Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 20:44, лабораторная работа
в работе рассмотрены методология и примеры проведения ABC-, XYZ-анализа запасов предприяти
В целях укрепления позиции на рынке руководство фирмы приняло решение расширить торговый ассортимент. Свободных финансовых средств, необходимых для кредитования дополнительных товарных ресурсов, фирма не имеет. Перед службой логистики была поставлена задача усиления контроля товарных запасов с целью сокращения общего объема денежных средств, омертвленных в запасах. Необходимо провести анализ ассортимента по методам АВС и XYZ, в результате чего распределить ассортиментные позиции по группам и сформулировать соответствующие рекомендации по управлению запасами.
Торговый ассортимент фирмы, средние запасы за год, а также объемы продаж по отдельным кварталам представлены в таблице 1.
ЛАБОРАБОРНАЯ РАБОТА №3
В целях укрепления позиции на рынке руководство фирмы приняло решение расширить торговый ассортимент. Свободных финансовых средств, необходимых для кредитования дополнительных товарных ресурсов, фирма не имеет. Перед службой логистики была поставлена задача усиления контроля товарных запасов с целью сокращения общего объема денежных средств, омертвленных в запасах. Необходимо провести анализ ассортимента по методам АВС и XYZ, в результате чего распределить ассортиментные позиции по группам и сформулировать соответствующие рекомендации по управлению запасами.
Торговый ассортимент фирмы, средние запасы за год, а также объемы продаж по отдельным кварталам представлены в таблице 1.
Номер позиции |
Средний запас за год по позиции, руб. |
Реализация за квартал, руб. | |||
I квартал |
II квартал |
III квартал |
IV квартал | ||
1 |
4900 |
4000 |
3700 |
3500 |
4100 |
2 |
150 |
240 |
300 |
340 |
400 |
3 |
200 |
500 |
600 |
400 |
900 |
4 |
1900 |
3300 |
1000 |
1500 |
2000 |
5 |
150 |
50 |
70 |
180 |
20 |
6 |
450 |
450 |
490 |
460 |
480 |
7 |
900 |
1400 |
1040 |
1200 |
1300 |
8 |
2500 |
400 |
1600 |
2000 |
2900 |
9 |
3800 |
3600 |
3300 |
4000 |
3400 |
10 |
690 |
700 |
1000 |
1100 |
800 |
Решение.
1. Проведем АВС-анализ
запасов. В качестве критерия
классификации выберем
В результате выделили группу А товарных позиций 1, 9 и 8, которые составляют около 80% всех запасов фирмы. В группу В входят товарные позиции 4 и 7, остальные позиции попали в группу С.
№ позиции |
Средний запас за год по позиции, руб. |
Доля позиции, % |
Доля с нарастанием, % |
Группа |
1 |
4900 |
31,33 |
31,33 |
A |
9 |
3800 |
24,30 |
55,63 |
A |
8 |
2500 |
15,98 |
71,61 |
A |
4 |
1900 |
12,15 |
83,76 |
B |
7 |
900 |
5,75 |
89,51 |
B |
10 |
690 |
4,41 |
93,93 |
C |
6 |
450 |
2,88 |
96,80 |
C |
3 |
200 |
1,28 |
98,08 |
C |
5 |
150 |
0,96 |
99,04 |
C |
2 |
150 |
0,96 |
100,00 |
C |
Итого: |
15640 |
100,00 |
Для большей наглядности построили диаграмму Парето в программе MS Excel.
Вывод: в первую очередь необходимо контролировать запасы товаров, входящих в группу А. Теперь необходимо разобраться, оправдано ли такое количество хранимых запасов. Для этого проведем еще один АВС-анализ.
2. Выберем другой критерий
классификации товарных
№ позиции |
Реализация за год, руб. |
Доля позиции, % |
Доля с нарастанием, % |
Группа |
1 |
15300 |
26,06 |
26,06 |
A |
9 |
14300 |
24,35 |
50,41 |
A |
4 |
7800 |
13,28 |
63,69 |
A |
8 |
6900 |
11,75 |
75,44 |
A |
7 |
4940 |
8,41 |
83,86 |
B |
10 |
3600 |
6,13 |
89,99 |
B |
3 |
2400 |
4,09 |
94,07 |
C |
6 |
1880 |
3,20 |
97,28 |
C |
2 |
1280 |
2,18 |
99,46 |
C |
5 |
320 |
0,54 |
100,00 |
C |
Итого |
58720,0 |
100,00 |
Наибольшую выручку приносят товарные позиции, попавшие в группу А. Поэтому службе логистики необходимо обеспечивать постоянное наличие этих товаров. По этим товарам допустимо создавать страховой запас с избытком. Более точнее настроить систему управления запасами позволят результаты XYZ-анализа.
3. Проведем XYZ-анализ товарных позиций. В отличии от АВС-анализа XYZ подразумевает использование единственного критерия классификации запасов – коэффициента вариации. Коэффициент вариации рассчитывается по формуле:
v = (S / R ср) * 100%,
где S – среднее квадратическое (стандартное) отклонение объемов реализации за период;
R ср – средний объем реализации за этот же период.
Чем меньше значение коэффициента вариации, тем более стабильны продажи товаров. В соответствии со значением коэффициента вариации все товарные позиции делятся на три группы: X, Y и Z. В группу X попадают товары с коэффициентом вариации менее 10%. В группу Y - товары с коэффициентом вариации от 10% до 25%. В группу Z - товары с коэффициентом вариации более 25%.
Результаты XYZ-анализа представлены в таблице ниже.
№ пози-ции |
Реализация за квартал, руб. |
Реализация в среднем за квартал, руб. |
Стандартное отклонение реализации |
Коэф. вариации, % |
Группа | |||
I |
II |
III |
IV | |||||
1 |
4000 |
3700 |
3500 |
4100 |
3825,0 |
238,48 |
6 |
X |
2 |
240 |
300 |
340 |
400 |
320,0 |
58,31 |
18 |
Y |
3 |
500 |
600 |
400 |
900 |
600,0 |
187,08 |
31 |
Z |
4 |
3300 |
1000 |
1500 |
2000 |
1950,0 |
855,86 |
44 |
Z |
5 |
50 |
70 |
180 |
20 |
80,0 |
60,42 |
76 |
Z |
6 |
450 |
490 |
460 |
480 |
470,0 |
15,81 |
3 |
X |
7 |
1400 |
1040 |
1200 |
1300 |
1235,0 |
132,95 |
11 |
Y |
8 |
400 |
1600 |
2000 |
2900 |
1725,0 |
898,26 |
52 |
Z |
9 |
3600 |
3300 |
4000 |
3400 |
3575,0 |
268,10 |
7 |
X |
10 |
700 |
1000 |
1100 |
800 |
900,0 |
158,11 |
18 |
Y |
В группу X вошли товарные позиции 1, 6 и 9. В группу Y – 2, 7 и 10. Остальные попали в группу Z – 3, 4, 5 и 8.
4. Совместим результаты
АВС и XYZ-анализа. При этом в
общем случае формируется
A |
B |
C | |
X |
1, 9 |
6 | |
Y |
7, 10 |
2 | |
Z |
4, 8 |
3, 5 |
Товары группы АХ (1 и 9) отличаются высоким объемом продаж и стабильностью. Необходимо обеспечить постоянное наличие товара, но не нужно создавать избыточный страховой запас, так как спрос на товары этой группы хорошо прогнозируется.
Товары группы BY (7 и 10) при достаточно высоких продажах имеют недостаточную их стабильность. Считается, что товары группы Y имеют определенный тренд в объемах продаж – спад или рост. Чтобы обеспечить постоянное их наличие, нужно увеличить страховой запас.
Товары группы AZ (8 и 4) отличаются высокими продажами и низкой прогнозируемостью спроса.
Чтобы обеспечить постоянное наличие товаров данной группы, в ряде случаев создаются избыточные страховые запасы, но это может привести к росту суммарного товарного запаса компании. Поэтому здесь можно рекомендовать перейти на более частные поставки, работать с более надежными поставщиками, более тщательно организовать контроль за расходом этих товаров.
Для товаров группы СХ (6) можно уменьшить страховой запас до минимального уровня и использовать систему управления запасами с постоянной периодичностью между заказами.
По товарам группы CY (2) можно перейти на систему с постоянным объемом заказа, но при этом формировать страховой запас, исходя из имеющихся у компании финансовых ресурсов.
В группу товаров CZ попали позиции 3 и 5. По возможности эти товары лучше вывести из ассортимента. В любом случае их нужно регулярно контролировать, так как именно из этих товаров возникают неликвиды, от которых компания несет потери.