Логистика на ЖД транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 06:40, реферат

Описание работы

Транспортная логистика связывает все звенья перевозочного процесса в единую "цепь": выбор оптимального маршрута, типа транспорта или нескольких, оформление необходимых документов (в том числе таможенных), организация погрузки и выгрузки и др. Логистика берет на себя функции единого оператора, отвечающего за весь перевозочный процесс, от проектирования до выгрузки на месте назначения. также занимается организацией страхования груза, его складированием, охраной, оформлением на таможне и т. п.

Файлы: 1 файл

Жд логистика.docx

— 34.05 Кб (Скачать файл)

Третий этап содержит два  раздела: оценка качества логистического обслуживания, предоставляемого предприятием, и оценка логистической конкурентоспособности предприятия.

Для реализации логистических технологий качество становится все более важным, чаще всего решающим аргументом в конкурентной борьбе за потребителя, поскольку только высокий уровень качества услуг может обеспечить устойчивые позиции железнодорожных предприятий и компаний на транспортном рынке.

Для оценки качества логистики  финансово-кредитного сервиса железнодорожных  организаций выбираются показатели, которые объединены в группы по следующим  критериям: номенклатура и количество, комплексность, время, цена и надежность.

Критерий «номенклатура  и количество» рассматривает  объем отказов на заявки в связи  с отсутствием какого-либо варианта или формы оплаты логистических услуг.

Критерий «комплексность»  характеризует количество видов  и форм оплаты логистических услуг, предоставляемых предприятием, и соответствующего количества видов и форм оплаты на рынке, а соотношение этих величин - коэффициент полноты предоставления потребителям вариантов оплаты логистических услуг.

Критерий «время» характеризует  время предоставления вариантов  и форм оплаты с момента поступления  заявки до момента заключения договора на оплату по сравнению со среднерыночными  показателями. Отношение этих величин  оценивает оперативность финансово-кредитного обслуживания потребителей.

Критерий «цена» характеризует  плату за предоставляемые финансово-кредитные  услуги по сравнению со среднерыночной платой. Соответствующий показатель вычисляется как отношение этих величин.

Критерий «надежность  предоставления сервиса» позволяет  дать вероятностную оценку безотказности  предоставления финансово-кредитных  услуг: 
 

Оцениваемая конкурентоспособность  железнодорожного предприятия определяется его способностью оказывать логистические услуги данного качества и объема, которые позволяют ему успешно конкурировать на транспортном рынке. В этом случае сравнение проводится с аналогичными логистическими услугами ведущего предприятия отрасли.

На четвертом, заключительном, этапе принимается окончательное  решение об инвестировании в логистический проект. Это решение может быть принято лишь в том случае, если уровень качества, оказываемого предприятием логистического сервиса, и уровень конкурентоспособности его логистических услуг находятся в допустимых рамках. В противном случае следует вернуться к первому этапу, где необходимо выбрать новый вариант для инвестирования логистического проекта. Пошаговая модель принятия решения о реализации логистического проекта по повышению качества логистического обслуживания приведена на рис. 2.

Пошаговая модель была использована при разработке логистического проекта компании ОАО «Дальневосточная транспортная группа». Цель проекта заключалась в сокращении длительности логистического цикла погрузо-разгрузочных работ на 5 дней. Ограничение по объему инвестиций составляло 1,2 млн. руб.

На первом этапе было разработано  технико-экономическое обоснование, предусматривающее четыре варианта реализации логистического проекта: модернизация имеющегося складского оборудования; приобретение нового складского оборудования; строительство дополнительных подъездных путей; строительство контейнерной площадки.

На втором этапе проведена  оценка вариантов с учетом установленного лимита инвестиций и сокращения длительности логистического цикла работ. По результатам этого этапа отобрано два варианта реализации логистического проекта: приобретение нового складского оборудования и строительство контейнерной площадки.

На третьем этапе были подготовлены рекомендации по целесообразности реализации варианта логистического проекта - строительство контейнерной площадки с учетом оценки качества логистического обслуживания и обеспечения конкурентоспособности железнодорожного предприятия. Результаты расчетов представлены на рис. 3.

Ключевым фактором обеспечения  качества логистического обслуживания является наличие точной и объективной оценки его результатов.

Оценка эффективности  логистического обслуживания заключается в сопоставлении фактических значений показателей качества обслуживания с плановыми (нормативными) значениями. Она может быть как качественной, так и количественной. В качественной форме оценка представляет собой ответ на вопрос - соответствует ли логистическое обслуживание по рассматриваемой совокупности свойств требованиям клиента, превосходит их или уступает им? В количественной форме оценка выражается численным значением показателя качества логистического обслуживания.

При планировании как начальном  этапе управления качеством логистического обслуживания принципиально важны взаимоотношения с клиентом. Необходимо не только определить состав внешних и внутренних клиентов и их потребности в логистическом обслуживании, но и предложить им варианты обслуживания с учетом затратных ограничений по принципу «цена - качество». Порядок планирования качества логистического обслуживания с учетом особенностей взаимоотношений с клиентом приведен на рис. 4.

Основными принципами контроля качества логистического обслуживания является системный подход, т.е. охват наиболее представительных этапов сервиса, отбор ключевых операций, необходимых для руководства ходом логистического обслуживания, организация системы оперативного информирования о качестве сервиса, применение современных методов обработки информации, комплексный анализ отклонений, т.е. различия фактических показателей логистического обслуживания от плановых (рис. 5).

Результаты контроля качества логистического сервиса выявляют отклонения от планового уровня показателей, которые разделяются на отклонения вследствие воздействия случайных и контролируемых факторов (как правило, эти отклонения незначительны и не требуют вмешательства системы логистического обслуживания) и отклонения временного или постоянного изменения показателей качества обслуживания (временные изменения обычно устраняются в следующем цикле заказов на логистическое обслуживание, а постоянные - требуют принятия соответствующих управленческих решений). Регламент управления качеством логистического обслуживания представлен на рис. 6.

В системе управления обязательно  должны быть представлены предупреждающие  мероприятия, направленные на устранение причин снижения качества логистического обслуживания. К ним относятся: 
 

йНа железнодорожных предприятиях логистический контроль позволяет сформулировать оптимальные стратегии предоставления предприятиями транспортных и логистических услуг, а также рассчитать структуру сети дистрибьюторов и филиалов.

Регламент управления качеством  логистического обслуживания может быть дополнен внешним аудитом, что расширяет возможность контрольного блока системы за счет сопоставления с внешними стандартами, нормами и параметрами и более полного согласования стратегии предоставления логистических услуг.

Таким образом, повышение  эффективности логистического обслуживания позволит улучшить качество управленческих решений на железнодорожных предприятиях и компаниях.

 

Использование логистики, рассматриваемой  нами как: наука и практическая деятельность, связанная с управлением товарноматериальными, финансовыми, информационными, сервисными потоками и потоками рабочей силы в экономических системах с целью максимального удовлетворения потребителей и сокращения общественных и частных расходов, позволит существенно повысить эффективность принимаемых в процессе реформирования железнодорожного транспорта решений и добиться максимизации эффектов при реализации ее отдельных мероприятий. То есть, логистика с позиций системных представлений на хозяйственную практику позволяет обеспечить оптимизацию собственно процесса разработки и реализации стратегии развития железнодорожного транспорта. С другой стороны, так как рынок транспортных железнодорожных услуг является частью рынка логистических услуг, при разработке и реализации стратегии необходимо максимально использовать оптимизационный потенциал логистики и интегрировать процессы реформирования железнодорожного транспорта с элементами логистической системы отраслей, регионов и России в целом, а также ее зарубежных стратегических партнеров.

Использование логистического подхода при разработке и реализации стратегии развития железнодорожного транспорта предполагает опору на следующие  общие принципы:

— Системность по отношению  к преобразованиям, промежуточным  и конечным эффектам. Развитие железнодорожного транспорта должно обеспечить сбалансированное развитие его отдельных элементов: сети железных дорог, тяглового и  вагонного хозяйства, системы автоматического  управления и диспетчирования, складского и терминального хозяйства, системы технического обслуживания подвижного состава и сервисного обслуживания потребителей и т.д. Темпы и пропорции развития элементов системы железнодорожного транспорта, учитывая внутренние взаимосвязи, должны быть, сбалансированы, и исключать появление «узких мест» внутри отрасли и в экономике России в целом. С другой стороны, принимая во внимание задачи интеграции с международными партнерами в процессе управления грузо- и пассажиропотоками необходимо синхронизировать инфраструктуру, технологию и управление между отечественными и зарубежными участниками рынка логистических услуг железнодорожного транспорта;

Оптимальность, основанная на сквозном управлении цепочкой ценности, с ориентацией на удовлетворение потребностей конечных потребителей логистических  услуг железнодорожного транспорта. Принцип оптимальности предполагает минимизацию общественных и частнохозяйственных затрат при соблюдении ограничений по качеству оказываемых услуг, надежности функционирования системы и др., ограничений в процессе реализации стратегии развития железнодорожного транспорта;

— Ресурсоэкономичность требует, при реализации стратегии, реформирования железнодорожного транспорта использования ресурсосберегающих технологий и минимизации расхода материалов, энергии и человеческого труда. Функционирование новой системы железнодорожного транспорта должно опираться на использование возобновляемых источников энергии, управление возвратными потоками и рециклинг материалов, механизацию и автоматизацию труда и др.;

— Технологичность, предполагает ориентацию исключительно на инновационные, «прорывные» процедуры, процессы и  технические средства способные  преодолеть разрывы в развитии железнодорожного транспорта. технологичность должна обеспечить продуктивность работы всей системы, в том числе за счет увеличения пропускной способности действующих  дорог, увеличения средней скорости движения грузового и пассажирского  транспорта, использования современных  технологий в управлении грузо- и пассажиропотоками, использование инновационных технологий логистического обслуживания потребителей и др. Важно обеспечить сопряжение специальных технологий, используемых непосредственно на железнодорожном транспорте, с технологическими процессами всех участников перевозочного процесса, а именно поставщиков, потребителей, посредников и др., в том числе при оказании международных, транзитных, мультимодальных услуг;

— Гибкость и адаптивность, как самой стратегии реформирования железнодорожного транспорта, так и  непосредственно всех участников формирующегося рынка логистических услуг в  сфере железнодорожного транспорта. Учитывая, что практически невозможно точно предвидеть динамику развития экономики, политики, технологии и др. факторов на горизонте 15 лет и более, необходимо использовать сценарный  подход к разработке стратегии и, собственно, функционированию участников реформируемого рынка логистических  услуг железнодорожного транспорта. Вариативность стратегии и бизнес моделей участников рынка позволит обеспечить приспособляемость к  изменениям на рынке, контролировать которые  не представляется возможным;

— Надежность и безопасность как ключевые принципы разработки и  реализации стратегии реформирования железнодорожного транспорта требуют  предусмотреть механизмы выявления, предупреждения, борьбы и минимизации  последствий рисков различного рода, учитывая системообразующее — социально-экономическое, геополитическое, технологическое, оборонное  и экологическое влияние функционирования и развитие железнодорожного транспорта, как на внутреннем, так и на внешнем  рынке России.

Частными принципами реализация логистического подхода при разработке и реализации стратегии развития железнодорожного транспорта являются:

— Перманентное повышение  качества процессов, выражаемое в росте  качества обслуживания и повышения  степени удовлетворенности конечных потребителей услуг железнодорожного транспорта, включая и логистические  услуги. При этом необходимо учитывать, что задача сервисной системы  железнодорожного транспорта состоит  не столько в том, чтобы произвести безупречное качество, а в том, чтобы определить оптимальный для  потребителя уровень, при котором  будет обеспечен максимальный доход (удовлетворенность) для самого потребителя. То есть сверхнормативное качество рассматривается, как не рациональные затраты ограниченных ресурсов общества и необоснованные расходы, как со стороны сервисной  системы железнодорожного транспорта, так и со стороны потребителя. Данный принцип основан на концепции  обеспечения всеобщего качества и политики «ноль отказов»;

— Минимизации продолжительности  всех бизнес-процессов железнодорожных  транспортных услуг и внутрихозяйственных  видов деятельности с целью сокращения времени обслуживания потребителей. Скорость обслуживания — есть фундаментальное  свойство качества обслуживания в процессе оказания логистических услуг на железнодорожном транспорте. Чем  меньше продолжительность нахождения груза и/или пассажира в пути, тем выше удовлетворенность, а также  меньше общественные и частнохозяйственные затраты. Исключения составляют транспортные услуги особого рода, когда продолжительность в пути является частью удовольствия, например, в процессе путешествия;

Информация о работе Логистика на ЖД транспорте