Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 17:25, курсовая работа
В данной работе проведено комплексное исследование материально-технического обеспечения предприятия ООО "Альфа", занимающемся производством и реализацией филенчатых дверных блоков.
Основная цель работы - анализ материально-технического обеспечения ООО "Альфа".
Задачи работы:
-исследование теоретических основ обеспеченности предприятия материальными ресурсами;
-анализ динамики основных технико-экономических показателей предприятия;
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Основы обеспеченности предприятия материальными ресурсами
1.1 Цели и задачи анализа материально-технического обеспечения производства ………………………………………………….……………….…5
1.2 Классификация материальных ресурсов…………………………………... 8
1.3 Организация поставки материально-технических ресурсов……………. 11
1.4 Логистика в системе организации материально-технического обеспечения…………………………………………………………………….. 14
ГЛАВА 2. Общая характеристика основных технико-экономических показателей деятельности ООО "Альфа"
2.1 Общие сведения о предприятии………………………………………..….. 17
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия……………………………………………………………….……. 19
2.3 Финансовое состояние и финансовые результаты………………………. 24
ГЛАВА 3. Анализ и оценка эффективности закупок материальных ресурсов в логистической системе предприятия ООО «Альфа»
3.1 Анализ обеспеченности ООО "Альфа" материальными ресурсами……………………………………………………………………….. 33
3.2 Анализ затрат на приобретение материальных ресурсов и расчетов с поставщиками …………………………………………………………………..37
3.3 Пути улучшения материально-технического обеспечения производства ……………………………………………………………………46
Выводы и предложения ……………….……………………………………….49
Список использованной литературы……………
Продукция ООО "Альфа" пользуется спросом, и постоянно принимаются заказы на производство той или иной продукции. Поэтому необходимо своевременное обеспечение предприятия всеми необходимыми материальными ресурсами для бесперебойной его работы.
Размещение средств предприятий имеет очень большое значение в финансовой деятельности и повышении ее эффективности. Поэтому в процессе анализа материальных ресурсов предприятия в первую очередь следует изучить изменения в их составе и дать им оценку. Для этого первоначально проведем анализ состояния активов ООО "Альфа" (табл.12).
Таблица 12
Анализ показателей активов баланса за 2003-2005 гг., тыс. р.
Из табл.12 видно, что в составе активов предприятия оборотные средства в 2003 году составили 45,06%. За анализируемый период они возросли более чем в 2 раза и в 2005 году составили 2103 тыс. р., что составило 56,4% от суммы всех активов. Увеличение оборотных активов произошло за счет значительного увеличения запасов.
Так, если в 2003 году стоимость материальных запасов составила 423 тыс. р., то в 2005 г. - 797 тыс. р.
Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости анализируют отчетные калькуляции по отдельным изделиям, сравнивают фактический уровень затрат на единицу продукции с плановым и данными прошлых лет в целом и по статьям затрат.
Из данных таблицы видно, что затраты сырья на единицу продукции (кв. метр дверного балконного блока) увеличились по сравнению с плановыми расходами, за исключением олифы и рубероида.
Наибольшее изменение суммы материальных затрат произошло на пиломатериал для изготовления данного столярного изделия (затраты сырья увеличились в общем по сравнению с плановыми на пиломатериал обрезной лиственных пород на 23,3 руб.; пиломатериал обрезной хвойных пород - на 51,8 руб. и на пиломатериал необрезной хвойных пород - на 28,8 руб).
Увеличение затрат на сырье по сравнению с плановым уровнем происходило за счет изменения удельного расхода материалов, но в большей степени за счет роста цен на используемые сырье и материалы.
Недопоставка материально-технических ресурсов вызывает недоиспользование производственных мощностей предприятия. В 2004-2005 году не имели места недопоставки сырьевых и топливных ресурсов.
В условиях стабильной экономики фирмы стремятся приблизиться к японской системе "точно-во-время", которая предполагает поставку сырья и комплектующих точно туда и точно в то время, когда это потребуется и направлена на минимизацию запасов.
В условиях российской экономики это пока не возможно. Поэтому пока ООО "Альфа", как и остальные предприятия, вынужден создавать большие запасы сырья и комплектующих. Для этого на предприятии имеются вместительные складские помещения, позволяющие создавать помимо текущих и страховых запасов (на случай отсутствия сырья на рынке), еще и резервные запасы, по объему равные трех-четырех месячной потребности в них. Финансовые ресурсы предприятия позволяют закупать запасы сырья в таких объемах.
Есть два положительных момента в этой ситуации. Во-первых, предприятие ближайшие 3-4 месяца может работать спокойно, не опасаясь сбоев по причине отсутствия сырья, а во-вторых, сегодня, в условиях инфляции руководство ООО "Альфа" считает вложение денег в сырье и комплектующие экономически целесообразным. То есть вкладывать деньги, делая запасы выгоднее, чем положить эти же деньги на депозит в банк. Кроме этого, это позволяет ООО "Альфа" производить в конечном итоге продукцию с меньшими издержками, чем конкурентам, так как у многих из них нет средств, для создания больших объемов производственных запасов.
3.2 Анализ
затрат на приобретение
Фактическими затратами на приобретение материально-производственных затрат (МПЗ) организацией являются:
-суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику;
-вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, через которые приобретены МПЗ;
-таможенные пошлины и другие платежи;
-затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования, включая затраты по их страхованию;
-затраты по содержанию складского аппарата организации;
-затраты за услуги транспорта по доставке МПЗ до места их использования, если они не включены в договорную цену;
-иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ.
Фактическая себестоимость материалов предприятием рассчитывается только по окончании месяца, когда бухгалтерия уже имеет все слагаемые этой себестоимости (платежные документы поставщиков материалов или за перевозку, погрузочно-разгрузочные работы и прочие расходы).
Движение же материалов в организации происходит ежедневно, и документы на приход и расход материалов должны оформляться своевременно, по мере совершения операций и находить отражение в учете. Поэтому в учете используются твердые, заранее установленные учетные цены.
По окончании месяца рассчитываются суммы и процент транспортно-заготовительных расходов для доведения их до фактической себестоимости.
Поступление МПЗ может быть от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы за наличный расчет, от списания пришедших в негодность основных средств и МБП.
Расчеты с поставщиками за поступившие МПЗ чаще всего производятся организацией в неденежной форме расчетов из-за острой нехватки денежных средств. Поступающие на предприятие МПЗ оформляют бухгалтерскими документами в следующем порядке.
Вместе с отгрузкой МПЗ поставщик высылает предприятию расчетные и другие сопроводительные документы - платежное требование, накладная или товарно-транспортная накладная, счет-фактура и другие. Расчетные и сопроводительные документы поступают в бухгалтерию предприятия. После проверки соответствия объемов и качества поступивших материалов принимается решение о полном или частичном акцепте или мотивированном отказе от акцепта расчетных документов поставщика.
Для получения МПЗ со складов поставщиков материально-ответственному лицу выдается доверенность и наряд на получение материалов, в которых указывается перечень материалов, подлежащих получению. Принятые кладовщиком материалы на основной склад оформляются приходным ордером.
В случаях перевозки грузов автотранспортом приемка материалов, поступающих на предприятие, осуществляется на основании товарно-транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя.
При установлении несоответствия поступивших материалов их ассортименту, качеству и количеству, указанным в документах поставщика, приемку материалов производит комиссия, которая составляет акт о приемке материалов без оформления приходного ордера.
Подотчетные лица приобретают МПЗ на предприятиях торговли, у других предприятий, на рынке или у населения за наличный расчет.документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный чек или квитанция от приходного ордера и закупочный акт, которые прилагаются затем к авансовому отчету.
Под отпуском МПЗ в производство понимается на предприятии их отпуск непосредственно для выполнения ремонтных, строительных и монтажных работ. Кроме того, сюда же относится и отпуск на ремонтные и хозяйственные нужды. Отпуск МПЗ рассматривается как отпуск в производство.
Оценка запасов и расчет фактической себестоимости отпущенных в производство материальных ресурсов производится по средней себестоимости, определяемой по окончании каждого месяца по каждому виду материальных запасов.
МПЗ отпускаются в производство по весу, объему или счету, в строгом соответствии с установленными нормами и объемом, предусмотренными в производственной смете на основе требований-накладных на отпуск материалов со склада.
На предприятии лимитирование расхода материалов производится производственно-экономическим отделом при составлении производственных смет на строительство. В основу лимитов принимаются производственные нормы расхода материалов на единицу конструктивного элемента или вида работ. Расход МПЗ и труда сверх норматива на предприятии оформляется актом на дополнительные работы.
Отпуск МПЗ с приобъектного склада в ООО "Альфа" на производство отражается в материальном отчете материально-ответственного лица без оформления первичными документами.
Перемещение МПЗ из одного приобъектного склада на другой приобъектный или основной склад оформляется накладной на внутреннее перемещение материалов.
Отпуск материалов на сторону оформляется на основании договоров, нарядов и других соответствующих документов и письменного разрешения руководителя предприятия или лиц им на то уполномоченных, путем выписки приказа-накладной на отпуск материалов на сторону.
Все приходные и расходные документы группируются по номенклатурным номерам и в конце месяца подсчитанные по документам итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материалов записываются в оборотные ведомости, составляемые в натуральном и денежном выражении отдельно по каждому объекту строительства.
Для сопоставления фактического объема израсходованных материалов на выполнение работ с их производственными нормами по окончании месяца производственно-экономическим отделом составляется отчет о расходе основных материалов в производстве в сопоставлении с производственными нормами.
Отчет составляется по отдельным объектам на основании:
данных о выполненных за месяц работах;
установленных производственных норм расхода материалов на единицу объема работ (в соответствии с нормативными справочниками);
документов о фактическом расходе материалов (материального отчета и др.).
Рассмотрим контроль за использованием материалов в организации.
Для контроля за использованием сырья и материалов в производстве ООО "Альфа" используют следующие три основных метода: документирование, методы партионного раскроя и инвентарный.
Метод документирования основан на документальном оформлении отдельными документами всех случаев отклонений расхода сырья и материалов от установленных норм, нормативов и условий (при отпуске сырья и материалов сверх лимита, при замене одних видов сырья и материалов другими и др.). Данный метод в той или иной мере используется на всех промышленных предприятиях.
Сущность метода партионного раскроя заключается в том, что на каждую партию материалов, отпускаемых на производство, выписывается раскройный лист, (учетная карта). В нем указывают количество материала, поданного к рабочему месту, количество заготовок (деталей) и отходов, которое должно быть получено из материалов, и фактически полученные заготовки, и отходы.
Для выведения результатов раскроя фактически полученное количество заготовок сравнивают с нормативным. Экономию. или перерасход материалов определяют сопоставлением фактического количества израсходованного материала с расходом по норме. Такие же расчеты осуществляют и по отходам. В раскройном листе указывают также причины выявленных отклонений и лиц, ответственных за раскрой материалов.
При инвентарном методе по истечении смены, суток, пятидневки или другого периода проводят инвентаризацию остатков неизрасходованного сырья и материалов. Фактический расход сырья и материалов на производство определяют прибавлением к остатку сырья и материалов на начало периода поступления сырья и материалов и вычитанием из полученной суммы остатка сырья и материалов на конец периода.
Нормативный расход сырья и материалов определяют умножением выработанной продукции на норму расхода сырья и материалов. Фактический расход сырья и материалов по каждой калькуляционной сравнивают с нормативным и устанавливают отклонения от норм, которые затем распределяются по соответствующим объектам учета затрат пропорционально нормативным затратам.
По выявленным отклонениям определяют их причину и виновников (инициаторов). Для систематизации и анализа отклонений от нормы на предприятии ООО "Альфа" разрабатывают номенклатуру причин и определяют возможных виновников.
По истечении 1 месяца цехи составляют отчеты о расходе сырья и материалов, где указывают нормативный и фактический расходы материалов на каждый вид продукции или на несколько видов продукции в целом. В отчетах дается объяснение причин перерасхода или экономии по материалам.
На оснований этих отчетов цехов бухгалтерия составляет по каждому синтетическому счету в отдельности ведомости (машинограммы) распределения израсходованных сырья и материалов, где расход сырья и материалов отражается по каждому аналитическому счету, открываемым в развитие синтетических производственных счетов.
Во многих отраслях и производствах распределение сырья и материалов по видам продукции осуществляется прямым путем, так как в первичных документах по их расходованию указывается вид (код) изделия. Однако в ряде отраслей и производств сырье и материалы расходуются на группу изделий, и поэтому по видам продукции они распределяются косвенно-нормативным или коэффициентным способами.
При нормативном способе фактически израсходованные сырье и материалы распределяют по видам продукции пропорционально расходу их по норме.
Рассмотрим документальное оформление поступления и расходов материалов.