Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 23:16, реферат
Описание работы
Логистика – наука о планировании, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя. Объектом изучения дисциплины "Логистика" являются материальные и связанные с ними информационные потоки. Актуальность дисциплины и возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем, которые открывает использование логистического подхода.
Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
«Астраханский
государственный технический университет»
Образовательная
деятельность в сфере высшего и дополнительного
профессионального образования сертифицирована
DQS по ISO 9001
Кафедра «Техника и технологии
наземного транспорта»
Реферат
На тему: «История развития
и этапы развития логистики»
Выполнил: ст-т.гр.ДМЭА-31б
________/Альмухамедов
А.К./
(подпись) (Ф.И.О)
Проверил: проф.каф.ТиТНТ
________/Турпищева С.М./
(подпись) (Ф.И.О)
Астрахань 2014
Введение
Логистика – наука о планировании,
управлении, контроле и регулировании
движения материальных и информационных
потоков в пространстве и во времени от
их первичного источника до конечного
потребителя.
Объектом изучения дисциплины
"Логистика" являются материальные
и связанные с ними информационные потоки.
Актуальность дисциплины и возрастающий
интерес к ее изучению обусловлены потенциальными
возможностями повышения эффективности
функционирования материалопроводящих
систем, которые открывает использование
логистического подхода. Логистика позволяет
существенно сократить временной интервал
между приобретением сырья и полуфабрикатов
и поставкой готового продукта потребителю,
способствует резкому сокращению материальный
запасов, ускоряет процесс получения информации,
повышает уровень сервиса.
Управление материальными потоками
всегда являлось существенной стороной
хозяйственной деятельности. Однако лишь
сравнительно недавно оно приобрело положение
одной из наиболее важных функций экономической
жизни. Основная причина - переход от рынка
продавца к рынку покупателя, вызвавший
необходимость гибкого реагирования производственных
и торговых систем на быстро изменяющиеся
приоритеты потребителя.
1. История возникновения
логистического направления
Понятие логистики имеет свою
давнюю историю. Слово "Логистика"
является греческим по происхождению.
В Древних Афинах была специальная должность
-- "логист", на которую ежегодно назначались
путем жеребьевки и в их обязанности входила
проверка отчетов др. чиновников. В Древнем
Риме логистами назывались чиновники,
выполняющие административные и религиозные
функции. Во времена византийского императора
Льва VI (866-912 гг.) логистика определялась
как искусство снабжения армии и управления
ее перемещениями. Немецкий исследователь,
профессор Г. Павеллек отмечал, что назначением
логистики в Византийской империи было
«платить жалованье армии, должным образом
вооружать и распределять ее, своевременно
и в полной мере заботиться о ее потребностях,
т.е., руководить движением и распределением
собственных вооруженных сил».
Слово "Логистика" существует
во всех основных европейских языках,
но имеет различные значения. Термином
" Логистика " пользовались в своих
работах известные ученые, философы, военачальники.
Так выдающийся немецкий математик Г.В.
Лейбниц (1646--1716) использовал этот термин
в значении «математической логики». В
XIX в. этот термин использовал в своих работах
Антуан-Анри Жомини - военный теоретик
и историк, швейцарец по происхождению
(1779--1869), он с 1813 г. paботал в России, состоял
в штабе Александра I. Был военным советником
Николая I и явился одним из основателей
военной академии в Санкт-Петербурге (1828).
Жомини определил логистику, как практическое
искусство управления войсками, включающее
широкий круг вопросов, связанных с планированием,
управлением и снабжением, определением
мест дислокации войск, транспортным обслуживанием
армии и т.п.
В 1884 г. американский институт
военно-морского флота ввел понятие «логистика»
для нужд навигации.
В 1904 г. на философском конгрессе
в Женеве было утверждено определение
логистики как математическая логика.
Широкое развитие принципы
логистики получили в годы второй мировой
войны в области материально-технического
обеспечения американской армии. Четкое
взаимодействие военной промышленности,
тыловых и фронтовых снабженческих баз,
транспорта позволило своевременно и
в необходимых количествах обеспечивать
армию оружием, горюче-смазочных материалов
и продовольствия, также в снабженческо-сбытовой
деятельности гражданских предприятий.
Поэтому, во многих западных
странах логистика постепенно стала переходить
из военной области в сферу хозяйственной
практики. Первоначально она оформилась
как новое направление об управлении материальными
потоками сначала в сфере обращения, а
затем и в производстве. Таким образом,
возникшие в странах с рыночной экономикой
- накануне и в период экономического кризиса
1930-х годов в США, идеи интеграции снабженческо-производственно-распределительных
систем, в которых бы увязывались функции
снабжения материалами и сырьем, производства
продукции, ее хранения и распределения
трансформировались в самостоятельные
научные направления.
Большое развитие логистика
получила в 60-70-ые годы в Японии, где ее
методы использовались при разработке
и реализации сложных производственных
систем, а к 1980г. стали оптимизироваться
методы физического распределения материальных
потоков.
В конце 20-го века логистическая
наука выступает как экономическое направление,
включающее в себя закупочную, производственную,
сбытовую, транспортную, информационную
логистику и т.д. Каждая из этих областей
деятельности человека достаточно изучена,
однако новизна логистического подхода
заключается в интеграции перечисленных
сфер деятельности для достижения желаемого
результата с минимальными затратами
времени, материальных ресурсов и финансовых
средств путем формирования наиболее
оптимального сквозного управления всеми
видами потоков. Таким образом, логистика
призвана максимально удовлетворять запросы
потребителей.
В 1992 г. на Международном симпозиуме
Европейской ассоциации логистики в Стокгольме,
было отмечено, что общепринятого определения
термина логистики пока нет.
Поскольку, логистика объединяет
такие сферы экономической деятельности
как: логистика снабжения, производства,
сбыта, транспорта и т.д., в связи с этим,
под логистикой мы
будем рассматривать: науку о планировании,
контроле и управлении транспортированием,
складированием и другими материальными
и нематериальными операциями, совершаемыми
в процессе доведения сырья и материалов
до производственного предприятия, внутрипроизводственной
переработки сырья, материалов и полуфабрикатов
и доведения готовой продукции до потребителя
в соответствии с интересами и требованиями
последнего, а также передача, хранение
и обработка соответствующей информации.
(Родников А.Н. Терминологический словарь.
2000г.).
2. Этапы развития
логистики
Логистика является относительно
молодой и развивающейся наукой, и поэтому
многие вопросы, относящиеся к ее понятийному
аппарату и терминологии, постоянно уточняются
и изменяются. Логистика рассматривает
управление материальными и сопутствующими
информационными и финансовыми потоками,
т. е. охватывает весь комплекс вопросов,
связанных с процессами обращения сырья,
материалов и готовой продукции, доведением
их от поставщиков до предприятий-производителей
и до конечных потребителей в соответствии
с их требованиями.
Существует несколько подходов
к выделению исторических этапов развития
логистики в ХХ веке, рассмотрим два основных.
I. Некоторые ученые
выделяют четыре периода развития
логистики:
1. Период "фрагментаризации" (1920--1950), характеризуется формированием
принципов логистики в области управления
материальными потоками и снижения общих
затрат. Однако, эти принципы небыли востребованы
в полной мере, и применялись лишь отдельные
логистические функции позволяющие снизить
только некоторые составляющие затрат,
например в производстве, транспортировке
или складировании.
(Показательным в этом
отношении является этап развития
экономики США. В рассматриваемый период
США имели быстро растущий рынок, характеризующийся
внедрением новых производственных технологий
(например, в автомобилестроении), высоким
уровнем специализации, изобилием природных
ресурсов, минимальным государственным
регулированием экономики, т.е. имелась
типичная ситуация рынка продавцов. В
этих условиях основное внимание менеджмента
было направлено на то, как насытить рынок,
т.е. на поиск резервов в производстве
продукции.
В данный период были сформулированы
предпосылки будущего внедрения логистической
концепции. К ним можно отнести такие факторы
как: возрастание запасов и транспортных
издержек в системах дистрибьюции товаров;
рост транспортных тарифов; появление
и быстрое распространение концепции
маркетинга; развитие теории и практики
военной логистики.
В течение этого периода вышел
ряд работ по маркетингу, в которых была
раскрыта природа физического распределения
как составной части маркетинга, указана
его особая роль в организации и повышении
эффективности сбыта товаров. Становление
концепции маркетинга, как следствие постепенного
перехода мировой экономики от рынка продавца
к рынку покупателя, явилось ключевым
фактором, объясняющим появление логистики
в бизнесе.)
2. Период становления концепции физического распределения
как составной части маркетинга (1950--1970),
характеризуется формированием теории
и практики логистики, поиском новых путей
снижения затрат в производстве и распределении,
развитием компьютерных информационных
технологий.
Философия маркетинга широко
распространилась за рубежом. В то же время
пришло понимание того, что нельзя больше
пренебрегать возможностями улучшения
физического распределения, прежде всего
с позиций снижения затрат.
Одним из ключевых факторов
развития логистики явилось возникновение
концепции общих затрат в физическом распределении.
Смысл этой концепции заключался в том,
что можно так перегруппировать затраты
в дистрибьюции, что их общий уровень при
продвижение товаров от производителя
к потребителю уменьшится. Эта концепция
явилась основой развития принципов логистики.
(Например, переключая перевозки
товаров с автомобильного на
воздушный транспорт, можно избежать
необходимости создания промежуточных
складов, т. е. исключить затраты на складирование,
хранение и управление запасами. И хотя
затраты на собственно транспортировку
возрастут, общий уровень затрат в распределительной
сети уменьшится. Данный пример подчеркивает
внутренние взаимоотношения между двумя
важнейшими логистическими функциями:
управлением запасами и транспортировкой.)
Вместе с этим существовал еще
ряд объективных экономических и технологических
факторов, объясняющих ускоренное развитие
логистики в этот период. К основным из
них можно отнести: увеличение роли сервисных
услуг,
Это наиболее ярко проявилось
в 1960-х годах в США. Основными тенденциями
на рынке стали: усиление внимания к покупателям
(в частности, увеличение доли сервисных
услуг) и появление большого количества
разнообразных товаров, удовлетворяющих
одинаковые потребности (конкурентных
товаров), что заставило искать новые пути
координации спроса и предложения, а так
же методов лучшего обслуживания потребителей.
Возникли новые логистические подходы
к сокращению циклов заказа и производства
продукции. Повышение разнообразия товаров
почти автоматически привело к значительному
возрастанию затрат на создание и поддержание
запасов в системах дистрибьюции. Что
потребовало находить новые пути совершенствования
товаропроводящих структур и снижения
затрат в процессах физического распределения.
а также применение в бизнесе
вычислительной техники и информационных
технологий, способствовавших развитию
логистического направления.
Научно-технический прогресс
в экономике индустриально развитых стран
привел к необходимости решения многоальтернативных
и оптимизационных задач, таких, например,
как выбор вида транспорта, оптимизация
размещения производства и складов, оптимальная
маршрутизация, управление многоассортиментными
запасами продукции, прогнозирование
спроса и потребностей в ресурсах т. п.
Эти задачи не могли остаться без внимания
развивающихся компьютерных технологий,
которые начали активно внедряться бизнес
с середины 1950-х годов.
3. Период развития (1970--1980) характеризуется поиском
новых путей снижения затрат в производстве
и распределении.
Однако для большинства фирм
применение логистического подхода для
уменьшения затрат не стал очевидным.
Попытки внедрить логистические принципы,
встретили во многих фирмах противодействие.
Менеджеры, которые в течение длительного
времени привыкли выполнять традиционные
функции (например закупок, транспортировки,
грузопереработки) часто препятствовали
внедрению организационных изменений,
необходимых для реализации сквозного
управления материальными потоками на
основе концепции снижения общих затрат.