Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 19:42, контрольная работа
1. Провести АВС-анализ данных объемов продаж группы товаров за год.
2. Провести XYZ-анализ объемов продаж по квартальным отчетам.
3. Построить результирующую матрицу разделения товарных позиций на группы.
4. По результатам проведенных расчетов сделать выводы относительно тактики управления запасами по товарным позициям.
1. Провести АВС-анализ данных объемов продаж группы товаров за год.
2. Провести XYZ-анализ объемов продаж по квартальным отчетам.
3. Построить результирующую матрицу разделения товарных позиций на группы.
4. По результатам проведенных
расчетов сделать выводы
Таблица 1 - Исходные данные
№ |
За год |
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
1 |
3022 |
764 |
775 |
747 |
736 |
2 |
7409 |
1656 |
1955 |
1537 |
2261 |
3 |
241 |
39 |
48 |
82 |
72 |
4 |
42 |
14 |
7 |
13 |
8 |
5 |
1923 |
411 |
447 |
389 |
676 |
6 |
373 |
119 |
85 |
84 |
85 |
7 |
6385 |
1223 |
1013 |
2085 |
2064 |
8 |
62 |
24 |
23 |
9 |
6 |
9 |
4734 |
1703 |
747 |
656 |
1628 |
10 |
1656 |
550 |
556 |
250 |
300 |
11 |
116 |
21 |
21 |
22 |
52 |
12 |
98 |
31 |
21 |
18 |
28 |
13 |
2593 |
540 |
586 |
522 |
945 |
14 |
211 |
51 |
52 |
53 |
55 |
15 |
580 |
128 |
167 |
163 |
122 |
16 |
790 |
116 |
118 |
287 |
269 |
17 |
1226 |
150 |
173 |
444 |
459 |
18 |
2237 |
758 |
677 |
352 |
450 |
19 |
155 |
51 |
22 |
50 |
32 |
20 |
90 |
23 |
23 |
25 |
19 |
21 |
278 |
101 |
98 |
39 |
40 |
22 |
40 |
9 |
11 |
9 |
11 |
23 |
135 |
30 |
37 |
34 |
34 |
24 |
679 |
197 |
204 |
130 |
148 |
25 |
319 |
74 |
92 |
78 |
75 |
26 |
4070 |
1053 |
1009 |
1008 |
1000 |
27 |
71 |
28 |
24 |
10 |
9 |
28 |
5497 |
794 |
2072 |
1854 |
777 |
29 |
62 |
21 |
10 |
10 |
21 |
30 |
1060 |
227 |
284 |
216 |
333 |
31 |
914 |
231 |
202 |
228 |
253 |
№ |
За год |
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
32 |
3506 |
840 |
879 |
886 |
901 |
33 |
50 |
12 |
11 |
12 |
15 |
34 |
8612 |
2055 |
1734 |
2565 |
2258 |
35 |
34 |
10 |
10 |
8 |
6 |
36 |
502 |
157 |
85 |
165 |
95 |
37 |
175 |
40 |
38 |
35 |
62 |
38 |
10007 |
2480 |
2435 |
2281 |
2811 |
39 |
1423 |
315 |
337 |
426 |
345 |
40 |
435 |
96 |
97 |
104 |
138 |
ABC-анализ позволяет
А – высокой приоритетности, т. е. товарные группы, приносящие самый большой процент дохода.
В – средней приоритетности, т. е. товарные группы, приносящие процент дохода на порядок ниже, чем группы высокой приоритетности, но составляющие существенную часть прибыли.
С – низкой приоритетности, т. е. товарные группы, приносящие самый маленький процент дохода.
Таким образом, произведя разделение всего ассортимента на несколько групп, можно определить товары-лидеры продаж, а также выявить причины, по которым номенклатурные единицы из групп низкой приоритетности не могут переместиться в группу на уровень выше.
Говоря об определении
количественных границ группы, можно
выделить две характеристики: доля
выручки и процент
Таблица 2 - Количественные границы товарных групп
Название группы |
Доля выручки (%) |
Процент наименований (%) |
А-группа |
80 |
20 |
В-группа |
15 |
30 |
С-группа |
5 |
50 |
Процесс ABC-анализа можно разделить на несколько этапов:
1. Выбор объекта анализа. На данном этапе следует определиться с объектом. Поскольку ABC-анализ способен подстроиться под любую характеристику, имеющую количественную оценку, очень важно выбрать, что же именно будет анализироваться. Например, потребители, поставщики, товарные группы, номенклатурные единицы, услуги и т. д.
2. Выбор параметра для анализа. На данном этапе следует определиться с параметром, относительно которого будет производиться анализ. В качестве такого параметра могут выступать доля выручки, часть прибыли, доля рынка, количество единиц продаж, объем продаж и т.п.
3. Ранжирование объектов анализа. На данном этапе происходит сортировка объектов анализа в убывающей последовательности.
4. Распределение объектов анализа в группы. На данном этапе высчитывается доля выбранного параметра для каждой группы, и на основании этого группы насыщаются объектами анализа.
Экономическое содержание ABC-анализа состоит в том, что наибольшее значение на результат деятельности предприятия оказывают группы, содержащие наименьшее количество номенклатурных позиций. Это обеспечивает принцип дисбаланса, присущий ABC-анализу.
ABC-анализ имеет следующие преимущества:
- простота использования;
- наглядность проанализированных показателей;
- точность рассчитанных критериев и параметров;
- быстрое выявление основных проблем и путей их решения;
- возможность автоматизации каждого этапа метода;
- не требует дорогостоящего оборудования и дополнительных финансовых вложений в реализацию метода;
- быстрота проведения каждого этапа метода.
Таблица 3 – АВС-анализ
Первичный список |
Упорядоченный список |
Группа | |||||
Код позиции |
Реализация за год |
Доля в общем запасе, % |
Код позиции |
Реализация за год |
Доля в общем запасе, % |
Доля нарастающим итогом, % | |
1 |
3022 |
4,21 |
38 |
10007 |
13,93 |
13,93 |
А |
2 |
7409 |
10,32 |
34 |
8612 |
11,99 |
25,92 | |
3 |
241 |
0,34 |
2 |
7409 |
10,32 |
36,24 | |
4 |
42 |
0,06 |
7 |
6385 |
8,89 |
45,13 | |
5 |
1923 |
2,68 |
28 |
5497 |
7,65 |
52,78 | |
6 |
373 |
0,52 |
9 |
4734 |
6,59 |
59,37 | |
7 |
6385 |
8,89 |
26 |
4070 |
5,67 |
65,04 | |
8 |
62 |
0,09 |
32 |
3506 |
4,88 |
69,92 | |
9 |
4734 |
6,59 |
1 |
3022 |
4,21 |
74,13 |
В |
10 |
1656 |
2,31 |
13 |
2593 |
3,61 |
77,74 | |
11 |
116 |
0,16 |
18 |
2237 |
3,12 |
80,86 | |
12 |
98 |
0,14 |
5 |
1923 |
2,68 |
83,54 | |
13 |
2593 |
3,61 |
10 |
1656 |
2,31 |
85,85 | |
14 |
211 |
0,29 |
39 |
1423 |
1,98 |
87,83 | |
15 |
580 |
0,81 |
17 |
1226 |
1,71 |
89,54 | |
16 |
790 |
1,1 |
30 |
1060 |
1,48 |
91,02 | |
17 |
1226 |
1,71 |
31 |
914 |
1,27 |
92,29 | |
18 |
2237 |
3,12 |
16 |
790 |
1,1 |
93,39 | |
19 |
155 |
0,22 |
24 |
679 |
0,95 |
94,34 | |
20 |
90 |
0,13 |
15 |
580 |
0,81 |
95,15 | |
21 |
278 |
0,39 |
36 |
502 |
0,7 |
95,85 |
С |
22 |
40 |
0,06 |
40 |
435 |
0,57 |
96,42 | |
23 |
135 |
0,19 |
6 |
373 |
0,52 |
96,94 | |
24 |
679 |
0,95 |
25 |
319 |
0,44 |
97,38 | |
25 |
319 |
0,44 |
21 |
278 |
0,39 |
97,77 | |
26 |
4070 |
5,67 |
3 |
241 |
0,34 |
98,11 | |
27 |
71 |
0,1 |
14 |
211 |
0,29 |
98,4 | |
28 |
5497 |
7,65 |
37 |
175 |
0,24 |
98,64 | |
29 |
62 |
0,09 |
19 |
155 |
0,22 |
98,86 | |
30 |
1060 |
1,48 |
23 |
135 |
0,19 |
99,05 | |
31 |
914 |
1,27 |
11 |
116 |
0,16 |
99,21 | |
32 |
3506 |
4,88 |
12 |
98 |
0,14 |
99,35 | |
33 |
50 |
0,07 |
20 |
90 |
0,13 |
99,48 | |
34 |
8612 |
11,99 |
27 |
71 |
0,1 |
99,58 | |
35 |
34 |
0,05 |
8 |
62 |
0,09 |
99,67 | |
36 |
502 |
0,7 |
29 |
62 |
0,09 |
99,76 | |
37 |
175 |
0,24 |
33 |
50 |
0,07 |
99,83 | |
38 |
10007 |
13,93 |
4 |
42 |
0,06 |
99,89 | |
39 |
1423 |
1,98 |
22 |
40 |
0,06 |
99,95 | |
40 |
435 |
0,57 |
35 |
34 |
0,05 |
100 | |
Итого |
71812 |
100 |
71812 |
100 |
х |
XYZ-анализ – это группировка
позиций по уровню
В основе любой группировки лежит группировочный признак (показатель). Для XYZ-анализа в качестве группировочного признака используется коэффициент вариации, который измеряет уровень колеблемости динамики. Чем больше колебания в анализируемой динамике (и коэффициент вариации), тем меньше уровень прогнозируемости.
Технически анализ проводится таким образом. Составляется список позиций. В качестве анализируемых данных для каждого товара берется динамика продаж за некоторый период. По имеющимся значениям динамики рассчитываются коэффициенты вариации для каждого товара в отдельности. Проводится сортировка по возрастанию коэффициентов вариации. Далее производится деление всех позиций на три группы.
В группу Х относят позиции со значением коэффициента вариации от нуля до 10%.
В группу Y – от 10% до 25%.
В группу Z – от 25% до бесконечности.
Таблица 4 – XYZ-анализ
Код позиции |
Реализация за квартал |
Коэффициент вариации |
Упорядоченный список |
Группа | ||||
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
Коэффициент вариации |
Код позиции | |||
1 |
764 |
775 |
747 |
736 |
39,99 |
20 |
9,74 |
Х |
2 |
1656 |
1955 |
1537 |
2261 |
42,2 |
23 |
14,35 |
Y |
3 |
39 |
48 |
82 |
72 |
45,97 |
37 |
22,7 | |
4 |
14 |
7 |
13 |
8 |
35,84 |
12 |
27,92 |
Z |
5 |
411 |
447 |
389 |
676 |
44,96 |
25 |
28,63 | |
6 |
119 |
85 |
84 |
85 |
40,05 |
40 |
28,96 | |
7 |
1223 |
1013 |
2085 |
2064 |
48,18 |
14 |
29,49 | |
8 |
24 |
23 |
9 |
6 |
50,47 |
19 |
34,91 | |
9 |
1703 |
747 |
656 |
1628 |
53,97 |
31 |
35,29 | |
10 |
550 |
556 |
250 |
300 |
49,4 |
4 |
35,84 | |
11 |
21 |
21 |
22 |
52 |
47,91 |
39 |
37,15 | |
12 |
31 |
21 |
18 |
28 |
27,92 |
15 |
37,96 | |
13 |
540 |
586 |
522 |
945 |
45,89 |
24 |
38,14 | |
14 |
51 |
52 |
53 |
55 |
29,49 |
36 |
38,27 | |
15 |
128 |
167 |
163 |
122 |
37,96 |
32 |
38,61 | |
16 |
116 |
118 |
287 |
269 |
51,85 |
30 |
38,86 | |
17 |
150 |
173 |
444 |
459 |
56,8 |
26 |
39,02 | |
18 |
758 |
677 |
352 |
450 |
46,81 |
1 |
39,99 | |
19 |
51 |
22 |
50 |
32 |
34,91 |
38 |
39,99 | |
20 |
23 |
23 |
25 |
19 |
9,74 |
6 |
40,05 | |
21 |
101 |
98 |
39 |
40 |
47,66 |
34 |
41,32 | |
22 |
9 |
11 |
9 |
11 |
48,83 |
2 |
42,2 | |
23 |
30 |
37 |
34 |
34 |
14,35 |
5 |
44,96 | |
24 |
197 |
204 |
130 |
148 |
38,14 |
13 |
45,89 | |
25 |
74 |
92 |
78 |
75 |
28,63 |
3 |
45,97 | |
26 |
1053 |
1009 |
1008 |
1000 |
39,02 |
18 |
46,81 | |
27 |
28 |
24 |
10 |
9 |
47,08 |
27 |
47,08 | |
28 |
794 |
2072 |
1854 |
777 |
55,04 |
29 |
47,13 | |
29 |
21 |
10 |
10 |
21 |
47,13 |
21 |
47,66 | |
30 |
227 |
284 |
216 |
333 |
38,86 |
11 |
47,91 | |
31 |
231 |
202 |
228 |
253 |
35,29 |
7 |
48,18 | |
32 |
840 |
879 |
886 |
901 |
38,61 |
22 |
48,83 | |
33 |
12 |
11 |
12 |
15 |
66,47 |
10 |
49,4 | |
34 |
2055 |
1734 |
2565 |
2258 |
41,32 |
8 |
50,47 | |
35 |
10 |
10 |
8 |
6 |
125,92 |
16 |
51,85 | |
36 |
157 |
85 |
165 |
95 |
38,27 |
9 |
53,97 | |
37 |
40 |
38 |
35 |
62 |
22,7 |
28 |
55,04 | |
38 |
2480 |
2435 |
2281 |
2811 |
39,99 |
17 |
56,8 | |
39 |
315 |
337 |
426 |
345 |
37,15 |
33 |
66,47 | |
40 |
96 |
97 |
104 |
138 |
28,96 |
35 |
125,92 |
Наиболее стабильную величину закупок демонстрирует товарная позиция 20, так как она попала в группу Х, минимальное значение коэффициента вариации 9,74%.
Рисунок 1 – АВС-анализ
Составим матрицу АВС – XYZ (рисунок 2)
X |
Y |
Z | |
A |
- |
- |
38, 34, 2, 7, 28, 9, 26, 32 (высокая доля в товарообороте, низкая степень стабильности продаж) |
B |
- |
- |
1, 13, 18, 5, 10, 39, 17, 30, 31, 16, 24, 15 (средняя доля в товарообороте, низкая степень стабильности продаж) |
C |
20 (низкая доля в товарообороте, высокая степень стабильности продаж) |
23, 37 (низкая доля в товарообороте, средняя степень стабильности продаж) |
36, 40, 6, 25, 21, 3, 14, 19, 11, 12, 27, 8, 29, 33, 4, 22, 35 (низкая доля в товарообороте, низкая степень стабильности продаж) |
Рисунок 2 – Матрица АВС – XYZ
По полученным данным можно сделать следующие выводы.
Матрица позволяет сделать следующие выводы: для 37 из 40 анализируемых товарных позиций характерна нестабильность продаж, причем у 17 из них она совмещается с низкой долей в товарообороте компании – на них нужно обратить особое внимание при заключении дальнейших договоров.
У товарных позиций 38, 34 и 2 самая высокая доля в объеме продаж компании, но у этих товарных позиций низкая степень стабильности продаж по кварталам, так как значение коэффициента вариации высокое.
Для совершенствования процесса управления товарооборотом в компании необходимо пересмотреть товарную политику для того, чтобы выяснить причины нестабильности продаж у товарных позиций, которые занимают лидирующее место в общем объеме товарооборота. Возможно, нестабильность продаж связана с плохим качеством процесса поставки, отсутствием товаров в торговом зале, или вызвана сезонностью спроса на данный вид товаров.
Для тех товаров, которые пользуются стабильным спросом, нужно рассмотреть возможность увеличения объема продаж.
Список использованной литературы