Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 09:19, контрольная работа
Задача №1. Методики расчёта развозочных маршрутов.
Потребность в мелкопартийных поставках продукции потребителям с баз и складов систематически возрастет. Поэтому организация маршрутов на отгрузку потребителям мелких партий груза имеет большое значение.
Задача №1. Методики расчёта
развозочных маршрутов. |
Рис. 1. Минимальное дерево расстояний
На следующем этапе группируем пункты по маршрутам, исходя
из потребности в материалах.
Учитывая общую массу груза в 69 т. и грузоподъемность
автомобиля в 23 т., потребуется три маршрута.
Маршрут 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Маршрут 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Маршрут 3
Определяем рациональный порядок объезда
по маршруту
Маршрут 1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Начальную матрицу строим для пунктов, имеющих наибольшее значение,
т.е А П Б
Первоначальный вид маршрута, соответственно
будет выглядеть как: А-П-Б-А
Включаем пункт, имеющий наименьшее значение
(Г), при этом мин. Приращение будет на отрезке
между А и Б. Аналогично включаются остальные
элементы. В результате получаем вариант
объезда:
Задача №2. Расчёт рациональных
маршрутов.
На конкретных примерах рассмотрим разработку
маятниковых и кольцевых развозочных
маршрутов со снабженческо-сбытовых баз
и складов потребителям:
Б¹ 6 км Г
8 км 13 км
В)
Г-автохозяйство ,А- база или склад, Бı Б² - потребители продукции.
Маятниковые маршруты с обратным холостым
пробегом .При выполнении маятниковых
маршрутов с обратным пробегом без груза
возникает несколько вариантов движения
автомобилей с разным по величине порожним
пробегом. Необходимо разработать такой
маршрут ,при которой порожний пробег
был бы минимальным.
На рисунке приведены условия перевозочной
задачи, на примере решения которой составим
маршрут движения автомобиля с минимальным
порожним пробегом.
Из пункта А (база) необходимо доставить
груз в пункты Бı и Б². Объём перевозок
( в ездках) и расстояния указаны на рисунке.
За время в наряде автомобиль может выполнить
на маршруте АБı=АБ² по две ездки с грузом.
Необходимо составить маршруты движения
автомобилей, дающие минимум порожних
пробегов.
Количество ездок определяется по формуле:
где,Q- объём поставок продукции за рассматриваемый
период, т.;
q- грузоподъёмность автомобиля ,т.;γ –коэффициент использования грузоподъёмности
в зависимости от класса груза.
При решении этой задачи могут возникнуть
два варианта:
1.Продукция поставляется в в Б² ,а потом
в Бı,из Бı – в автохозяйство.
2.Продукция поставляется в в Бı ,а потом
в Б² ,из Б² – в автохозяйство.
Как видим, из рисунка наиболее эффективен
второй вариант ,поскольку коэффициент
использования β во втором случае выше
,чем в первом.
Однако на практике при разработке маршрутов
,руководствуясь правилом, чтобы уменьшить
нулевой пробег ,необходимо разрабатывать
такую сис тему маршрутов ,при которой
первый пункт погрузки и последний пункт
разгрузки находился вблизи от автохозяйства,
мы склонны принять первый вариант.
Чтобы проверить правильность выбора
,решим задачу математическим методом.
Задача составления рациональных маршрутов,
обеспечивающих минимальный порожний
пробег транспортных средств, сводится
к следующей задаче линейного программирования:
Минимизируем линейную форму:
При условиях 0≤ Xj ≤Qj и ∑ ≤Xj;
Пункты назначения пронумерованы в порядке
возрастания разностей
(lo - lабj),т.е.
Lo – labl ≤ - lo – lАБ² ≤ lo – l аб3 ≤ …≤ lo – l АБn
Тогда оптимальное решение таково:
Х¹ = min (Q¹,N);
X² = min (Q²,N-X¹);
X³ = min (Q²,N-X¹-X²);
Xn = min (Q²N ∑ Xj)
Где lº -расстояние от пункта назначения до
АТП (второй нулевой пробег); labj -расстояние от А до Б – гружёный пробег;N - число автомобилей, работающих на всех
маршрутах; X j- количество автомобилей, работающих
с последним пунктом разгрузки;A - поставщик( база); - Бj пункты потребления; Q m- объём перевозок( в ездках автомобиля).
Решая эту задачу ,мы должны знать, что
наилучшее решение получается при такой
системе маршрутов, когда максимальное число
автомобилей заканчивает работу в пунктах
назначения с минимальными разностями
,второго нулевого и гружёного пробега.
Для решения задачи необходимо исходные
данные записать в специальную матрицу
,чтобы с её помощью произвести все необходимые
вычисления по составлению маршрутов.
Для каждого пункта назначения, по каждой
строке, рассчитывают алгебраические
разности, которые записывают в соответствующие
клетки столбца разностей.
Форма матрицы для составления оптимальных
маятниковых маршрутов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рассмотрим применение предложенного
алгоритма на конкретном примере ,воспользовавшись
исходными данными ,приведёнными на
рисунке.
Исходя из заданных условий составляем таблицы
объёма перевозок и ездок (таблица 1) и
расстояния перевозок (таблица 2).
Таблица 1
|
| |
|
| |
|
|
|
Таблица2
|
|
| |
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
Для составления маршрутов
te = +
*если данная гружённая ездка не является
последней ездкой автомобиля;
te =
*если данная ездка выполняется автомобилем
последней. Результаты этого расчёта сведены
в таблице ниже:
Таблица №3
продолжение
Затраты времени на одну ездку, мин.
|
| |||
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расчёт п. 2 и4 производится по формуле
1) ,п. 3 и 5 – по формуле 2).
Техническая скорость 20 км/ч, время погрузки
и разгрузки – 30 мин.
После подготовки необходимых данных
приступаем к составлению рабочей матрицы
для составления маятниковых маршрутов,
учитывая, что время на маршруте ровно
380 мин. за вычетом времени на выполнение
первого пробега (табл.№3)
Таблица № 4
Рабочая матрица условий.
|
|
|
|
|
|
При разработке маршрутов сначала
выбирается пункт назначения с min (lo - lAБJ), которой принимается конечным пунктом
составляемых маршрутов. Количество автомобилей
0, т.е. когда выбраны все ездки.
Полученный маршрут записывается ,после этого в рабочую матрицу вносятся изменения:
исключаются пункты назначения, по которым
выбраны все ездки.
Из оставшихся ездок тем же способом составляют
следующий маршрут и т.д. Процесс маршрутов
заканчивается тогда ,когда из таблицы
будут выбраны все ездки.
В нашем примере наименьшую оценку( -7,5)
имеет пункт Б² ,в который нужно сделать
две ездки. Принимаем его последним пунктом
маршрута. Т.к. на выполнение последней
ездки в Б² будет затрачено только 97 мин.,
на оставшееся время, равное 380-97=283 мин., планируем ездки
в пункт с наибольшей оценкой , т.е. в Б¹
: 78· 2= 156 мин. И одному ездку Б²- 120 мин. Баланс времени составит:156+120+97=373
мин.
Маршрут: Г-А-Б¹-А-Б¹-А-Б²-А²-Б²-Г
Оптимальный план работы составлен.Как
видим, он соответствует второму варианту
Исходные данные для решения
задачи № 2.
1.
АБ²=10 км.
АГ=16 км.
Б²Г=7,5 км.
Б¹ Г= 8,5 км
Задача 2.
Исходные данные V=22км/ч Т=28 мин q=2,5t mБ1=5т. mБ2= 7,5.
АБ1=12,5; АБ2=10 км; Б2Г=7,5 Б1Г=6 км.
Таблица. Расстояния, км.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица Количество ездок.
|
|
|
|
|
|
Учитывая, что в условии задачи
не указан коэффициент. Использования
грузоподъемности мы принимаем его
за единицу.
Рассчитаем маршруты.
Затраты времени на одну ездку,
мин.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Первоначально рассчитаем маршруты,
для которых ездка не является
последней.
Маршрут 1 (А-Б1-А) t1= (12,5+12,5)/22+28=30,27
Маршрут 3 (А-Б2-А) t3=(10+10)/22 +28= 28,91
Для маршрута, который является последней
Маршрут 2 (А-Б1-Г) t2= (12,5+16)/22+28=29,29
Маршрут 4 (А- Б2-Г) t4= (10+16)/22+28= 29,18
Рабочая матрица условий
|
|
| ||
|
|
|
|
|