Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2015 в 22:25, курсовая работа
Логистика грузовых железнодорожных перевозок является достаточно новым направлением и малоизученной областью в транспортной логистике. Поэтому изучение логистики грузовых железнодорожных перевозок и ее особенностей в Республике Беларусь представляется довольно актуальным направлением.
Логистика грузовых железнодорожных перевозок – это комплексное и взаимосвязанное решение задач, связанных с организацией перевозки грузов железнодорожным транспортом.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«Брестский государственный университет
имени А. С. Пушкина»
Математический факультет
Кафедра математического моделирования
Курсовая работа
ЛОГИСТИКА ГРУЗОВЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Граб Оксана Григорьевна,
студентка 3 курса специальности «Экономическая
кибернетика»
Гацкевич Ольга Анатольевна
–
преподаватель-стажер кафедры математического
моделирования.
Брест 2014
Содержание
Логистика грузовых железнодорожных перевозок является достаточно новым направлением и малоизученной областью в транспортной логистике. Поэтому изучение логистики грузовых железнодорожных перевозок и ее особенностей в Республике Беларусь представляется довольно актуальным направлением.
Логистика грузовых железнодорожных перевозок – это комплексное и взаимосвязанное решение задач, связанных с организацией перевозки грузов железнодорожным транспортом.
Железнодорожные перевозки – это наиболее безопасный, удобный и главное экономичный способ перевозки практически любых грузов на любые расстояния.
Грузовые станции железных дорог и примыкающие к ним подъездные пути промышленных предприятий играют важную роль в процессе доставки грузов от мест производства к местам потребления. Постоянное совершенствование технологии их работы является одним из основных условий успешной перевозки грузов на железнодорожном транспорте.
Объектом логистики грузовых железнодорожных перевозок является грузовой железнодорожный транспорт. В силу своей надежности, массовости, универсальности, регулярности, возможности доставки грузов от склада грузоотправителя до склада грузополучателя, малой степени воздействия на окружающую среду, небольшой энергоемкости перевозочной работы грузовой железнодорожный транспорт широко используется для перевозки грузов как во внутренних, так и в международных связях. Железнодорожный транспорт работает независимо от времени года и погодных условий, осуществляя массовую перевозку топлива, металлов, леса, строительных материалов, удобрений, зерна и многих других грузов всех отраслей экономики, обеспечивая нормальное функционирование производства, жизнедеятельность людей в городах и сельской местности [1, с. 132].
Предметом логистики грузовых железнодорожных перевозок является комплекс задач, связанных с организацией перевозки грузов железнодорожным транспортом.
Задачи логистики грузовых железнодорожных перевозок:
Эффективная логистика грузовых железнодорожных перевозок – это создание оптимальных маршрутов, на которых существует возможность доставить груз до нужных станций в кратчайшие сроки с минимальными затратами.
Однако нередко количество предъявляемых к перевозке грузов может быть перевезено меньшим количеством вагонов, вагоны длительное время находятся в пути или простаивают, увеличивается пустой пробег вагонов, что влияет на конкурентоспособность грузовых железнодорожных перевозок по сравнению с другими видами транспорта, влечет убыточность данного вида перевозок.
Целью работы является изучение организации и планирования работы железнодорожных грузовых перевозок в Республике Беларусь на примере предприятия РУП «Брестское отделение» станции Брест-Северный.
Актуальность выбранной темы курсовой работы объясняется тем, что логистика железнодорожного транспорта имеет большое значение для развития экономики. Поэтому очень важно правильно и рационально организовать железнодорожные грузоперевозки. А именно тщательная и внимательная приемка грузов своевременно выявить и предотвратить поступление недостающего количества грузов, а также грузов, качество которых не соответствует стандартам.
Современный вектор развития логистики грузовых железнодорожных перевозок – оптимизация перевозки грузов путем организации транспортировки грузов ускоренными контейнерными поездами. Ускоренный контейнерный поезд – это контейнерный поезд, пропуск которого по железнодорожным участкам предусмотрен по специальному расписанию, обеспечивающему минимально возможные затраты времени на выполнение технологические операции и на проследование в пункт назначения [2, с. 12].
Белорусская железная дорога занимает выгодное геополитическое расположение на перекрестке II и IX международных транспортных коридоров, что и предопределило ее роль как важнейшего связующего звена в обеспечении торгово-экономических связей стран Евросоюза и Азиатско-Тихоокеанского региона. Международные транспортные коридоры № II и № IX , пересекающие Республику Беларусь можно увидеть в приложении А.
Протяженность железнодорожных линий транспортного коридора № IX составляет: направление Терюха - Гомель - Витебск - Езерище - 489 км; направление Гудогай - Молодечно - Минск - Жлобин - 372 км, из которых 185 км - электрифицировано.
Транспортный общеевропейский коридор № II Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород, соединяющий Германию, Польшу, Беларусь и Россию, определен Европейским Союзом как высший приоритет среди Критских коридоров, в связи с важным значением проходящих по нему торговых потоков в сообщении Запад - Восток. В пределах Республики Беларусь железнодорожная линия пролегает по направлению Брест - Минск - Орша - Осиновка. Участок транспортного коридора № II (Красное (Россия) / Осиновка (Беларусь) - Брест) является двухпутным, полностью электрифицированным и оснащенным устройствами автоматической блокировки, электрической и диспетчерской централизацией. Эксплуатационная длина коридора по территории Беларуси - 611 км. Допустимые скорости движения грузовых поездов - 80-90 км/ч.
Из других железнодорожных магистралей, обеспечивающих в основном внутриреспубликанские, областные и местные перевозки грузов, необходимо отметить следующие. Вторая широтная магистраль – от Гомеля на Лунинец - Пинск и далее к Бресту, позволяет разгрузить главную железнодорожную магистраль в транзитном направлении Запад - Восток и обеспечить надежные перевозки местных грузов в южных регионах страны. Третья широтная железная дорога - Кричев - Могилев - Осиповичи - Барановичи - Волковыск и четвертая - Полоцк - Молодечно - Лида, по ним осуществляются в основном внутриобластные и местные перевозки.
Учитывая мировую тенденцию контейнеризации перевозок грузов, Белорусская железная дорога уделяет большое внимание совершенствованию технологии перевозок грузов контейнерными поездами. В настоящее время по Белорусской железной дороге перевозят грузы международные контейнерные поезда: «Восточный ветер» (Берлин - Брест - Москва/СНГ), «Казахстанский вектор» (Беларусь - Россия - Казахстан - страны Средней Азии), «Монгольский вектор» (Беларусь - Россия - Монголия - Китай), «Фольксваген РУСС» (Брест - Калуга (Россия) - Брест), «Москвич» (Дуйсбург - Брест - Москва), курсирующие по II-му общеевропейскому транспортному коридору; а также «ZUBR» (Эстония - Латвия - Беларусь - Украина) и «Викинг» (Украина - Беларусь - Литва), соединившие страны Балтийского и Черноморского регионов. С 2010 года по магистрали курсирует контейнерный поезд по перевозке автокомплектующих концерна «Пежо-Ситроен» на сборочный автозавод в Калужской области по маршруту Везуль (Франция) - Брест - Воротынск (Россия).
В 2011 году была продолжена работа по увеличению объемов перевозок грузов и созданию новых маршрутных контейнерных поездов. Были организованы перевозки в составе контейнерного поезда «Новый шелковый путь» по маршруту Чунцин (Китай) - Дуйсбург (Германия). Маршрут проходит по территории Китая, Казахстана, России, Беларуси, Польши и Германии. Цель проекта - доставка груза из Чунцин в Дуйсбург в минимально короткие сроки - 15-16 суток, что в 2,5 раза быстрее, чем при транспортировке морским транспортом. Также через территорию Республики Беларусь проходят маршруты контейнерных поездов, начавших курсирование в конце 2011 года - контейнерный поезд «Сауле» по маршруту Чунцин (Китай) - Достык (Казахстан) - Клайпеда (Литва) - Антверпен (Бельгия) и контейнерный поезд «Меркурий» по маршруту Калининград (Россия) - Клайпеда (Литва) - Москва (Россия).
Всего по Белорусской железной дороге за 2013 г. всеми контейнерными поездами перевезено 263500 TEU, что на 17% превышает уровень аналогичного периода 2012 года [3].
Рис 1. Рынок контейнерных перевозок Республики Беларусь
Однако развитию логистики грузовых железнодорожных перевозок мешает изношенный подвижной состав и устаревшая путевая инфраструктура. Так, грузовой железнодорожный транспорт Белорусской железной дороги не в полной мере отвечает возрастающим современным требованиям по экономии топливно-энергетических ресурсов, стоимости технической эксплуатации. Износ грузового парка вагонов составляет 73,2 %, износ по локомотивам составляет 71,1 %, что не позволяет минимизировать затраты на транспортировку [4].
Еще одной проблемой белорусской железной дороги с точки зрения логистики является низкая скорость движения. Сегодня во многих странах Европы грузовые поезда имеют максимально разрешенную скорость 120 км/ч. В Республике Беларусь техническая скорость грузовых поездов не превышает 80-90 км/ч, но развивать такую скорость грузовые составы могут только на прямых участках современных модернизированных, хорошо укрепленных магистралей. В силу того, что на некоторых участках используется устаревшее железнодорожное полотно, железнодорожные линии часто «петляют», пересекаются с автодорогами и линиями городского пассажирского транспорта на одном уровне, то средняя скорость движения грузовых составов составляет 50-60 км/ч в зависимости от участка. Следовательно, существующая путевая инфраструктура не позволяет развивать по белорусской железной дороге скорость, способствующую доставки грузов в кратчайшие сроки.
Немаловажную роль в логистике грузового железнодорожного транспорта играет и контейнерная обработка грузов. Однако, отсутствие в Беларуси современных контейнерных терминалов класса «А», не позволяет реализовать в полной мере такой принцип транспортной логистики, как универсальность вагонного парка, то есть возможность быть погруженным в любом месте, в любое время и любым грузом. Из 27 грузовых станций Белорусской железной дороги, только 19 станций открыты для работы со среднетонажными контейнерами, 16 – для работы с 20-футовыми и только 7 – с 40-футовыми. Два крупнейших контейнерных терминала по сортировке грузов в Колядичах и Степянке относятся к классу «С».
ApplyLogistic был разработан инвестиционный проект по созданию мультимодального контейнерного терминала класса «А» вместимостью 6 600 TEU на участке в 30 га в 6 км от минской кольцевой автомобильной дороги стоимостью 45 млн евро [5].
Преимущества строительства современных контейнерных терминалов класса «А» в Республике Беларусь: дефицит терминальных площадей для обработки контейнеров, вследствие отсутствия современных контейнерных терминалов; возможность обработки увеличивающихся транзитных контейнерных потоков в связи с созданием таможенного союза; возможность удешевления и ускорения мультимодальных перевозок за счет выполнения сухопутной части перевозок железнодорожным транспортом вместо традиционной автомобильной.
Еще одним направлением оптимизации организации перевозки грузов железнодорожным транспортом является минимизация простоев вагонного парка под погрузкой-разгрузкой, а также обепечение обратной загрузки вагонов. Так, по ряду направлений контейнерных перевозок грузов не обеспечена обратная загрузка вагонов, в результате чего вагоны возвращаются обратно порожними. В данном случае требуется привлечение новых грузопотоков и усиление маркетинговой работы по обеспечению обратной загрузки. Кроме того, зачастую простой вагонов образуется на путях, принадлежащих предприятиям при разгрузке - погрузке, а также на пограничных переходах вследствие отсутствия современной терминальной инфраструктуры. В данном случае более эффективное использование вагонного парка даст возможность регулировать ценовой процесс и как можно лучше удовлетворять нужды клиентов благодаря улучшению диспетчеризации, количественных и качественных показателей эксплуатации подвижного состава.
Существует в Республике Беларусь и ряд институциональных проблем развития логистики грузовых железнодорожных перевозок. Так, в Беларуси на сегодняшний день отсутствуют частные компании, резиденты Республики Беларусь, владеющие собственным подвижным составом. Практически 100 % парка грузовых вагонов принадлежат Белорусской железной дороге и крупнейшим государственным экспортным предприятиям (Беларуськалий, нефтеперерабатывающие заводы и др). Дефицит парка грузовых вагонов Белорусской железной дороги восполняется их арендой у ОАО «ТрансКонтейнер». Европейская практика показывает, что подвижного состава в собственности железных дорог почти нет, он преимущественно частный. Администрации железных дорог Франции, Германии, Словакии, Венгрии не имеют в собственности парка вагонов, они в основном осуществляют управление парками грузовых вагонов частных владельцев.
Создание конкурентного рынка грузовых железнодорожных перевозок за счет привлечения компаний резидентов Республики Беларусь, владеющих собственным подвижным составом, путем партнерства Белорусской железной дороги и частных операторов, владельцев грузовых вагонов, позволило бы повысить эффективность использования парка грузовых вагонов. Для реализации этой меры необходима разработка концепции управления парком грузовых вагонов частной формы собственности, а также особого порядка ценообразования на перевозки грузов в вагонах частных операторов, предусматривающий формирование вагонной составляющей тарифа с учетом рыночной стоимости привлечения подвижного состава.
Информация о работе Логистика грузовых железнодорожных перевозок