Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:51, контрольная работа
Для достижения постоянной эффективности в любом виде производственно-хозяйственной деятельности необходимо иметь соответствующую систему контроля. Управление потоковым процессом не является исключением. Без эффективной подсистемы контроля не может считаться полностью дееспособной логистическая система. Отсутствие данной подсистемы приводит к значительным потерям.
1. Введение
Для достижения постоянной эффективности в любом виде производственно-хозяйственной деятельности необходимо иметь соответствующую систему контроля. Управление потоковым процессом не является исключением. Без эффективной подсистемы контроля не может считаться полностью дееспособной логистическая система. Отсутствие данной подсистемы приводит к значительным потерям. Ломается параллельность и слаженность взаимных процессов всех подсистем и субсистем в логистической системе, резко падает надежность совокупной работы разнообразных составляющих и отдельных субъектов деятельности. Время неучтенных периодов неиспользования техники и оборудования увеличивается.
Качество выпускаемой
Принятие правильного
2. Контроль в логистических системах
Контроллинг - совокупность всех тех задач, предметом которых является координация управления на предприятии, а также снабжение информацией управленческого персонала для обеспечения оптимального достижения целей предприятия.
Логистический контроль - это упорядоченный и по возможности непрерывный процесс обработки логистических данных для выявления отклонений или расхождений между плановыми и фактическими значениями логистических показателей, а также анализ этих отклонений для выявления причин расхождений.
Фазы контроля логистической системы:
1. Определение плановых
значений логистических
2. Расчет фактических
значений логистических
3. Сравнение фактических
и плановых показателей (
4. Анализ выявленных отклонений
Логистическая система способствует созданию эффективного управления организацией, которое обладает некоторыми характерными чертами независимо от масштабов проблемы или управляемого процесса, как-то:
· существование стратегических целей организации;
· разработка тактических целей, подчиненных достижению стратегических целей;
· правильный выбор единиц измерения, приближающий к конкретным целям (например, эффективность использования ресурсов или время);
· определение нормы или контрольных цифр в выбранных единицах (например, срока выполнения заказа или суммарной трудоемкости в нормо-часах выполнения заказа);
· сравнение информации об управляемом процессе со стандартами, нормами или контрольными цифрами;
· принятие решения или корректирующих воздействий по результатам сравнения;
· контроль результатов управляющих воздействий.
· Система управления имеет вход, т.е. определенную цель в зависимости от уровня иерархии управления. Не всегда ясно, как узнать, что реализация целей, определенных в самом начале цикла управления, является успешной. В самом деле, успех в одном аспекте деятельности может привести к неудаче в другом. Выбор параметров оценки деятельности, смысл которой - достижение этих целей, диктует тип единиц измерения результатов деятельности. С этого этапа начинается контроллинг. Например, вас назначили ответственным за освоение новой продукции, и вы в первую очередь заинтересованы в том, чтобы она была высокого качества. В то же время работники бухгалтерии заинтересованы в снижении издержек производства, а экономисты - в его эффективности.
Каждый из участников производства прав со своей точки зрения, но может возникнуть ситуация, когда различные критерии сталкиваются и нужно выбирать наиболее важные из них. Такую ситуацию характеризуют, например, противоречия между сторонниками производства товаров или услуг высокого качества и сторонниками производства их по низкой цене (хотя высокое качество не всегда означает высокую стоимость).
Как показывает опыт работы с персоналом, принимаемые контрольные цифры будут более напряженными, если привлечь сотрудников к определению параметров.
Не менее важный этап - получение информации по каналам обратной связи о промежуточном результате. Здесь нельзя ошибаться в интервале времени получения информации и, ее объеме. Затем идет этап сравнения установленных параметров и норм с информацией о промежуточном результате. Искусство менеджера заключается в умелом определении (вручную или с использованием ЭВМ) уровня рассогласования между заданными и фактическими значениями параметров: ведь от этого зависит выработка регулирующего воздействия на процесс управления. При этом могут усиливаться или ослабляться воздействия механизма мотивации работников, включаться или отключаться дополнительные корректирующие звенья (а соответственно и ресурсы) или применяться сила власти. Контроллинг применительно к предприятию в отношении логистики считает, что это планирование, управление и контроль над складированием, транспортированием ресурсов предприятия как внутри, так и вне него.
Задачи контроля: обеспечить руководство информацией, необходимой для выбора оптимальных материальных потоков, маршрутов, схемы заполнения склада и т.д. При планировании - планируется потребность в материалах с учетом методики управления складскими запасами (сроки поставки, выбор методов заказов, расчет ритмичности поставок с увязкой с политикой закупок). При этом учитывают складской запас пополняется с учетом графика выпуска продукции, если запасы достигли опасного минимума, рассчитать скорость потребления. Здесь, фазами контроля будут являться:
- определение плановых величин показателей;
- расчет фактических величин показателей;
- сравнение фактических
и плановых величин
- анализ данных отклонений.
К форме внутреннего контроля в некоторой степени приближено понятие контроллинга. Но именно приближено, так как непосредственно к форме внутреннего контроля контроллинг отнести нельзя.
Если сравнивать контроллинг и контроль, то в принципе контроллинг ближе к предварительному контролю.
Положение по внутреннему контролю должно содержать следующие пункты:
1. Надежность ответственных лиц.
2. Разграничение ответственности:
а) разграничение оперативной ответственности от ответственности за отчет;
Например, менеджер по готовой продукции, а не оператор должен вести учет произведенной продукции; инвентаризационные счета по остаткам должен вести не кладовщик, а выделенный служащий;
б) разграничение ответственности за сохранность продукции и их учет, например, бухгалтер не должен считать деньги, а кассир, в свою очередь, не должен иметь доступ к книге счетов и к отдельным документам;
в) разграничение полномочий на совершение сделок и ответственности за сохранность материальных ценностей;
г) разграничение обязанностей по учетным функциям.
3. Полномочия руководителей.
4. Соответствие
документов установленным
Документы и отчеты имеют различное оформление: от первичных документов, таких, как счета-фактуры, приходные и расходные ордера, до бухгалтерских отчетов и регистров.
Прямое, полное и не допускающее подделки оформление документов - вот главная цель.
Необходимо осуществлять нумерацию документов, составлять специальные регистры, обеспечить хранение накладных в сейфах, непосредственное документирование и заполнение реквизитов, что особенно важно при продаже продукции за наличные деньги.
Рекомендуется применять сигнальные полосы, отметки о вознаграждении покупателей и т.д.
5. Стандартные процедуры.
6. Охрана.
7. Передача обязанностей.
8. Независимые проверки.
3. Внедрение контроля в организации
В настоящее время контроль, как система экономического управления деятельностью фирмы, широко применяется в хозяйственно-развитых странах. Нет практически ни одной крупной или средней компании, где его использование в той или иной мере не служило бы залогом успеха на рынке. Всё чаще он практикуется и в мелких фирмах.
Чтобы в полной мере использовать потенциал контроллинга на российских предприятиях, необходимо перестроить планирование, учёт и анализ хозяйственной деятельности в соответствии с современными требованиями. Особую роль играет внедрение стратегического планирования, на основе которого контроллинг превращается в средство будущего процветания фирмы. Именно поэтому и в российской практике контроль постепенно находит всё более широкое применение. Данный процесс всё активнее расширяется по мере развития и совершенствования производства, повышения на более качественный уровень системы управления предприятия, внедрение самых эффективных нововведений менеджмента. Контроллинг, являясь концепцией системного управления организуется, как правило, там, где управление находится в кризисе либо хозяйственная деятельность не удовлетворяет современным требованиям и требованиям рынка.
Факторы, являющиеся основанием для создания системы контроллинга в организации:
· ухудшение в сравнении
с подобными предприятиями
· появление новых
или изменение целей в
· отсутствие согласования целей;
· устаревшие методы планирования, калькуляции и анализа, не удовлетворяющие менеджменту предприятия;
· отсутствие методик учета и анализа, несоответствие требованиям как основы для отслеживания деятельности и принятия управленческих решений;
· дублирование или отсутствие некоторых функций, наличие конфликтных ситуаций при их выполнении.
При наличии одного или нескольких вышеперечисленных факторов чаще всего имеет место ряд предпосылок внедрения системы контроллинга по направлениям: организация, продукция, закупки, персонал, оборудование, система информационного обеспечения и отчетность.
Организация:
· плохое представление
об организационной структуре
· сложная, многоступенчатая система подчинения, имеющая противоречия;
· отсутствие четко определенных
областей и уровней компетенции
и ответственности
· перегруженность отдельных подразделений;
· организация некоторых служб "под человека".
Продукция:
· устаревшие модели и номенклатура продукции;
· несоответствие требованиям современных отечественных и зарубежных рынков по качеству исполнения, дизайну и другим потребительским свойствам;
· плохие перспективы выпускаемой продукции.
Закупки:
· низкое качество закупаемых материалов, отсутствие входного контроля;
· необоснованно большие запасы материалов на складе.
Персонал:
· восприятие работы как повинности, отстраненность личных интересов сотрудников от результатов деятельности компании;
· неуверенность сотрудников в завтрашнем дне.
Оборудование:
· устаревший парк основного оборудования и производственных средств;
· отсутствие системы
планово-предупредительных
Система информационного обеспечения и отчетность:
· отсутствие в отчете пояснительной и аналитической части;
· заполнение документов вручную;
· ограниченность исходной информации, предназначенной для принятия важных решений;
· отсутствие или недостаточность компьютерной поддержки информационного обеспечения;
· отсутствие системы учета и расчета затрат по носителям и объектам.
контроллинг логистика
4. Фазы внедрения контроля.
Процесс внедрения начинается с принятия решения о разработке системы контроля на предприятии. Благоприятным моментом для начала построения системы контроля является появление первых слабых сигналов (индикаторов) о возможных рисках для успешного функционирования предприятия. Речь идет как о внутренних, так и внешних по отношению к предприятию сигналах, проявляющихся, как правило, в слабозаметных тенденциях и признаках. Немаловажным фактором, который надо обязательно учитывать при выборе момента внедрения системы контроллинга, является наличие у предприятия достаточного количества финансовых и людских ресурсов. Необходимо учитывать также психологический климат в коллективе, складывающийся на момент принятия решения. Гораздо проще начать процесс разработки и внедрения системы контроллинга при устойчивом финансовом состоянии предприятия, а следовательно, в благоприятный с психологической точки зрения момент. Вхождение контроллинга в «двери» предприятия.