Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 00:21, контрольная работа
В условиях глобального перехода от массового производства к гибкой производственной системе, ориентирующейся на спрос современного потребителя, значение логистики складировании, как основного звена в логистической цепи, играющей ведущую роль в решении вопросов организации хранения, обработки и движения материальных ценностей по логистическому каналу от источника происхождения до потребителя, является более чем актуальным в рамках рассмотрения логистики, как последнего рубежа оптимизации расходов, и, соответственно, ключевого преимущества в современной конкурентной борьбе.
Цель данной работы – раскрыть понятие, место и роль логистики складирования в логистической цепи; рассмотреть основные факторы и механизмы, способствующие организации эффективного функционирования складского хозяйства.
Введение
В условиях глобального перехода от массового производства к гибкой производственной системе, ориентирующейся на спрос современного потребителя, значение логистики складировании, как основного звена в логистической цепи, играющей ведущую роль в решении вопросов организации хранения, обработки и движения материальных ценностей по логистическому каналу от источника происхождения до потребителя, является более чем актуальным в рамках рассмотрения логистики, как последнего рубежа оптимизации расходов, и, соответственно, ключевого преимущества в современной конкурентной борьбе.
Цель данной работы – раскрыть понятие, место и роль логистики складирования в логистической цепи; рассмотреть основные факторы и механизмы, способствующие организации эффективного функционирования складского хозяйства.
1. Основные понятия логистики складирования
Логистика складирования
является важнейшем элементом
Логистика складирования - отрасль логистики, занимающаяся вопросами разработки методов организации складского хозяйства, системы закупок, приемки, размещения, учета товаров и управления запасами с целью минимизации затрат, связанных со складированием и переработкой товаров. Это также комплекс взаимосвязанных операций, реализуемых в процессе преобразования материального потока в складском хозяйстве.
Объектом изучения логистики складирования являются товарно-материальные ценности в процессе их складирования, грузопереработки и упаковки.
Перемещение материальных потоков в логистической цепи невозможно без концентрации необходимых запасов, для хранения и обработки которых и предназначены склады.
Современные склады представляют собой сложные технические сооружения, состоящие из различных взаимосвязанных элементов, имеют определенную структуру и выполняют ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накоплению, переработке и распределению грузов между потребителями.
Обладая многообразием параметров, технологических и системных решений, склады относятся к с сложным системам, при этом оставаясь одним из элементов логистической цепи.
Склады — это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения, поступивших на них, товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.
В настоящее время склады чаще называются распределительными (места хранения товаров на пути к конечному потребителю) и логистическими (места по хранению широкого ассортимента продукции, которые находятся в разных точках цепи поставок на пути к конечному потребителю) центрами.
Терминал – складское хозяйство, расположенное в конечном или промежуточном пункте транспортной сети, организующее мультимодальные перевозки грузов с участием воздушного, автомобильного, морского транспорта.
На складе обрабатывается три основных вида материальных потоков:
входящий – разгрузка транспорта, проверка количества и качества грузов, товарораспорядительных документов;
исходящий – погрузка транспорта, подготовка товарораспорядительных и грузовых документов;
внутренний – перемещение и грузопереработка товарно-материальных ценностей внутри склада и оформление складских документов.
Предметом логистики складирования является комплекс управленческих операций, реализуемых в процессе преобразования материального потока в складском хозяйстве, целью – организация эффективной системы складирования, удовлетворяющей запросы клиентуры и приносящей прибыль.
2. Эффективность функционирования логистики
складирования
В процессе построения складской логистики любое предприятие сталкивается с решением следующих задач:
Выбор типа, количества, мощности складов. Выбор между собственным складом и складом общего пользования является ключевым и сложным вопросом, в решении которого определяющим фактором выступает объем затрат. Необходимо учитывать следующие преимущества и недостатки при выборе одного из указанных вариантов владения складом.
Преимущества собственного склада:
Собственный склад имеет следующие недостатки:
У склада общего пользования (СОП) существуют следующие преимущества:
Недостатками СОП являются:
В последнее время компании все чаще используют услуги СОП, как профессиональных аутсорсеров, наряду с оптимальной комбинацией использования собственных складов и СОП.
Территориальное размещение складов и их количество определяются мощностью материальных потоков и их рациональной организацией, спросом на рынке сбыта, размерами региона сбыта и концентрацией в нем потребителей, относительным расположением поставщиков и покупателей, особенностями коммуникационных связей и т.д. Вопрос оптимизации издержек при выборе количества организации или использования складов остается определяющим.
В использовании одного склада существуют преимущества в виде снижения эксплуатационных расходов и относительно низких транспортных расходах при доставке груза на склад. Недостатками же является наличие высоких транспортных издержек и удаленность от потребителей (низкий территориальный охват).
Если использовать несколько складов, появятся следующие преимущества:
Недостатки использования нескольких складов - это:
Эффективное использование складского помещения. Решение данной задачи определяется его планировкой: стеллажи для хранения, зоны погрузки и разгрузки, размещение и функционирование технического оборудования, что влияет на производительность и скорость выполнения складских операций.
Сбалансированное и рациональное разделение площадей на складские зоны с учетом специфики обрабатываемых грузов, технических харакетиристик используемого оборудования и т.п., позволяет обеспечить оптимальный процесс переработки грузов на складе при максимальном использовании имеющихся складских мощностей.
Выделяют следующие основные складские зоны: зона приемки; зона основного хранения (стеллажного и штабельного); зона комплектации заказа;; зона упаковки и консолидации отправок; зона отгрузки. Планировка склада должна обеспечивать беспрепятственное движение грузов независимо от того, подлежат они хранению или нет. Эффективное использование складской емкости (габариты и объем пространства склада) может повлиять на снижение затрат на складирование.
Существует 2 важных принципа использования складских площадей:
Увеличение оперативной эффективности (уменьшение числа операций с товаром). Метод Парето (20/80), позволяет минимизировать количество операций с передвижением товаров на складе посредством разделения всего ассортимента на группы, требующие большого количества перемещений, и группы, к которым обращаются достаточно редко. Высокооборачиваемые товары обычно размещают в удобных, максимально приближенных к зонам отпуска местах, вдоль так называемых «горячих» линий. Низкооборачиваемые товары размещают вдоль «холодных» линий (см. рис. 1).
Рис. 1. Организация зоны приемки и отправки грузов (Схема 1 – объединенная, Схема 2 – разъединенная).
Автоматизация технологического процесса, управления и контроля посредством внедрения таких технологий, как штрихкодирование позволяет оптимизировать и минимизировать число операций и повысить эффективность обработки грузов.
Создание условий для эффективной работы. Улучшение логистического обслуживания. Снижение издержек. В условиях стремительного роста конкуренции и перехода от массового к гибкой системе производства (ориентирование на спрос) дискретное применение, уже ставших стандартными, решений, таких как автоматизация складских процессов, техническое оснащение, оптимизация процессов, скорость обработки грузов, профессиональный инжиниринг при проектировании складских помещений и инфраструктуры, и т.п., уже не является конкурентным преимуществом в области решения указанных задач и не гарантирует в конечном итоге высокую производительность, эффективность и сокращение существенных издержек в стратегической перспективе.
На данный момент в решении данных задач применение японской философии «кайдзен» (постоянное совершенствование) и ее производной концепции «стройного производства», разработанной и внедренной испольнительным директором концерна Тойота господином Таичи Оно, более чем актуально, так как последние 3 года Тойота является абсолютным мировым автогигантом благодаря применению системы «канбан» (система организации и снабжения производства по принципу «точно в срок»).
Философия «кайдзен», ставшая бизнес стратегией и парадигмой ведущих мировых компаний предусматривает особый подход в управлении, включающий:
Система «стройного производства» («канбан») основана на следующих принципах: