Основными компонентами информационной
составляющей логистики являются системы
обработки информации и передачи логистических
данных. Принятие управленческих решений
требует не только наличия обычной техники
генерирования, сбора и обработки данных,
но и создания информационной инфраструктуры,
т.е. создания системы сбора и обработки
данных в заранее определенных точках
логистической цепи, обмена информацией
между точками и передачи информации на
различные уровни управления.
Заключение
Информационный поток
обслуживает основные функции управления
предприятием: прогнозирование, планирование,
организацию, регулирование, координацию,
контроль, принятие решений и т.д. Для этого
он выдает информацию о движении материального
потока, но не в виде первичных документов,
а в виде полученных на их основе сводных
(агрегированных) показателей хозяйственной
деятельности предприятия. Предоставление
таких данных в информационную систему
- это основная функция бухгалтерского
(финансового и управленческого) учета,
а также блока экономического анализа.
Важные информационные
потоки обслуживают процесс управления
персоналом предприятия. В них происходит
поступление в систему бухгалтерского
учета информации о количестве фактически
отработанного времени, по этим данным
происходит начисление заработной платы
пенсионных и иных видов социальных отчислений.
В рамках этого информационного потока
проходят все кадровые приказы, распоряжения
об изменениях штатного расписания и т.п.
Финансовый логистический поток
Финансовый поток - это направленное
движение финансовых ресурсов, связанное
с материальными, информационными и иными
потоками как в рамках логистической системы,
так и вне нее.
Основной целью финансового
обслуживания материальных потоков в
логистике является обеспечение их движения
финансовыми ресурсами в необходимых
объемах, в нужные сроки и с использованием
наиболее эффективных источников финансирования.
Возможно опираться на ряд параметров
финансового потока:
- доступность и ликвидность
финансовых ресурсов,
- упорядоченность и подконтрольность
движения финансовых средств,
- число и конкурентоспособность
источников и потребителей финансовых
ресурсов.
Чем крупнее логистическая
система, тем более многочисленные и разветвленные
в ней логистические цепочки и тем сложнее
схемы движения финансовых потоков. В
современных условиях усложнения производственных,
транспортных и распределительных систем
процесс управления финансами дополнительно
усложняется. Актуальными становятся
структурирование потоков, определение
их характеристик, факторов влияния, прозрачности.
К характеристикам финансового
потока относятся объём, стоимость, время
и направление.
Объем потока указывается в
его документарном, электронном или каком-либо
другом сопровождении в денежных единицах.
Стоимость потока определяют
затратами на его организацию.
Время, как и направление финансового
потока, определяют по отношению к организующему
его предприятию. Различают входящие и
исходящие потоки.
Например, предоплата - входящий
поток, а оплата поставок - исходящий поток.
Перечисленные характеристики
финансовых потоков определяют на основе
информации об условиях, сроках и характере
взаимоотношений участников логистического
процесса, данных о параметрах и движении
материальных потоков. Дополнительные
характеристики могут быть определены
исходя из специфики, потребностей предприятия
и его места в логистической системе.
Следует ввести понятие финансовая
операция - совокупность двух или более
взаимосвязанных финансовых потоков.
Например, привлечение ресурсов, их вложение
в производство и получение выручки от
реализации - финансовая операция, состоящая
как минимум из трех потоков.
Для финансовых операций определяют
такие параметры, как рентабельность и
прибыльность, показывающие, насколько
эффективны воздействия на потоки. Можно
определить ряд других параметров, существенных
для управления финансовыми потоками.
Например, для распределительного логистического
центра, в котором приход и расход финансовых
ресурсов происходят неравномерно, важно
рассчитать плотность финансового потока
в единицу времени. При организации закупок,
можно рассчитать временной разрыв между
получением информации от поставщика
(входящий информационный поток) и осуществлением
предоплаты (входящий финансовый поток).
Воздействия на характеристики
финансовых потоков приводят к изменению
схем движения материальных и информационных
потоков, и, наоборот, стоимость, время
и объем используемых материальных ресурсов
определяют параметры финансовых операций.
Подобная корреляция потоковых процессов
дает ряд преимуществ при планировании,
организации и контроле за движением ресурсов
в логистической системе.
Сервисные потоки
- потоки услуг, генерируемые
логистической системой в целом или ее
подсистемой (звеном, элементом) с целью
удовлетворения внешних или внутренних
потребителей организации бизнеса.
Сервисные услуги могут оказываться
например, одними фирмами-участницами
логистической системы другим в процессе
продвижения логистических потоков производителя
к потребителю. Здесь уместно поговорить
о так называемых «трех сторонах» в логистике.
Для фирм-производителей или
торговых компаний эти стороны следующие:
- 1-я сторона - поставщики
материального ресурса или готовой
продукции
- 2-я сторона - потребители
готовой продукции
- 3-я сторона - логистические
посредники
В зарубежной практике даже
появился специальный термин Third Party Logistics
(3PL) - «третья сторона в логистике» или
логистический посредник.
Основными логистическими посредниками
(третьей стороной), для фирм-производителя
или торговой компании являются например,
перевозчики, экспедиторы, грузовые терминалы.
Вспомогательные логистические посредники
- это страховые и охранные предприятия,
таможенные брокеры, сюрвейера, банки
и другие финансовые учреждения, осуществляющие
расчеты за логистические функции/операции,
предприятия информационно-компьютерного
сервиса и др.
Несмотря на важность оказываемого
сервиса, эффективные способы оценки его
качества до сих пор отсутствуют, что объясняется
рядом особенностей сервиса в сравнении
с характеристиками материального потока.
Такими особенностями (характеристиками
сервисных потоков) являются:
· Неосязаемость сервиса. Заключается
в сложности для поставщиков сервиса объяснить
и специфицировать сервис, а также трудностями
оценить его со стороны покупателя.
· Покупатель зачастую принимает
прямое участие в производстве услуг.
· Сервис - деятельность (процесс)
и поэтому не может быть протестирован
прежде, чем покупатель его купит.
· Сервис часто состоит из системы
более мелких (субсервисных) услуг, причем
покупатель оценивает эти субсервисные
услуги.
· Качество и привлекательность
сервиса зависят от способности покупателя
оценить его в итоге (в общем плане).
Указанные характеристики и
особенности сервисных потоков играют
важную роль в логистическом процессе,
в частности в сфере дистрибьюции товаров.
Очень важно учитывать тот факт, что качество
сервиса в логистике проявляется в тот
момент, когда поставщик сервиса и покупатель
встречаются «лицом к лицу».
При этом могут возникнуть две
ситуации:
1) если особых проблем
при «доставке» сервиса нет, то
поставщик действительно может
убедить покупателя в высоком
качестве сервиса;
2) если возникают проблемы,
то ситуацию, как правило, исправить
нельзя, каким бы на самом деле
высоким качеством ни обладал
сервис.