Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 18:50, лабораторная работа
Как важнейший инструмент регулирования распределения товаров следует рассматривать планирование. В основе планирования распределения товаров как на макро-, так и на микроуровне рассматривается изучение спроса на товары, возможность его удовлетворения, а также выбор наиболее рациональных каналов распределения. Для согласования спроса и предложения, как на отдельных предприятиях, так и в целом по народному хозяйству, используют материальные балансы. Наряду с плановыми материальными балансами разрабатываются и отчётные балансы, которые являются важнейшим инструментом анализа и отражают фактически сложившееся в народном хозяйстве распределение товаров по экономическому назначению.
Таблица 3 Структура экспорта (в %) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экспорт |
43 |
33 |
35 |
35 |
79 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в страны СНГ |
41 |
29 |
14 |
14 |
23 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
доля (в страны СНГ) |
95 |
88 |
40 |
40 |
29 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Россия |
40 |
27 |
13 |
14 |
22 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
доля (в Россию) |
93 |
82 |
37 |
40 |
28 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в страны вне СНГ |
2 |
4 |
21 |
21 |
56 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
доля (в страны вне СНГ) |
5 |
12 |
60 |
60 |
71 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Если в 1998-1999 гг. экспорт практически весь шел в страны СНГ и, в частности, в Россию, то с 2000 года ситуация резко изменилась. Наша продукция стала востребованной на рынке стран вне СНГ, поэтому доля экспорта в этом направлении значительно увеличилась и достигла в 2002 г. 71 %.
Таблица 4 Структура импорта (в %)
|
Из данных графика видно, что импорт значительно превышает экспорт. Это обусловливает отрицательное сальдо внешней торговли. Однако, можно отметить, что в последние годы наметилась положительная тенденция его снижения. Объем внешнеторгового оборота после 1999 года существенно снизился в связи с сокращением импорта, но затем в 2002 году отмечается его рост, так как в 2 раза увеличился объем экспорта. Можно отметить также рост импорта на 15 тыс. т. ( с 153 до 168).
В 1998 г. из стран СНГ поставлялось 73 % стальных труб, в том числе из России -32%, из Украины – 41 %. В 1999 г. структура импорта существенно изменилась и доля стран СНГ сократилась до 39 %. С 2000 года основными импортерами снова были страны СНГ, причем их доля достигла 98 % и стабилизировалась на этом уровне. Основным импортером стальных труб в Беларусь стала Россия.
Таблица 5 Емкость рынка (тысяч тонн) | |||||
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. | |
Импорт |
187 |
259 |
163 |
153 |
168 |
Производство |
51 |
41 |
38 |
43 |
77 |
Запасы на начало года |
83 |
72 |
93 |
82 |
70 |
Экспорт |
43 |
33 |
35 |
35 |
79 |
Запасы на конец года |
72 |
93 |
82 |
70 |
69 |
Емкость рынка |
206 |
246 |
177 |
173 |
167 |
Анализируя соотношение производства и емкости рынка можно сказать, что белорусские производители удовлетворяют лишь незначительную часть потребностей отечественных покупателей. Основная же масса потребителей пользуется импортной продукцией. Такая ситуация практически не меняется на протяжении пяти лет. Это можно объяснить отсутствием металла собственного производства в Беларуси.