Этапы выбора поставщика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 18:43, реферат

Описание работы

Большое количество и разнообразие потенциальных поставщиков, требуемых материальных ресурсов приводит к тому, что особое внимание уделяется проблеме выбора тех, которые могли бы с наибольшим эффектом обеспечить успешную производственно-сбытовую деятельность предприятия.

Содержание работы

Введение.
Этапы выбора поставщика.
Критерии выбора поставщика.
Методы выбора поставщика.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

логистика.docx

— 30.59 Кб (Скачать файл)

         Планирование и проведение деятельности  по закупке и поставке начинается  с выбора соответствующих данной  заявке поставщиков. Выявление  и изучение источников закупки  и поставки не является разовым  мероприятием, а должно проводиться  систематически, базируясь на различных  источниках информации.

Коротко рассмотрим основные методы выбора поставщиков, наиболее используемые в настоящее время.

 

 

         Метод рейтинговых оценок

         Этот метод можно считать наиболее  распространенным методом выбора  поставщика. Выбираются основные  критерии выбора поставщика, далее  работниками службы закупок или  привлеченными экспертами устанавливается  их значимость экспертным путем.  Например, допустим, что предприятию  необходимо закупить товар, причем  его дефицит недопустим. Соответственно, на первое место при выборе  поставщика будет поставлен критерий  надежности поставки. Удельный вес  этого критерия будет самым  большим.

 

Высчитывается значение рейтинга по каждому критерию путем произведения удельного веса критерия на его экспертную балльную оценку (например, по 10-бальной  системе) для данного поставщика. Далее суммируют полученные значения рейтинга по всем критериям и получают итоговый рейтинг для конкретного  поставщика. Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего партнера. Если рейтинговая  оценка дает одинаковые результаты для  двух и более поставщиков по основным критериям, то процедуру повторяют  с использованием дополнительных критериев. Но нужно учитывать, что при обращении  к потенциальным поставщикам  трудно, а иногда практически невозможно, получить объективные данные, необходимые  для работы экспертов.

 

          Метод оценки затрат

 

Этот метод иногда называют затратно-коэффициентным методом или «методом миссий». Он заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делится на несколько возможных вариантов (миссий), и для каждого тщательно рассчитываются все расходы и доходы. В результате получают данные для сравнения и выбора вариантов решений (миссий). Для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы (при этом учитываются логистические риски). Затем из набора вариантов (миссий) выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли).

По существу это – разновидность  метода ранжирования (критериев) по стоимости. Метод интересен с точки зрения стоимостной оценки и позволяет  определять «стоимость» выбора поставщика. Недостаток метода состоит в том, что он требует большого объема информации и анализа большого объема информации по каждому поставщику.

В качестве примера можно  привести перечень логистических издержек, связанных с закупкой конкретного товара:

- маркетинговые затраты,  связанные с изучением конъюнктуры  цен на рынке данного товара;

- издержки, связанные с  поиском возможных поставщиков  и установление с ними деловых  контактов (командировки, телефонные  переговоры, обработка данных и  т.д.);

- издержки, связанные с  поиском и получением информации  о себестоимости производства  аналогичных товаров у разных  поставщиков;

- затраты, связанные с  анализом качественных показателей  товара у разных поставщиков  (рекламации, затраты на отбраковку, возможности ремонта или восстановления  качественных показателей товара  у заказчика и т.д.);

- затраты на грузопереработку, складирование и хранение товаров;

- транспортные расходы  поставщика и покупателя, оплата  таможенных, экспедиторских, страховых  услуг по пути доставки товара;

 

затраты на страхование логистических рисков и др.

 

Все эти элементы затрат необходимо учитывать, оценивагь и контролировать.

 

         Метод доминирующих характеристик

 

Метод состоит в сосредоточении на одном выбранном параметре (критерии). Этот параметр может быть: наиболее низкой ценой, наилучшим качеством, графиком поставок, внушающим наибольшее доверие, и т.п. Преимущество этого  метода – в простоте, а недостаток – в игнорировании остальных  факторов - критериев отбора.

 

         Метод категорий предпочтения

 

В этом случае оценка поставщика, в том числе и выбор способа  его оценки, зависит от информации, стекающейся из многих подразделений  фирмы. Инженерные службы дают свою оценку способности поставщика производить  высокотехнологическую продукцию  и могут компетентно судить о  ее качестве. Диспетчерская докладывает  о сроках доставки закупаемых материальных ресурсов. Производственные отделы –  о простоте и удобстве пользования  материальных ресурсов в производственном процессе. Такой метод подразумевает  наличие обширной и разнообразной  информации из множества источников, которая позволяет рассматривать  каждый фактор наравне с остальными, в то время как для фирмы, возможно, какой-то фактор является ключевым, например, простота использования продукции в производственном процессе.

 

         Майкл Р. Линдере и Харольд Е. Фирон уделяют особое внимание неформальной оценке поставщика работниками компании покупателя, которая включает оценку личных контактов между поставщиком и работниками отделов компании покупателя, информацию, полученную из разговоров на профессиональных встречах, конференциях и в средствах массовой информации. «Как идут дела с поставщиком X?» – типичный вопрос, который могут и должны задавать представители отдела снабжения при встречах с представителями других отделов своей компании. Осведомленный работник владеет подобной информацией о поставщиках и всегда замечает, как новая информация может повлиять на общую оценку поставщика. Сегодня в небольших компаниях почти вся оценка имеющихся источников снабжения осуществляется неформальным образом. Когда потребители и отдел закупок ежедневно находятся в личном контакте, и существует быстрая обратная связь с оценкой деятельности поставщика, такой «неформальный» подход вполне обоснован и целесообразен.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

         Итак, в современных условиях  жесткой конкуренции компания  оказывается зависимой не только  от внутренней среды – квалифицированных  руководителей, менеджеров, рабочих,  обстановки в коллективе - также  на успешную деятельность компании  оказывает огромное влияние и  элементы внешней среды. Одной  из наиболее важных, требующих  особого внимания, составляющих  элементов этой среды является  выбор стабильного, успешного  поставщика.

         От деятельности выбранного компанией  поставщика зависит очень многое: бесперебойная деятельность предприятия  за счет своевременного снабжения;  использование предприятием только  качественного сырья, комплектующих,  современных технологий; сокращение  издержек предприятия в связи  с возможностью обмена бракованной  продукции; налаживание с поставщиком  длительных доверительных отношений. 

Решение задачи выбора реальных поставщиков осуществляют поэтапно.

Основными критериями, на которых  рекомендуется строить систему  выбора поставщика, являются: качество продукции, надежность поставщика, цена, качество обслуживания, условия платежа. Однако количество критериев может  быть достаточно велико, более 60.

Традиционные методы поиска, анализа и выбора поставщиков  в последнее время дополняется  новыми формами и методами.

Наиболее распространёнными  на данный момент являются следующие:

 

         - метод рейтинговых оценок;

         - метод оценки затрат;

         - метод доминирующих характеристик;

         - метод категорий предпочтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Котлер Ф. Основы маркетинга, Москва, 2003. 367 с.

2. Бронникова Т.С., Чернявский А.Г. Маркетинг: Рынок предприятий

3. Киршина М. Коммерческая логистика. М., 2003. 268 с.

4. Ланкин В.Е. Менеджмент организации: Учебное пособие.

5. Лебедев О.Т., Филиппова Т.К. Основы маркетинга. - СПб.: ИД МиМ, 2001. 368 с.

6. Непомнящий Е.Г. Экономика и управление предприятием: Маркетинговый подход к предпринимательской деятельности. 386 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п  

Наименование участника  конкурса  

Условия исполнения контракта  по критериям оценки

 

Цена  

Срок гарантии  

Срок 

 

выполнения 

 

работ

 

Вес критерия  

0,4  

0,4  

0,2

 

1  

Поставщик 1  

1 445 829 рублей  

5 лет  

40 дней 

 

Баллы  

8

 

Баллы с учетом весовых

критериев  

2,8 

3,6 

1,6

 

Сумма баллов  

                                          8

 

2  

Поставщик 2  

1 433 537 рублей  

5 лет  

80 дней 

 

Баллы  

6

 

Баллы с учетом весовых

критериев  

2,4 

3,6 

1,2

 

Сумма баллов  

                                                

7,2

 

3  

Поставщик 3  

1 416 323 рублей  

3 года  

90 дней 

 

Баллы  

5

 

1 Баллы с учетом весовых  критериев  

3,2 

2,8 

1

 

Сумма баллов  

                                                 

7

 

4  

Поставщик 4  

1 370 571 рублей  

2 года  

31 день 

 

Баллы  

9

 

Баллы с учетом весовых

критериев  

3,6 

2,4 

1,8

 

Сумма баллов  

                                                

7,8

 

5  

Поставщик 5  

1 519 266 рублей  

5 лет  

50 дней 

 

Баллы  

7

 

Баллы с учетом весовых

критериев  

2,4 

3,6 

1,4

 

Сумма баллов  

                                                

7,4

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Бронникова Т.С., Чернявский А.Г. Маркетинг: Рынок предприятий

 

2. Гончарук В.А. Маркетинговое  консультирование: Предмет оптимизации:  Закупка. 357 с.

 

3. Киршина М. Коммерческая  логистика. М., 2003. 268 с. 

 

4. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. М.: Центр экон. и маркетинга, 1997.

 

5. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль. СПб.: Питер Ком, 2002. 425 с.

 

6. Котлер Ф. Основы маркетинга, Москва, 2003. 367 с.

 

7. Крепкий Л.М. Организация коммерческого успеха. Советы специалиста. - М.: Экономика, 2005. 304 с.

 

8. Ланкин В.Е. Менеджмент организации: Учебное пособие.

 

Таганрог: ТРТУ, 2006. 257 с.

 

9. Лебедев О.Т., Филиппова  Т.К. Основы маркетинга. - СПб.: ИД  МиМ, 2001. 368 с.

 

10. Непомнящий Е.Г. Экономика и управление предприятием: Маркетинговый подход к предпринимательской деятельности. 386 с.

 

11. Романов А.Н., Корлюгов Ю.Ю., Красильников С.А. и др. Маркетинг: М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. 294 с.


Информация о работе Этапы выбора поставщика