселков Малой Оби на склоне Уральских гор. «В центре поляны стоит амбарчик местного духа-покровителя Курт-аки «Деревенского мужика».

Внутри его «дома» находится несколько сундуков, в которых хранят изображения самого Курт-аки и его «жены». В одном сундуке с фигурой Курт-аки лежит большое серебряное блюдо, завернутое в красный кусок ткани. В блюдо перед началом жертвенной церемонии кладут хлеб, печенье, конфеты. Их могут брать только хранитель места, старейшины или гости-сироты, - описал святилище этнограф.  Старинное изделие археологами было  датировано VIII - IX вв. и было изготовлено в одном из ремесленных центров Средней Азии.

Странный обряд навел этнографа на мысль, что возможно в раннем средневековье произошел контакт  между жителями Крайнего Севера и христианами. Причем в те времена, когда  на Русь была языческой, а варяги  даже, возможно, и не были призваны туда.  «Если принять версию о том, что блюдо попало на север Сибири в результате христианской миссии, направленной из Средней Азии, то нельзя исключить, что сами миссионеры натолкнули язычников на такую функцию блюда. Попытка приобщить к христианской обрядности могла быть наглядно продемонстрирована путем использования изделия в роли блюда-дискоса для выставления жертвенного хлеба. По крайней мере, в последние пятьдесят - семьдесят лет (на памяти его предпоследнего хранителя) так и происходило», - пишет ученый.

 

 

 

 

 

Сюжет блюда с Малой Оби использует важные эпизоды Ветхого завета. Именно поэтому оно является исключительно редким памятником, относящимся к раннему периоду существования христианства в Средней Азии. В данном случае ветхозаветный сюжет и его основные персонажи оказались выполнены в рамках сасанидских традиций в интерьере раннесредневековой среднеазиатской архитектуры. Давид совершено естественно был изображен в русле иранского канона “царя царей”, поскольку ко времени изготовления блюда существующие легенды представляли его именно в этом качестве.

Вот как А. Бауло описывает блюдо:  Главная сцена происходит в зале дворца. На троне сидит царь. В левом проеме, образованном полуаркой, находится изображение стоящего мужчины, в правом проеме - стоящей женщины. В верхнем сегменте блюда показаны два парящих ангела. Главные персонажи, изображенные на блюде, - царь Давид, его жена Вирсавия и наследник Соломон. Археолог  отметил, что на Урале и в сибирском Зауралье найдены еще два восточных христианских блюда, похожих по качеству, содержанию, гравировкам.

На лицевой стороне блюда художник изобразил сцену, связанную с легендарными правителями Израильско-Иудейского царства Давидом и Соломоном.

Наиболее вероятно, что на троне восседает Давид - царь упомянутого государ-ства (X в. до н.э.), герой ветхозаветного повествования, с которым последующая иудаистическая и христианская традиция связала мессианские чаяния, с музыкальным инструментом в руках:. На блюде последний изображен почтенным старцем, что согласуется с библейским текстом: “...тридцать лет было Давиду, когда он воцарился; царствовал сорок лет” .

В средневековом искусстве Давид часто предстает как музыкант с инструментом (обычно арфой) в руках. В качестве хрестоматийных примеров можно упомянуть книжную миниатюру Хлудовской псалтири IX в., Парижской псалтири X в. [Мифы.., 1987, с. 345], а также изображение Давида на рельефах храма Покрова на Нерли, Дмитриевского собора во Владимире, храма Рождества богоматери в Боголюбове [Вагнер, 1969, с. 19, 23, 73].

По правую руку от Давида изображен Соломон, третий царь Израильско-Иудейского государства (ок. 965 - 928 гг. до н.э.), который предстает в ветхозаветных книгах величайшим мудрецом. На блюде он показан еще молодым человеком, но уже коронованным наследником Давида. Их короны выполнены практически одинаково, с той лишь разницей, что крылья короны Соломона сомкнуты, а Давида - раскрыты. Сравнивая крылья с еще не распустившимся бутоном цветка автор тем самым мог подчеркнуть молодость наследника и увядание его отца.

Представленная сцена удачно подкрепляется библейским текстом: “Давид, состарившись и насытившись жизнью, воцарил над Израилем сына своего Соломона” [1 Пар 23]. Более того, кажется очевидным, что по замыслу автора (или заказчика) блюда Давид здесь исполняет псалом о Соломоне, предрекающий ему обширное владычество:  
Не случайно присутствие на блюде фигур ангелов. Известна хвалебная песнь Давида “Безопасность уповающего на Бога”, текст которой в данном случае может также подчеркивать обращение отца к своему наследнику:  
Трудно сказать, кем является представленная на блюде женщина. С историей Давида и Соломона связано немало женских фигур, наиболее известные среди них три: Вирсавия, дочь фараона и царица Савская.

В этом плане хочется высказать осторожное предположение, связанное с одним из главных вопросов при анализе изделий “восточного серебра”, - с какой целью их делали? Представляется, что было отлита целая серия блюд с библейскими сюжетами для группы христианских миссионеров, отправившихся в составе торгового каравана в Сибирь. Подобных блюд вообще найдено мало, можно упомянуть еще Григоровское (IX - X вв.) и блюдо-дискос с изображением ангелов по сторонам креста (VI в.) [Даркевич, 1976, с. 26; Сокровища.., 1996, с. 70]. Напомню, что на хантыйском святилище малоообское блюдо выполняло условную роль блюда-дискоса: на него выкладывали жертвенный хлеб.

Произведением среднеазиатского искусства считали Аниковское блюдо.

Б.И. Маршак достаточно подробно обосновал версию о том, что на блюде представлены эпизоды книги Иисуса Навина, видоизмененные в среднеазиатской среде. Блюдо отлито в IX - X вв. в государстве христиан-карлуков Семиречья по слепку с оригинала примерно VIII в. Реалии, привнесенные при расчеканке (прежде всего конский убор) относятся к IX - X вв., тогда как реалии, переданные рельефом, восходят к VII - VIII вв. [Маршак, 1971, с. 11; Он же, 1996, с. 10]. По мнению Б.И. Маршака, последовательность эпизодов к книге Иисуса Навина показана на блюде снизу вверх. Внизу - осада Иерихона и блудница Раав в окне, пробитом в городской стене, выше - вынос Ковчега Завета в сопровождении семи жрецов с “семью рогами юбилейными”, еще выше - взятие ханаанского города и Иисус Навин, остановивший одновременно луну и солнце [Маршак, 1971, с. 11]. Версия Б.И. Маршака о сюжете блюда и его датировка были поддержаны В.П. Даркевичем [1976, с. 28 - 29].По замечанию Г.А. Пугаченковой, характерную черту искусства раннего средневековья составляла передача сюжетов, хотя бы и самого легендарного характера, в обстановке и костюмах, современных художнику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Несторианство и проникновение христианства в Сибирь

Движение несториан на восток начинается после низложения константинопольского патриарха  Нестория на третьем Вселенском Соборе в 431 г. Его взгляды встретили поддержку в Сирии и оказали влияние на персидскую христианскую церковь. В 499 г. среди персидских христиан несторианство было провозглашено официально. Несторианские общины Ирана пользовались покровительством сасанидских царей, а позднее и арабских правителей. К началу VI в. христианско-несторианская община во главе с епископом была и в Самарканде. Значение ее в следующем веке усилилось, и в начале VIII в. сюда был назначен вместо епископа митрополит. Король тюрков Арслан Иль-Тюргюк (766 - 840 гг.), являвшийся и правителем Семиречья, обращался к патриарху Тимофею с просьбой прислать “в страну” (от Сыр-Дарьи до Баласагуна) несторианского митрополита. В Мерве христианство начинает распространяться в III в.. В Хорезме колонии христиан существовали в VII - VIII вв. В Пенджикенте найдена сирийская надпись нач. VIII в., содержавшая фрагменты стихов двух псалмов. По мнению  археолога Бориса Маршака, находка документа доказывает проживание в городе согдийцев-христиан, и, возможно, наличие христианской несторианской школы. В литературе уже высказывалось предположение о возможном приходе к власти на короткий срок в Хорезме правителей-христиан.

Большинство ученых считает, что с  VI - VII вв. в Верхнее Прикамье стали проникать среднеазиатские купцы, которые вывозили с Севера моржовые клыки, ловчих птиц и меха. Через Прикамье на рубеже VII - VIII вв. в торговые связи с югом стало втягиваться и Приобье. Западное направление связей в это время было единственно возможным для Зауралья: на юге, в степях, сложилась неспокойная обстановка, одна кочевая империя сменяла другую. На Западе же действовал торговый путь по Волге. Через ответвление этого пути в Прикамье за Урал проникало основное количество восточного серебра.  По мнению В.П. Даркевича, большая часть серебряных изделий попала на Урал не ранее IX в.

В виду особой ценности и «священности» белого металла серебряные изделия чаще всего попадали на сибирские языческие святилища, где продолжали свою жизнь в качестве ритуальных атрибутов. С исчезновением или разрушением культовых мест серебро уходило под землю, откуда спустя сотни лет вторично появлялось на свет в составе «кладов». Одна часть найденных изделий попала в музеи, другая часть - пропала вторично, оставив после себя лишь скупые описания или рассказы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Серебряные блюда в Сибири