Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 23:32, курсовая работа
Данная тема актуальна в наше время, так как ресурсы каждого предприятия ограничены, и оно решает, как и когда пополнять запасы, и в каком размере. Управление запасами возникает как на производственных предприятиях, так и на торговых. Если в первом случаем уровень запаса выбирается так, чтобы обеспечить бесперебойное производство между двумя поставками, то во втором случае речь идет о том, как обеспечить максимальное удовлетворение спроса и минимизировать издержки на хранение и неудовлетворенный спрос.
Целью моей курсовой работы является анализ управления запасами и более подробно рассматривается модель с фиксированным размером заказа.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Понятие запасов и необходимость в их создании……………………………….4
2 Классификация запасов и их значение…………………………………………...6
3 Детерминированные модели управления запасами……………………………..9
3.1 Однопродуктовая статическая модель………………………………………9
3.2 Многопродуктовая статическая модель с ограничениями складских помещений……………………………………………………………………….10
3.3 Однопродуктовая N-этапная динамическая модель………………………10
4 Вероятностные модели управления запасами………………………………….11
5 Модель управления запасами с фиксированным размером заказа……………12
6 Сравнение основных систем управления запасами……………………………16
Заключение………………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………
Модель управления запасами классифицируется от характера спроса, который может быть детерминированным, либо вероятностным. Типы моделей управления запасами зависят от характера спроса.
Вероятностный спрос может быть стационарным, т.е. плотность вероятности спроса не изменяется с течением времени, и нестационарным, когда функция плотности распределения вероятности спроса изменяется со временем.
Вероятностные модели управления запасами, основания на пополнение уровня обслуживания.
Резервный запас – это величина постоянно поддерживаемая дополнительно к ожидаемой потребности.
Уровень обслуживания – это доля или процент от общей величины спроса, которые можно реально получить из резервного запаса.
Если наибольшая годовая потребность в каком-либо изделии составляет 1000 штук, то 95% уровень обслуживания будет означать, что 950 штук можно будет получить из наличного запаса, а 50 штук не хватит.
Концепция уровня обслуживания основана на статистической характеристике, называемой ожидаемая «Z» или E (Z).
E (Z) – это ожидаемое количество изделий, которых может не хватать на протяжении каждого интервала времени выполнения заказа.
Значения E (Z) сведены в таблицу. Статистическая таблица (таблица Брауна) показывает зависимость ожидаемого дефицита изделий E (Z) от резервного запаса, выраженная в стандартных отклонениях спроса. Табличные значения приведены к стандартному отклонению спроса = 1.
5 Модель управления запасами с фиксированным размером заказа
Само название говорит об основополагающем параметре системы – размере заказа. Он строго фиксирован и не меняется ни при каких условиях работы системы. Определение размера заказа является, поэтому первой задачей, которая решается при работе с данной системой управления запасами.
В российской практике зачастую возникает ситуация, когда размер заказа определяется по каким-либо частным организационным соображениям. Например, удобство транспортировки или возможность загрузки складских помещений. Между тем в системе с фиксированным размером заказа объем закупки должен быть не только рациональным, но и оптимальным, т.е. самым лучшим. Поскольку мы рассматриваем проблему управления запасами в логистической системе отдельной организации или экономики в целом, то критерием оптимальности должен быть минимум совокупных затрат на хранение запасов и повторение заказа. Данный критерий учитывает два фактора, действующих на величину названных совокупных затрат:
а) затраты, связанные с хранением (аренда, заработная плата персонала, потери от естественной убыли и т.д.);
б) затраты, связанные оформлением и получением заказа с фиксированным размером запаса.
Очевидно, что затраты, связанные с хранением и выполнением заказа, имеют разнонаправленный характер. Чем больше фиксированный размер запаса, тем меньше удельные затраты на его доставку (Рисунок 2), но больше затраты на его хранение (Рисунок 3). То есть расходы по хранению растут прямо пропорционально размеру заказа, а расходы на доставку обратно пропорционально.
Рисунок 2 - Зависимость расходов на транспортировку от размера заказа
Рисунок 3 - Зависимость расходов на хранение от размера заказа
Сложив оба графика, получим кривую, отражающую характер зависимости совокупных издержек по транспортировке и хранению от размера заказываемой партии (Рисунок 4). Как видим, кривая суммарных издержек имеет точку минимума, в которой суммарные издержки будут минимальны. Абсцисса этой точки Sопт дает значение оптимального размера заказа.
Рисунок 4 - Зависимость суммарных расходов на хранение и транспортировку от размера заказа. Оптимальный размер заказа S опт.
Оптимизацию данных затрат позволяет сделать формула Вильсона (11), по которой рассчитывается оптимальный размер заказа:
(11)
ОРЗ - оптимальный размер заказа, шт.;
А — затраты на поставку единицы заказываемого продукта, руб.;
S - потребность в заказываемом продукте, шт;
i — затраты на хранение
единицы заказываемого
Следующая формула представляет собой первый вариант формулы Вильсона. Он ориентирован на мгновенное пополнение запаса на складе. В случае если пополнение запаса на складе производится за некоторый промежуток времени, то формула корректируется на коэффициент, учитывающий скорость этого пополнения:
k - коэффициент, учитывающий скорость пополнения запаса на складе.
Порядок расчета всех параметров системы управления запасами с фиксированным размером заказа приведен в табл. 2. Исходные данные для расчета параметров системы следующие:
• потребность в заказываемом продукте, шт.;
• оптимальный размер заказа, шт.;
• время поставки, дни;
• возможная задержка поставки, дни.
Гарантийный (страховой) запас позволяет обеспечивать потребность на время предполагаемой задержки поставки. При этом под возможной задержкой поставки подразумевается максимально возможная задержка. Восполнение гарантийного запаса производится в ходе последующих поставок через использование второго расчетного параметра данной системы – порогового уровня запаса.
Пороговый уровень запаса определяет уровень запаса, при достижении которого производится очередной заказ. Величина порогового уровня рассчитывается таким образом, что поступление заказа на склад происходит в момент снижения текущего запаса до гарантийного уровня. При расчете порогового уровня задержка поставки не учитывается.
Третий основной параметр системы управления запасами с фиксированным размером заказа – максимальный желательный запас. В отличие от предыдущих двух параметров он не оказывает непосредственного воздействия на функционирование системы в целом. Этот уровень запаса определяется для отслеживания целесообразной загрузки площадей с точки зрения критерия минимизации совокупных затрат. Графическая иллюстрация функционирования системы с фиксированным размером заказа приведена на Рисунок 5.
Рисунок 5 - График движения заказов в системе управления заказами с фиксированным размером заказа
Приведем сравнительную характеристику двух основных моделей: модель с фиксированным размером заказа и модель с фиксированным интервалом времени между заказами (Таблица 1).
Таблица 1- Сравнение основных систем управления запасами
Модель |
Преимущества |
Недостатки |
С фиксированным объемом заказа |
Меньший уровень максимального желаемого заказа. Экономия затрат на содержание запасов на складе за счет сокращения площадей под запасы |
Постоянный контроль за наличием запасов на складе |
С фиксированным интервалом времени между заказами |
Отсутствие постоянного контроля за наличием запасов на складе |
Высокий уровень максимального желаемого запаса. Повышение затрат на содержание запасов на складе за счет увеличения площадей под запасы |
Из изучения этих систем, можно сделать вывод, что существуют плюсы и минусы и в той и другой системе. Но все равно наиболее лучшая – система с фиксированным размером заказа, так как в ней максимальный желательный запас всегда имеет меньший размер. Это приводит к экономии на затратах по содержанию запасов на складе, за счет сокращения площадей, занимаемых запасами. Плохо то, что эти системы работаю только в условиях отсутствий отклонений от запланированных показателей и равномерного потребления заказов, но в жизни случаются более сложные ситуации.
Заключение
До недавнего времени считалось, что чем больше у предприятия запасов, тем лучше. Это справедливо, когда у предприятия существуют проблемы с материально - техническим снабжением, в условиях, когда необходимо создавать значительные страховые запасы.
Владелец предприятия
Сложность управления материальными запасами обусловлена противоречием, которое состоит, с одной стороны, в необходимости создания запасов (возможные колебания объема производства, задержки в сроках поставки) и, с другой стороны, содержание запасов связано с расходами на хранение, а также невозможностью использования средств, вложенных в запасы. Эффективная система управления материальными запасами позволяет найти компромисс между выявленными противоречиями.
Все многообразие систем управления материальными запасами с оптимальным размером заказа сводится к двум основным типам:
Как представляется, наиболее эффективным с точки зрения оперативного управления запасами является подход, основанный на контроле минимального запаса, называемый также системой с фиксированным размером запаса, которая проста и является своего рода классической. Эта система основана на выборе размера партии, минимизирующего общие издержки управления запасами.
В рассматриваемом варианте система с фиксированным размером заказа для всех комплектующих изделий как при наличии неоднократного сбоя, так и при неоднократных сбоях в поставках не уходит в дефицит, но опускается ниже гарантийного запаса.
Поэтому для совершенствования работы данной системы необходимо поднять пороговый уровень заказа, что позволит раньше делать заказ. Тогда при наличии сбоев система не будет опускаться ниже гарантийного запаса и сможет выдерживать более длительные задержки в поставках. С другой стороны при увеличении размера заказа увеличатся расходы на транспортировку, разгрузочные операции, складирование запасов, а также на хранение заказа.
Из работы видно, что запасы в работе предприятия играют не последнюю роль. Несмотря на то что запасы требуют определенных затрат, как затраты на транспортировку и затраты на хранения (затраты, связанные с хранением, страхованием и финансированием содержания запасов в нормальном состоянии), любое предприятие все равно создает их. Так как затраты от хранения намного ниже чем потери от простоев и потери от неиспользованных возможностей (выгод). Следовательно, запасы создаются для бесперебойной работы предприятия.
Не менее важно умение эффективно управлять запасами, так как запасы представляют собой значительную часть оборотных средств. От их объема и уровня в значительной мере зависят результаты коммерческой деятельности предприятия. Они чутко реагируют на любые изменения рыночной конъюнктуры, и, в первую очередь, на отношение спроса и предложения.
Политика управления запасами представляет собой часть политики управления оборотными активами, которая направлена на оптимизацию размера и структуры запасов товарно-материальных ценностей, снижение затрат на их обслуживание, создание системы контроля за их движением.
Разработка политики управления запасами предусматривает такие этапы, как анализ товарно-материальных ценностей в предшествующем периоде; определение целей формирования запасов; оптимизацию размера основных видов текущих запасов; оптимизацию всей суммы товарно-материальных ценностей организации; формирование эффективной системы контроля за движением запасов в организации.
Список использованной литературы
Приложение А
Задача 1. Определение оптимального размера заказа.
По данным учета затрат стоимость подачи
одного заказа составляет 300 руб., годовая
потребность в комплектующем изделии
— 1500 шт., цена единицы комплектующего
изделия — 660 руб., стоимость содержания
комплектующих на складе равна 20% их цены.
Определить оптимальный размер заказа
на комплектующие изделия исходя из минимума
суммарных затрат.
Решение.
Суммарные затраты на содержание запасов
складываются из трех элементов: цена
заказываемых комплектующих изделий;
стоимость сравнения запасов комплектующих
изделий; суммарная стоимость подачи заказов
(стоимость форм документации, затраты
на разработку условий поставки, на контроль
выполнения заказа и т.д.).
Суммарные затраты рассчитываются по
формуле
где Z — цена единицы комплектующего изделия;
Р — потребность в комплектующих;
q — размер партии поставки;
С — стоимость подачи одного заказа;
i — доля затрат на хранение в закупочной
цене.
Величину затрат 3СУМ необходимо минимизировать.
Для этого возьмем производную по q и полученное
выражение приравняем к нулю. Далее из
полученного выражения найдем величину
заказываемой партии, при которой суммарные
затраты будут минимальны. Получим:
Рассчитанный оптимальный размер заказа
комплектующего изделия будет равен:
Дробный результат обычно округляют в
большую сторону. С учетом этого оптимальный
размер заказа на комплектующее изделие
составляет 83 шт.
Информация о работе Модель управления запасами с фиксированным размером запаса