Логистика: история, понятие, специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 18:44, контрольная работа

Описание работы

Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.
Управление материальными потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности. Однако лишь сравнительно недавно оно приобрело положение одной из наиболее важных функций экономической жизни. Основная причина – переход от рынка продавцов к рынку покупателя, вызвавший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителя.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
1. Суть логистического подхода……………………………………………….3
1.1. Логистика: история, понятие, специфика………………………………...3
2. Факторы развития логистики………………………………………………..6
3. Этапы развития логистики…………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………...23
Приложение……………………………………………………………………..25
Список литературы……………………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

логистика.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Е) Разработка теории систем и теории компромиссов.

Теория систем позволила  с научной точки зрения рассматривать  проблему товародвижения как комплексную, а различные предприятия, участвующие  в товародвижении, представлять в виде единой системы. Это привело к пониманию необходимости учета и согласования особенностей, интересов, внутренних и внешних взаимосвязей всех участников ЛЦ.

Теория компромиссов позволила выбирать решения, сокращающие общие затраты или повышающие суммарную прибыль, несмотря на ущерб деятельности отдельных подразделений фирмы или отдельных предприятий-участников общего логистического процесса.

Ж) Унификация правил и норм внешнеэкономической деятельности, стандартизация параметров технических средств в различных странах.

До 1980-х международное  товародвижение усложнялось следующими факторами: различия в национальных стандартах на продукцию, чрезмерно  разросшийся объем документации по международным операциям с  товарами и финансовым расчетам, наличие импортных квот и экспортных ограничений, жесткие требования к упаковке и этикетированию грузов, разнообразие в технических параметрах транспортных средств и путей сообщения и т.д. Поэтому были приняты меры по унификации правил внешнеэкономической деятельности, по упрощению прохождения таможенных барьеров, контроля и технологических процедур на пограничных переходах. Создавались международные распределительные центры (РЦ), происходила концентрация перегрузочно-складских пунктов в условиях интеграции экономик стран Западной Европы, были унифицированы тара, подвижной состав и технические параметры путей сообщения, внедрялись новые технологии перевозок (например, интермодальные) и обработки информации, стали использоваться автоматические системы считывания и адресования грузов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Этапы развития логистики

 

Этапы исторического  развития логистики были обусловлены:

- объективными тенденциями  на рынке;

- широтой понимания  возможностей логистического подхода  и уровнем разработки концепций, методов и моделей логистического управления;

- уровнем охвата логистическим  управлением различных сфер деятельности  предприятий;

- сложностью логистического управления;

- уровнем развития технических  средств обработки и передачи  данных, механизации и автоматизации производства.

В современной экономике существует несколько подходов к выделению  этапов развития логистики. Рассмотрим некий обобщенный подход.

I. Этап становления. Интеграция транспортно-складского процесса для распределения ГП

Объективные тенденции на рынке.

К объективным экономическим факторам, ускорившим развитие логистики на этапе  становления (60-е годы XX века), относятся: усиление внимания к покупателям, появление большого количества конкурентных товаров, методов лучшего обслуживания потребителей, переход к рынку покупателя, что заставило искать новые пути координации спроса и предложения, а также методов лучшего обслуживания потребителей. Повышение разнообразия товаров привело к значительному возрастанию затрат на создание и поддержание запасов в системах распределения, что потребовало поиска новых путей снижения этих затрат.

Уровень разработки теории логистического управления.

Начала формироваться теория и  практика логистического управления. Широкое распространение за рубежом  получила философия маркетинга. Возникли новые логистические подходы к сокращению циклов заказа и производства продукции. Пришло понимание того, что:

- существующие как бы обособленно  потоки в хранении и транспортировании  ГП могут быть увязаны единой  системой управления;

- область физического распределения  ГП имеет большой потенциал  с точки зрения снижения затрат;

- объединение отдельных функций  физического распределения ГП  может дать существенный экономический  эффект.

На этом этапе приходит понимание  и формулирование ключевой концепции общих затрат в физическом распределении. Смысл ее заключается в следующем: можно таким образом перегруппировать затраты в распределении ГП, что их общий уровень при продвижении товаров от производителя к потребителю уменьшится. Например, если переключить перевозки товаров с автомобильного на воздушный транспорт, то можно исключить необходимость создания промежуточных складов и соответствующие затраты на складирование, хранение и УЗ. При этом затраты на транспортировку возрастут, но общий уровень затрат в распределительной сети уменьшится.

Уровень охвата различных  сфер деятельности предприятий.

Логистический подход первоначально  был использован в сфере обращения, охватив на этапе становления  организацию хранения и транспортировки ГП. Транспорт и склад, прежде связанные лишь операциями погрузки и разгрузки, начинают работать на один экономический результат по единому графику и по единой согласованной технологии. То есть начинают совместно решаться задачи организации транспортно-складского процесса.

Сложность логистического управления.

Этот этап характеризуется  наименее совершенной формой логистического управления. Система управления действует  по принципу непосредственного реагирования на ежедневные колебания спроса и  сбои в процессе распределения продукции. Задачи оптимизации физического распределения продукции решались и раньше. Например, оптимизировались частота и размер поставляемых партий; размещение и функционирование складов; транспортные маршруты и графики и т.д. Однако традиционно эти задачи решались обособленно, что не могло обеспечить значительного системного эффекта. Совместное решение отдельных задач по управлению МП, предпринятое на этапе становления, оказалось намного сложнее их обособленного решения, потребовало иных методов, иной подготовки специалистов, использования вычислительной техники и специализированного программного обеспечения.

Уровень достижений НТП.

Развитие компьютерных технологий, которые начали активно  внедряться в бизнес с середины 50-х  годов, позволило автоматизировать решение таких многоальтернативных и оптимизационных задач, как выбор вида транспорта, оптимизация размещения производства и складов, оптимальная маршрутизация, управление многоассортиментными запасами продукции, прогнозирование спроса и потребностей в ресурсах и т.п.

II. Этап развития.

Интеграция производственных, складских и транспортных процессов.

Объективные тенденции на рынке.

Отличительной чертой 1970 –х годов стало усиление конкуренции на фоне нехватки высококачественных сырьевых ресурсов (энергетический кризис). Предшествующий рост инвестиций в средства производства сменился относительной стабилизацией. При этом значительно выросли логистические затраты, стоимость физического распределения. Основной задачей большинства фирм стало рациональное использование сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. Ресурсный фактор (снижение энергоемкости и материалоемкости продукции) стал основным в конкурентной борьбе.

Уровень разработки теории логистического управления.

Этап развития характеризуется:

- поиском путей рационального  использования сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих  изделий;

- поиском новых путем  снижения затрат в производстве  и распределении на основе  концепции логистики;

- разработкой и применением  принципов промышленной логистики;

- распространением философии  всеобщего управления качеством.

Уровень охвата различных сфер деятельности предприятий.

На этапе развития производство, складское и транспортное хозяйства предприятий начали работать как единый слаженный механизм, т.е. происходило управление потоком производимых товаров от производственной линии до конечного потребителя.

Сложность логистического управления.

С одной стороны данный этап характеризуется распространением ЛС, а с другой стороны для большинства  фирм логистический подход еще не стал очевидным. Попытки внедрить логистическую координацию различных подразделений фирмы, внести организационные изменения, необходимые для реализации сквозного управления МП встречали противодействие со стороны среднего и высшего звена менеджмента, привыкшего выполнять традиционные обособленные функции закупок, транспортировки, грузопереработки.

Дополнительные трудности  создавали системы бухучета, не приспособленные  для выделения и контроля составляющих логистических издержек и оценки результатов ЛО.

Уровень достижений НТП.

Логистическое управление стало охватывать производство, чему способствовало появление компьютерных систем контроля и управления производством, внедрение и развитие автоматизированных систем управления (АСУ) технологическими процессами и производственными подразделениями. Широкое распространение получило использование компьютеров для сбора информации и контроля за логистическими процессами.

К концу 1970 –х годов на Западе завершилась так называемая «тарно-упаковочная» революция, которая коренным образом изменила набор операций, организацию, техническое и технологическое обеспечение складского процесса. Большое развитие получило производство транспортно-складского оборудования, стандартизация и производство новых видов тары и упаковки, стали формироваться современные автоматизированные складские комплексы, активно начала внедряться контейнерная перевозка грузов.

III. Этап интеграции.

Интеграция производственных, складских и транспортных процессов, включающих работу с сырьем и готовой продукцией.

Объективные тенденции на рынке.

В 1980-е годы произошли  изменения в государственном  регулировании инфраструктуры экономики; повсеместное распространение философии  всеобщего управления качеством; структурные  изменения в организациях бизнеса. Произошел бурный рост партнерства и стратегических союзов в бизнесе, в области оказания специализированных услуг на транспорте, в оптовой торговле и распределении, которые сменили предшествующую практику недоверия, подозрительности и ожесточенной конкуренции.

Уровень разработки теории логистического управления.

Пришло понимание, что  наряду с МП необходимо управлять  сервисными потоками (услугами) и сопутствующими ИП и ФП.

Получила повсеместное распространение концепция всеобщего  управления качеством, которая произвела переворот в теории и практике менеджмента. Концепция всеобщего управления качеством является своего рода философией управления, которая признает, что нужды потребителя и цели бизнеса неразделимы. Концепция всеобщего управления качеством – это управленческий подход, ставящий в центр внимания задачу повышения качества и основанный на участии в решении этой задачи всех членов организации на всех стадиях производства и продвижения продукции (услуг). Он позволяет достичь долговременного успеха за счет удовлетворения нужд потребителей и благодаря взаимной выгоде как каждого члена организации, так и общества в целом.

Уровень охвата различных сфер деятельности предприятий.

Этап интеграции характеризуется  объединением логистических функций  фирмы и ее логистических партнеров в так называемую полную ЛЦ, включающую закупку – производство – распределение и продажу.

Сложность логистического управления.

Благодаря революции  в информационных технологиях и  изменениям в экономике на данном этапе произошел феномен логистического «взлета», который характеризовался:

- ростом квалификации  менеджеров в области логистики;

- созданием на предприятиях  консультативных отделов по проблемам  логистики;

- долгосрочным планированием  в области логистики;

- централизацией физического распределения;

- резким сокращением  запасов в ЛЦ;

- четким определением  действительных издержек распределения;

- определением и осуществлением  мер по уменьшению стоимости  продвижения МП до конечного  потребителя;

- развитием логистического  подхода в индустрии сервисных услуг;

- передачей части или  всех логистических функций конкретного  предприятия специализированным  внешним логистическим организациям;

- созданием международных  ЛС.

Логистическое управление стало осуществляться не по принципу непосредственного реагирования, а на основе долгосрочного планирования.

Уровень достижений НТП.

Произошла революция  в информационных технологиях и  внедрение персональных компьютеров. На базе персональных компьютеров были созданы автоматизированные рабочие  места. Программное обеспечение позволило использовать персональные компьютеры в интерактивных процедурах интегрированного логистического менеджмента от закупок материалов до распределения и продаж ГП. К 1990-м годам появилась технология электронного обмена данными (electronic data interchange, EDI), первыми пользователями которой были супермаркеты, связавшие свои системы контроля состояния запасов непосредственно с системами поставщиков. Определяющее значение в становлении интегральной концепции логистики имела возможность постоянного контроля всеми фазами движения МП от первичного источника сырья до конечного потребителя в режиме реального времени и удаленного доступа благодаря современным коммуникационным технологиям (электронный обмен данными, спутниковые коммуникационные технологии, компьютерные сети и др.).

Информация о работе Логистика: история, понятие, специфика