Эффективность применения логистического подхода к управлению материальными потоками на производстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:46, доклад

Описание работы

Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики.
Известно, что 95 - 98% времени, в течение которого материал находится на производственном предприятии, приходится на выполнение погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ. Этим обусловливается их значительная доля в себестоимости выпускаемой продукции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЛОГИСТИКИ.……………4
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНЫМ ПОТОКОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ….7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….12

Файлы: 1 файл

Реферат по логистике.docx

— 33.34 Кб (Скачать файл)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ  БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

по теме: “Эффективность применения логистического подхода к управлению материальными потоками на производстве”

 

 

 

 

 

 

студент ЭФ, МПП,

3 курс, гр.921312                                                          Ильковец Е. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПИНСК 2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЛОГИСТИКИ.……………4

ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНЫМ ПОТОКОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ….7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….12

 

ВВЕДЕНИЕ

Материальный  поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного  потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком  на этом этапе имеет свою специфику  и носит название производственной логистики.

Напомним  содержание термина «производство». Как известно, общественное производство подразделяется на материальное и нематериальное. Производственная логистика рассматривает процессы, происходящие в сфере материального производства.

Известно, что 95 - 98% времени, в течение которого материал находится на производственном предприятии, приходится на выполнение погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ. Этим обусловливается их значительная доля в себестоимости выпускаемой продукции.

Логистический подход к управлению материальными  потоками на предприятии позволяет  максимально оптимизировать выполнение комплекса логистических операций. По данным фирм Бош, Сименс, Мицубиси, Дженерал Моторс, один процент сокращения расходов на выполнение логистических функций имел тот же эффект, что и увеличение на 10% объема сбыта.

Именно раскрытие эффективности применения логистического подхода к управлению материальными потоками на производстве и является целью написания данного реферата.

 

ГЛАВА 1.

ПОНЯТИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЛОГИСТИКИ

Задачи производственной логистики касаются управления материальными  потоками внутри предприятий, создающих  материальные блага или оказывающих  такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и др.  Характерная черта объектов изучения в производственной логистике —  их территориальная компактность. В  литературе их иногда называют «островными  объектами логистики».

Участников  логистического процесса в рамках производственной логистики связывают внутрипроизводственные отношения (в отличии от участников логистического процесса на макроуровне, связанных товарно-денежными отношениями).

Логистические системы, рассматриваемые производственной логистикой, носят название внутрипроизводственных логистических систем.  К ним  можно отнести: промышленное предприятие; оптовое предприятие, имеющее складские  сооружения; узловую грузовую станцию; узловой морской порт и др.

Внутрипроизводственные  логистические системы можно  рассматривать на макро- и микроуровнях.

На макроуровне  внутрипроизводственные логистические  системы выступают в качестве элементов макрологистических систем. Они задают ритм работы этих систем, являются источниками материальных потоков. Возможность адаптации макрологистических систем к изменениям окружающей среды в существенной степени определяется способностью входящих в них внутрипроизводственных логистических систем быстро менять качественный и количественный состав выходного материального потока, т. е. ассортимент и количество выпускаемой продукции.

На микроуровне  внутрипроизводственные логистические  системы представляют собой ряд  подсистем, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Эти  подсистемы: закупка, склады, запасы, обслуживание производства, транспорт, информация, сбыт и кадры обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы. В соответствии с концепцией логистики построение внутрипроизводственных логистических систем должно обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри предприятия.

Традиционная и логистические концепции организации производства

Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие основные положения:

  • отказ от избыточных запасов;
  • отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских операций;
  • отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей;
  • устранение простоев оборудования;
  • обязательное устранение брака;
  • устранение нерациональных внутризаводских перевозок;
  • превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.

В отличие  от логистической традиционная концепция  организации производства предполагает:

  • никогда не останавливать основное оборудование и поддерживать во что бы то ни стало высокий коэффициент его использования;
  • изготавливать продукцию как можно более крупными партиями;
  • иметь максимально большой запас материальных ресурсов «на всякий случай».

Содержание  концептуальных положений свидетельствует  о том, что традиционная концепция  организации производства наиболее приемлема для условий «рынка продавца», в то время как логистическая  концепция — для условий «рынка покупателя».

Когда спрос  превышает предложение, можно с  достаточной уверенностью полагать, что изготовленная с учетом конъюнктуры  рынка партия изделий будет реализована. Поэтому приоритет получает цель максимальной загрузки оборудования. Причем, чем крупнее будет изготовленная  партия, тем ниже окажется себестоимость  единицы изделия. Задача реализации на первом плане не стоит.

Ситуация  меняется с приходом на рынок «диктата»  покупателя. Задача реализации произведенного продукта в условиях конкуренции  выходит на первое место. Непостоянство  и непредсказуемость рыночного  спроса делает нецелесообразным создание и содержание больших запасов. В  то же время производственник уже  не имеет права упустить ни одного заказа. Отсюда необходимость в гибких производственных мощностях, способных  быстро отреагировать производством  на возникший спрос.

Производство  в условиях рынка может выжить лишь в том случае, если оно способно быстро менять ассортимент и количество выпускаемой продукции. До 70-х годов  весь мир решал эту задача за счет наличия на складах запасов готовой  продукции. Сегодня логистика предлагает адаптироваться к изменениям спроса за счет запаса производственной мощности.

Запас производственной мощности возникает при наличии  качественной и количественной гибкости производственных систем. Качественная гибкость  обеспечивается за счет наличия  универсального обслуживающего персонала  и гибкого производства. Количественная гибкость  может обеспечиваться различными способами. Например, на некоторых  предприятиях Японии основной персонал составляет не более 20% от максимальной численности работающих. Остальные 80% — временные работники. Таким  образом, при численности персонала  в 200 человек предприятие в любой  момент может поставить на выполнение заказа до 1000 человек. Резерв рабочей  силы должен дополняться соответствующим  резервом средств труда.

На микроуровне  внутрипроизводственные логистические  системы представляют собой ряд  подсистем, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Эти подсистемы: закупка, склады, запасы, обслуживание производства, транспорт, информация, сбыт и кадры, обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы. В соответствии с концепцией логистики построение внутрипроизводственных логистических систем должно обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри предприятия.

 

 

ГЛАВА 2.

ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА  К УПРАВЛЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНЫМ ПОТОКОМ  НА ПРЕДПРИЯТИИ 

Известно, что  большинство определений трактуют логистику как теорию и практику управления материальными потоками. И, тем не менее, эта деятельность осуществлялась человечеством с  давних времен. Общепризнанного же определения, которое отражало бы специфику  логистики, пока не выработано. Поэтому  рассмотрение специфики логистического подхода к управлению материальными  потоками нужно осуществлять, как  на микро-, так и на макроуровне.

На макроуровне  цепь, через которую последовательно  проходит некоторый материальный поток, состоит из нескольких самостоятельных  предприятий. Традиционное управление каждым из этих предприятий осуществляется собственником обособленно. При этом задача управления сквозным материальным потоком не ставится и не решается. Не выделяется также категория «сквозной материальный поток». В результате такие показатели этого потока, как его себестоимость, надежность поступления, качество и другие, на выходе из цепи складываются в значительной степени случайно и, как правило, далеки от оптимальных. Показатели же сквозного материального потока на выходе складываются случайно.

При этом обособленность предприятий-звеньев материалопроводящей цепи в значительной степени преодолевается с целью согласованного управления сквозным материальным потоком.

Нужный груз начинает поступать в нужное место, в нужное время, в необходимом  количестве, необходимого качества. Продвижение  материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами.

На микроуровне  цепь, через которую последовательно  проходит некоторый материальный поток, чаще всего состоит из различных  служб одного предприятия. При традиционном подходе задача совершенствования  сквозного материального потока внутри предприятия, как правило, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений. Показатели материального потока на выходе из предприятия, так же как и в  первом примере, имеют случайное  значение и далеки от оптимальных.

При логистическом  подходе на предприятии выделяется и получает существенные права служба, приоритетной задачей которой является управление сквозными материальными  потоками, то есть потоками, которые  поступают извне, проходят склады службы снабжения, производственные цеха, склады готовой продукции и затем уходят к потребителю. В результате показатели материального потока на выходе из предприятия становятся управляемыми.

В целом, принципиальное отличие логистического подхода  к управлению материальными потоками от традиционного заключается в следующем:

1) выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками;

2) в технической,  технологической, экономической  и методологической интеграции  отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками.

В чем же заключается эффективность применения логистического подхода к управлению материальными потоками в экономике?

Материальный  поток, двигаясь от первичного источника  сырья через цепь производственных, транспортных и посреднических звеньев  к конечному потребителю, постоянно  увеличивается в стоимости. Более 70 % составляют расходы, связанные с  хранением, транспортировкой, упаковкой  и другими операциями, обеспечивающими  продвижение материального потока.

Применение  логистики позволяет:

- снизить  запасы на всем пути движения  материального потока;

- сократить  время прохождения товаров по  логистической цепи;

- снизить  транспортные расходы;

- сократить  затраты ручного труда и соответствующие  расходы на операции с грузом.

Значимость оптимизации запасов  объясняется следующим:

- в общей структуре издержек  на логистику расходы на содержание  запасов составляют более 50 %, включая расходы на управленческий  аппарат, а также потери от  порчи или кражи товаров;

- большая часть оборотного капитала  предприятий, как правило, отвлечена  в запасы (от 10 до 50 % всех активов  предприятий);

- в производстве расходы по содержанию запасов составляют до 25 - 30 % от общего объема издержек.

Таким образом, свыше 95 % времени оборота приходится на логистические операции. Сокращение этой составляющей позволяет ускорить оборачиваемость капитала, соответственно увеличить прибыль, получаемую в  единицу времени, снизить себестоимость  продукции.

Экономический эффект от применения логистики возникает  также от снижения транспортных расходов. Оптимизируются маршруты движения транспорта, согласуются графики, сокращаются  холостые пробеги, улучшаются другие показатели использования транспорта.

Информация о работе Эффективность применения логистического подхода к управлению материальными потоками на производстве