История развития логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 08:42, доклад

Описание работы

Применение логистических принципов в хозяйственной практике развитых стран позволило существенно повысить эффективность деятельности как отдельных фирм, так и экономики страны в целом. Поэтому в целях ускоренного внедрения принципов логистики в хозяйственную практику стали создаваться специальные консультационные советы, логистические центры, как на региональном, так и на национальном уровне. В настоящее время ежегодно проводятся международные конференции, симпозиумы и конгрессы, на которых обсуждаются научные и практические проблемы логистики. В Швейцарии создан Европейский Центр по логистике, в Германии (в Дортмунде и Берлине) функционируют специальные научные учреждения. Многие учебные институты и университеты США готовят специалистов по логистике.

Файлы: 1 файл

логистика.doc

— 45.50 Кб (Скачать файл)

2 этап – это период с середины 1950-х до 1970-х годов, который можно определить как период становления (или концептуализации) логистики. Логистика в этот период развивалась особенно быстро. Широко распространилась философия маркетинга. Пришло понимание, что пренебрегать дальше вопросами снижения затрат нельзя, причем затрат не по отдельным видам деятельности, а по всему процессу товародвижения. Именно концепция общих затрат стала основным фактором стремительного вторжения логистики в бизнес. Основной смысл этой концепции заключается в том, что затраты в распределении можно перегруппировать так, что общий уровень затрат на продвижение товаров от производителя к потребителю снизится. Например, если перевозку осуществлять не автомобильным, а воздушным транспортом, то можно не создавать промежуточные склады и исключить тем самым затраты на складирование, хранение и управление запасами. И хотя затраты собственно на транспортировку возрастут, общий уровень затрат в распределительной сети снизится. Этот пример подчеркивает внутреннюю взаимосвязь между двумя важнейшими логистическими функциями: транспортировкой и управлением запасами.Вот так концепция общих затрат со временем стала основой для принятия логистических решений.    Ускоренное развитие логистики в этот период стимулировали и некоторые объективные экономические факторы, а именно:          - изменился сам характер потребительского спроса;      - продолжающийся рост затрат стал неуклонно давить на производителя;   - имел место заметный прогресс в информационных технологиях;     - произошли коренные изменения в стратегиях управления запасами;    - продолжалось влияние военного опыта.      Наиболее ярко эти факторы стали проявляться в 1960-х годах. Продолжалось укрепление положения потребителей на рынке, разнообразные потребности которых привели к появлению широкого ассортимента т.н. конкурентных товаров(разных товаров, удовлетворяющих одни и те же потребности), которые сменяли друг друга на рынке с все возрастающей быстротой. Расширение ассортимента и сокращение жизненного цикла товаров потребовали сокращения циклов производства и продажи, что почти автоматически привело к значительному росту затрат в системах распределения. Эти затраты стали достигать огромных размеров, что потребовало поиска новых, нестандартных путей их снижения.        После бурного экономического роста, который имел место сразу после 2-й мировой войны, к середине 1960-х годов на Западе наметился заметный спад производства. Причиной этого стал неуклонный рост затрат в производстве и распределении при заметном снижении спроса. Затраты стали оказывать все возрастающее давление на производителей, прибыль их снижалась, что в совокупности с конкуренцией и привело к спаду. Все это также заставило менеджеров искать новые пути повышения производительности труда, снижения затрат в производстве и распределении. Традиционные подходы эффекта уже не давали, и только новые логистические концепции дали такую возможность.         Развитию логистического мышления способствовало также все более широкое использование в бизнесе вычислительной техники и информационных технологий, начавшееся с середины 1950-х годов. Причинами этого было то, что научно-техни-ческий прогресс в экономике привел к необходимости решать множество многоальтернативных и оптимизационных задач, таких, например, как выбор рационального вида транспорта, оптимизация размещения производства и складов, оптимальная маршрутизация, прогнозирование спроса и потребностей в ресурсах, и т.п.             К началу 1970-х годов на Западе была сформулирована т.н. концепция бизнес-логистики, как универсального инструмента управления. Основное содержание этой концепции сводилось к следующему: «Логистика – это управление всеми видами деятельности, которые способствуют процессу товародвижения и координируют спрос и предложение товаров в определенное время и в определенном месте». Некоторые западные фирмы стали применять, и применять довольно успешно, фундаментальные принципы бизнес-логистики и на практике. Однако для большинства фирм эффективность логистических подходов в плане контроля затрат и их снижения еще не стала очевидной. Мало того, попытки внедрить логистическую координацию деятельности фирмы натолкнулись на сопротивление среднего и даже высшего звена управленцев. Менеджеры, которые в течение длительного времени привыкли выполнять традиционные функции, например, закупок, транспортировки, грузопереработки, часто не понимали, или понимали, но не хотели переходить на реализацию сквозного управления материальными потоками по всему процессу товародвижения. К тому же существовавшие тогда системы бухгалтерского учета не были приспособлены для выделения и контроля отдельных составляющих общих издержек и оценки финансовых результатов логистической деятельности фирмы, что также создавало дополнительные трудности.

4 этап. За период с 1980-х до середины 1990-х годов по сравнению с предыдущими десятилетиями теория и практика логистики шагнули далеко вперед. Определяющей идеей развития логистики в это время стала максимальная интеграциялогистических функций фирмы и ее партнеров в т.н. полные логистические цепи «закупки – производство – распределение – сбыт». Это было необходимо для достижения конечной цели бизнеса: получение максимально возможной прибыли за счет снижения общих издержек по всей этой логистической цепи.   В этот же период произошли и существенные изменения в мировой экономике, которые способствовали «прорыву» логистики и логистического мышления:     - произошла революция в информационных технологиях за счет внедрения, в частности, персональных компьютеров (ПК);        - все более усиливалась глобализация рынка;       - произошли изменения в государственном регулировании транспорта;    - повсеместно распространилась концепция «всеобщего управления качеством»;   - произошли существенные структурные изменения в организации бизнеса.  1980-е и начало 1990-х годов без преувеличения можно назвать эпохой ПК. Малогабаритные и относительно дешевые ПК стали неотъемлемой принадлежностью любой фирмы, они устанавливались практически на каждом рабочем месте, что позволяло, ч.н. «не сходя с места», управлять или контролировать производственнные, технологические, распределительные и др. процессы, связанные с движением МП. Объединение ПК в локальные вычислительные и телекоммуникационные сети, создание автоматизированных рабочих мест (АРМ), а несколько позднее выход в открытые глобальные сети, позволили осуществлять сквозное логистическое управление, начиная от закупок МР и кончая распределением и продажей уже ГП.  Все это привело к революционным изменениям в информационных технологиях. Стал быстро развиваться рынок электронных коммуникаций, таких, например, как: сети передачи данных, факсимильная связь, электронная почта, общедоступное программное обеспечение, базы данных и т.д. Для логистики очень важное значение имело создание систем электронных банковских операций (на основе международной межбанковской сети SWIFT и SWIFT-II), электронного обмена данными (Electronic Data Interchange, EDI) и электроного обмена данными в управлении, торговле и на транспорте(Electronic Data Interchange for Adminictration, Commerce and Transport, EDIFACT), которые сразу же стали широко использоваться для информационного взаимодействия партнеров по бизнесу. Начали широко использоваться как коммерческие (Compuserve, America Online), так и некоммерческие (Internet) системы массового информационного обслуживания. Спутниковые телеком-муникационные системы связи дали возможность непрерывно контролировать движение материальных потоков в реальном масштабе времени в условиях удаленного доступа. Революция в информационных технологиях привела к осознанию того, что наряду с материальными потоками нужно управлять и сопутствующими им информационными потоками, и понятие логистики было расширено со сферы знаний лишь о материальных потоках до интегрированного рассмотрения потоков материалов и информации. В это время в сферу интересов логистики впервые были включены и нематериальные (сервисные) потоки. А это значит, что и в сфере услуг можно и нужно применять логистические подходы.  Интеграционные процессы в мировой экономике и глобализация рынка способствовали созданию и международных логистических систем с учетом специфики функционирования рынков стран-участниц. При этом возникающие трудности, связанные с правовыми и экономическими особенностями торговых отношений между странами, неодинаковыми условиями поставки товаров, различным уровнем услуг и информационного обслуживания, транспортного законодательства, таможенными процедурами и т.п., преодолевались за счет выработки общих принципов экономических взаимоотношений между странами, создания единого экономического пространства.         В этот же период в ряде стран, прежде всего в США и странах ЕС, было изменено транспортное законодательство. Был сокращен государственный сектор на транспорте, сняты многие транспортные барьеры, работа различных видов транспорта стала координироваться, были снижены цены и тарифы. Такая децентрализация транспорта способствовала развитию свободной конкуренции, что привело в конечном итоге к созданию крупных транспортно-логистических систем, и еще большему усилению логистической деятельности.     Одной из наиболее важных движущих сил логистических изменений стала также получившая широкое распространение в западном бизнесе концепция «всеобщего управления качеством» (Total Quality Management, TQM), которая произвела настоящий переворот в теории и практике менеджмента.

Согласно одному из определений, концепция «всеобщего управления качеством» – это управленческий подход, направленный на повышение качества и основанный на участии в решении этой задачи всех работников фирмы на всех стадиях товародвижения (и услуг) для удовлетворения потребностей потребителей. Благодаря взаимной выгоде потребителей, каждого работника фирмы и общества в целом, это позволяет достичь долговременного успеха. Концепция всеобщего управления качеством явилась своего рода идеологией управления, которая признает, что нужды потребителя и цели бизнеса неразделимы. С точки зрения логистики это означает, что цель бизнеса – получение максимально возможной прибыли – может быть достигнута при условии все более полного удовлетворения потребностей потребителей в качественных товарах и услугах, а логистика как раз и является тем инструментом, который позволяет управлять качеством на всех стадиях товародвижения. Т.е. задачи интегрированной логистики совпадают с идеологией TQM. По данным многочисленных исследований, наилучших результатов в бизнесе достигают как раз те фирмы, которые используют эту концепцию.   В 1980-е годы на базе концепции интегрированной логистики фирмы стали применять новые рыночные стратегии. Суть их состоит в следующем. Для того чтобы успешно конкурировать, фирмы должны заниматься своим бизнесом, т.е. специализироваться на том, что они делают лучше других. Однако в этом случае фирме нужно уметь кооперироваться с другими специализированными фирмами, без участия которых деятельность данной фирмы невозможна, в том числе и с потенциальными конкурентами. В результате такой интеграции образуются различного рода союзы, альянсы, или т.н. логистические цепи, т.е. сеть предприятий и организаций, включенных посредством логистических связей в процессы производства товаров и услуг. Юридически все эти предприятия и организации независимы друг от друга, но они зависимы друг от друга экономически, т.к. объединены общей целью – получение максимально возможной прибыли за счет улучшения обслуживания потребителей и снижения логистических издержек. А экономическая связь, как известно, - самая сильная связь. В результате существовавшая в бизнесе практика недоверия, подозрительности и ожесточенной конкуренции сменилась созданием логистических союзов. Развитие логистики за рубежом показывает, что она становится одним из важнейших стратегических инструментов в конкурентной борьбе, и те из фирм, которые использовали в своей деятельности принципы интегрированной логистики, как правило, упрочили свое положение на рынке.      Применение логистических принципов в хозяйственной практике развитых стран позволило существенно повысить эффективность деятельности как отдельных фирм, так и экономики страны в целом. Поэтому в целях ускоренного внедрения принципов логистики в хозяйственную практику стали создаваться специальные консультационные советы, логистические центры, как на региональном, так и на национальном уровне.      В настоящее время ежегодно проводятся международные конференции, симпозиумы и конгрессы, на которых обсуждаются научные и практические проблемы логистики. В Швейцарии создан Европейский Центр по логистике, в Германии (в Дортмунде и Берлине) функционируют специальные научные учреждения. Многие учебные институты и университеты США готовят специалистов по логистике.


Информация о работе История развития логистики