Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 21:44, реферат
Дискуссии по проблеме формирования идеологии национальной государственности ведутся во всех государствах СНГ. Во всех этих дискуссиях проводится мысль о том, что поскольку народ выступает одним из самых главных субъектов политики, следовательно, он является носителем определенных идеологических воззрений. О своем месте в этом мире каждый народ в ходе своего исторического развития вырабатывает и определенную систему идей, представлений, понятий, принципов о формировании своей национальной общности, форм своей государственной и экономической жизни, своих взаимоотношений с другими народами.
Введение
1. Формирование идеологии белорусской государственности
2. Перспективы развития идеологии белорусской государственности
Заключение
Список использованных источников
Несомненно, национальное самоопределение,
образование самостоятельной
Белорусская народная республика
не была реальным государственным образованием.
Она так и не смогла осуществить
свои представительные и полномочные
функции. Хотя республика и провозглашалась
в этнических границах проживания белорусов,
свою юрисдикцию на этой территории она
не осуществляла. Несмотря на то, что
в лице Рады БНР и Народного
секретариата была создана определенная
политическая структура, выступавшая
как законодательная и
признали
правительства ведущих стран
мира - США, Англии, Франции, Германии и
др. Акт самоопределения БНР не
поддержало в основной своей массе
и население Беларуси. Не было армии,
отсутствовала финансовая система,
не сформировались органы власти на местах.
Функции правительства БНР
В силу неблагоприятных для
БНР внешнеполитических и внутренних
обстоятельств, вдобавок к тому из-за
непреодолимой изолированности
ее деятелей от широких народных масс,
увлеченных идей советской государственности,
БНР так и не смогла стать независимым,
суверенным белорусским государством.
Это было признано на 2-ой Всебелорусской
конференции, проходившей в октябре
1925 года в Берлине. В ее работе участвовали
представители различных
Создание белорусской
национальной государственности проходило
в обстановке острейших социальных
столкновений и потрясений, вызванных
российской революцией. Поэтому события,
связанные с рождением
1 января 1919 года, как известно,
была провозглашена
По мере развития и усложнения
как внутренней, так и внешней
ситуации для лидеров большевиков
все более насущной становилась
проблема изменения стратегии и
тактики в национальном вопросе.
Акцент делался на следующем: любым
путем сохранить РСФСР, которая
рассматривалась как прообраз будущей
мировой Республики Советов (впоследствии
эта роль отводилась, образованному
в декабре 1922г., СССР). Советская Социалистическая
Республика Беларусь создавалась как
плацдарм для наступления советских
войск для поддержки мировой
пролетарской революции. Правда, уже
в ходе развертывания национального
государственного строительства в
Беларуси лидеры большевистской партии
пришли к выводу, что роль одного
из плацдармов при наступлении революции
и буфера при ее возможном отступлении
лучше будет выполнять не отдельно
БССР, а объединенная Литовско-Белорусская
ССР, и поэтому были внесены соответствующие
коррективы в геополитическую конструкцию.
Было принято решение выделить из
БССР и вернуть в состав РСФСР
три губернии: Витебскую, Могилевскую,
Смоленскую, а оставшуюся территорию
объединить с Литовской ССР в
одном государственном
Второе провозглашение БССР
произошло в июле 1920 года. О возрождении
белорусской советской
партийных органов,
общественно-политических организаций
и профсоюзов. Появление этого
документа было связано с июльским
(1920г.) наступлением на Западном фронте
Красной Армии, которая практически
освободила всю территорию Беларуси.
Этот документ объявил о восстановлении
БССР, провозглашенной 1 января 1919 года.
В условиях продолжавшейся советско-польской
войны, безусловно, было очень трудно
определить административно-
С окончанием гражданской
войны логика государственного строительства
подводила к необходимости
Договор 1922 года о создании
СССР основывался на компромиссе
между национальной автономией и
сохранением централизованного
государства, которое должно было стать
средством осуществления
Принцип ограничения суверенитета союзных республик вошел в Союзный договор, а затем в Конституцию СССР 1924 и 1936 годов. И хотя в Конституции СССР 1977 года теория ограниченного суверенитета не получила юридического закрепления, было зафиксировано положение о том, что «союзная республика - суверенное государство». В годы перестройки оно стало правовой основой движения за обновление Союза, стимулировало стремление к реализации идеи полного суверенитета республик. 27 июля 1990 года Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете нашей республики. Декларация стала государственно-правовым актом о суверенитете БССР. И хотя Декларация заявила о том, что Беларусь выбрала собственный путь развития, в ней не предусматривался выход республики из Союза. Объявление независимости БССР было началом нового этапа
самоопределения белорусского народа.
Провозглашенная 1 января 1919
года БССР представляла собой целую
эпоху в истории становления
новой белорусской
На основе БССР в 1991 году была провозглашена суверенная Республика Беларусь. На пути закрепления суверенитета республики важное значение имело принятие Верховным Советом в марте 1994 года Конституции Республики Беларусь, на основе которой была введена президентская форма правления. Первым Президентом Республики Беларусь стал А.Г. Лукашенко, который был избран в результате двух туров всенародных выборов в июне-июле 1994 года.
2. Перспективы развития
идеологии белорусской
Конституционное закрепление
новых форм государственной и
общественной жизни знаменует и
новый этап национально-государственного
самоопределения Беларуси. Обычно принято
рассматривать право наций на
самоопределение как право на
образование в той или иной
форме национального
Однако проблема выбора дальнейшего развития белорусской государственности вновь оказалась в центре идейно-политической борьбы после очередного поворота истории, приведшего к распаду союзного государства, в состав которого входило и первое национальное государство белорусов. В развернувшейся дискуссии о путях дальнейшего развития белорусской государственности определились три концептуальных подхода. В геополитическом отношении, действительно, у Беларуси три пути развития. Их сущность можно свести к следующему. Первый подход - совершенствование существующей суверенной белорусской государственности в границах воссоздаваемого в новой форме союзного государственного образования, где Беларусь должна сыграть важную историческую миссию на нынешнем этапе славянской истории, и, естественно, на этой основе обеспечить свой всесторонний прогресс.
Второй подход - узаконить национальную государственность белорусского народа в ее так называемой «адраджэнчаснай» интерпретации как единственно истинную. Смысл этого стремления части политической элиты сводится к поиску идеала белорусской государственности, которая бы
соответствовала
тем формам государственной жизни,
существовавшим в далеком прошлом
(примером такого государства представляется
Великое княжество Литовское), то
есть предпринимаются попытки
Безусловно, сторонники второй и третьей альтернативы последовательно выступают за слом нынешних государственных институтов Беларуси и предлагают заменить их новыми политическими структурами власти не только по своей форме и названию, но и по их содержанию. И хотя они предлагают различные пути развития белорусской государственности, тем не менее, видят Беларусь в современном мире исключительно как объект, а не субъект современной геополитики. Представители этих двух подходов не замечают, что в современном глобализирующем мире подлинным политическим суверенитетом может обладать только блок государств, имеющих единый «цивилизационный знаменатель» - религию, этнические ценности, культурные модели, общезначимые сакральные центры, сходное понимание общности путей исторического развития. Именно такой основой стабильного существования и динамического устойчивого развития Беларуси в системе современных международных отношений является союз с Россией. Союз станет препятствием на пути к установлению гегемонии одного или группы государств. В рамках этого союза Республика Беларусь, несомненно, сохранит свой суверенитет и может безболезненно интегрироваться в мировое сообщество. В союзном межгосударственном образовании она сохранит основные направления своей политики на трех ключевых условиях: мировом, региональном и на уровне собственного национального государства. Именно это и отрицают сторонники второй и третьей альтернативы. Небезосновательно, таким образом, представителей второго подхода к белорусской государственности можно называть национал-радикалами, а третьего - либерал-радикалами. Оба этих подхода несостоятельны и пагубны как для самой национальной государственности, так и для белорусского общества в целом.
Попытаемся конкретизировать
каждый из названных концептуальных
подходов. Нельзя согласиться с позицией
национал-радикалов, которые сводят
идеологию белорусской
Информация о работе Истоки идеологии белорусской государственности