Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 22:21, курсовая работа
Интерес, который проявляют к логистике отечественные ученые, преподаватели вузов, научно-технические работники, менеджеры предприятий промышленности и транспорта, инженеры и бизнесмены, объясняется не только новым для отечественной экономики и непривычно звучащим термином, но и, главное, — теми впечатляющими результатами, которые получены благодаря применению логистического подхода в экономике промышленно развитых стран. Зарубежный опыт показывает, что логистике принадлежит стратегически важная роль в современном бизнесе. Неслучайно все больше специалистов, добившихся успеха в этой области, продвигается на высшие должности в руководстве компаний. С позиций бизнеса под логистикой понимают эффективное управление материальными и сопутствующими (информационными, финансовыми, сервисными) потоками для достижения корпоративных целей с оптимальными затратами всех ресурсов
Введение………………………………………………………………………………....3
Глава I. Общая характеристика логистики…………………………………………....4
1.1 Понятие и сущность логистики…………………………………………………....4
1.2 Предмет изучения логистики и ее цели………………………………….……..…7
Глава II. Задачи и функции логистики…………………………………………….…..10
2.1 Материальный поток………………………………………………………………..12
2.2 Информационный поток……………………………………………………………17
Заключение………………………………………………………………………………24
Глоссарий………………………………………………………………………………...26
Список использованных источников…..………………………………………………27
Список сокращений……………………………………………………………………..28
Приложения…………………………………………………………………………
Горизонтальными называют информационные потоки, охватывающие сообщения между партнерами по хозяйственным связям одного уровня управления.
Вертикальные – информационные потоки, охватывающие сообщения, поступающие сверху, из руководящих инстанций в подведомственные им звенья логистической системы.
Внешними являются информационные потоки, протекающие в среде, внешней по отношению к логистической системе.
Внутренние информационные потоки – сообщения, циркулирующие внутри одной логистической системы (предприятия, оптовой базы). Для логистических подсистем внутренними являются потоки сообщений внутри подсистемы, остальные сообщения для ниx внешние.
Входные информационные потоки представляют собой сообщения, входящие в логистическую систему либо в одну из ее подсистем.
Выходные информационные потоки – сообщения, выходящие за пределы одной логистической системы либо одной из ее подсистем.
Информационные потоки разделяют по срочности: на обычные, срочные, очень срочные ("молнии"). Соответствующая пометка ("срочная", "молния") указывается на носителе информации и служит указателем срочности сообщения.
Информационные потоки различают по степени конфиденциальности (секретности). Сообщения, содержащие коммерческую тайну, направляются с грифом (пометкой) о секретности документа. В том же порядке направляются сообщения, содержащие государственную тайну. Благодаря этому удается ограничить доступ к такого рода документам и предотвратить утечку важной информации.
По значимости информационные потоки почтовых сообщений делят на простые, заказные и ценные. Заказные почтовые отправления принимаются с регистрацией, с выдачей отправителю квитанции об их приемке, вручаются адресату под роспись. За своевременность их доставки организации связи ведут контроль полнее, чем простых сообщений. Ценные сообщения имеют цену компенсации, которую в случае их утери организации связи уплачивают подателю сообщения.
По скорости передачи сообщений информационные потоки классифицируют на быстрые и традиционные. Быстрые - факсимильная связь, электронная почта, телеграф, телетайп, телефон. Традиционными считаются почтовые сообщения.
По области охвата информационные потоки делят, на местные, иногородние, дальние, международные. В зависимости от этого различаются способ отправки сообщений, расходы на их отправку, порядок оформления, язык сообщения и другие особенности подготовки и отправки сообщений.
Важную роль среди информационных потоков играют сообщения документального характера, которые оформляются чаще всего на бумажных носителях определенной формы, заполненных, в установленном порядке и заверенных подписями и печатью отправителя сообщения. Такие сообщения называются документальными.
Управлять информационным потоком можно следующим образом: - изменяя направление потока; - ограничивая скорость передачи до соответствующей скорости приема; - ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.
В логистике информационный поток часто является сопровождающим (попутным) по отношению к материальному потоку и содержит информацию о материальном потоке, необходимую для управления его движением. Часть информационных потоков в логистике обслуживает не материальные потоки, а процесс их формирования, хранения ресурсов на складе, процесс внутризаводского и внурискладского перемещения материальных ресурсов.
Поскольку логистика имеет дело с большими массами материальных ценностей, документальные сообщения в ней играют большую роль. Потоки документов, используемые в логистике, разнообразны по форме, содержанию, методам и срокам хранения и другим признакам. В каждой логистической системе они подбираются в соответствии с установленными в ней правилами учета, планирования и контроля приемки расхода материальных ресурсов и их запасов на складах. Документальное обеспечение логистического процесса – важная задача логистики. Информационные потоки в логистике формируются в соответствии с материальными.
Часто информационные и материальные потоки протекают в разных временных интервалах. Так, материальный поток может прибыть в заданное место, а документы на него сюда могут быть еще не доставлены. Тогда материальный поток считается неотфактурованными поставками, принимается получателем на ответственное хранение и лишь потом, после прибытия документов, проверяется соответствие прибывших материалов этим документам.
Может быть и наоборот: документы на груз прибыли на место назначения, а материальный поток находится еще в пути следования. Такие документы фиксируются как основание для учета "запасов в пути" и после прибытия груза сверяются с его составом и объемом. Предпочтительнее вариант опережения информационных потоков по сравнению с движением материальных потоков. Это дает возможность лучше подготовиться к приему грузов. Фактически же информационные потоки имеют опережение далеко не всегда.
Информационные потоки характеризуют c помощью ряда оценок:- по источнику возникновения; - направлению; - объему; - периодичности; - порядку согласования; - порядку утверждения; - срокам действия; - порядку хранения.
1. Источники возникновения сообщений могут быть различными - от участников логистических цепей и смежных с ними организаций, сообщения которых влияют на перемещение, организацию и приемку потоков. Таковы сообщения, например, паводковой комиссии об аварии моста и его разрушении, сделавшие невозможным проезд по нему и требующие движения по иному маршруту. 2. По направлению информационные потоки могут быть горизонтальными (туда и обратно) и вертикальными (сверху вниз и обратно).
Направление информационного потока трактуется и по-другому: как прямое и косвенное. Прямое направление - партнеру (руководителю) или другому адресату - для исполнения требований, имеющихся в сообщении. Косвенное направление информационного потока - направление копий сообщений для сведения, ознакомления с данным вопросом, без участия в его решении.
Есть и третий вариант определения понятия "направление информационного потока" - учет географического или территориального адресата его назначения: на Крайний Север, Дальний Восток, Украину и другие страны, либо область (край), город, населенный пункт назначения сообщения. 3. Объем информационных потоков учитывают несколькими способами. Один из них - учет размеров потока по числу: документов; листов в потоке; страниц в потоке; пачек документов. Этот способ применяют для определения объема больших информационных потоков.
Второй способ учета объема информационных потоков применяют для малых потоков. При нем объем потока определяют числом строк и документе - документострок или числом слов в сообщении - в телеграммах.
Третий способ - учета числа знаков в сообщении - оценивается в компьютерных системах в особых единицах измерения для учета потребности в магнитных носителях, размещения в памяти ПЭВМ и в других случаях. 4. Периодичность информационных потоков характеризует частоту их формирования. В логистике многие информационные потоки - разовые, не повторяются и создаются один раз на каждый материальный поток, параллельно с ним, чуть ранее или чуть позже. Но некоторые информационные потоки в логистике оформляют один раз в месяц, ежеквартально и с другой частотой. 5. Информационные потоки документального характера проходят при оформлении определенную процедуру согласования. Плановые сообщения на предприятиях, к примеру, согласуют с руководителями цехов и членами дирекции предприятия. Для каждого документа обычно устанавливают определенные правила согласования его проектируемого содержания. 6. Каждое документальное сообщение информационного потока утверждается - подписывается определенными лицами: генеральным директором, исполнительным директором, их заместителями. Без соответствующей подписи документ силы не имеет. 7. Некоторые документы имеют срок действия, за пределами которого они становятся недействительными. Таковы лицензии, квоты, право на место в транспортном средстве, некоторые уведомления о возможности заказа, праве на востребование похищенного груза. Такие документы можно использовать лишь в течение срока их действия.
Но большая часть информационных потоков к таким документам не относится и представляет собой уведомительные сообщения, необходимые для управления материальными потоками: раскрывает характеристику этих потоков и состояния их движения к заданному месту доставки. 8. Различен и порядок хранения сообщений, доставленных в информационных потоках. Некоторые сообщения собирают в отдельные пачки, другие хранят на магнитных носителях и в другой форме.
Срок хранения информации различен: один, два года, пять лет, постоянно (вечно). Информационные потоки протекают в информационном пространстве. Оно обширно и практически охватывает весь земной шар и освоенную часть космоса.
Управление информационными потоками при логистике – не самоцель, а средство управления материальными потоками, их формированием, перемещением, приемкой. При умелом управлении информационными потоками снижаются затраты на их формирование, передачу, приемку и хранение информационных массивов, ускоряется информационный обмен, скорость их приемки, не допускается несоответствие скорости работ передатчика и приемника, учитывается пропускная способность средств связи на каждом участке информационного пути и квалификация операторов, занятых на них.
Планирование информационных потоков позволяет заранее определить пропускную способность средств связи, потребную для обслуживания данных потоков в пунктах передачи; координацию приемки информации. При проектировании информационных потоков выбирается их рациональный путь и режим обслуживания средствами связи. В результате обеспечивается надежность материально-технического обеспечения информационных потоков. Значит, их требуется хорошо организовать, продумать и рассчитать. Без этого надлежащее информационное обеспечение материальных потоков создать не удастся.
Из вышесказанного можно увидеть всю важность информационного потока, если из логистической цепи вырвать это звено, то весь производственный процесс остановится. Сейчас предприятия затрачивают огромные средства на обеспечение информационного потока. Но они оправдывают себя. Использование в логистике технологии автоматизированного управления позволяет существенно улучшить управление материальными потоками на всех этапах логистического процесса.
Логистика в России, как наука начала развиваться сравнительно недавно, но уже сейчас можно говорить о ее значимости на предприятии. Применение логистики на промышленных предприятиях приводит к следующему:
(анализ опыта ряда фирм Западной Европы показывает, что применение логистики позволяет уменьшить производственные запасы на 50%);
грузов, а не только перевозочных тарифов, которые составляют лишь часть совокупных затрат на передвижение продукции;
только и не столько улучшением работы транспортных подразделений, сколько слаженным выполнением комплекса работ по снабжению, сбыту и перевозкам продукции;
Логистика, как сегодня, так и в будущем будет основным фактором в конкурентной борьбе. Успех в конкурентной борьбе между предприятиями и сетями единой цепочки создания стоимости, между странами и экономическими регионами определяется в первую очередь уровнем компетенции в логистике. Так, исследования, проведенные на предприятиях, доказывают положительную взаимосвязь между эффективной логистикой и успехом в предпринимательской деятельности. По сути, отдел логистики должен являться связующим звеном в работе всех служб предприятия, так сказать координирующим центром фирмы.
Исключительное значение, которое имеет логистика сегодня и которым будет обладать в будущем, объясняется в первую очередь современными представлениями о логистике, а во-вторых, современным и будущим состоянием развития систем создания стоимости и экономических структур.
На рынке труда появился спрос на специалистов такого профиля, не исключено, что в скором будущем профессия «логистик» будет входить в десятку наиболее престижных и пользующихся спросом специальностей.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Логистика |
произошла от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать |
2 |
Цель логистики |
доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте, в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек |
3 |
Материальный поток |
называют физическое перемещение материальных ресурсов, понимаемое как процесс их движения на пути от изготовителя до потребителя и внутри предприятия - потребителя этих ресурсов |
4 |
Информационный поток |
считают совокупность сообщений, циркулирующих внутри логистистической системы, а также между этой системой и средой, внешней по отношению к ней, необходимых для управления и контроля логистических операций. |
1 |
Логистика: учеб. пособие / Б.А.Аникин [и др.]; под ред. Б.А. Аникина, Т.А. Родкиной.-М., 2008. |
2 |
Бакарев П. Ф. Этапы стратегического управления: управление компанией. – М., 2004. |
3 |
Ворожейкина Т.М., Игнатов В.Д. Логистика в АПК.- М., 2005 (Учебник и учеб. пособия для высш. учеб. заведений). |
4 |
Гаджинский A.M. Логистика: Учебник для студентов высших учебных заведений: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°",2004. |
5 |
Котлер Ф. Маркетинг по Котлеру: как создать, завоевать и удержать рынок. – М., 2003. |
6 |
Маркова В.Д., Кузнецов С.А. Стратегический менеджмент. – М., 2003. |
7 |
Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. – М., 2005. |