Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 01:41, контрольная работа
Перемещение материальных потоков в логистической цепи невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов, для хранения которых предназначены соответствующие склады. Движение через склад связано с затратами живого и овеществленного труда, что увеличивает стоимость товара. В связи с этим проблемы, связанные с функционированием складов, оказывают значительное влияние на рационализацию движения материальных потоков в логистической цепи, использование транспортных средств и издержек обращения.
Контроль за поставками. Учет и контроль за поступлением запасов и отправкой заказов позволяет обеспечить ритмичность переработки грузопотоков, максимальное использование имеющегося объема склада и необходимые условия хранения, сократить сроки хранения запасов и тем самым увеличить оборот склада.
Разгрузка
и приемка грузов. При осуществлении
этих операций необходимо ориентироваться
на условия поставки заключенного договора
(раздел «Базис поставки»). Соответственно
подготавливаются места разгрузки
под указанное транспортное средство
(трейлер, фура, контейнер) и необходимое
погрузочно-разгрузочное оборудование.
Разгрузка на современных складах
осуществляется на разгрузочных автомобильных
или железнодорожных рампах и
контейнерных площадках. Специальное
оснащение мест разгрузки и правильный
выбор погрузочно-
разгрузку транспортных средств;
контроль документального и физического соответствия заказов поставки;
документальное оформление прибывшего груза через информационную систему;
формирование складской грузовой единицы.
Внутрискладская транспортировка. Внутрискладская транспортировка предполагает перемещение груза между различными зонами склада: с разгрузочной рампы в зону приемки, оттуда в зону хранения, комплектации и на погрузочную рампу. Эта операция выполняется с помощью подъемно-транспортных машин и механизмов. Транспортировка грузов внутри склада должна осуществляться при минимальной протяженности во времени и пространстве по сквозным «прямоточным» маршрутам. Это позволит избежать повторного возвращения в любую из складских зон и неэффективного выполнения операций. Число перевалок (с одного вида оборудования на другое) должно быть минимальным.
Складирование и хранение. Процесс складирования заключается в размещении и укладке груза на хранение. Основной принцип рационального складирования - эффективное использование объема зоны хранения. Предпосылкой этого является оптимальный выбор системы складирования и в первую очередь складского оборудования. Оборудование под хранение должно отвечать специфическим особенностям груза и обеспечивать максимальное использование высоты и площади склада. При этом пространство под рабочие проходы должно быть минимальным, но с учетом нормальных условий работы подъемно-транспортных машин и механизмов. Для упорядоченного хранения груза и экономичного его размещения используют систему адресного хранения по принципу твердого (фиксированного) или свободного (груз размещается на любом свободном месте) выбора места складирования. Процесс складирования и хранения включает:
закладку груза на хранение;
хранение
груза и обеспечение
контроль за наличностью запасов на складе, осуществляемый через информационную систему.
Комплектация (комиссионирование) заказов и отгрузка. Процесс комплектации сводится к подготовке товара в соответствии с заказами потребителей. Комплектация и отгрузка заказов включают:
получение заказа клиента (отборочный лист);
отбор товара каждого наименования по заказу клиента;
комплектацию отобранного товара для конкретного клиента в соответствии с его заказом;
подготовку товара к отправке (укладывание в тару, на товароноситель);
документальное оформление подготовленного заказа и контроль за подготовкой заказа;
объединение заказов клиентов в партию отправки и оформление транспортных накладных;
отгрузку грузов в транспортное средство.
Комиссионирование заказов клиентов проводится в зоне комплектации. Подготовка и оформление документации осуществляются через информационную систему. Адресная система хранения позволяет указывать в отборочном листе место отбираемого товара, что значительно сокращает время отборки и помогает отслеживать отпуск товара со склада. При комплектации отправки благодаря информационной системе облегчается выполнение функции объединения грузов в экономичную партию отгрузки, позволяющую максимально использовать транспортное средство. При этом выбирается оптимальный маршрут доставки заказов. Отгрузка ведется на погрузочной рампе (требования к проведению эффективной отгрузки аналогичны требованиям к разгрузке).
Транспортировка и экспедиция заказов могут осуществляться как складом, так и самим заказчиком. Последний вариант оправдывает себя лишь в том случае, когда заказ осуществляется партиями, равными вместимости транспортного средства, и при этом запасы потребителя не увеличиваются. Наиболее распространена и экономически оправданна централизованная доставка заказов складом. В этом случае благодаря унитизации грузов и оптимальным маршрутам доставки достигается значительное сокращение транспортных расходов и появляется реальная возможность осуществлять поставки мелкими и более частыми партиями, что приводит к сокращению ненужных страховых запасов у потребителя.
Сбор и доставка порожних товароносителей играют существенную роль в статье расходов. Товароносители (поддоны, контейнеры, тара-оборудование) при внутригородских перевозках чаще всего бывают многооборотные, а потому требуют возврата отправителю. Эффективный обмен товароносителей возможен лишь в тех случаях, когда достоверно определено их оптимальное количество и четко выполняется график их обмена с потребителями.
Информационное обслуживание склада предполагает управление информационными потоками и является связующим стержнем функционирования всех служб склада. В зависимости от технической оснащенности управление информационными потоками может быть как самостоятельной системой (на механизированных складах), так и составной подсистемой общей автоматизированной системы управления материальными и информационными потоками (на автоматизированных складах). Информационное обслуживание охватывает:
обработку входящей документации;
предложения по заказам поставщиков;
оформление заказов поставщиков;
управление приемом и отправкой;
контроль наличия товаров на складе;
прием заказов потребителей;
оформление документации отправки;
диспетчерскую помощь, включая оптимальный выбор партий отгрузки и маршруты доставки;
обработку счетов клиентов;
обмен информацией
с оперативным персоналом и верхним
иерархическим уровнем
различную статистическую информацию.
Контроль за выполнением заказов и обеспечение обслуживания клиентов. На обеспечение координации деятельности службы продаж в первую очередь направлены операции контроля за выполнением заказов и оказание услуг клиентам, от выполнения которых зависит уровень обслуживания. Успешно осуществляемое логистическое обслуживание покупателей может легко стать важнейшим, к тому же стратегическим признаком, выгодно отличающим данную фирму от конкурентов. Выделяют три основные категории элементов обслуживания: допродажное, во время продажи и послепродажное. Осуществлением допродажных услуг занимается служба продаж (маркетинговая служба). Склад обеспечивает выполнение как продажных, так и послепродажных услуг. К продажным услугам относят:
сортировку товаров;
полную проверку качества поставляемых товаров;
фасовку и упаковку;
замену заказанного товара (изменение заказа);
экспедиторские услуги с осуществлением разгрузки;
информационные услуги;
заключение
договоров с транспортными
потребителям продукции:
установку изделий;
гарантийное обслуживание;
обеспечение запасными частями;
временную замену товаров;
прием дефектной продукции и замену ее.
Рациональное осуществление логистического процесса на складе - залог его рентабельности. Поэтому при организации логистического процесса необходимо добиваться:
рациональной планировки склада при выделении рабочих зон, способствующей снижению затрат и усовершенствованию процесса переработки груза;
эффективного использования пространства при расстановке оборудования, что позволяет увеличить мощность склада;
использования универсального оборудования, выполняющего различные складские операции, что дает существенное сокращение парка подъемно-транспортных машин;
минимизации маршрутов внутрискладской перевозки с целью сокращения эксплуатационных затрат и увеличения пропускной способности склада;
осуществления унитизации партий отгрузок и применения централизованной доставки, что позволяет существенно сократить транспортные издержки;
максимального использования возможностей информационной системы, что значительно сокращает время и затраты, связанные с документооборотом и обменом информацией, и т.д.
Иногда резервы рациональной организации логистического процесса, пусть и не столь значительные, заключаются в весьма простых вещах: расчистке загроможденных проходов, улучшении освещения, организации рабочего места. В поиске резервов эффективности функционирования склада нет мелочей, все должно анализироваться, а результаты анализа - использоваться для улучшения организации логистического процесса.
4. Система складирования как основа рентабельности работы склада
Общая концепция
решения складской системы в
первую очередь должна быть экономичной.
Экономический успех
Система
складирования (СС) предполагает оптимальное
размещение груза на складе и рациональное
управление им. При разработке системы
складирования необходимо учитывать
все взаимосвязи и
складируемая грузовая единица;
вид складирования;
оборудование по обслуживанию склада;
система комплектации;
управление перемещением груза;
обработка информации;
«здание» (конструктивные особенности зданий и сооружений).
Каждая подсистема включает в себя целый ряд возможных элементов. При этом число элементов, составляющих основные подсистемы, может быть достаточно значительным, а сочетание их в различные комбинации еще более увеличивает многовариантность системы. Это означает, что альтернативный выбор всех конкурентных вариантов должен осуществляться в определенной последовательности с учетом технико-экономической оценки каждого из них.
Выбор рациональной системы складирования должен осуществляться в следующем порядке:
определяются место склада в логистической цепи и его функции;
устанавливается общая направленность технической оснащенности складской системы (механизированная, автоматизированная, автоматическая);
определяется задача, которой подчинена разработка системы складирования;
выбираются элементы каждой складской подсистемы;
создаются комбинации выбранных элементов всех подсистем;
осуществляется
предварительный выбор
проводится технико-экономическая оценка каждого конкурентного варианта;
осуществляется альтернативный выбор рационального варианта.
Выбор элементов складских подсистем ведется с помощью схем и диаграмм или разработанных программ на ЭВМ. Это обеспечивает методический подход с учетом всех возможных вариантов.
4.1 Определение места склада в логистической системе и общая направленность его технической оснащенности
склад рентабельность логистический система
Место склада в логистической системе и его функции напрямую влияют на техническую оснащенность склада. Склады встречаются в различных функциональных областях логистики (снабженческой, производственной и распределительной).
Склады в области снабжения с учетом, их хозяйственной принадлежности (поставщика, посредника, производителя) условно можно разделить на две группы:
1) склады сырья и материалов (груз, как правило, в жидком или сыпучем состоянии) работают с однородным грузом, с большими партиями поставки, относительно постоянной оборачиваемостью, что дает возможность ставить вопрос об автоматизированной складской переработке груза;