Коммерческая логистика
Коммерческая логистика
представляет собой самостоятельное
научное направление, направленное
на минимизацию транс портных
издержек и рационализацию транспортных
потоков. Ее практическое применение
обеспечивается созданием логистиче
ских систем. Логистику можно
рассмотреть как процесс управления
продвиже нием материальных ресурсов.
На этом пути совершается множество
логистических операций, связанных
с материально-техническим снабжением,
производством и сбытом готовой
продукции. Логисти ку здесь можно
подразделить на заготовительную,
внутрипроизвод ственную и распределительную.
Логистику можно также подразделить
на материальную или транс- портно-складскую,
информационную, финансовую и кадровую.
Сфера приложения в предпринимательской
деятельности придает логистике
преимущественно отраслевой характер.
Остановимся подробнее на содержании
логистики. В на стоящее время
логистика рассматривается как
эффективное управление материальными
потоками в сфере производства
и обращения. В сфере материально-технического
снабжения основу логисти ческого
потока составляют: транспортные
средства, погрузо- разгрузочные механизмы,
весовое хозяйство, складские сооруже
ния, средства связи и передачи
информации. Связи между отдель
ными элементами логистики складываются
в логистические цепи. Логистическая
цепь представляет собой совокупность
лиц, участ вующих в логистической
операции. Поставщики, потребители, посредники
и перевозчики создают логистический
канал. Параметрами логистической
цепи являются организационный
ко эффициент звенности (который
показывает, сколько раз продава
лась та или иная продукция)
и складской коэффициент звенности
(свидетельствующий о количестве
совершенных перевалок на пути
следования груза).
Существующие методы
и средства логистического управления
в совокупности составляют логистическую
инфраструктуру товарного рынка.
К субъектам ее относятся транспортные
и складские пред приятия и
коммерческие посредники. Они непосредственно
или косвенно предопределяют
материальные потоки в сфере
обращения при установлении хозяйственных
связей и выборе способа доставки
материалов в адрес конкретных
потребителей. В силу своей целевой
ориентации коммерческая логистика
ис пользует маркетинг в целях
беспрепятственного продвижения
ма териальных потоков непосредственно
до каждого потребителя. Для согласования
интересов материально технического
снабже ния, производства и сбыта
необходимо формирование общей
логи стической концепции, на
основе которой осуществляются
анализ состояния внешней экономической
среды, установление темпов развития
потребительского спроса и состояния
конкуренции на рынке товаров.
При соответствующей проработке
и реализации логистиче ская
концепция приводит к конкретным
экономическим резуль татам по
сокращению производственного цикла,
уменьшению запасов материальных
ресурсов и готовой продукции,
усилению инвестиционных процессов
и повышению конкурентоспособно
сти на рынке товаров. Затраты
на выполнение логистических
операций формируют ло гистические
издержки, которые представляют
собой сумму издер жек обращения
и части издержек производства
(затраты на тару, упаковку, траспортно-складские
работы и т.д.). Затраты на логисти
ку могут быть исчислены в
процентах суммы продаж, в расчете
на единицу массы сырья, материалов
и готовой продукции.
Эффективность логистической
системы определяется набором
показателей, характеризующих качество
работы системы при задан ном
уровне логистических издержек.
С точки зрения потребителей
эффективность логистической системы
можно определить двумя показателями:
качеством и ценой обслуживания,
которые характе ризуют логистические
издержки. Вместе с тем качество
обслужива ния как синтезирующий,
совокупный показатель можно
определить исходя из следующих
критериев: доставки продукции потребителю
в установленный срок, обеспечения высокого
уровня технического обслуживания и выполнения
заказа в установленное время. При оптимизации
транспортных издержек следует учитывать
совокупные издержки не только на приобретение
и транспортиров ку, но и связанные с поиском
продукции на рынке и установлени ем хозяйственных
связей с изготовителем. Такие издержки
называ ются трансакционными; они включают
затраты на поиск информа ции, ведение
переговоров и заключение контракта и
затраты по со блюдению условий контракта.
Наличие больших трансакционных издержек
побуждает потребителя изыскивать организационные
и технические средства по их сокращению.
К сокращению трансак- ционных издержек
приводит формирование логистических
структур при организации процесса товародвижения.