Экономическая сущность запасов и их классификация, цели, задачи и функции управления запасами в логистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:08, реферат

Описание работы

В настоящее время использование концепции логистики в управлении запасами рассматривается предприятиями в качестве одного из резервов по достижению конкурентного преимущества. Это объясняется усилением конкурентной борьбы, как между товаропроизводителями, так и между посредниками, усложнением технологий производства и распределения продукции, появлением большого количества новых видов продукции и их модификаций, которые предназначены для разнообразных и зачастую весьма специфических требований потребителя. Соответственно увеличивается количество не только готовых изделий, но и материальных ресурсов, требуемых для их изготовления.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………..3стр.

1. Экономическая сущность запасов и их классификация, цели, задачи и функции управления запасами в логистике………………………………..5стр.

2. Основные системы управления запасами……………………………..12стр.

2.1. Система управления запасами с фиксированным размером заказа................................................................................................................12стр.

2.2. Система с фиксированным интервалом времени между заказами….15стр.

2.3. Сравнение основных систем управления запасами…………………. 18стр.

2.4. Прочие системы управления запасами………………………………..19стр.

Заключение………………………………………………………………..... 22стр.

Список использованной литературы……………………………… ………23стр.

Файлы: 1 файл

реферат логистика.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 
Введение ……………………………………………………………………..3стр. 
 
1. Экономическая сущность запасов и их классификация, цели, задачи и функции управления запасами в логистике………………………………..5стр. 
 
2. Основные системы управления запасами……………………………..12стр. 
 
2.1. Система управления запасами с фиксированным размером заказа................................................................................................................12стр. 
 
2.2. Система с фиксированным интервалом времени между заказами….15стр. 
 
2.3. Сравнение основных систем управления запасами…………………. 18стр. 
 
2.4. Прочие системы управления запасами………………………………..19стр. 
 
Заключение………………………………………………………………..... 22стр. 
 
Список использованной литературы……………………………… ………23стр. 
 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
          В настоящее время использование концепции логистики в управлении запасами рассматривается предприятиями в качестве одного из резервов по достижению конкурентного преимущества. Это объясняется усилением конкурентной борьбы, как между товаропроизводителями, так и между посредниками, усложнением технологий производства и распределения продукции, появлением большого количества новых видов продукции и их модификаций, которые предназначены для разнообразных и зачастую весьма специфических требований потребителя. Соответственно увеличивается количество не только готовых изделий, но и материальных ресурсов, требуемых для их изготовления.

         Процессы управления производством товаров и их распределением чрезвычайно усложняются по всей логистической цепи, следовательно, усложняются процедуры управления и контроля прохождения материальных потоков по звеньям логистической цепочки. Это требует повышения эффективности распределения ресурсов всех видов, в том числе пребывающих в форме товарно-материальных запасов. 
         Ни одно современное производство не может обойтись без функций хранения сырья и материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, инструментов и инвентаря.

          Многие результирующие показатели хозяйственной деятельности предприятия в значительной степени зависят от того, как решаются проблемы, связанные с хранением товарно-материальных запасов и поддержанием определенного их уровня, оптимизация которого может быть осуществлена за счет использования логистики. 
          Возникновение запасов обусловлено естественными природными и экономико-технологическими условиями. Необходимость образования запасов связана также с разделением труда, условиями производства и потребления товаров, которые разобщены как во времени, так и в пространстве. 
        Запасы представляют собой значительную часть оборотных средств любого предприятия и соответственно влекут за собой большую часть капиталовложений, поэтому так важно, чтобы запасами управляли эффективно, а капиталовложения в них не становились неоправданно большими. 
          Самая большая и постоянная забота по поводу запасов связана с их стоимостью. В бухгалтерском балансе предприятия запасы отражаются как активы. Однако из этого совсем не следует, что увеличение запасов всегда имеет позитивный эффект. Если исходить из создания наибольшего запаса готовой продукции, то предприятие рискует произвести больше товаров, чем сможет продать. Следует также учитывать, что издержки хранения материальных запасов занимают второе место после производственных издержек. При этом запасы готовой продукции стоят намного дороже, чем запасы сырья или полуфабрикатов в незавершенном производстве. Затраты на хранение материальных запасов значительны, поэтому прибыль на капитал, вложенный в материальные запасы, должна быть также высока и не меньше, чем от иного использования такой же суммы денежных средств с аналогичным риском. Излишние материальные запасы часто рассматриваются как «расточительство».

 
 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Экономическая сущность запасов и их классификация, цели, задачи и функции управления запасами в логистике

 
         Объективная необходимость создания и поддержания запасов определяется двумя основными причинами – несоответствием объема поставки объему их разового потребления и разрывом во времени и пространстве между моментом поступления товара и его потреблением. 
         Наиболее типичными целями создания запасов являются повышение эффективности производства, эффективное обслуживание потребителей, страхование сбоев в поставках, защита от повышения закупочных цен, экономия на оптовых скидках, экономия на транспортировке, стремление хозяйствующих субъектов к экономической безопасности, что выражается в недопущении дефицита или отрицательного уровня запасов.  
         При наличии дефицита запасов предприятие может столкнуться с такими основными проблемами, как:

  • задержка с отправкой уже заказанного товара потребителям или невыполнение данного заказа. Это влечет за собой дополнительные затраты на продвижение и отправку того заказа, который нельзя выполнить за счет имеющихся запасов;
  • потеря клиента, когда при отклонении заказа поставщиком постоянный заказчик обращается с заказом в какую-либо другую фирму. В данном случае возникают издержки, связанные со стоимостью упущенной выгоды, то есть выручки или прибыли, потерянной из-за неосуществления данной сделки;
  •    потеря сбыта, когда отсутствие запаса оборачивается не только потерей конкретной торговой сделки, но и тем, что заказчик переходит на другой источник снабжения.

 В стоимость дефицита запасов, помимо стоимости упущенных сделок или нереализованных заказов, входят также потери времени и финансовых средств на изготовление дополнительного объема продукции, на переналадку оборудования, а также потери времени из-за перерывов в производстве при переходах между сложными технологическими процессами. 
          В литературе имеется большое количество вариантов классификации запасов, в основу которых кладутся различные критерии: 
1. По месту продукции в логистическом канале (цепи) и ее виду запасы:

  • материальных ресурсов;
  • незавершенного производства;
  • готовой продукции;
  • тары;
  • возвратных отходов.

2. По отношению к  базисным логистическим функциям  запасы:

    • совокупные;
    • в снабжении;
    • производственные
    • сбытовые (товарные).

3. По отношению к  комплексным логистическим функциям  запасы:

    • складские;
    • транспортные (в пути, транзитные);
    • грузопереработки.

4. По функциональному  назначению запасы:

  • текущие (регулярные);
  • страховые (гарантийные);
  • подготовительные;
  • сезонные;
  • продвижения;
  • спекулятивные;
  • устаревшие (неликвидные).

 
5. По отношению к звеньям логистической системы или логистическим посредникам запасы:

    • у поставщиков;
    • у потребителей;
    • у торговых посредников;
    • у посредников в физическом распределении.

По месту продукции  в логистическом канале (цепи) и  ее виду укрупненно можно выделить запасы сырья и материалов, незавершенного производства, готовой продукции, тары и возвратных отходов.  
По отношению к базисным логистическим активностям запасы подразделяются на запасы в снабжении, производственные запасы, сбытовые (товарные) запасы в системе дистрибьюции и совокупные товарно-материальные запасы.

Запасы в снабжении  – это материальные ресурсы, находящиеся  в логистических каналах (цепях) от поставщиков до материальных складов  товаропроизводителя, предназначенные  для обеспечения производства готовой  продукции.

Производственные запасы – это запасы сырья, материалов и  незавершенного производства, предназначенные  для обеспечения производственной программы в пределах производственно-технологических  подразделений фирмы.

Сбытовые (товарные) запасы – это запасы готовой продукции, находящиеся на складах фирмы-производителя и в дистрибутивной сети и предназначенные для удовлетворения спроса потребителей (продажи). 
Снабженческие, производственные и сбытовые запасы составляют совокупные товарно-материальные запасы фирмы, являющиеся объектом оптимизации логистического менеджмента с позиции общих издержек. 
         По отношению к комплексным логистическим функциям можно выделить складские, транспортные и запасы грузопереработки. 
         Складские запасы – это запасы продукции, находящиеся на складах различного типа и уровня определенных звеньев логистической системы как внутрифирменных, так и логистических посредников. 
         Транспортные запасы (запасы в пути, транзитные запасы) – это запасы материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции, находящиеся в процессии транспортировки от одного звена логистической системы к другому или в пределах одного из них. 
          К специфическим складским запасам относятся запасы в процессе грузопереработки без логистической операции хранения (например, перевалка в одном транспортном узле с одного вида транспорта на другой, консолидация, сортировка и др.)

По функциональному  назначению запасы подразделяются на текущие, страховые (гарантийные), подготовительные и сезонные. 
         Текущий запас – основная часть производственного (сбытового) запаса, предназначенная для обеспечения непрерывности процесса производства (сбыта) между двумя смежными поставками. 
          Страховая, или гарантийная, часть запасов производственных и сбытовых предназначена для сведения к минимуму логистических и финансовых рисков, связанных с непредвиденными колебаниями спроса на выпускаемые товары, невыполнением договорных обязательств по поставкам сырья и материалов (нарушением сроков, объемов поставок, качества поставляемых ресурсов и т.п.), сбоями в производственно-технологических циклах и другими непредвиденными обстоятельствами. 
          Подготовительный запас – часть производственного (сбытового) запаса, предназначенная для подготовки сырья, материалов или готовой продукции к производственному или личному потреблению. Наличие данного вида запаса вызвано необходимостью выполнения определенных функций по приемке, оформлению, погрузке-разгрузке, дополнительной подготовке (растариванию, чистке, рихтовке и т.д.) к потреблению. 
 
Сезонные запасы – это запасы сырья, материалов и готовой продукции, создаваемые и поддерживаемые при явно выраженных сезонных колебаниях спроса и характера производства.

Запасы продвижения  готовой продукции формируются и поддерживаются в дистрибутивных каналах для быстрой реакции на проводимую фирмой маркетинговую политику продвижения товара на рынок, обычно сопровождаемую широкомасштабной рекламой в СМИ. Эти запасы должны удовлетворять возможное резкое увеличение спроса на товары фирмы.

Спекулятивные запасы сырья, материалов, полуфабрикатов обычно создаются  фирмами в целях защиты от возможного повышения цен на них или введения протекционистских квот или тарифов. 
Устаревшие (неликвидные) запасы, как правило, образуются, когда товары не находят сбыта. Задачей логистического менеджмента является предотвращение возможности появления таких запасов. 
          При управлении запасами в логистике к формированию и поддержанию запасов предъявляются следующие требования:

  • размер запаса должен быть достаточным для обеспечения непрерывности процессов производства и обращения, т.е. непрерывности потока товарно-материальных ценностей;
  • запас должен быть максимально сокращен, а его мобильность должна быть максимально высокой, так как это равнозначно сокращению издержек как в сфере производства, так и в сфере обращения;
  • издержки, связанные с обретением и хранением запасов, должны стремиться к минимуму, что должно обеспечить снижение потерь от иммобилизации оборотных средств в запасах.

Проблема управления запасами конкретизируется в следующих вопросах:

    1. Какой уровень запасов нужно иметь на каждом предприятии для обеспечения требуемого уровня обслуживания потребителей?
    2. В чем состоит компромисс между уровнем обслуживания потребителя и уровнем запасов в логистической системе?
    3. Какие объемы запасов должны быть созданы на каждой стадии логистического и производственного процесса?
    4. Должны ли товары отгружаться непосредственно с предприятия?
    5. Существует ли компромисс между выбранным способом транспортировки и запасом?
    6. Каковы общие уровни запасов на данном предприятии, связанные со специфическим уровнем обслуживания?
    7. Как изменяются затраты на поддержание запасов в зависимости от изменения количества складов?
    8. Как и где следует размещать страховые запасы?

Управление запасами в логистике включает достижение следующих основных целей:

      • рационального размещения запасов в сфере производства и потребления;
      • формирования оптимального объема, структуры и уровня запасов;
      • оперативного учета и контроля над состоянием запасов;
      • оперативного регулирования запасов в различных звеньях логистической цепи.

Следовательно, проблема оптимизации запасов в логистике  заключается в нахождении компромисса  между двумя разноплановыми требованиями: сокращением размеров запасов, недопущение дефицита и бесперебойным товароснабжением.

Достижение указанных  целей предполагает решение следующих  задач:

  1. совершенствования нормирования расхода материальных ресурсов и запасов в сфере производства и обращения;
  2. ускорения продвижения ресурсов от места производства до места потребления;
  3. ускорения оборачиваемости запасов во всех звеньях товародвижения;
  4. доведения уровня запасов до необходимого минимума и ограничения времени их нахождения на складах минимальными сроками;
  5. минимизации запасов сырья, материалов и готовой продукции;
  6. вовлечения в хозяйственный оборот и максимального использования сверхнормативных, неликвидных материальных ресурсов;
  7. разработки и внедрения автоматизированных логистических систем управления запасами.

Информация о работе Экономическая сущность запасов и их классификация, цели, задачи и функции управления запасами в логистике