Введение
Актуальность работы
обуславливается тем, что в настоящее
время коммерческие отношения формируются
в условиях высокой конкуренции, неопределенности
и неустойчивости рыночной среды. Для
того чтобы добиться успеха в предпринимательской
деятельности, уже недостаточно использовать
лишь маркетинговые подходы, требуется
применение современных высокоэффективных
способов и методов управления потоковыми
процессами. Наиболее прогрессивным научно-прикладным
направлением в данной области является
логистика.
Возрастающий интерес
со стороны производителей и предпринимателей
к логистике обусловлен потенциальными
возможностями повышения эффективности
функционирования материалопроводящих
систем. Практика показывает, что компании,
использующие логистику добились преимущества
перед конкурентами и значительно увеличили
прибыль за счет снижения затрат связанные
с сокращением производственных издержек
в области ресурсного потенциала. Прохождение
товара по различным техническим операциям
производственного процесса занимает
около 90% всех временных затрат. Применение
логистики позволяет существенно сократить
временной интервал на всех стадиях производственного
цикла. Сокращение времени происходит
в первую очередь в производственном процессе
между приобретением сырья, материалов
и доставкой готового продукта потребителю.
Объект работы – управление
логистическими системами.
Предмет работы – логистика.
Цель работы – изучить
теоретические аспекты управления временем
процессов в логистике.
Задачи работы:
1. Раскрыть понятие
логистики как функции управления.
2. Изучить временные
процессы в управлении логистикой организации.
Структура работы включает
в себя введение, главы «Логистика как
функция управления» и главы «Временные
процессы в управлении логистикой организации»,
заключение и список литературы.
2.Логистика, как функция
управления
Логистика - это наука
об управлении и оптимизации материальных
потоков, потоков услуг и связанных с ними
информационных и финансовых потоков
в определенной микро-, мезо- или макроэкономической
системе для достижения поставленных
перед ней целей. Логистика - это интегральный
инструмент менеджмента, способствующий
достижению стратегических, тактических
или оперативных целей организации бизнеса
за счет эффективного с точки зрения снижения
общих затрат и удовлетворения требований
конечных потребителей к качеству продуктов
и услуг управления материальными и (или)
сервисными потоками, а также сопутствующими
им потоками информации и финансовых средств.
Логистика как функция
управления ресурсами организации
Производственное предприятие вне зависимости
от формы собственности, специализации
и типа производства в процессе своей
деятельности последовательно и постоянно
решает задачи, связанные с выполнением
его основных функций:
1) покупает средства
производства – функция снабжения;
2) производит их качественное
изменение (перерабатывает предметы труда
в готовую продукцию) – производственная
функция;
3) продает товар – функция сбыта.
Перманентное осуществление этих трех
функций, их взаимосвязи и взаимодействие
подчинены выполнению единой цели управления
и формируют предприятие как самостоятельный
субъект экономики. Идеи интеграции снабженческо-производственно-распределительных
систем, в которых бы функции снабжения,
производства, хранения и распределения
осуществлялись в виде единого организационно-технологического
процесса, постепенно трансформировались
в самостоятельное направление научных
исследований и форму хозяйственной деятельности
– логистику (от греческого
слова logistike - искусство вычислять,
рассуждать). Каждая из перечисленных
областей деятельности фирмы достаточно
изучена и описана, новизна же логистического
подхода заключается в интеграции перечисленных
функций с целью достижения желаемого
результата с минимальными затратами
времени и ресурсов путем оптимального
сквозного управления материальными и
информационными потоками.
Широко распространившаяся в западном
бизнесе концепция всеобщего управления
качеством (total quality management, TQM) произвела переворот
в теории и практике менеджмента. Концепция
всеобщего управления качеством - это
управленческий подход, ставящий в центр
внимания задачу повышения качества и
основанный на участии в решении этой
задачи всех членов фирмы на всех стадиях
производства и продвижения товаров (услуг),
позволяющий достичь долговременного
успеха за счет удовлетворения нужд потребителей
и благодаря взаимной выгоде как каждого
члена фирмы, так и общества в целом. Кроме
того, формирование концепции логистики
было ускорено разработкой теории систем и компромиссов. В соответствии с теорией
систем товародвижение рассматривается
как комплексная задача, т.е. управление
материальными потоками осуществляется
с учетом взаимосвязей всех функций фирмы.
В соответствии с теорией компромиссов
общий положительный эффект может быть
достигнут, в том числе, и за счет увеличения
затрат отдельных подразделений фирмы.
Например, поставка исходных материалов
небольшими, но частыми партиями ведет
к удорожанию стоимости материалов, но
в то же время к сокращению запасов и собственного
складского хозяйства.
В 1985 г. Совет логистического
менеджемента США дал следующее определение
логистики: «Логистика есть процесс эффективного
(с точки зрения снижения затрат) планирования,
управления и контроля потоков сырья,
материалов, незавершенного производства,
готовой продукции, услуг и сопутствующей
информации от места возникновения этого
потока до места его потребления (включая
импорт, экспорт, внутренние и внешние
перемещения) для целей полного удовлетворения
запросов потребителей».
В российской экономической литературе
применяется такое определение: логистика – это система организации,
планирования, управления и контроля материальных
и информационных потоков в пространстве
и во времени от поставщика до конечного
потребителя.
Целью логистики является организация
в пространстве и во времени материальных
потоков с минимальными затратами ресурсов
обеспечивающая максимальное удовлетворение
запросов потребителей. Основными задачами логистики являются:
- организация материальных
потоков предприятия;
- оптимизация загрузки
производственных мощностей;
- экономия материальных
ресурсов на всех стадиях материальных
потоков;
- оптимизация затрат
на производство и реализацию готовой
продукции.
-
Организация построения
логистических систем.
Для выполнения целей и задач логистики
в рамках предприятия выстраивают логистические системы.
Некоторые экономисты выделяют несколько
видов логистики: логистику, связанную
с поставкой материалов, логистику, связанную
с производством продукции, логистику,
связанную с распределением продукции,
и т. д. Однако исходя из необходимости
системного подхода к управлению фирмой
все перечисленные виды логистики являются
лишь функциональными областями логистики
фирмы. Поэтому выделяют различные уровни
построения логистических систем. Так,
логистические системы в подсистемах
снабжения, производства, сбыта, складирования
и др. называют микрологистическими
системами. В свою очередь, микрологистические
системы должны быть интегрированы в единую
логистическую систему предприятия. Такое
соединение происходит путем построения
логистических цепей.
Логистическая цепь – линейно упорядоченное
множество физических и/или юридических
лиц (производителей, дистрибьюторов,
дилеров, перевозчиков, складов и т. п.),
осуществляющих последовательно по ходу
технологического процесса логистические
операции по товародвижению и доведению
материальных потоков от одной логистической
системы до другой или конечного потребителя.
При формировании логистической цепи
отдается предпочтение модульному принципу
управления на всех уровнях с достаточной
самостоятельностью модулей. От модульного
принципа построения отдельных рабочих
мест и их групп переходят к модульному
формированию производственных, транспортных,
складских подсистем, целых производств
и групп предприятий.
В основе развития организационных структур,
построенных на базе логистической цепи,
лежит синергический эффект. Это эффект взаимного
усиления связей подсистем в системе,
который при совместных действиях достигает
величины, большей чем сумма эффектов
отдельных подсистем при автономных действиях.
Организация логистического
управления
При внедрении логистического управления
на предприятии возникают трудности, связанные
с сопротивлением как рядовых сотрудников
функциональных подразделений, так и их
руководителей. Развитие логистики на
предприятии требует серьезного подхода
к мотивации персонала. Мотивация является
необходимым условием успешного формирования
и развития ЛС. Большинство людей не любят
изменений, т.к. для их осуществления требуются
большие усилия, отказ от старых и привычных
приемов; овладение новой квалификацией,
изучение новых способов действий, отработка
незнакомых ранее процедур, формирование
новых отношений. Сотрудники функциональных
подразделений сопротивляются изменениям,
которые лишают их чувства собственной
безопасности, например, когда они: не
ориентируются в направленности изменений;
вынуждены принимать риск на себя; опасаются
оказаться в результате изменений ненужными;
считают, что не справятся с новыми обязанностями;
не способны и (или) не желают обучаться
новым навыкам и новому поведению.
Руководители функциональных подразделений
оказывают сопротивление, когда изменения
ставят под угрозу их позиции и власть,
т.е. в тех случаях, когда: уменьшается
их доля в доходах предприятия; уменьшается
их влияние на принятие решений; сокращаются
возможности их контроля над ресурсами
предприятия; наносится ущерб их репутации.
К другим проблемам организации логистического
управления на предприятии относятся:
отсутствие специалистов по логистике
с необходимым опытом работы, авторитетом,
непонимание высшего руководства целей
и потенциала логистического управления.
Специалисты по логистике должны обладать
системным мышлением и иметь представление
о ресурсах предприятия. Для эффективного
решения логистических задач специалист
по логистике должен: иметь доступ ко всем
видам и уровням информации; располагать
официальными полномочиями своей должности
в иерархии управления предприятием, что
позволит ему принимать решения, в том
числе кадровые; подчиняться напрямую
одному из заместителей генерального
директора или непосредственно генеральному
директору, чтобы иметь относительную
независимость от руководителей других
функциональных подразделений предприятия;
обладать высоким личностным и профессиональным
авторитетом; быть хорошим менеджером.
Организационная
структура логистики на предприятии
При традиционном варианте управления
МП на предприятии, отсутствует системность
управления. Так, связи между ЛО, соответствующими
разным функциональным областям, четко
не определены, зачастую устанавливаются
не целенаправленно, а случайно. Отсутствует
организация, объединение ЛО в единую
общую для предприятия функцию управления
МП, также отсутствует носитель этой функции,
который должен ее реализовывать. В результате
нет, как таковой, оптимизации сквозного
МП в рамках предприятия и соответствующего
экономического эффекта, т.е. у традиционной
системы организации управления МП отсутствуют
интегративные свойства. Поскольку ЛФ
тесно переплетаются с другими видами
деятельности на предприятии, это часто
приводит к распределению ЛФ по разным
службам (маркетинг, снабжение, сбыт, складское
хозяйство, производство и т.д.). При этом
непосредственные цели этих служб могут
не совпадать с целью рациональной организации
сквозного МП на предприятии в целом. Поэтому
для эффективного решения логистических
задач необходимо создание отдельного
подразделения – логистической службы,
которая будет реализовывать следующие
основные задачи.
К основные задачам логистической службы
относятся:
2.1. Время логистического
процесса и конкурентоспособность предприятия
Начало XXI в. характеризуется
резким усилением значимости фактора
времени осуществления логистических
процессов.
Потребители как на рынке продукции
производственно-технического назначения,
так и на рынке изделий народного потребления
становятся все более чувствительными
ко времени, в течение которого исполняется
их заказ. Сокращение времени позволяет
сократить дополнительные затраты, которые
несет клиент, пока ожидает поставку или
пытается реализовать альтернативные
варианты. Потребители сегодня оценивают
время исполнения заказа, и это влияет
на их покупательское поведение.
В традиционно организованных
системах управления материальными потоками
основным показателем при выборе поставщика
чаще всего является цена. Логистическая
организация, продолжая отдавать должное
цене поставляемых товаров, тем не менее
основной акцент переносит на время исполнения
заказа.
Поставщик, не осознающий важности
фактора времени процесса и не имеющий
системы, способной удовлетворить временные
потребности быстро изменяющихся рынков,
проигрывает в конкурентной борьбе.
Перечислим основные причины
роста время чувствительности рынков:
o сокращение полных жизненных
циклов товаров;
o ориентация потребителей на
работу в условиях низких запасов;
o усиление фактора рыночного
спроса и как результат увеличение потерь,
вызванных объективным ростом ошибочности
прогнозов.
Кратко охарактеризуем каждый
из этих факторов.
Сокращение полных
жизненных циклов товаров. Особенностью последних нескольких
десятилетий было сокращение полных жизненных
циклов товаров. Например, механическая
пишущая машинка имела полный жизненный
цикл приблизительно в 30 лет. Пришедшая
ей на смену электромеханическая пишущая
машинка имела полный жизненный цикл уже
приблизительно 10 лет. Электромеханическая
пишущая машинка уступила место электронной
пишущей машинке с четырехлетним полным
жизненным циклом. Современные печатающие
устройства имеют полный жизненный цикл
меньше одного года. За это время необходимо
успеть разработать новое изделие, организовать
снабжение, начать производство и организовать
реализацию. Следовательно, способность
к быстрому "развитию изделия" становится
ключевым элементом конкурентоспособности
предприятия.
Стремление потребителей
к уменьшению запасов. Одной из наиболее явных тенденций
последних лет является всеобщее стремление
компаний к уменьшению запасов, находятся
ли эти запасы в форме сырья, компонентов
в незавершенном производстве или в виде
готовой продукции. Освобождается вложенный
в запасы капитал, уменьшаются издержки.
Ориентация участников логистических
процессов на работу в условиях низких
запасов означает, что возможность поставки
полного заказа во время, требуемое клиентом,
становится одним из основных показателей
оценки поставщика. Очевидно, что те компании,
которые могут добиваться сокращения
времени между получением заказа и поставкой,
будут иметь существенное преимущество
над своими более медлительными конкурентами.
Усиление фактора
рыночного спроса (рост непредсказуемости спроса)
и как результат увеличение потерь, вызванных
объективным ростом ошибочности прогнозов.
Актуальной проблемой большинства
предприятий, работающих с материальными
потоками, является неточность прогнозов,
влекущая за собой ошибочные решения и
соответствующие экономические потери.
Независимо от совершенства и сложности
используемых методов прогнозирования
в условиях сегодняшней изменчивости
рынков ошибки прогнозов неизбежны. Причем
развитие товарных рынков, конкуренция,
изменчивость цен, а также другие рыночные
факторы являются объективной причиной
тенденции роста ошибок прогнозирования.
Сокращение времени логистических
процессов в этих условиях влечет за собой
уменьшение ошибок прогноза (так как ошибка
прогноза пропорциональна сроку прогнозирования
- рис. 70) и соответствующее снижение потерь,
порождаемых этими ошибками.
Рис. 70. Зависимость ошибки прогноза
от срока прогнозирования
2.2. Виды временных циклов в логистике
Длительность логистического процесса
может рассматриваться как с позиции потребителя,
так и с позиции поставщика. С точки зрения
потребителя интерес представляет время
исполнения заказа, т.е. время, прошедшее
от момента размещения заказа до момента
доставки товара (цикл: размещение заказа
- получение товара).
С позиции поставщика не менее важным
является время от момента получения заказа
покупателя до момента поступления оплаты
за поставленный товар, в том числе и общее
время оборота рабочего капитала, начиная
с момента закупки сырья и также кончая
получением оплаты от покупателя (цикл:
получение заказа - поступление оплаты).
Рассмотрим каждый из этих циклов.
Цикл "размещение заказа - получение
товара"
Как уже отмечалось, в современной экономической
среде высокая скорость реакции поставщика
на возникший спрос является одним из
главных источников его конкурентного
преимущества, так как длительное время
исполнения заказа требует от покупателя
разработки долгосрочных прогнозов и
сопряжено с созданием запасов.
На рис. 71 показаны главные этапы цикла
"размещение заказа - получение товара",
каждый из которых требует для исполнения
определенного времени. Диапазон возможных
колебаний длительности всего цикла лежит
в пределах от 12 до 34 дней.
рис. 71. Этапы цикла "размещение заказа
- получение товара"
Распределения вероятности времени выполнения
отдельных этапов цикла, а также всего
цикла представлены на рис. 72. Как видим,
каждый из этапов теоретически может быть
выполнен в весьма сжатые сроки. Однако
в традиционных системах управления это
маловероятно. Еще менее вероятно, что
вся последовательность операций в отсутствие
единой системы управления сквозным процессом,
нацеленной на сокращение времени исполнения
заказа, будет выполнена в сжатые сроки.
Рис. 72. Распределения вероятности времени
выполнения отдельных этапов цикла "размещение
заказа - получение товара"
Другой целью системы управления временем
исполнения заказа является надежность
соблюдения установленного срока поставки,
которая зачастую оказывается условием
не менее важным, чем длина цикла "размещение
заказа - получение товара".
Цикл "получение заказа - поступление
оплаты". Как уже отмечалось, любой поставщик
заинтересован в сокращении общего времени
оборота рабочего капитала, т.е. времени
превращения заказа в деньги. Следует
подчеркнуть, что данный цикл заключается
не только в обработке заказа, выписке
счета и получении оплаты. Сюда относится
также и время на снабжение и производство,
т.е. весь путь финансирования оборотного
капитала.
Логистический подход к управлению временем
процессов в рамках каждого из циклов
заключается в проектировании и контроле
полной временной цепи логистического
процесса продвижения материальных, информационных
и финансовых потоков.
Необходимость "сжатия времени"
процессов на первый взгляд является очевидной,
однако внедрение идеи в практику происходит,
как правило, медленно. Основные причины:
o время исполнения на каждом этапе цикла
защищается своими "опекунами" как
возможность маневра, как своеобразное
"пространство для дыхания";
o в логистических системах фактические
значения "времени исполнения", как
правило, закладываются в качестве базовых
параметров, которые лишь немногие менеджеры
осмеливаются изменить. Это приводит к
тому, что системы постоянно работают
на основе устаревших, годами не обновлявшихся
параметров "времени исполнения".
Следует отметить, что чувствительность
процесса к изменениям спроса уменьшается
с увеличением длительности пути от источника
материалов до потребителя. Продолжительные
временные цепи не позволяют вовремя зафиксировать
окончание спроса, осложняют связь производства
с требованиями рынка.
Преодоление названных проблем и обеспечение
своевременности реакции на изменение
спроса требует нового подхода к управлению
временем логистических процессов.
2.3. "Разрыв" времени исполнения
заказа и пути его сокращения
Максимальная продолжительность цикла
исполнения заказа определяется временем,
которое покупатель готов ждать с момента
размещения заказа до получения товара.
В некоторых случаях оно измеряется месяцами,
в других - лишь часами. Очевидно, что на
степень готовности покупателя ждать
влияют конкурентные условия рынка, а
также природа продукта.
Большинство предприятий сталкивается
с ситуацией, когда фактическое время,
в течение которого они в состоянии исполнить
заказ, т.е. время на закупку сырья, производство
и доставку готового продукта, превышает
время, которое покупатель готов ждать.
Это явление получило название "разрыв
времени исполнения заказа" (рис. 73).
Рис. 73. Разрыв времени исполнения заказа
Цель логистической службы состоит в
поиске возможностей сокращения разрыва
времени исполнения заказа. Этого можно
достигнуть двумя путями:
o уменьшая время на совершение операций
у поставщика по всей логистической цепи;
o увеличивая цикл заказа покупателя
посредством получения более раннего
извещения о его потребности, в том числе
и с помощью улучшенного прогноза спроса.
В условиях сокращения жизненного цикла
продукта, изменчивого спроса и постоянного
давления конкурентов возможность гибкого
временного реагирования является определяющим
условием успеха.
В настоящее время рынки являются "времячувствительными",
поэтому поиски решений в области сокращения
времени логистических процессов являются
актуальными.
В заключение следует подчеркнуть, что
если традиционные системы товародвижения
в большей степени зависят от прогнозов
со всеми вытекающими из этого последствиями,
то современные логистические системы
ориентированы в основном на сокращение
времени исполнения заказа.