Отказываясь от создания и содержания
собственного автохозяйства и принимая
решение о закупке транспортных услуг,
предприятие получает возможность поднять
качество перевозок и снизить их себестоимость,
однако попадает при этом в зависимость
от окружающей экономической среды. Риск
потерь, обусловленный ростом зависимости,
тем ниже, чем более развит рынок транспортно-экспедиционных
услуг в регионе функционирования компании.
Простого и однозначного решения
у этой задачи нет.
Значимое место среди решений,
связанных с организацией транспортировки
грузов, занимает выбор перевозчика. Этот
выбор может быть доверен экспедиторской
фирме, либо выполнен менеджментом компании
самостоятельно.
Самостоятельный выбор перевозчика
выполняется согласно приведенному ниже
алгоритму.
1. Вначале составляется
перечень факторов, которые следует
принять во внимание, выбирая
перевозчика. Отечественная и зарубежная
практика в данные перечень
включает следующие факторы:
- тариф за перевозку
груза;
- готовность перевозчика
к переговорам об изменении
тарифа;
- надежность соблюдения
сроков доставки;
- наличие дополнительного
оборудования обработки грузов;
- наличие дополнительных
услуг по комплектации и складированию
груза;
- финансовая стабильность
перевозчика;
- наличие резервных мощностей
у перевозчика;
- гибкость схем маршрутизации
перевозок.
Данный перечень не является
исчерпывающим и может быть дополнен в
соответствии с условиями конкретной
хозяйственной ситуации.
2. Далее факторы необходимо
ранжировать. Ранжирование чаще
всего выполняют методами экспертных
оценок.
3. Выполняется оценка
перевозчиков в разрезе выделенных
факторов.
4. Рассчитываются рейтинги
перевозчиков.
5. Принимается решение
о выборе перевозчика.
- Задача
Для принятия решения о продлении
договора с одним из поставщиков необходимо
рассчитать рейтинг каждого поставщика.
Оценку поставщиков выполнить по показателям:
цена, надежность и качество поставляемого
товара, предпочтение следует отдать тому
поставщику, который имеет наименьший
рейтинг.
- Производим расчет средневзвешенного
роста цены
для поставщика 1 и 2
Тца1 = (12/9)*100%=142%
Тцв1= (7/5)*100%=140%
Тца2= (12/8)*100%= 150%
Тцв2= (7/4)*100%= 175%
Доля товара А у поставщика
1
Dа1= (12*2320)/(12*2320+7*2330)=27840/44150=0.63
Доля товара B у поставщика 1
Dв1= (7*2330)/(7*2330+12*2320)= 16310/44150=0.37
Доля товара А у поставщика
2
Dа2 = (12*8140)/(12*8140+7*11200)=97680/176080=0,55
Доля товара B у поставщика 2
Dв2= (7*11200)/(7*11200+12*8140)=78400/176080=0,45
Тц1= 142*0,63+140*0,37=89,46+51,8=141,26
(прирост 41,26%)
Тц2=150*0,55+175*0,45=82,5+78,75=161,25
(прирост 61.25%)
II. Рассчитаем темпы
роста поставок некачественного товара.
Для поставщика 1
Dнк0= (90/(1050+1440))*100=3,61%
Dнк1= (239/(2320+2330))*100=5,13%
Тнк1= (5,13/3,61)*100=142%
Для поставщика 2
Dнк0= (245/(9300+7110))*100=1,49%
Dнк1=(348/(8140+11200))*100=1,79
Тнк2=120%
III. Рассчитаем темпы
роста опоздания.
Тсо1=((37/9)/(30/8))*100=(4,11/3,75)*100=109,6%
Тсо2=((22/10)/(35/14))*100=(2,2/2,5)*100=88%
IV. Рассчитаем рейтинг
поставщиков.
Критерий |
Вес критерия |
Оценка |
Сумма |
1 |
2 |
1 |
2 |
Цена |
0,2 |
141,26 |
161,25 |
28,25 |
32,25 |
Качество |
0,5 |
142 |
120 |
71 |
60 |
Надежность |
0,3 |
109,6 |
88 |
32,88 |
26,4 |
Итого |
|
|
|
132,13 |
118,65 |
Вывод: Так как рост негативных
факторов у поставщика 2 оказался ниже,
чем у поставщика 1, с ним и следует заключить
договор.
Заключение.
В последнее время многие предприятия
и организации уделяют все больше и
больше внимания транспортировке как
ключевой логической функции предприятия.
Результатом этой работы является снижение
затрат или снижение темпов роста затрат
по сравнению с результатами прошлых
лет. Значительно больше внимания уделяется
опыту организации логистических операций
зарубежных фирм.
Развитие инфраструктуры отечественного
товарного рынка, увеличение товарооборота,
ужесточение конкурентной борьбы заставляет
предприятия и организации уделять особое
внимание оптимизации затрат на всех участках
логистической цепи.
В России сейчас наблюдается
лавинообразный рост интереса к логистике,
как со стороны организаций бизнеса, так
и правительственных институтов. Быстрыми
темпами растет число компаний, имеющих
выделенные организационные структуры
управления логистикой – службы, отделы,
дирекции, департаменты логистики. Все
более востребованными на рынке труда
становятся логистические менеджеры,
причем, что особенно примечательно, не
только в привычных видах логистической
деятельности: транспортировке, экспедировании,
складировании и грузопереработке, управлении
запасами, таможенном оформлении, но и
как организаторы стратегического планирования
и управления корпоративной логистической
системой.
Список литературы
- Аникин Б.А., «Логистика», учебное пособие,
М-2009, с.325.
- Гаджинский А.М., «Логистика», учебное
пособие, М,«Маркетинг» – 2009, с.189.
- Кокурин Д.И. «Основы логистики в промышленности»,
текст лекций, Самарская государственная
экономическая академия, 2008г, с.213.
- Миротин Л.Б., «Транспортная логистика»,
учебник для транспортных вузов, 2008г, с.189.
- Сергеев В.И., «Логистика в бизнесе», учебное
пособие, М-2009, с.113.
www.logist.ru
www.learnlogistic.ru