Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 22:41, контрольная работа
Цель курсовой работы - показать возможности улучшения финансирования и расширения источников финансирования малого бизнеса, в том числе за счет ресурсов банковско-кредитной системы, совершенствования форм и методов взаимодействия программных документов федерального и регионального уровня.
Введение 3
Глава 1.Характерные черты малого предпринимательства 4
Глава 2.Методы государственной поддержки малого предпринимательства 15
Аналитический отчет 2004г. Особенности развития малого бизнеса г.Москвы 23
Список литературы 26
В условиях инфляции данная льгота предоставляет определенные преимущества. Кроме того, облегчается ведение бухгалтерского учета;
- уплаченные малыми предприятиями при приобретении основных средств и нематериальных активов согласно п.50 Инструкции ГНС РФ N 1 " О НДС " Суммы НДС вычитаются в полном объеме при вводе в эксплуатацию основных средств и нематериальных активов;
- в соответствии с Законом РСФСР от 20 декабря 1991г. "Об инвестиционном налоговом кредите" малые предприятия имеют право получить инвестиционный налоговый кредит. Под инвестиционным налоговым кредитом, понимается отсрочка налогового платежа, предоставляемая органами государственнми органами государственной власти или налоговыми органами.
Помимо перечисленных общих ранее льгот, действующих для всех малых предприятий, законодательством представлена специальная льгота, применение которой обусловлено наличием определенных критериев, предъявляемых к малым предприятиям.
Согласно п.22 Инструкции ГНС РФ N 4 "О налоге на прибыль" в первые два года освобождаются от уплаты налога на прибыль вновь созданные малые предприятия отвечающие следующим требованиям.
Во-первых, осуществляющие:
- производство и переработку сельскохозяйственной продукции;
- производство продовольственных товаров;
- производство товаров народного потребления (при отнесении промышленной и сельскохозяйственной продукции к товарам народного потребления следует руководствоваться Методическими рекомендациями по отнесению промышленной и сельскохозяйственной продукции к товарам народного потребления , утв. Минэкономики РФ и Госкомстатом РФ от 27.07.1993г.);
- производство медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
- технических средств профилактики и реабилитации инвалидов;
- строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения( включая ремонтно-строительные работы).
Во-вторых, выручка от указанных видов деятельности должна превышать 70 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
В-третьих, в случае прекращения малыми предприятиями деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения 5-летнего срока (начиная со дня его государственной регистрации ) сумма налога на прибыль подлежит внесению в бюджет РФ в полном размере за весь период деятельности.
В третий и четвертый год работы малые предприятия уплачивают налог в размере 25 % и 50 % от основной ставки, если выручка от перечисленных видов деятельности составляет свыше 90 процентов общей суммы выручки от реализации ими продукции (работ, услуг).
Льготы по указанным малым предприятиям в части снижения налоговых ставок применяются предприятиями по результатам их деятельности, начиная с 1 января 1994г. Перерасчет сумм налога до 1 января 1994г. не производится.
Настоящая льгота не распространяется на предприятия, созданные на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений, в том числе созданных в результате приватизации государственных и муниципальных предприятий. Льгота не распространяется также на малые предприятия, в уставном капитале которых доля государственной, муниципальной собственности общественных объединений составляет более 25 процентов.
При определении доли выручки от указанных видов деятельности в общей сумме выручки от реализации продукции в общую сумму не включается выручка по видам деятельности, доходы от которой облагаются в соответствии с положениями, предусмотренными в разделе 6 Инструкции ГНС РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", а также выручка, полученная от продажи основных фондов и иного имущества. К доходам для которых установлен особый порядок налогообложения, относятся :
1. дивиденды, проценты, полученные по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятиям;
2. доходы об долевого участия в других предприятиях, созданных на территории РФ;
3. доходы ( включая доходы от аренды и иных видов использования) казино, иных игорных заведений и от другого игорного бизнеса;
4. доходы видеосалонов (от видеопоказа) от проката видео и аудиокассет и записи на них.
Малые предприятия, помимо налога на прибыль, уплачивают налоги с перечисленных видов доходов (по установленным ставкам, отличным от общеустановленных) вне зависимости от того, имеют ли они льготу по налогу на прибыль или нет, поскольку действующее законодательство не устанавливает специальной льготы при налогообложении данных видов доходов.
Сложность ситуации заключается в том, что принципы управления, свойственные государству федеративного типа, конечно, не позволяют Центру диктовать субъектам Федерации когда и какие законы принимать. Однако, возможны меры иного свойства. Так, неоднократно предлагалось пойти на свертывание или заметное сокращение всех форм федеральной помощи регионам в реализации их программ поддержки МП, если в указанных регионах отсутствуют соответствующие законы, четко обозначающие права и ответственность региональных органов государственной власти и управления в деле развития и государственной поддержки МП. Разумеется, столь жесткие меры целесообразно было бы подкрепить включением в федеральную программу пункта о разработке силами экспертов и специалистов некоего «модельного варианта» закона субъекта РФ «О развитии и государственной поддержки МП» и ее апробации в нескольких республиках и регионах России.
К числу значимых методологических проблем относится и усиление комплексного характера осуществляемых мер поддержки малого бизнеса через систему государственых программ. Речь в данном случае идет о преодолении ситуации, когда поддержка оказывается не комплексно, «однобоко» и, как следствие, - весьма часто малорезультативно. Например, значительные средства - как на федеральном, так и на региональном уровне - тратились и по-прежнему тратятся на обучение предпринимателей. Однако часто такие усилия не дают должной отдачи, т.к. действующие программы поддержки не содержат идеи «автоматического» подкрепления полученных знаний предпринимателей необходимым им минимумом «стартового капитала», возможностью получения лизинговых услуг или приобретения франчайзы, возможностью достаточно льготной аренды производственного/торгового помещения и пр. Реализация комплексного характера поддержки требует качественно нового подхода к сбалансированности и взаимоувязке различных блоков государственных программ с учетом реальной потребности тех или иных категорий малых предпринимателей - как действующих, так и потенциальных - в тех или иных мерах (формах) поддержки. При этом, если ранее приоритет неизменно отдавался поиску стартового капитала, то теперь все более актуализируется проблема так называемой «имущественной поддержки» МП путем выделения им нежилых помещений, перераспределения территорий и помещений предприятий за счет разукрупнения или реструктуризации фактически бездействующих предприятий ли предприятий-банкротов, конверсионных предприятий, путем создания на их основе специальных производственных баз и технопарков и пр.
Организационно-
Особой проблемой в финансовом аспекте реализации целевых государственных программ поддержки МП является усиление роли банковских институтов. Речь идет об их участии в финансировании (точнее - софинансировании) государственных программ поддержки МП с общей перспективой замещения «фондовой» модели финансово-операционного обеспечения указанных программ (рассчитанной преимущественно на бюджетную «подпитку» программ, а в целом - только на начальный этап формирования всей практики государственной поддержки малого бизнеса) преобладающей ролью специализированных банков. Нынешнее же взаимодействие МП с банковско-кредитным сектором экономики следует расценить как неудовлетворительное. Это взаимодействие банков “заморозилось” на уровне преобладающего значения краткосрочного кредитования, причем преимущественно сферы торгово-посреднеческих операций МП. Роль банков как источника инвестиционной деятельности МП, их реструктуризации незначительна. Это связано с причинами, лежащими как на стороне банков, так и вне их.
Ряд интересных возможностей заключен в усилении взаимного кредитования предприятий малого бизнеса, которые уже активно действуют во многих регионах России.
На мой, пока еще не профессиональный взгляд, помощь правительства малому бизнесу, должна стать неотъемлемой частью его работы. Состояние малого бизнеса мне представляется чем-то вроде индикатора экономики страны в целом, являясь одной из самых незащищенных частей экономики, малый бизнес тяжелее всего переносит кризисы, которые в нашей стране происходят с завидным постоянством и поддержка государства ему просто необходима.
В отчете рассматриваются предварительные итоги развития малого бизнеса Москвы в 2003г. Их предварительный характер обусловлен, во-первых, тем, что данные бухгалтерской отчетности малого бизнеса, содержащие большой объем информации и отличающиеся несколько более высокой достоверностью по сравнению с рядом других источников, пока Мосгоркомстатом (МГС) не сформированы, и, во-вторых, тем, что данные по ряду экономических показателей, приводимые в статистических бюллетенях МГС, через год после первой публикации подвергаются корректировке, часто весьма значительной.
Состояние такого сектора малого бизнеса, как индивидуальное предпринимательство, не оценивалось, поскольку данных о его состоянии, кроме количества зарегистрированных предпринимателей, в материалах официальных органов не содержится. Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы.
1. Малый бизнес г. Москвы продолжает постепенно развиваться, несмотря на некоторое замедление темпов роста количества малых предприятий (МП). Их количество за год выросло на 0,8% (1518 ед.), а численность работников увеличилась на 24,4 тыс. человек или на 1,3%. Темпы прироста количества предприятий и численности работников малых предприятий в 2003 году примерно в 5 раз ниже соответствующих показателей 2002 года.
В то же время по данным Мосгоркомстата число зарегистрированных предприятий и организаций за 2003 год увеличилось на 98,7 тыс. единиц. Доля МП в этом приросте составила около 1,5%, что представляется крайне маловероятным и вызывает сомнения в достоверности данных о количестве малых предприятий, а следовательно, и численности работников данной сферы.
2. В отраслевой структуре малого бизнеса Москвы по сравнению с предыдущим годом произошли существенные изменения. 2002 год отличался активным ростом доли торговли (около 10%) и заметным сокращением числа предприятий, в таких отраслях, как строительство (на 2,8%), наука и научное обслуживание (на 2,5%), промышленность (на 1,7%), жилищно-коммунальное хозяйство (на 1,2%), общественное питание (на 1,5%). В 2003 году вышеуказанные тенденции сменились на противоположные: заметно сократилась доля предприятий, занимающихся торговлей и общественным питанием - на 5% (в основном за счет снижения доли оптовой торговли на 3,5%), и увеличилась доля предприятий в таких отраслях, как промышленность – на 1%, строительство – на 1%, наука и научное обслуживание - на 0,8%, операции с недвижимым имуществом – на 0,6%.
3. Наибольшее сокращение количества малых предприятий имело место в торговле и общественном питании (8,2% или 8737 ед.), в частности, предприятий оптовой торговли стало меньше на 8,4% (или на 6068 ед.), розничной торговли – на 4,8% (826 ед.), общественного питания – на 16% (384ед.). Однако в отличие от предыдущего года во многих экономически значимых отраслях произошли положительные изменения: в жилищно-коммунальном хозяйстве количество малых предприятий увеличилось на 88% (прирост составил 502 ед.), информационно-вычислительном обслуживании – на 57% (1020 ед.), непроизводственных видах бытового обслуживания населения – на 36% (646 ед.), операциях с недвижимым имуществом – на 30,6% (1062 ед.), науке и научном обслуживании – на 22% (1610 ед.), транспорте – на 20% (523ед.), в промышленности - на 16,5% (2083 ед.), в строительстве – на 12% (или 2148 ед.). Подобная динамика прослеживается и в части изменения численности работников на МП.
4. Среднемесячная заработная плата на одного работника МП в 2003г. составила 3249 рублей, что вдвое выше показателя 2002г. Это связано, по-видимому, с частичным выводом из “тени” реальной заработной платы в связи с изменением порядка налогообложения. В то же время средняя зарплата работников МП по данным МГС почти в 4 раза ниже номинальной зарплаты работников в целом по Москве. Маловероятно, что треть работающих москвичей имеет столь низкую зарплату, более оправданной представляется гипотеза о том, что теневая доля оплаты труда в малом бизнесе существенно выше, чем в других секторах.
Информация о работе Государственное регулирование малого бизнеса