Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 19:46, реферат
Целью работы является выяснить особенности построения и функционирования информационных систем, обеспечивающих функционирование логистических систем, являющихся предметом изучения информационной логистики.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи: рассмотреть понятие, цель и задачи информационной логистики; изучить информационные потоки и системы в логистике; виды информационных систем и принципы их построения; исследовать эффект от применения логистических информационных систем.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие, цель и задачи информационной логистики………4
Глава 2. Информационные потоки в логистике……………………….6
Глава 3. Информационные системы в логистике……………………...9
3.1 Виды информационных систем в логистике………………………11
3.2 Принципы построения информационных систем…………………13
Список используемой литературы……………………………………..15
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие, цель и задачи информационной логистики………4
Глава 2. Информационные потоки в логистике……………………….6
Глава 3. Информационные системы в логистике……………………...9
3.1 Виды информационных систем в логистике………………………11
3.2 Принципы построения информационных систем…………………13
Список используемой литературы……………………………………..15
Введение
На мой взгляд, тема исследования
контрольно-курсовой работы «Информационная
логистика» - актуальна. В современных
условиях через сферу производства
и обращения по направлению к
конечному потребителю
Целью работы является выяснить особенности построения и функционирования информационных систем, обеспечивающих функционирование логистических систем, являющихся предметом изучения информационной логистики.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи: рассмотреть понятие, цель и задачи информационной логистики; изучить информационные потоки и системы в логистике; виды информационных систем и принципы их построения; исследовать эффект от применения логистических информационных систем.
По вопросам и задачам, поставленным в ККР, имеется весьма много литературы. Я полагаю, степень разработанности проблемы обширна. Анализ данной проблемы представлен в трудах следующих учёных: А.М. Гаджинский, И.А. Леншин и многие другие.
Глава 1. Понятие, цель и задачи информационной логистики
Информационная логистика - это часть логистики, которая является связующим звеном между снабжением, производством и сбытом предприятия и занимается организацией потока данных, который сопровождает материальный поток в процессе его перемещения.
Цель информационной логистики определяется общей целью логистики, т. е. её шестью правилами: нужный продукт, в нужном месте, в нужное время, в необходимом количестве и необходимого качества, с минимальными затратами. Для выполнения этих правил в нужном месте, в нужное время должна оказаться и нужная информация. Количество и качество этой информации должно отвечать предъявляемым требованиям, затраты, связанные с её продвижением, должны быть минимальны.
Таким образом, целью информационной логистики является наличие:
нужной информации (для управления материальным потоком);
в нужном месте;
в нужное время;
необходимого содержания (для лица принимающего решение);
с минимальными затратами.
Средства информационной логистики должны позволять планировать материальные потоки, управлять ими и контролировать их. Следовательно, основными задачами информационной логистики являются:
планирование логистических потребностей;
анализ решений, связанных с продвижением материальных потоков;
управленческий контроль логистических процессов;
интеграция участников логистической цепочки.
Доставка информации к и от системы управления предприятием, при этом каждый уровень иерархии должен получать только необходимую ему информацию в требуемые сроки. Информационная логистика и ее высший уровень руководства - информация для выработки стратегии и политики для принятия решения. Средний уровень руководства - управленческая информация для тактического планирования и принятия решений Информационная логистика и ее контролирующий орган – информация для оперативного планирования и контроля. Информационная логистика и ее оперативный орган – обработка оперативных сделок, ответ на запросы. В ходе протекающих в логистической системе процессов информационная логистика должна реализовывать:
1)сбор информации в местах возникновения
2)анализ информации и ее преобразование
3) накопление информации и ее хранение
4) также информационная
логистика должна
5) фильтрация информационного потока
6)выполнение элементарно-
7) информационная логистика
должна управлять
Учёные разных стран сходятся во мнении, что современное развитие логистика получила в основном благодаря появлению и развитию средств передачи и обработки данных.
Глава 2. Информационные потоки в логистике
Одним из ключевых понятий логистики является понятие информационного потока.
Информационный поток – это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов.
В логистике выделяют следующие виды информационных потоков.
В зависимости от вида связываемых потоком систем – горизонтальный и вертикальный;
В зависимости от места прохождения – внешний и внутренний;
В зависимости от направления по отношению к логистической системе – входной и выходной;
В зависимости от вида носителя информации – бумажные, электронные, смешанные;
В зависимости от плотности – малоинтенсивные (до 1 Мбит/с), среднеинтенсивные (1-2 Мбит/с), высокоинтенсивные (свыше 2 Мбит/с);
В зависимости от периодичности – регулярные, оперативные, случайные, on-line, off-line.
Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную:
Опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе;
Опережающий информационный поток в прямом направлении – это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза;
Одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока;
Вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству или по качеству, разнообразные претензии, подтверждения.
Путь, по которому движется информационный поток, в общем случае, может не совпадать с маршрутом движения материального потока.
Информационный поток характеризуется следующими показателями:
Источник возникновения;
Направление движения потока;
Скорость передачи и приема;
Интенсивность потока и др.
Управлять информационным потоком можно следующим образом:
Изменяя направление потока;
Ограничивая скорость передачи до соответствующей скорости приема;
Ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.
Измеряется информационный
поток количеством
В практике хозяйственной деятельности информация может измеряться также:
- количеством обрабатываемых или передаваемых документов;
- суммарным количеством документострок в обрабатываемых или передаваемых документах.
Следует иметь в виду, что помимо логистических операций в экономических системах осуществляются и иные операции, также сопровождающиеся возникновением и передачей потоков информации. Однако логистические информационные потоки составляют наиболее значимую часть совокупного потока информации.
Рассмотрим в качестве примера структуру совокупного информационного потока в крупном магазине продовольственных товаров. Основную часть общего объема обращающейся здесь инфрмации (более 50%) составляет информация, поступающая в магазин от поставщиков. Это, как правило, документы, сопровождающие поступающий в магазин товар, так называемые товарно-сопроводительные документы, которые в соответствии с вышеприведенными определениями образуют входящий информационный поток.
Логистические операции в магазине не ограничиваются получением товаров от поставщиков. Внутримагазинный торгово-технологический процесс также включает в себя многочисленные логистические операции, которые сопровождаются возникновением и передачей информации, используемой внутри магазина. При этом доля образованной информации, используемой внутри магазина, составляет приблизительно 20%.
В целом 2/3 общего объема обрабатываемой в магазине информации может составлять информация, необходимая для контроля и управления логистическими операциями. На производственных предприятиях или предприятиях оптовой торговли доля логистических информационных потоков еще значительней.
Глава 3. Информационные системы в логистике
Значимым элементом любой
логистической системы является
подсистема, обеспечивающая прохождение
и обработку информации, которая
при ближайшем рассмотрении сама
разворачивается в сложную
Составными частями
Техническое обеспечение, т. е. совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информационных потоков;
Информационное обеспечение, которое включает в себя различные справочники, классификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания данных;
Математическое обеспечение, т. е. совокупность методов решения функциональных задач. Логистические информационные системы, как правило, представляют собой автоматизированные системы управления логистическими процессами. Поэтому математическое обеспечение в логистических информационных системах – это комплекс программ и совокупность средств программирования, обеспечивающих решение задач управления материальными потоками, обработку текстов, получение справочных данных и функционирование технических средств.
Совокупность решаемых информационной системой задач, сгруппированных по признаку общности цели, образует т.н. функциональную подсистему этой системы.
Таким образом, в информационной системе можно выделить две подсистемы: функциональную и обеспечивающую.
Информационная система в логистике – это определенным образом организованная совокупность персонала, взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных справочников, необходимых средств программирования и обеспечивающая возможность планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования логистической системы.
Информационно-техническое
обеспечение логистических
Системный подход к проектированию систем предусматривает определенную последовательность действий, в соответствии с которой вначале определяют цель функционирования системы, затем формулируют требования к ней, затем формируют ориентировочно некоторые подсистемы, из которых в итоге синтезируют систему, используя при этом критерии выбора.
Целью функционирования логистической информационной системы в общем случае является совокупность шести правил логистики (только применительно к информационному потоку).
Основные требования к логистическим информационным системам, позволяющие понять, что будет в качестве конечного продукта, проектируя информационное обеспечение логистических процессов.
Требования к логистическим информационным системам опережающее прохождение информационных потоков
стандартизованные технические интерфейсы и протоколы передачи данных;
возможность для партнеров доступа к прикладным программам;
объединение существующих систем банков данных и возможность для партнеров доступа к ним;
однократная безошибочная регистрация данных;
организация селективного санкционированного доступа к данным;
обработка или архивация данных в момент и в месте возникновения;
открытость архитектуры системы.
Организация связей между элементами в информационных системах логистики может существенно отличаться от организации традиционных информационных систем. Это обусловлено тем, что в логистике информационные системы должны обеспечивать всестороннюю интеграцию всех элементов управления материальным потоком, их оперативное и надежное взаимодействие.
3.1 Виды информационных систем в логистике
Информационные системы в логистике могут создаваться с целью управления материальными потоками на уровне отдельного предприятия, а могут способствовать организации логистических процессов на территории регионов, стран и даже группы стран.
На уровне отдельного предприятия информационные системы, в свою очередь, подразделяют на три группы:
Плановые;
Диспозитивные; (диспетчерские)
Исполнительные; (оперативные)
Логистические информационные
системы, входящие в разные группы,
отличаются как своими функциональными,
так и обеспечивающими