Организация логистической системы на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование экономических основ функционирования производственной логистической системы.
Основными задачами работы являются:
1) раскрыть сущность логистики, также рассмотреть логистические системы и принцип их функционирования;
2) проанализировать эффективность организации логистики на предприятии ООО «ТКФ «КАМА-ТРАКС»;
3) выявить проблемы в организации логистической системы и разработать проект мероприятий по ее совершенствованию.

Содержание работы

Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.1. Сущность логистики, ее ключевые задачи 6
1.2. Логистические системы 9
1.3. Принципы функционирования логистической системы 12
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГИСТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ТКФ «КАМА-ТРАКС» 18
2.1. Краткая характеристика ООО «ТКФ «КАМА-ТРАКС» 18
2.2. Анализ действующей организационной структуры логистической службы ООО «ТКФ «КАМА-ТРАКС» 20
2.3. Оценка эффективности деятельности службы логистики и ее влияние на механизм осуществления логистических процессов на предприятии 23
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ООО «ТКФ «КАМА-ТРАКС» 30
3.1. Выявление проблем в организации логистической системы и разработка проекта мероприятий по ее совершенствованию 30
3.2. Эффективность использования информационных систем в организации логистической системы предприятия 35
Заключение 43
Литература 45
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая по логистике.doc

— 1.70 Мб (Скачать файл)

В сочетании с целостностью следует упомянуть такую категорию  как «эмерджентность». Эмерджентными  являются свойства системы, которые  не присущи составляющим ее элементам, рассматриваемым отдельно, вне системы. Например, в экономике это способность государства осуществлять крупные научно-технические программы, непосильные для отдельных хозяйственных звеньев, как бы много их не было.

Новые возможности могут  появиться как из внешней, так и внутренней среды фирмы. Внешняя среда и те ее характеристики, которые требуют особого внимания как источники новых возможностей, могут быть разделены на такие основные области, как экономическая, политическая, техническая, идеологическая, психологическая и социологическая.

Изменение экономических  условий означает, что потребители  продукции фирмы, ее конкуренты или  ресурсные факторы (труд, материалы, капитал, информация) изменили характер поведения. Может измениться спрос  потребителей на продукцию, услуги фирмы, возможны конкурентные изменения, изменения цен и качества продукции.

В сфере политической законодательство может как накладывать  ограничения, так и предоставлять  новые возможности для предпринимательской  деятельности.

Техника проявляет результаты своего развития в большинстве новых продуктов, материалов, оборудования, концепций, методов и систем. Инновации могут воздействовать на среду, в которой находится фирма, а также открыть новые пути к повышению эффективности ее деятельности.

Идеология тоже имеет отношение к конкретной фирме, так как формирует систему ценностей общества.

Психологическая среда  также немаловажна для фирмы, так как с ней постоянно  вступают во взаимоотношения потребители. Поставщики, акционеры, страховые агенты.

Совокупность систем многообразна. Любая система занимает конкретную ступень. Чем выше ступень, тем сложнее и сильнее система. Самостоятельность систем на каждом уровне подтверждается наличием отдельной научной дисциплины, для которой структура данного уровня является основополагающей системой. Для логистики же важно взаимодействие всех перечисленных структур как таковых.

Логистическая система  представляет собой упорядоченную  структуру, в которой осуществляется планирование и реализация движения и развития совокупного ресурсного потенциала, организованного в виде логистического потока, начиная с отчуждения ресурсов у окружающей среды вплоть до реализации конечной продукции.

Логистическая система  характеризуется следующими свойствами:

- способность взаимодействия  с окружающей средой;

- наличие органа управления;

- управляемость системы;

- целенаправленное поведение;

- вариантность поведения;

- использование информационных  коммуникаций как в самой системе.  Так и между системами и  средой;

- наличие контуров  обратных связей в каналах информации системы.

В качестве логистической  системы можно рассматривать  промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, коммерческое предприятие  и так далее.

Уровень охвата объектов логистическими системами может  варьироваться от регионального до межрегионального, от отдельной фирмы до народного хозяйства страны. Организационная структура логистических систем обусловлена видом отрасли и принятой концепцией управления, размерами предприятий и масштабами их деятельности.

По масштабу сферы деятельности логистические системы подразделяются на макро- и микрологистические системы, а также мезологистические системы, в которых интегрируются в одну систему несколько фирм одной отрасли или фирмы, образующие международные системы.

1.3. Принципы функционирования логистической системы

 

Логистическая система – это  экономическая система, обладающая высокими адаптивными свойствами в  процессе выполнения комплекса логистических  функций и операций. Она формируется  из нескольких подсистем, широко интегрированных между собой и с внешней средой.

Субъектами логистической системы  могут быть промышленные или торговые предприятия, территориально-производственный комплекс, совокупность производственных и инфраструктурных элементов, а  также связей на различных уровнях (локальном, региональном, государственном).

Целью создания логистической системы  является обеспечение доставки продукции (товаров, услуг, информации и т. д.) в  заданное место в нужном количестве и ассортименте в максимально  возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек.

Логистическая система представляет собой целостную совокупность разнообразных  элементов, объединенных в подсистемы и субсистемы, которые тесно взаимодействуют  между собой.

Все подсистемы логистической системы делятся на две категории:

1) Функциональные подсистемы (производственная, транспортная, складская);

2) Обеспечивающие подсистемы (информационная, правовая, кадровая).

Процесс функционирования логистических  систем основывается на логистических принципах. К основным принципам относятся:

− Принцип рациональности. Характерной  чертой развития логистической системы  предприятия является выбор наиболее подходящего варианта логистической  системы. Выбираются такие управленческие решения, которые являются лучшими (оптимальными) по комплексу показателей для заданных условий. Задача заключается не в том, чтобы найти решение лучше существующего, а в том, чтобы найти самое лучшее решение из всех возможных. С точки зрения рациональности можно оценивать не только уровень качества принимаемых решений (оптимальное решение задачи, оптимальный план, оптимальное управление), но и состояние логистической системы или ее поведение (оптимальная траектория, оптимальное распределение ресурсов, оптимальное функционирование складской системы).

− Принцип целостности. Чем крупнее  логистическая система предприятия  и чем больше различие в размерах между частью и целым, тем выше вероятность того, что свойства целого могут сильно отличаться от свойств  частей. Возможно несовпадение локальных оптимумов целей отдельных частей с глобальным оптимумом цели логистической системы предприятия. Любая логистическая система должна рассматриваться сначала на макроуровне, то есть во взаимодействии с окружающей средой, а затем уже на микроуровне.

Сумма оптимальных решений, принимаемых  сотрудниками отдельных структурных  функциональных подразделений предприятия, не гарантирует оптимизации логистической  системы предприятия в целом. Таким образом, целостность –  это свойство логистической системы выполнять заданную целевую функцию, реализуемую только системой в целом, а не отдельными ее элементами.

− Принцип системности. Это принцип  предполагает подход к логистической  системе как к объекту, представленному  совокупностью взаимосвязанных частных элементов (функций), реализация которых обеспечивает достижение нужного эффекта в требуемые сроки, при необходимых трудовых, финансовых и материальных затратах, с минимальным ущербом для окружающей среды.

Принцип системности предполагает исследование логистического объекта, с одной стороны, как единого целого, а с другой стороны, как части более крупной системы, в которой анализируемый объект находится в определенных отношениях с остальными системами. Таким образом, принцип системности охватывает все стороны объекта и предмета в пространстве и во времени.

− Принцип иерархии. Иерархия –  это порядок подчинения нижестоящих  элементов вышестоящим по строго определенным ступеням (иерархическая  лестница) и переход от низшего  уровня к высшему уровню. Иерархия есть тип структурных отношений в сложных многоуровневых логистических системах, характеризуемых упорядоченностью и организованностью взаимодействий между отдельными уровнями по вертикали. Иерархические отношения имеют место во многих логистических системах, для которых характерна как структурная, так и функциональная дифференциация, то есть способность к реализации определенного круга логистических функций. Причем на более высоких уровнях осуществляются функции интеграции и согласования (координации).

Иерархическое построение логистических  систем обуславливается тем, что  управление в них связано с  использованием и обработкой значительных массивов данных. На нижележащих уровнях  используется более детальная и  конкретная информация, охватывающая лишь отдельные аспекты функционирования логистической системы. На более высокие уровни поступает обобщенная информация, характеризующая условия функционирования всей логистической системы; на этих уровнях принимаются решения относительно логистической системы в целом. Иерархическая структура логистических систем не бывает абсолютно жесткой. Это связано с тем, что иерархия сочетается с большей или меньшей автономией нижележащих уровней по отношению к вышележащим уровням. В управлении логистическими системами используются присущие каждому уровню возможности самоорганизации.

− Принцип интеграции. Интеграция означает объединение в целое  каких-либо частей или свойств. Принцип  интеграции направлен на изучение интегративных  свойств и закономерностей в  логистических системах. Интегративные свойства проявляются в результате совмещения элементов до целого, совмещения функций во времени и в пространстве. Логистическая система как упорядоченная совокупность элементов с определенными связями обладает особыми системными свойствами, не присущими отдельным элементам и позволяющими получить синергический эффект.

Синергическая связь – связь, которая  при совместных действиях независимых  элементов логистической системы  обеспечивает общий эффект, превышающий  сумму эффектов этих же элементов, действующих независимо, то есть усиливающаяся связь элементов системы.

Синергия представляет собой:

1. Эффект взаимного  усиления связей одной системы  с другой на уровне материального  потока. В логистике материальные  потоки представляют собой взаимосвязанную особым образом совокупность логистических операций, процессов, звеньев и предметов, начиная с добычи, переработки и заканчивая потреблением (перераспределением) материальных ресурсов, готовой продукции для достижения общих целей логистической системы.

2. Совместный (корпоративный)  эффект взаимодействия элементов  в системе.

Синергический эффект –  эффект совмещения действий. Например, в роторно-конвейерных линиях совмещаются  функции транспортировки и обработки.

− Принцип формализации. Формализация предполагает получение количественных и качественных характеристик функционирования логистической системы предприятия.

− Принцип динамичности. Логистические системы не должны быть застывшими организационно-экономическими образованиями. Они должны отражать сущность охватываемых ими процессов. Эта сущность заключается в прогрессивной динамике, которая выражается в развитии, стремлении к совершенствованию. Динамичность как форма движения объединяет дискретность производственных и снабженческо-сбытовых операций, предметы и средства труда, а также цели и задачи, определенные на очередном этапе развития.

− Принцип гибкости. Руководствуясь этим принципом, логистические системы  и цепи должны строиться таким  образом, чтобы всегда имелась возможность  взаимозаменяемости структурных элементов. Соблюдение этого принципа помогает системе быстро адаптироваться к изменению внутренних или внешних условий. С этим принципом тесно связан следующий принцип.

− Принцип инициативности. Построение логистических систем по этому принципу предполагает проявление образующимися структурами способности предупредительной реакции на вероятные события, а также возможности создавать и регулировать субъективные условия, положительно влияющие на процессы хозяйственной деятельности.

− Принцип целесообразности. Он ориентирует на привлечение лишь того потенциала, который играет положительную роль в достижении поставленных целей. Таким образом проявляется избирательность в выборе организационных, технических и технологических структурных составляющих, характеризующаяся стремлением к минимизации затрат или времени перемещения в условиях многовариантности решений конкретных задач.

Рассмотрев основные принципы функционирования логистической  системы, можно сделать следующий  вывод: реализация этих принципов ведет к уменьшению объемов всех видов запасов, снижению неравномерности материальных потоков, а, следовательно, к сокращению затрат на хранение и перемещение материальных ресурсов и готовой продукции. Помимо этого повышается сбалансированность в управлении хозяйственной деятельностью. Ритмичность функционирования структур и подразделений, входящих в логистическую систему, приобретает устойчивый характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ  ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГИСТИКИ  НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ТКФ «КАМА-ТРАКС»

2.1. Краткая характеристика ООО «ТКФ «КАМА-ТРАКС»

 

Общество с ограниченной ответственностью «КАМА-ТРАКС» является крупнейшей транспортно-экспедиционной компанией, осуществляющей перевозку  грузов автомобильным, железнодорожным, морским и смешанными видами транспорта по территории России, стран СНГ и всему миру.

В 1992 году началась история  компании. Основная задача была ориентирована  на обеспечение автомобильным транспортом  ОАО «КАМАЗ» при импортно-экспортных отправках. На сегодняшний день Объем  перевозок компании составляет 600 тысяч тонн в год.

Перевозки выполняются  как собственным подвижным парком (60 автомашин), так и транспортными  средствами наших постоянных партнеров (более 1000 автомашин).

Информация о работе Организация логистической системы на предприятии