Логистика: ее задачи и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 07:28, курсовая работа

Описание работы

Логистика как наука устанавливает связь между запасами, вместимостью, производительностью и гибкостью системы; позволяет преодолеть инерциальные процессы при переходе от частично оптимальных к полностью оптимальным системам. Принципиальная новизна логистического подхода - органичная взаимная связь, интеграция вышеперечисленных областей в единую материалопроводящую систему. Цель логистического подхода - сквозное управление материальными потоками. Управление материальными потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности. Однако лишь сравнительно недавно оно приобрело положение одной из наиболее важных функций экономической жизни. Основная причина- переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвавший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителей.

Содержание работы

Введение.....................................................
1. Научные основы логистики...............................
1.1. Концепция и философия логистики........................
1.2. Системный подход в логистике...........................
1.3. Кибернетический подход в логистике.....................
1.4. Классификация моделей логистической системы............
2. Проблемы построения логистических систем...............
2.1. Особенности развития материальной базы России в условиях рынка...............................................
2.2. Проблемы логистики на микро- и макроуровне.............
Заключение...................................................
Список литературы............................................

Файлы: 1 файл

0962918_9749B_logistika_ee_zadachi_i_problemy.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

К достоинствам аналитического моделирования относят большую силу обобщения и многократность использования.

Другим видом математического моделирования является  имитационное моделирование. Этот метод широко применяется при исследовании логистических систем. Как уже отмечалось, логистические системы функционируют в условиях неопределенности окружающей среды. При управлении материальными потоками должны учитываться факторы, многие из которых носят случайный характер. В этих условиях создание аналитической модели, устанавливающей четкие количественные соотношения между различными составляющими логистических процессов, может оказаться либо невозможным, либо слишком дорогим.

При имитационном моделировании закономерности, определяющие характер количественных отношений внутри логистических процессов, остаются непознанными. В этом плане логистический процесс остается для экспериментатора «черным ящиком».

Процесс работы с имитационной моделью, в первом приближении, можно сравнивать с настройкой телевизора рядовым телезрителем, не имеющим представления о принципах работы этого аппарата. Телезритель просто вращает разные ручки, добиваясь четкого изображения, не имея при этом представления о том, что происходит внутри «черного ящика».

Точно также экспериментатор «вращает ручки» имитационной модели, меняя при этом условия протекания процесса и наблюдая полученный результат. Определение условий, при которых результат удовлетворяет требованиям, является целью работы и имитационной моделью.

Имитационное моделирование включает в себя два основных процесса: первый – конструирование модели реальной системы; второй – постановка экспериментов на этой модели.

При этом могут преследоваться следующие цели: а) понять поведение логистической системы; б) выбрать стратегию, обеспечивающую наиболее эффективное функционирование логистической системы.

Как правило, имитационное моделирование осуществляется с помощью компьютеров.

Условия, при которых рекомендуется применять имитационное моделирование, приведены в работе Р.Шеккона «Имитационное моделирование систем – наука и искусство». Основными из них являются.

  1. Не существует законченной математической постановки данной задачи, либо еще не разработаны аналитические методы решения сформулированной математической модели.
  2. Аналитические модели имеются, но процедуры столь сложны и трудоемки, что имитационное моделирование даст более простой способ решения задачи.
  3. Аналитические решения существуют, но их реализация не возможна вследствие недостаточной математической подготовки имеющегося персонала.

Таким образом, основным достоинством имитационного моделирования является то, что этим методом можно решать более сложные задачи. Имитационные модели позволяют достаточно просто учитывать случайные воздействия и другие факторы, которые создают трудности при аналитическом исследовании.

При имитационном моделировании производится процесс функционирования системы во времени. Причем имитируются элементарные явления, составляющие процесс с сокращением их логистической структуры и последовательности протекания во времени. Модели не решают, а определяют прогон программы с заданными параметрами, меняя параметры, осуществляя прогон за прогоном.

Имитационное моделирование имеет ряд существенных недостатков, которые также необходимо учитывать:

1. Исследования с помощью  этого метода обходятся дорого.

Причины:

  • для построения модели и экспериментирования над ней необходим высококвалифицированный специалист-программист;
  • необходимо большое количество машинного времени, поскольку метод основывается на статистических испытаниях и требует многочисленных прогонов программ;
  • модели разрабатываются для конкретных условий и, как правило, не тиражируются.

2. Велика возможность  ложной имитации.

Процессы в логистических системах носят вероятностный характер и поддаются моделированию только при введении определенного рода допущений.

Например, разрабатывая имитационную модель товароснабжения района и принимая среднюю скорость движения автомобилей на маршруте, равную 25 км/ч, мы исходим из допущения, что дорожные условия хорошие. В действительности погода может испортиться и в результате наступившего гололеда, скорость на маршруте упадет до 15 км/ч. Реальный процесс пойдет иначе.

Описание достоинств и недостатков имитационного моделирования можно завершить словами Шеккона: «Разработка и применение имитационных моделей в большей степени искусство, чем наука. Следовательно, успех или неудача в большей степени зависит не от метода, а от того, как он применяется».

2. проблемы построения логистических систем

 

 

2.1. Особенности развития материальной  базы России в условиях рынка.

 

 

В настоящее время в РФ обязательные поставки продукции производственно-технического назначения отменены.

Провозглашена свобода заключения договоров, которая ограничивается лишь в двух случаях: поставка на Крайний Север при наличии сложившихся связей, подписание контракта на поставку продукции для государственных нужд.

В то же время необходимо учитывать реальность экономической ситуации в России в переходный период, которая характеризуется неразвитостью рыночных отношений, отсутствием необходимого уровня конкуренции во многих сферах производства и обращения, и недостаточно эффективным функционированием рыночного механизма формирования цен за поставляемую продукцию. При размещении заказов по обеспечению государственных нужд возникают и будут возникать сложности, вызванные отказом отдельных поставщиков заключать договоры на поставку продукции, идущей на удовлетворение государственных нужд, а также их стремлением завысить цены, пользуясь своим монопольным положением.

Анализ существующих законодательно-нормативных документов показывает, что они в целом создают правовую базу для предотвращения злоупотреблений хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке.

Общие правовые и экономические принципы формирования и размещения заказов на поставку продукции для государственных нужд регулирует закон РФ «О поставках продукции и товаров для государственных нужд», утвержденный постановлением Верховного Совета РФ 28 мая 1992 года.

Порядком закупки и поставки товаров (продукции), выполнения работ (услуг) для федеральных государственных нужд, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27 августа 1992 года, предусмотрено, что поставщики, занимающие доминирующее положение на товарном рынке по продаже определенных видов товаров или обладающих технологической монополией на производство отдельных видов продукции, не вправе отказываться от заключения государственных контрактов на поставку продукции для государственных нужд в случае, если размещение заказа не влечет за собой убытков.

Учитывая указанные особенности порядка формирования хозяйственных связей по производству продукции, идущей на обеспечение государственных нужд, мы считаем целесообразным выделение этой продукции из общего объема материальных ресурсов. Таким образом, при моделировании материальной базы системы ресурсообеспечения, мы рассматриваем свободно реализуемую продукцию и продукцию для государственных нужд.

Комплексное решение вопросов развития материально-технической базы системы ресурсообеспечения возможно путем применения логистического подхода.

Основная концепция построения логистической системы основывается на принципе четкого взаимодействия и согласованности функциональных элементов. В данном случае к основным из них можно отнести объекты производства и потребления продукции, объемы ее поставок (транзитом и через склады), наличие и потребность в складских мощностях для ее хранения, объемы требуемых капитальных вложений и т.д.

При таком подходе в рамках логистической системы интегрируются функции производства, снабжения и сбыта, т.е. система по принципу построения представляется макрологистической. Такая система решает в глобальном плане следующие основные вопросы: производство продукции, выработка общей концепции товародвижения, выбор рациональных материальных потоков, определение объема запасов, объема требуемых складских мощностей для их хранения, необходимость их расширения или нового строительства, необходимый объем капитальных вложений как для увеличения производства продукции, так и для расширения складских площадей.

 

 

 

2.2. Проблемы логистики на микро- и макроуровне.

 

 

Связь между строением и происхождением управляющих систем.

Системный подход к изучению объектов сложной природы, таких, как логистические системы, эквивалентен представлению изучаемого объекта в виде управляющей системы. В исследовании таких объектов можно выделить два этапа. Первый этап: штабные исследования макроподход. Здесь рассматривается взаимоотношение изучаемого сложного объекта, который в дальнейшем называется системой, с внешним миром. Сюда относятся: учет потоков субстанции (материальных, финансовых, информационных и других), входящих в систему, выявление полюсов системы, т.е. таких элементов, через которые субстанция проникает в систему и из которых она выдается системой, выяснение природы этой субстанции, в частности, способов кодирования информации, поступающей в систему и выдаваемой ею, и, наконец, выяснение того, какое действие (результат) во внешней среде оказывает субстанция, выдаваемая системой.

Второй этап – микроподход. Он состоит из: расчленения логистической системы по элементам; описание тех действий по переработке поступившей в них субстанции, которые элементы способны совершать; описание свойств этих элементов, существенных для функционирования системы в целом; выявление актов операций (решений) взаимодействия между этими элементами, в частности, актов по обмену субстанцией, из которых в конечном итоге складывается функционирование логистической системы в целом; выявление изменений, происходящих в этих элементах в результате выполнения соответствующих актов; выяснение режима, в котором выполняются указанные акты, - изучения того, как в результате выполнения этой совокупности актов поток субстанции, поступающей в систему, преобразуется в поток субстанции, выходящей из системы; выяснение того, как меняется состояние системы в целом под влиянием ее функционирования.

Можно рассмотреть подробно классификацию логистики в пространственном, временном, функциональном или организационном смысле. С точки зрения пространственного фактора логистические системы разделяют на микрологистические, которые функционируют в границах промышленных предприятий; макрологистические, деятельность которых происходит в народнохозяйственных масштабах, иногда с переходом через национальные границы.

Макрологистика. В рамках такой системы интегрируются функции снабжения производства, сбыта, распределения, транспорта, потребления и рынка. Макрологистическая система функционирует циклически (рис.4). В цепи обратной связи в этом случае передается информация о спросе. Функции макрологистической системы следующие:

  • производство-планирование производственных заданий с детальным расписанием выпуска изделий;
  • контроль качества работы, размещение плана выпуска по производственным участкам предприятия;
  • учет и управление запасами, перемещение грузов, связь и организация информационных потоков;
  • упаковка изделий, их хранение, складирование, погрузочно-разгрузочные работы и комплектация партий грузов;
  • маркетинг-финансы и взаимные расчеты, изучение рынка, организация службы снабжения и сбыта;
  • потребление-проектирование заказов на поставку продукции, складирование запасов, снабжение потребителей, финансирование заказов.

Микрологистической, внутрипроизводственной системой решаются локальные задачи в рамках отдельных функциональных элементов логистической системы, в том числе такие как доставка деталей к рабочим местам «точно в срок». В рамках предприятия интегрируются процессы планирования производства и сбыта, осуществляется оптимизация транспортно-складских и погрузочно-разгрузочных работ, контроль поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие материального потока и сопутствующего ему информационного потока.

С позиции науки, логистика – это новое научное направление, учение о планировании, управлении и наблюдении при движении материальных и информационных потоков в производственных и энергетических системах.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

       - материальный поток

       - информация

 

Рис. 4. Структурно-функциональная схема макрологистической системы.

 

На макроуровне в логистике ставится ряд принципиально новых научных проблем междисциплинарного характера, среди которых:

  • оптимизация технических и технологических структур автоматизированных комплексов на базе гибких и робототехнических систем;
  • прогнозирование спроса и предложения продукции (услуг) при стратегическом планировании деятельности логистических систем;
  • анализ моделей логистических систем и исследование устойчивости их функционирования;
  • комплексная оптимизация транспортировки и распределения продукции, предполагающая обоснование и создание сетей складских систем и идентификацию торговых зон.

Макрологистика выделяет функции хранения готовой продукции, установки и отправки ее с предприятия, транспортировки продукции за пределами предприятия и материального распределения.

Важнейшими задачами макрологистики являются выбор схемы распределения материально-технических ресурсов (через склад или транзитом) и построения сети складских объектов.

Логистика предполагает ряд методов оценки сравнительной эффективности различных вариантов товародвижения, оказывающих непосредственное влияние на организацию производства и рынка, развитие торговли и импорта. Внедрение указанных методов снижает запасы, уменьшает затраты на сооружение складских объектов, высвобождает подвижной состав. Так, по экспертным оценкам, ускоренное движение материальных потоков позволяет в результате на одну треть сократить запасы в промышленности.

В логистическом прогнозе обязательно учитывается наличие разветвленной сети складов общегосударственного и территориального (регионального, локального, производственного, технологического) профиля. Если на рассматриваемом участке транспортной сети параметры транспортной партии не изменяются, то в соответствующих пунктах новые склады строить нецелесообразно. Такова принципиальная схема формализации. Используемый при этом аналитический аппарат относится к математическим методам оптимизации стопастических процессов, теории вероятностей и массового обслуживания. Адаптационные свойства логистической системы должны в этом случае компенсировать вероятностные процессы на уровне структурообразующих единиц.

Информация о работе Логистика: ее задачи и проблемы