Истоки идеологии белорусской государственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 21:44, реферат

Описание работы

Дискуссии по проблеме формирования идеологии национальной государственности ведутся во всех государствах СНГ. Во всех этих дискуссиях проводится мысль о том, что поскольку народ выступает одним из самых главных субъектов политики, следовательно, он является носителем определенных идеологических воззрений. О своем месте в этом мире каждый народ в ходе своего исторического развития вырабатывает и определенную систему идей, представлений, понятий, принципов о формировании своей национальной общности, форм своей государственной и экономической жизни, своих взаимоотношений с другими народами.

Содержание работы

Введение

1. Формирование идеологии белорусской государственности

2. Перспективы развития идеологии белорусской государственности

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 37.37 Кб (Скачать файл)

 

Несомненно, национальное самоопределение, образование самостоятельной государственности  как конкретно-исторический процесс  предполагает не только провозглашение тех или иных деклараций, какими бы привлекательными и яркими они  не были, но и функционирование реальной системы органов власти на определенной территории, выработку, принятие законов  и их реализацию, т.е. правотворческую  деятельность, выполнение контрольных  функций, гарантию обеспечения прав и свобод своих граждан. Без всего  этого заявление о самоопределении  и создании белорусской государственности  оставалось лишь декларацией.

 

Белорусская народная республика не была реальным государственным образованием. Она так и не смогла осуществить  свои представительные и полномочные  функции. Хотя республика и провозглашалась  в этнических границах проживания белорусов, свою юрисдикцию на этой территории она  не осуществляла. Несмотря на то, что  в лице Рады БНР и Народного  секретариата была создана определенная политическая структура, выступавшая  как законодательная и исполнительная власть, она не была признана германской оккупационной администрацией. Тем  более ее не  

признали  правительства ведущих стран  мира - США, Англии, Франции, Германии и  др. Акт самоопределения БНР не поддержало в основной своей массе  и население Беларуси. Не было армии, отсутствовала финансовая система, не сформировались органы власти на местах. Функции правительства БНР ограничивались урезанными полномочиями его представителей при германской оккупационной администрации  и решениями задач в культурно-образовательной  сфере, а также в области развития местной промышленности, торговли.

 

В силу неблагоприятных для  БНР внешнеполитических и внутренних обстоятельств, вдобавок к тому из-за непреодолимой изолированности  ее деятелей от широких народных масс, увлеченных идей советской государственности, БНР так и не смогла стать независимым, суверенным белорусским государством. Это было признано на 2-ой Всебелорусской конференции, проходившей в октябре 1925 года в Берлине. В ее работе участвовали  представители различных течений  белорусской политической эмиграции. Участники конференции признали Минск - столицу БССР «единым центром  политического и культурного  возрождения Беларуси» и объявили о роспуске Рады и правительства  БНР.

 

Создание белорусской  национальной государственности проходило  в обстановке острейших социальных столкновений и потрясений, вызванных  российской революцией. Поэтому события, связанные с рождением белорусской  государственности, сегодня никак  не вписываются в однобокие надуманные схемы. Они развивались так, а  не иначе в силу многих объективных  и субъективных обстоятельств, среди  которых особую роль играли внутренние и внешние факторы, специфика  национального движения в Беларуси, действия классовых и социальных сил, логика политической борьбы. Именно это и предопределило поражения  тех политических сил, которые пытались реализовать идею Белорусской народной республики. В этом противостоянии и рождалась белорусская государственность  на советской основе.

 

1 января 1919 года, как известно, была провозглашена Белорусская  Советская Социалистическая Республика (БССР). Ее провозглашением был  заложен прецедент создания политико-территориальной  единицы с атрибутами белорусской  государственности в рамках советского  строя.

 

По мере развития и усложнения как внутренней, так и внешней  ситуации для лидеров большевиков  все более насущной становилась  проблема изменения стратегии и  тактики в национальном вопросе. Акцент делался на следующем: любым  путем сохранить РСФСР, которая  рассматривалась как прообраз будущей  мировой Республики Советов (впоследствии эта роль отводилась, образованному  в декабре 1922г., СССР). Советская Социалистическая Республика Беларусь создавалась как  плацдарм для наступления советских  войск для поддержки мировой  пролетарской революции. Правда, уже  в ходе развертывания национального  государственного строительства в  Беларуси лидеры большевистской партии пришли к выводу, что роль одного из плацдармов при наступлении революции  и буфера при ее возможном отступлении  лучше будет выполнять не отдельно БССР, а объединенная Литовско-Белорусская  ССР, и поэтому были внесены соответствующие  коррективы в геополитическую конструкцию. Было принято решение выделить из БССР и вернуть в состав РСФСР  три губернии: Витебскую, Могилевскую, Смоленскую, а оставшуюся территорию объединить с Литовской ССР в  одном государственном образовании - Литовско-Белорусской ССР, которая  реально просуществовала до августа 1919 года (ее территория была полностью  оккупирована польскими интервентами). Между тем необходимо отметить, что  ЦК РКП (б) шел на отделение от БССР Могилевской и Витебской губерний достаточно продумано (впоследствии, в 1924 и 1926 годах, эта территория была воссоединена с БССР).

 

Второе провозглашение БССР произошло в июле 1920 года. О возрождении  белорусской советской государственности  было заявлено в «Декларации о  провозглашении независимости Советской  Социалистической Республики Белоруссии», которая была принята 31 июля 1920 года в Минске на совместном заседании  представителей государственных и  

партийных органов, общественно-политических организаций  и профсоюзов. Появление этого  документа было связано с июльским (1920г.) наступлением на Западном фронте Красной Армии, которая практически  освободила всю территорию Беларуси. Этот документ объявил о восстановлении БССР, провозглашенной 1 января 1919 года. В условиях продолжавшейся советско-польской войны, безусловно, было очень трудно определить административно-территориальную  границу возрождавшейся республики. Поэтому первоначально она складывалась в рамках Минской губернии (6 уездов с населением 1,6 млн. человек). И хотя на путях становления национальной государственности белорусского народа было много трудностей, в Декларации с позиций «полного суверенитета ставился вопрос о государственных  связях между советскими республиками». Заявлялось, что отношения между  ССРБ и РСФСР будут оформляться  на равноправной основе. Позже принцип  равноправия республик был положен  в основу Союзного рабоче-крестьянского  договора между РСФСР и ССРБ, заключенного 21 января 1921 года, в котором вновь  признавались независимость и суверенитет  «каждой из договаривающих сторон». В декларации затрагивались и  языковые проблемы, от решения которых  зависело духовное возрождение белорусского народа. Устанавливалось «полное  равноправие языков (белорусского, русского, польского, еврейского) в  сношениях с государственными учреждениями и в организациях и учреждениях  народного просвещения и социалистической культуры». Коренная нация в отношении  языка не получила никаких преимуществ.

 

С окончанием гражданской  войны логика государственного строительства  подводила к необходимости установить более четкие союзные отношения  между советскими республиками. В  этих условиях начался переход к  новому этапу государственного строительства - объединению республик в единое союзное государство с общими для всех республик органами управления. Поиск новых форм государственного устройства сопровождался острой политической борьбой. Несмотря на это, движение от унитаризма к федерализму увенчалось в конце 1922г. созданием Союза Советских  Социалистических Республик. Однако, провозглашая СССР, советские республики, в том  числе и БССР, вынуждены были принять  сталинскую формулу о том, что  всякое государственное объединение  ограничивает суверенитет его членов в пользу центральных органов  управления. На этой основе был утвержден  безусловный приоритет общегосударственных  интересов над интересами республик.

 

Договор 1922 года о создании СССР основывался на компромиссе  между национальной автономией и  сохранением централизованного  государства, которое должно было стать  средством осуществления революционного идеала. Этот идеал включал в себя возможность устранения как классов, так и наций. Следовательно, в  момент создания союзного государства  в теоретическом плане нация  рассматривалась как некоторый  пережиток. Государство, основывающееся на принципе пролетарского интернационализма, по крайней мере, в теории становилось  «безнациональным». И действительно, в 30-е годы в политической практике понятие «национальный интерес» было устранено. Оно было возрождено только в годы Великой Отечественной войны.

 

Принцип ограничения суверенитета союзных республик вошел в  Союзный договор, а затем в  Конституцию СССР 1924 и 1936 годов. И  хотя в Конституции СССР 1977 года теория ограниченного суверенитета не получила юридического закрепления, было зафиксировано положение о  том, что «союзная республика - суверенное государство». В годы перестройки  оно стало правовой основой движения за обновление Союза, стимулировало  стремление к реализации идеи полного  суверенитета республик. 27 июля 1990 года Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете нашей республики. Декларация стала  государственно-правовым актом о  суверенитете БССР. И хотя Декларация заявила о том, что Беларусь выбрала  собственный путь развития, в ней  не предусматривался выход республики из Союза. Объявление независимости  БССР было началом нового этапа  

самоопределения белорусского народа.

 

Провозглашенная 1 января 1919 года БССР представляла собой целую  эпоху в истории становления  новой белорусской государственности. Безусловно, она стала первым реальным национальным белорусским государством. При всей ограниченности суверенитета в советский период БССР отнюдь не была фикцией. Первый опыт белорусской  государственности имел огромное значение для развития белорусского народа на протяжении всего ХХ столетия. За 70 лет своего существования в составе  Советского Союза Белорусская ССР  постепенно собрала основную часть  этнической территории белорусов («укрепление» БССР в 1924 и 1927 годах, воссоединение  Западной Беларуси с БССР в 1939 г.) и  выполнила государственно-политическую и культурную роль объединения белорусской  нации. Впервые в истории был  создан реально действующий аппарат  государственной власти, национальная система просвещения и науки, государственная институционированная система профессионального искусства  и культуры, массовая национальная пресса и т.д. Беларусь стала индустриально  развитой республикой и прославилась на весь мир героическим сопротивлением немецко-фашистским оккупантам в годы Великой Отечественной войны.

 

На основе БССР в 1991 году была провозглашена суверенная Республика Беларусь. На пути закрепления суверенитета республики важное значение имело принятие Верховным Советом в марте 1994 года Конституции Республики Беларусь, на основе которой была введена президентская  форма правления. Первым Президентом  Республики Беларусь стал А.Г. Лукашенко, который был избран в результате двух туров всенародных выборов  в июне-июле 1994 года.

 

 

 

2. Перспективы развития  идеологии белорусской государственности

 

Конституционное закрепление  новых форм государственной и  общественной жизни знаменует и  новый этап национально-государственного самоопределения Беларуси. Обычно принято  рассматривать право наций на самоопределение как право на образование в той или иной форме национального государства. Но самоопределение можно вполне закономерно рассматривать как  исторический процесс перехода от одного состояния к другому в развитии государства и его общественных форм. Эта преемственность присуща  и белорусской государственности. Она оказывает свое воздействие  и на формирование современной идеологии  белорусской государственности. Поэтому  не случайно в преамбуле Конституции  Республики Беларусь 1994 года (с изменениями  и дополнениями) проведена прямая связь ее принятия с неотъемлемым правом народа на самоопределение, с  его исторической традицией развития белорусской государственности  и в современной суверенной Республике Беларусь. Белорусский народ, впервые  получивший возможность подлинно демократического волеизъявления, убедительно подтвердил на всенародном референдуме (24 ноября 1996 года) свою волю сохранять и развивать  дальше это историческое достижение.

 

Однако проблема выбора дальнейшего  развития белорусской государственности  вновь оказалась в центре идейно-политической борьбы после очередного поворота истории, приведшего к распаду союзного государства, в состав которого входило и первое национальное государство белорусов. В развернувшейся дискуссии о  путях дальнейшего развития белорусской  государственности определились три  концептуальных подхода. В геополитическом  отношении, действительно, у Беларуси три пути развития. Их сущность можно  свести к следующему. Первый подход - совершенствование существующей суверенной белорусской государственности  в границах воссоздаваемого в  новой форме союзного государственного образования, где Беларусь должна сыграть  важную историческую миссию на нынешнем этапе славянской истории, и, естественно, на этой основе обеспечить свой всесторонний прогресс.

 

Второй подход - узаконить  национальную государственность белорусского народа в ее так называемой «адраджэнчаснай» интерпретации как единственно  истинную. Смысл этого стремления части политической элиты сводится к поиску идеала белорусской государственности, которая бы  

соответствовала тем формам государственной жизни, существовавшим в далеком прошлом (примером такого государства представляется Великое княжество Литовское), то есть предпринимаются попытки воссоздать то, что исчезло в историческом потоке. И третий подход - превратить Беларусь в составной компонент  Западной Европы, то есть взять за образец  государственности какую-либо западноевропейскую страну и создать характерные  для нее государственные структуры  в Беларуси.

 

Безусловно, сторонники второй и третьей альтернативы последовательно  выступают за слом нынешних государственных  институтов Беларуси и предлагают заменить их новыми политическими структурами  власти не только по своей форме  и названию, но и по их содержанию. И хотя они предлагают различные  пути развития белорусской государственности, тем не менее, видят Беларусь в современном мире исключительно как объект, а не субъект современной геополитики. Представители этих двух подходов не замечают, что в современном глобализирующем мире подлинным политическим суверенитетом может обладать только блок государств, имеющих единый «цивилизационный знаменатель» - религию, этнические ценности, культурные модели, общезначимые сакральные центры, сходное понимание общности путей исторического развития. Именно такой основой стабильного существования и динамического устойчивого развития Беларуси в системе современных международных отношений является союз с Россией. Союз станет препятствием на пути к установлению гегемонии одного или группы государств. В рамках этого союза Республика Беларусь, несомненно, сохранит свой суверенитет и может безболезненно интегрироваться в мировое сообщество. В союзном межгосударственном образовании она сохранит основные направления своей политики на трех ключевых условиях: мировом, региональном и на уровне собственного национального государства. Именно это и отрицают сторонники второй и третьей альтернативы. Небезосновательно, таким образом, представителей второго подхода к белорусской государственности можно называть национал-радикалами, а третьего - либерал-радикалами. Оба этих подхода несостоятельны и пагубны как для самой национальной государственности, так и для белорусского общества в целом.

 

Попытаемся конкретизировать каждый из названных концептуальных подходов. Нельзя согласиться с позицией национал-радикалов, которые сводят идеологию белорусской государственности  не просто к идее воссоздания архаических  политических структур, а добиваются создания едва ли не любой ценой  моноэтнического государства. В  своей политике белорусские национал-радикалы, как свидетельствует опыт ряда бывших республик Советского Союза, стремятся  вытеснить из общественной жизни  представителей других национальностей, ограничить их в политических правах. Они также пытаются определить, какие  формы социальной жизни соответствуют  «подлинно» белорусским, а какие - нет. В их трактовке национальная идентичность Беларуси, как «государства-нации», зациклена на этническом самолюбовании, на поиске врагов, на отрицании единства исторических путей развития восточных  славян, на основе которых сформировались русский, белорусский и украинский народы. Представление о Беларуси, как исключительно «едином национальном государстве» (а именно эта ментальность доминирует в среде определенной части белорусской политической и культурной элиты), лишает ее как  внутреннего, так и геополитического измерения. В такой системе координат  само понятие «Беларусь» мировым  сообществом понимается как синоним  «окраины», «буфера», «лимитрофа» - несамостоятельной  периферийной зоной между самостоятельными цивилизациями.

Информация о работе Истоки идеологии белорусской государственности