Логистика в отечественной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:35, реферат

Описание работы

В связи со становлением рыночных отношений в России в 1990-е годы появилось и стало активно развиваться новое научно-практическое направление – логистика. Причины возрастания интереса к логистике обусловлены потребностями развития экономики и бизнеса. Первоначально усилия фирм были направлены в основном на снижение себестоимости каждой единицы продукции. В настоящее время, когда предложение повсеместно стало превышать спрос, предприниматели начали признавать также важность обеспечения сбыта за счет снижения общих издержек.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Происхождение и трактовка термина "логистика"……………………..……6
2. Эволюция логистики……………………………………………………..……7
3. Развитие логистики как научно экономического направления…………….9
4. Подходы к определению логистики…………………………………..….….10
5. Роль логистики в развитии российских реформ………………………...….12
Заключение…………………….…………………………………………….…..19
Глоссарий……………………………………………………………………...…20
Список литературы………………………………………………….………..…21

Файлы: 1 файл

Реферат по логистике.docx

— 62.84 Кб (Скачать файл)

 

Рис.2. Эволюция логистики

технологических резервов в  производстве продукции,  пренебрегая  при этом другими логистическими активностями (развитием дистрибьюции, управлением закупками, запасами и т.п., т.е. тем, что существенно влияет на общие затраты организации и удовлетворенность потребителя). В этот период были сформулированы отдельные  внедрения логистической концепции: возрастание запасов и транспортных издержек в системах дистрибьюции товаров; рост транспортных тарифов; появление концепции маркетинга; развитие теории и практики военной концепции.

Период с середины 1950 –х по 1970-е гг. западные специалисты  называют периодом становления логистики.  Он характеризовался интенсивным развитием теории и практики логистики, прежде всего снова в США. Возникли следующие предпосылки дальнейшего развития логистики. К ним относятся: изменения в моделях и отношениях потребительского спроса; давление затрат на производство; прогресс в компьютерных технологиях; изменения в стратегиях формирования запасов; влияние военного опыта;

К началу 70-х гг.(период развития) были сформулированы фундаментальные принципы бизнес- логистики. Попытки внедрения  логистической координации во многих фирмах не удавались вследствие встречного сопротивления. Менеджеры, которые в течении длительного времени привыкли выполнять традиционные функции, например, закупок, транспортировки, часто препятствовали для реализации сквозного управления материальным потоком на основе концепции снижения общих затрат. Дополнительные трудности создавали существующие в то время системы бухгалтерского учета, не приспособленные для выделения и контроля составляющих логистических издержек и оценки финансовых результатов логистических активностей фирмы.

В период с 1980-х до середины 1990-х гг. логистика приобрела статус концептуальной стратегии, основанной на глубокой интеграции всех областей хозяйственной деятельности в единую ресурсопроводящую систему (период интеграции). Здесь во главу угла становится не продукт, а процесс в форме потока (материального,  информационного и др.), в чем и заключалась принципиальная новизна логистического подхода, а логистическая концепция позволила перейти от  дискретного к сквозному управлению по всей логистической цепи.

В течении рассматриваемого  исторического периода произошли также существенные изменения в мировой экономике, которые объясняют феномен логистического взлета: революция в информационных технологиях и ПК; глобализация рынка; изменения в государственном регулировании инфраструктуры экономики; повсеместное распространение философии (тотальное управление качеством); рост партнерства и стратегических союзов; структурные изменения в организациях бизнеса.

3. Развитие логистики как научного экономического направления

Логистика, как новая область  нуждалась в более глубокой теоретической проработке научных основ и положений.  На I Европейском конгрессе (1974 г.) логистике впервые было дано новое, с точки зрения ее применения в невоенной области, определение: логистика- учение о   системном планировании и контроле материальных,  энергетических, информационных и пассажирских потоков, а также об управлении ими.

Таким образом, логистику  стали рассматривать как научное  направление. Цель которого состоит в разработке методов и организационных форм управления потоковыми процессами для максимального удовлетворения спроса на продукцию (товар, услуги, информацию, энергию) и доведение ее до потребителя в обусловленный срок с минимальными затратами.  С годами логистика как научное направление приобретает все более широкое распространение.  В настоящее время она выделилась в специальную дисциплину. Тесно связанную с математикой, статистикой и рядом экономических наук. Современная теория логистики и логистического менеджмента концептуальном плане базируется на следующих методологиях:

    • Системного анализа;
    • Кибернетического подхода;
    • Исследования операции;
    • Экономико- математического моделирования.

Или используют более детальные  методы: программно- целевое планирование, функционально-стоимостный анализ, методы прогнозирования, методы моделирования.

Для продвижения методологий  и теоретических исследований в  практику логистического менеджмента с целью координации работы ученых и специалистов создано и функционирует множество логистических сообществ, организаций, ассоциаций, институтов. Наиболее известные из них: Американское общество проблем управления производством и запасами, Американское общество транспортировки и логистики, Международное общество материального менеджмента, Французская ассоциация логистики в производстве, ассоциация логистики в Голландии, Италии, германии, Финляндии и в ряде других стран. В России не так давно создан Координационный совет по логистике. К логистике как к научной основе управления потоковыми  процессами обращаются не только в промышленности, торговле и на транспорте, но также в сфере услуг, банковском и страховом деле, организации послепродажного сервиса, в коммунальном хозяйстве, в области туризма идр.

4. Подходы к  определению логистики

В связи с глубоким проникновением логистики во все сферы хозяйственной деятельности в научной литературе стало встречаться достаточно большое количество трактовок понятия «логистика». Вот некоторые из них.

Логистика – наука  об оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных, финансовых и других потоков и управлении ими в определенной микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей.

Это определение логистики  представлено в достаточно широком, с экономической  точки зрения, смысле. В узком смысле  логистику  определяют следующим образом.

Логистика- наука о планировании и контроле материальных и нематериальных операций, совершаемых в процессах: доведения сырья и материалов до производственного предприятия; внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов; доведения готовой продукции до потребителя, передачи, хранения и обработки соответствующей информации, а также об управлении этими процессами.

 В логистике  как научной дисциплине принято выделять следующие разделы:

  • Информационная логистика;
  • Закупочная (снабженческая) логистика;
  • Логистика производственных процессов;
  • Сбытовая (распределительная) логистика;
  • Логистика запасов;
  • Логистика складирования;
  • Транспортная логистика.

Сотрудники Национального  совета США по управлению материальным распределением, определяя сущность логистики, акцентируют внимание на управленческом аспекте: логистика- это планирование и

 

 контроль поступающего  на предприятие потока материальной  продукции и соответствующего  ему информационного потока, а  также об управлении ими.

Многие исследователи, в  том числе французские, отдают предпочтение экономическому аспекту, определяя логистику следующим образом: логистика- совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции.

 Существуют также определения логистики, где, как было сказано выше, подчеркивается ее оперативно- финансовый аспект. В них трактовка логистики исходит из времени расчета партнеров по сделке и деятельности, связанной с движением и хранением сырья, полуфабрикатов и готовых изделий в хозяйственном обороте с момента уплаты денег  поставщику до момента получения денег за доставку конечной продукции потребителю (принцип уплаты денег – получения денег).

В ряде определений подчеркивается высокая значимость творческого потенциала в решении задач логистики: логистика – это искусство и наука определения потребностей, а также приобретения, распределения и содержания в рабочем состоянии в течение жизненного цикла всего того, что обеспечивает эти потребности.

Определение которое наиболее полно отражает на сегодняшний день то, чем занимается данная наука.

Логистика- интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного ( с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг) управления материальными и сервисными, а также сопутствующими им потоками (финансовыми, информационными).

Таким образом, материальный поток, рассматриваемый в определенном временном сечении, является запасом материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции.

5. Роль логистики  в развитии российских реформ

Проблема развития логистики  в России. Востребование научных подходов и практических методов логистики совпало с началом перехода России к рыночным отношениям. Как показывает зарубежный опыт и рассмотренная  эволюция логистической концепции на Западе, потребность в конкретном теоретическом аппарате и практическом инструментарии логистического менеджмента зависела от ряда условий, определяющих уровень развития производительных сил, технологий. Политической обстановки, зрелости рыночных отношений в тот или иной исторический период. Возможность и темпы развития логистических подходов в отечественном бизнесе также нельзя рассматривать в отрыве от современной социально-экономической, политической обстановки  в России и прогноза хода экономических реформ.

Рассмотрим принципиальные трудности, которые имеются на пути развития логистической концепции в России. Во-первых, тяжелая общеэкономическая ситуация и социальная напряженность во всех слоях общества не способствуют продвижению в отечественном бизнесе логистических идей, принципиально новых для большинства российских предпринимателей, менеджеров, инженерно-технических работников. Стагфляция, высокий уровень монополизма в важнейших отраслях, финансовый кризис и неплатежи, стремительное падение объемов производства и уровня жизни населения, продолжающиеся негативная реструктуризация экономики и свертывание инвестиций – вот далеко не полная характеристика социально-экономической обстановки в России, негативно отражающейся на развитие логистики.

Во- вторых, длительное время  в отечественной экономике недооценивалась роль сферы обращения (снабжения и сбыта продукции), которая на Западе занимает ключевую (фун

Занимает ключевую (фундаментальную) позицию в логистике.  Исторически  в России развитие сферы обращения  намного отставало от производственной сферы, особенно в организации сбыта товаров и услуг. Сфера обращения характеризовалась замедленным продвижением товаров от производителей а потребителям, высоким уровнем неудовлетворенного спроса, низкой надежностью и недостаточным уровнем качества обслуживания потребителей. Сфера обращения всегда финансировалась по остаточному принципу; у руководящего управленческого персонала сложился стойкий психологический стереотип недооценки роли сферы обращения в экономике.

В –третьих, Россия в настоящее время значительно отстает даже от среднемирового уровня в развитии инфраструктуры экономики (прежде всего в сфере обращения продукции). Здесь можно указать на следующие основные негативные моменты:

  • Нерациональное развитие товаропроводящих структур (отсутствие продуманной стратегии развития систем дистрибьюции товаров в промышленности и торговле, недостаточное число крупных и  средних оптовых организованных  товарных рынков);
  • Низкий уровень развития современных систем электронных коммуникаций, электронных сетей, систем связи и телекоммуникаций;
  • Отсталая транспортная инфраструктура, прежде всего автомобильных дорог; недостаточное количество и низкий технический уровень грузовых терминалов;
  • Отсутствие практически на всех видах транспорта современных  транспортных средств, отвечающих мировым стандартам;  высокая степень физического и морального износа подвижного  состава транспорта;
  • Низкий уровень развития производственно-технической базы складского хозяйства;  недостаток современного технологического оборудования по грузопереработке продукции; слабый уровень механизации и автоматизации складских работ;
  • Слабое развитие промышленности по производству современной тары и упаковки и т. п.

Указанные факторы и негативные моменты в значительной степени  тормозят внедрение логистической  концепции в российскую экономику, а преодоление их невозможно в  короткий срок. Вместе с тем к  началу 1990-х гг., т.е. начальному этапу перехода к рыночным отношениям, в  России имелись определенные предпосылки для развития логистических идей в различных отраслях экономики. Эти предпосылки можно разделить на две большие группы: научно- теоретические и производственно-технические (технологические).

 Научно – теоретические предпосылки связаны с вузовской подготовкой специалистов по широкому кругу дисциплин, прямо или косвенно имеющих отношение к логистике, а также с большим количеством научных трудов и методических разработок,  затрагивающих в той или иной степени проблемы логистики. Широко известны за рубежом работы отечественных ученых в области системного анализа. Технической и экономической кибернетики, исследования операций. Теории связи и других наук, составляющих теоретическую базу современной логистики. Большой научный и практический вклад внесли ведущие отечественные ученые и специалисты в развитие материально-технического снабжения и сбыта, оперативного управления производством, оптимального планирования потребности в материальных ресурсах, организации эффективного функционирования транспорта в сфере обращения продукции, организации складского хозяйства и т.д.

Информация о работе Логистика в отечественной экономике