Тем не менее, глобализация
экономики невозможна без хорошо функционирующей
логистики. Клиент ищет компетенцию в
различных видах деятельности на одном
предприятии. Например, в машиностроительной
отрасли данная концепция реализуется
следующим образом: производитель занимается
лишь разработкой конструкции, сборкой
и продажей. Доля участия в производстве
конечного продукта в этой отрасли упала
до 20%. Детали и комплектующие закупаются
во всем мире, логистическое предприятие
снабжает ими разные производства и распределяет
товар в торговой сети (управление цепочкой
поставок).
Международные экспедиторские
предприятия уже предоставляют логистические
услуги и располагают международными
сетями, но не могут предложить решения
по цепочке поставок ввиду отсутствия
инновационных решений.
Сегодня существует множество
логистических тенденций. Ниже приведены
основные из них:
Изменение системы производства:
от производства на склад к производству
по заказу. Для менеджеров производственных
предприятий основной задачей является
овладение производством продукта в соответствии
с индивидуальными требованиями и пожеланиями
клиентов;
Изменение распределения продукции.
На данном этапе происходит консолидация
сбыта по прямым каналам со сбытом через
логистические предприятия. Важно наличие
логистического менеджмента у производителя.
При этом основной задачей является соблюдение
сроков поставок.
Слияние и консолидация. Логистика
играет важную роль в данном процессе,
поскольку помогает найти оптимальные
решения.
Снижение количества поставщиков.
Более 60% международных предприятий готовятся
сократить количество своих поставщиков.
Влияние электронного бизнеса
на логистику. Бизнес-процессы в рамках
глобальной логистики требуют автоматизации
интенсивных поставок, так как клиенты
ожидают сокращения сроков поставок. Появление
более затратной логистики поставок, осуществление
послепродажного сервиса, интеграция
новых участников в цепочку поставок приводит к созданию
так называемого «прозрачного трубопровода».
Изменение роли логистики на
международном рынке. Наиболее широкое
распространение на рынке и большие возможности
по осуществлению процессов имеют европейские
провайдеры третьего уровня (3PL). Русские
логисты, как правило, работают в своей
стране, американские концентрируют свои
усилия на северо-американском континенте. В прошлые годы темпы роста присутствия европейских логистов на американском и европейском рынке составили 10% в год.
Завоевание логистического
рынка провайдерами четвертого уровня
(4PL). Это менеджер, управляющий всей цепочкой
поставок, который имеет собственные технологии,
ресурсы и мощности, а также управляет
другими логистическими предприятиями,
с которыми вступил в кооперативные отношения,
для того, чтобы предложить клиенту полный
комплекс решений по цепочке поставок.
Таким образом, логистический провайдер
четвертого уровня, являясь главным интегрирующим
элементом, управляет всеми организационными и информационными процессами в цепочке поставок, позволяет использовать аутсорсинг для отдельных процессов, для улучшения производительности всей цепи [7, c. 116].
Традиционные организационные
структуры в бизнесе затрудняют какие-либо
межфункциональные процессы. В большинстве
организаций полномочия и обязанности
распределены по функциональному признаку.
Функциональные подразделения организованы
ввиду своей деятельности (складское хозяйство,
отдел снабжения, транспортный отдел и
т.д.). Такое подразделение ставит основной
целью выполнение и совершенствование
своей функции. А поскольку целью интеграции
является взаимодействие функциональных
областей, формальная организационная
структура играет роль сдерживающего
фактора.
В экономике логистические
системы в рамках различных производственных
объединений по ряду причин находятся
на различных уровнях развития. Прежде
чем логистические функции достигнут
высокого уровня развития, они должны
пройти ряд стадий развития.
Анализ ведущих промышленных
компаний позволил выявить четыре последовательных
стадии развития логистических систем.
На первой стадии компании работают
на основе выполнения смено-суточных плановых
заданий, при этом форма управления логистикой
наименее совершенна. Логистическая система
обычно воздействует на хранение готовой
продукции и транспортировку. Система
действует на устранение сбоев плановых
заданий. Работа системы оцениваются величиной
доли затрат на транспортировку и распределение
продукции в общей сумме выручки от продажи.
Для логистических систем второго
уровня развития характерно управление
материальным потоком от производства
до конечного потребителя. Контроль системы
распространяется на такие функции, как
обработка заказов, хранение продукции,
управление запасами, планирование, обслуживание
клиента. При этом информационная система,
обеспечивающая данные процессы не имеет
сложной архитектуры. Расходы на логистические
операции должны осуществляться в рамках
смет.
Системы логистики третьего
уровня координируют логистические операции
от закупки сырья до обслуживания конечного
потребителя. Единственная область, не
контролируемая менеджером по логистике
— это повседневное управление предприятием.
Деятельность менеджера по логистике
обычно осуществляется на основе годового
плана. Работа системы оценивается в сравнении
со стандартами качества обслуживания.
При этом компании стремятся повысить
производительность системы, а не сократить
затраты, как это характерно для систем
второго уровня. Управление основано не
на реагировании системы на отклонения,
а на предупреждении таких воздействий.
Число компаний, использующих
логистические системы четвертого уровня
развития, пока еще невелико. Область действий
логистических функций здесь в основном
аналогична той, что характерна для систем
логистики третьей стадии развития, но
с одним важным исключением. Такие компании
интегрируют процессы планирования и
контроля операций логистики с операциями
маркетинга, сбыта, производства и финансов.
Интеграция способствует увязке часто
противоречивых целей различных подразделений
компании. Управление системой осуществляется
на основе долговременного (более одного
года) планирования. Работа системы оценивается
с учетом требований международных стандартов.
Компании осуществляют свою деятельность,
как правило, на глобальном уровне, а не
только на национальном или региональном.
Они производят продукцию для мирового
рынка и управляют частью мировых систем
производства и распределения, предусматривая
оптимизацию расходов и удовлетворение
требований заказчиков [15].
Управление функциями глобального
распределения, а также потоком материалов
и информации предъявляет новые, повышенные
требования к менеджерам логистики. Например,
стратегия организации материально-технического
снабжения и хранения продукции на складах
требует знания законодательных основ,
налоговых систем, особенностей правительственного
регулирования. Стратегия управления
запасами связана с определенными требованиями
к упаковке и маркировке, причем должны
учитываться языковые различия. Эффективность
обслуживания заказчика определяется
эффективностью подготовки и обработки
сложной документации, а также результатами
действий по устранению таможенных барьеров.
Усиливается потребность в привлечении
других фирм к участию в логистических
процессах, распространяется применение
аутсорсинга.
Тем не менее, в настоящее время
на передовых предприятиях традиционные
функциональные области логистики: управление
закупками и запасами, транспортировка,
производственное планирование, складирование,
сбыт и т.д. интегрировались на базе общей
программно-информационной платформы
и формируют основу корпоративной информационной
системы. Информационные технологии –
это ключевой ресурс всякой интеграции.
Внедрение методов логистического
менеджмента в практику бизнеса позволяет
предприятиям существенно сократить товарные
запасы, ускорить оборачиваемость оборотных
средств, снизить себестоимость продукции
и логистические издержки, обеспечить
удовлетворение потребителей в качестве
продукции и сопутствующем сервисе [16].
Современная трактовка коммерческой
логистики исходит из характеристики коммерции, как предпринимательской деятельности, которая может существовать
только при наличии прибыли, образующейся
вследствие увеличения первоначальной
стоимости товара, что обосновано такими
действиями коммерсанта, как осуществление
процесса закупки товара. Принятие на
себя финансового риска за помещенный
в товар капитал, осуществление хранения,
продажи потребителю в удобное для него
время, в нужном ассортименте, требуемого
качества и необходимом количестве, обеспечение
кредитования товарополучателей. Из экономической
сути следует функциональное наполнение
коммерческой логистики. Коммерческая
фирма является одновременно покупателем
и поставщиком товара; в процессе коммерческой деятельности изменяются правомочия собственности
на товар (владение, пользование, распоряжение).
С точки зрения ресурсного аспекта наполнение
коммерческой логистики весьма многообразно:
транспортная, складская, информационная
и пр. виды логистики. Все эти составляющие
не только присутствуют в коммерческой
логистике, но и, вследствие большого многообразия
хозяйственных связей, а, значит, и широкого
выбора потенциальных логистических каналов,
требуют глубокой проработки, как на уровне
исследования операций, так и принятия
управленческих решений. Хотя общая схема
коммерции во многом аналогична схеме
производственно-предпринимательской
деятельности, ей свойственны и серьезные
отличия: приобретаемые коммерсантом
материальные ресурсы покупаются им в
виде готового товара, который затем реализуется
потребителю. Эти особенности оказывают
серьезное влияние на специфику логистики
данного вида предпринимательства, получившей
устойчивое наименование коммерческая
логистика. При необходимости отдельные
её элементы могут слагаться в торговую
логистику, в которой наиболее отчетливо
отразятся такие специфические функции
торговли, как направление товарного потока
от производителя к потребителю; хранение
запасов, необходимых для своевременного
обеспечения поставок покупателям при
изменяющемся спросе; перекрывание временного
разрыва между производством и потреблением.
Наиболее распространенным является подход
к коммерческой логистике как научно-практическому
направлению, заключающемуся в эффективном
управлении материалопотоками в сферах
производства и обращения; как к системе,
реализующей транспортно-складские процессы,
и как к системе обеспечения торгово-закупочной
деятельности. Организационные формы
и экономические методы логистического
управления товародвижением, методы и
средства его информационного и кадрового
обеспечения, технические средства управления
призваны максимально сократить совокупные
затраты на всех стадиях передвижения
и хранения товаров. Коммерческая логистика
в значительной степени воздействует
на систему финансово-экономического
и правового обеспечения рыночных отношений.
И, наоборот, возникают новые требования
к коммуникационному обеспечению хозяйственных
отношений, к рынку транспортных услуг,
организации и функционированию складского
хозяйства, развитию транспортных служб
в посреднических организациях и на предприятиях.
При этом комплексно рассматриваются,
выбираются экономичные способы доставки
грузов, применяются прогрессивные коммерческо-правовые
акты, тарифы и перевозочная документация.
Основная цель коммерческой логистики
состоит в адаптации к запросам потребителя,
что означает гарантию быстрого выполнения
их заказов и точное соблюдение условий
поставки. Эта цель конкретизируется в
следующих задачах:
гарантия оптимальной системы
организации потоков материалов, грузов
и товаров, обеспечивающей надежность
снабжения при минимальных затратах и
максимальном использовании существующих
мощностей;
создание системы контроля,
вскрывающей неоптимизированные процессы
и формирующей новые цели предприятия
на основе актуальных сравнений доходов
и расходов;
формирование функциональной
согласованной организационной структуры
предприятия.
Коммерческая логистика представляет
материально-техническое обеспечение,
транспорт, производство, сбыт, складирование —
единым, непрерывным процессом и направлена
на разработку и внедрение таких систем
синхронного управления материальными,
информационными, финансовыми и пр. потоками,
которые основываются на логистических
принципах и методах. Реализация концепции
коммерческой логистики ведет к следующим
результатам: сокращению производственного
цикла и сроков выполнения заказов, уменьшению
запасов материалов, незавершенного производства
и готовой продукции, неуклонному соблюдению
договорных обязательств, усилению значимости
инновационных процессов и их влиянию
на рост конкурентоспособности [17].
1.3. Логистический фактор
реализации конкурентных преимуществ
фирмы
В условиях рыночных преобразований
для дальнейшего успешного развития предприятия,
выявления внутренних резервов целесообразно
создавать необходимые условия для формирования
и функционирования механизма конкуренции.
Динамизм и высокая степень неопределенности
факторов внешней среды значительно осложняют
процесс разработки и принятия управленческих
решений в организациях. В настоящее
время организации работают в постоянно
и быстро изменяющихся условиях, но
в большинстве компаний стратегическое
планирование находится на начальном
этапе развития, особенно это касается
разработки конкурентной стратегии. Основная
причина достижения лидирующего положения
на рынке одних компаний и неустойчивое
положение других состоит в наличии или
отсутствии конкурентных преимуществ.
По мере становления цивилизованного
рынка подрядных работ строительным
организациям необходимо создавать
конкурентные преимущества, адекватные
современным рыночным условиям.
Такими преимуществами являются
преимущества, возникающие в сфере
логистики и позволяющие значительно
повысить уровень качества обслуживания
потребителей.
Оценка конкурентного положения
логистической системы организации на
выбранном целевом рынке – необходимая
процедура логистического управления,
поскольку именно такая оценка обеспечивает
целостное представление о позиции исследуемой
логистической системы в региональном
рыночном пространстве и является основой
для разработки логистической стратегии
и принятия решений о дальнейшем направлении
развития системы [14].
Конкурентоспособность - свойство
объекта и его сервиса, характеризующееся
степенью реального или потенциального
удовлетворения им конкурентоспособной
потребности по сравнению с аналогичными
объектами, представленными на данном
рынке. Конкурентоспособность определяет
способность выдерживать конкуренцию
по сравнению с аналогичными объектами
на данном рынке.
В зарубежной и отечественной
литературе рассматриваются разнообразные
подходы к оценке конкурентоспособности
товара и организации, но до настоящего
времени не решён вопрос оценки конкурентоспособности
логистической системы.
Основываясь на теоретических основах
управления конкурентоспособностью различных
объектов, изложенных в российских и зарубежных
работах, понятие конкурентоспособности
логистической системы строительной
организации можно сформулировать следующим
образом. Конкурентоспособность
логистической системы – это её способность
противостоять воздействию внешних факторов
и поддерживать высокий уровень качества
обслуживания потребителей на целевом
рынке с приемлемым уровнем логистических
затрат. В последние годы в России также
появились исследования, рассматривающие
логистику как важный фактор повышения
конкурентоспособности рыночных субъектов.
Однако проблема количественной оценки
конкурентоспособности логистической
системы организации остается весьма
актуальной и нерешенной [18].
По нашему мнению, оценка конкурентоспособности
логистической системы строительной организации
представляет собой совокупность операций,
раскрывающих содержание и результативность
логистической деятельности в рыночном
пространстве. Она должна осуществляться
с соблюдением ряда принципов:
1. Ориентация на конкретные
рынки и потребности.
2. Использование совокупности
научных подходов к оценке и управлению
конкурентоспособностью. При оценке конкурентоспособности
логистической системы организации
целесообразно применять системный, комплексный
и нормативный подходы.
3. Многомерность системы оценки конкурентоспособности
логистической системы организации. Конкурентоспособность
логистической системы организации
формируют различные группы внешних и
внутренних конкурентных
преимуществ. Это требует учёта их одиночного
и совместного влияния на формирование
конкурентных преимуществ системы. Следовательно,
система оценки конкурентоспособности
должна носить системный характер
и включать следующие аспекты: оценку
логистических затрат, оценку логистических
активов, оценку качества обслуживания
потребителя.