Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:05, реферат
Целью данной работы является методы оценки эффективности закупок материальных ресурсов.
Задачи данной работы:
- ознакомиться с понятием материальный поток, видами материальных потоков;
- определением материальных ресурсов;
- рассмотреть методы оценок эффективности материальных ресурсов;
Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики.
Объектом изучения производственной логистики являются внутрипроизводственные логистические системы: промышленные предприятия;оптовые предприятия, имеющие складские сооружения; грузовые станции и др.
Управление материальным потоком на промышленном предприятии представляет собой процесс целенаправленного воздействия на производственные подразделения, запятые продвижением материальных и информационных потоков из пункта производства в пункт потребления продукции. Потребность в материальных ресурсах складывается из потребности в ресурсах на основное производство, потребности на создание и поддержание переходящих запасов на конец планового периода и потребности на другие виды хозяйственной деятельности, включая и непроизводственную.
При расчете потребности в материальных ресурсах необходимо учитывать наличие средств для их покрытия. Источниками покрытия могут быть собственные или заемные средства. Потребность в материальных ресурсах планируется по всей номенклатуре материалов в стоимостном и натуральном выражении. Объемы и сроки поставок материалов на предприятие определяются режимом их производственного потребления, созданием и поддержанием необходимого уровня производственных запасов.
Целью данной работы является методы оценки эффективности закупок материальных ресурсов.
Задачи данной работы:
- ознакомиться с понятием материальный поток, видами материальных потоков;
- определением материальных ресурсов;
- рассмотреть методы оценок эффективности материальных ресурсов;
1. Методы оценки эффективности закупок материальных ресурсов.
Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями — начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.
Материальные потоки
могут протекать между различными предприятиями
или внутри одного предприятия. Прежде
чем формулировать определение материального
потока, разберем конкретный пример материального
потока, протекающего внутри склада предприятия
оптовой торговли [1].
На рис. 1 приведена принципиальная схема
материального потока на складе. Поступающий
в рабочее время товар после выгрузки
может быть направлен непосредственно
на хранение [2], а может попасть на участок
хранения, предварительно пройдя приемку.
В выходные дни прибывший груз размещают
в приемочной экспедиции, откуда в первый
же рабочий день передают на склад. Весь
по ступивший на склад товар, в конце концов,
сосредоточивается на участке хранения.
Рис. 1 Принципиальная схема материального потока
на складе предприятия оптовой торговли
Пути движения груза из зоны хранения на участок погрузки также могут быть различными. На рис. 1 изображены 4 варианта:
1) участок хранения — участок погрузки;
2) участок хранения —
отправочная экспедиция —
3) участок хранения — участок комплектования
— отправочная экспедиция — участок погрузки;
4) участок хранения —
участок комплектования —
По пути движения груза с ним осуществляются разнообразные операции: разгрузка, укладка на поддоны, перемещение, распаковка, укладка на хранение и т. д. Это так называемые логистические операции [3].Объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени, за месяц, за год, представляет собой материальный поток по соответствующей операции. Совокупный материальный поток для всего предприятия оптовой торговли определяется суммированием материальных потоков, протекающих на отдельных участках. В книге дается пример расчета материального потока на участке разгрузки железнодорожных вагонов. Материальным потоком называются грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенные к временному интервалу.
Выделение всех операций на пути продвижения грузов, деталей, товарно-материальных ценностей через транспортные, производственные, складские звенья позволяет: увидеть общий процесс продвижения изменяющегося продукта к конечному потребителю; проектировать этот процесс с учетом потребностей рынка. Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе — единица измерения времени (сутки, месяц, год и т.д.). В нашем примере размерность материального потока — т/год.
При осуществлении некоторых логистических операций материальный поток может рассматриваться для заданного момента времени. Тогда он превращается в материальный запас. Например, операция транспортировки груза железнодорожным транспортом. В тот момент, когда груз находится в пути, он является материальным запасом, так называемым запасом в пути.
Материальные потоки определены как грузы, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций. Большое разнообразие грузов и логистических операций осложняет изучение и управление материальными потоками. Решая конкретную задачу, необходимо четко обозначить, какие именно потоки исследуются. При решении одних задач объектом исследования может быть груз, рассматриваемый в процессе приложения большой группы операций. Например, при проектировании распределительной сети и определении количества и размещения складов. При решении других задач — например, при организации внутрискладского логистического процесса, — детально изучается каждая операция.
Материальные потоки подразделяют по следующим основным признакам:
- отношение к логистической системе;
- натурально-вещественный состав потока;
- количество образующих поток грузов;
- удельный вес образующего поток груза;
- степень совместимости грузов;
- консистенция грузов.
По отношению к логистической системе материальный поток может быть: внешним, внутренним, входным и выходным.
Внешний материальный
поток протекает во внешней для предприятия
среде. Эту категорию составляют не любые
грузы, движущиеся вне предприятия, а лишь
те, к организации которых предприятие
имеет отношение.
Внутренний
материальный поток образуется в результате
осуществления логистических операций
с грузом внутри логистической системы.
Входной
материальный поток поступает в логистическую
систему из внешней среды.
Выходной материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду. Для предприятия оптовой торговли его можно определить, сложив материальные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспортных средств.
При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входной материальный поток будет равен выходному.
По натурально-вещественному составу материальные потоки подразделяют на одноассортиментные и многоассортиментные. Такое разделение необходимо, так как ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.
По количественному признаку материальные потоки бывают массовые, крупные, средние и мелкие.
Массовым считается поток, возникающий в процессе транспортировки грузов не единичным транспортным средством, а их группой, например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.
Крупные потоки — несколько вагонов, автомашин.
Мелкие потоки образуют количества грузов, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требующие при перевозке совмещения с другими, попутными грузами.
Средние потоки занимают промежуток между крупными и мелкими. К ним относят потоки, которые образуют грузы, поступающие одиночными вагонами или автомобилями.
По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки классифицируют на тяжеловесные и легковесные.
Тяжеловесные потоки обеспечивают полное использование грузоподъемности транспортных средств, требуют для хранения меньшего складского объема. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 т (при перевозках водным транспортом) и 0,5 т (при перевозках железнодорожным транспортом. Примером тяжеловесного потока могут служить рассматриваемые в процессе транспортировки металлы.
Легковесные потоки представлены грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м3 — например, табачные изделия в процессе транспортировки образуют легковесные потоки.
По степени совместимости образующих поток грузов выделяют совместимые и несовместимые материальные потоки. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.
По консистенции грузов материальные потоки делят на потоки насыпных, навалочных, тарно-штучных и наливных грузов.
Насыпные грузы (например, зерно) перевозятся без тары. Их главное свойство — сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных транспортных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах.
Навалочные грузы (соль, уголь, руда, песок и т. п.) — как правило, минерального происхождения. Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Так же, как и предыдущая группа, обладают сыпучестью.
Тарно-штучные грузы имеют самые различные физико-химические свойства, удельный вес, объем. Это могут быть грузы в контейнерах, ящиках, мешках, грузы без тары, длинномерные и негабаритные грузы.
Наливные грузы — грузы, перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например перегрузка, хранение и др., выполняются с помощью специальных технических средств.
1. В качестве примера выбран склад как наиболее типичный объект, встречающийся на пути движения материального потока от первичного источника сырья к конечному потребителю.
2. Большое количество однородного товара после разгрузки, очевидно, будет направлено сразу на хранение. На участок приемки поступит лишь небольшая выборочная партия.
3. Понятие логистической операции рассматривается ниже.
4. Максимально снизить складские расходы можно, направляя товар из зоны хранения сразу в зону погрузки (рис. 1). Это означает отказ от операций подбора ассортимента на участке комплектования, а также отказ от доставки товаров покупателям (операции в отправочной экспедиции). Однако, отказываясь от предоставления услуг, предприятие теряет позиции на рынке, что также сопряжено с экономическими потерями.
Поиск приемлемого компромисса возможен лишь при налаженной системе учета издержек, позволяющей формировать информацию о наиболее значимых затратах, возникающих в процессе выполнения логистических операций, а также о характере взаимодействия этих затрат друг с другом.
Объем требуемых материальных ресурсов складывается из потребности в материалах, необходимых для внедрения новой техники, для изготовления оснастки и инструмента, на эксплуатационные и технологические нужды, на создание необходимого задела незавершенного производства и на образование переходящих запасов. Потребность в материальных ресурсах определяется на основе баланса материально-технического обеспечения предприятия с учетом остатков и внутренних источников обеспечения.
Определение потребности в материальных ресурсах можно осуществить тремя методами: детерминированным - на основе планов производства и нормативов расхода; стохастическим - на основе вероятностного прогноза с учетом потребностей за прошлые периоды; оценочным - на основе опытно-статистической оценки. Выбор метода зависит от особенностей материальных ресурсов, условий их потребления и наличия соответствующих данных для проведения необходимых расчетов.
Общая стратегия планирования закупок материальных ресурсов на предприятии складывается в процессе взаимодействия финансового, операционного и логистического менеджмента. Координация и увязка требований перечисленных сфер по организации производства и общей логистической стратегии предприятия является задачей закупочной логистики.
Информация о работе Методы оценки эффективности закупок материальных ресурсов