Основные методы, используемые при анализе логистических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 18:49, доклад

Описание работы

Методы типа «дерева целей». В анализе логистических систем основной формой модели, подлежащей совершенствованию и насыщению данными с помощью экспертных оценок, является дерево целей. Экспертам предлагается оценить структуру модели логистической системы в целом и дать предложения о включении в нее неучтенных связей. При этом используется анкетный метод. Результаты каждого опроса вновь доводятся до сведения всех экспертов, что позволяет им далее корректировать свои суждения на основе вновь полученной информации. Термин «дерево» предполагает использование иерархической структуры, полученной путем разделения общей цели на подцели. Метод «дерева целей» ориентирован на получение относительно устойчивой структуры целей проблем. Для достижения этого при построении первоначального варианта структуры следует учитывать закономерности целеобразования и использовать принципы формирования иерархических структур.

Файлы: 1 файл

Основные методы, используемые при анализе логистических систем..doc

— 36.00 Кб (Скачать файл)

 

      Основные методы, используемые при анализе логистических систем.

Методы типа «дерева  целей». В анализе логистических  систем основной формой модели, подлежащей совершенствованию и насыщению  данными с помощью экспертных оценок, является дерево целей. Экспертам предлагается оценить структуру модели логистической системы в целом и дать предложения о включении в нее неучтенных связей. При этом используется анкетный метод. Результаты каждого опроса вновь доводятся до сведения всех экспертов, что позволяет им далее корректировать свои суждения на основе вновь полученной информации. Термин «дерево» предполагает использование иерархической структуры, полученной путем разделения общей цели на подцели. Метод «дерева целей» ориентирован на получение относительно устойчивой структуры целей проблем. Для достижения этого при построении первоначального варианта структуры следует учитывать закономерности целеобразования и использовать принципы формирования иерархических структур.

Дерево целей представляет собой  связной граф, вершины которого интерпретируются как цели логистической системы, а ребра или дуги — как связи между ними. Это основной инструмент увязки целей верхнего уровня организационной структуры предприятия с конкретными средствами их достижения на нижнем операционном уровне.

В программно-целевом планировании (когда цели плана связываются  с ресурсами с помощью программ) дерево целей выступает как схема, показывающая разделение общих целей  плана на подцели, последних —- на подцели следующего уровня.

Представление целей начинается с верхнего уровня организационной структуры, дальше они последовательно разукрупняются. Основным правилом разукрупнения целей является полнота: каждая цель верхнего уровня представляется в виде подцелей следующего уровня исчерпывающим образом, т.е. так, чтобы объединение понятий подцелей полностью определяло понятие исходной цели.

Пример.

Допустим, что крупный  производитель детского питания  собирается выпустить новый вид  товара. Главная цель компании –  увеличить свои объемы продаж. В  графическом виде она будет стволом нашего дерева. Если начинать выпуск нового товара, то при этом придется снизить объем тех товаров что производились ранее, а значит и прибыль сократится. На дереве целей этот факт будет просто очевиден. Однако цель можно подкорректировать, тем самым увеличив объемы продаж. К примеру, прежде чем ввести в продажу новый вид товара, нужно сделать анализ прибыльности уже имеющихся видов. И те, товары, которые дают наименьшую прибыль, следует заменить новыми.

 
      Метод Дельфи.

Метод Дельфи - один из наиболее распространенных интуитивных методов прогнозирования. Он был разработан в 1963 г. американской корпорацией «Рэнд» и использован впервые для построения прогноза числа изобретений в различных отраслях науки к 2010 г. В России он начал применятся с 70-х годов.

 

Метод Дельфи позволяет  обобщить мнения экспертов и сформулировать единое групповое мнение. Оценка будущего развития получается в форме ответов  на вопросы, задаваемые участникам по несколько раз.

 

Этот метод имеет три  особенности:

 

а) анонимность экспертов, т.е. участники не знакомы, а если знакомы, то не знают, что они участники;

б) многотуровая процедура  опроса экспертов посредством их анкетирования;

в) использование результатов  предыдущего тура.

 

В результате обработки  анкет экспертов организаторами формулируется коллективное мнение. Эта информация сообщается экспертам, их просят переосмыслить свои высказывания и в случае несогласия объяснить причины этого. Данная процедура повторяется 3-4 раза, в результате чего организаторы добиваются сужения диапазона экспертных заключений. Статистическая характеристика группового ответа заключается в том, что организаторы составляют прогноз, содержащий точку зрения большинства экспертов.

 

Американская  практика показала, что организация и процедура проведения прогнозов с помощью МД обходится инициаторам в 50% случаев до 5000 долларов, известны случаи и до 100000 долларов. Общее время реализации процедуры составило в 75% случае от 6 до 8 месяцев.

 

Этапы (туры) метода Дельфи:

 

1) определяется коллектив экспертов, им рассылается первый вариант вопросов в специально составленных анкетах;

2) после сбора  и получения анкет выделяются  те варианты, за которые высказалось  большинство. Организаторы оценивают  в балльной системе варианты  по определенной схеме;

3) все участники получают  результаты второго тура, и их  просят подумать над вопросом  и, если сочтут нужным, поменять  свое мнение (выдается анкета  другого вида);

4) организаторы собирают  анкеты и обрабатывают их. Экспертам  вновь выдаются анкеты с тем же вопросом по форме 3-го тура. Задача организаторов - добиться сужения диапазона высказываний экспертов, чтобы четко выделить одно, за которое проголосует большинство. Количество туров может быть 5-6, если оценки экспертов не меняются, то опрос прекращается.

 

Данный метод  имеет следующие недостатки: невозможно учесть влияние, оказываемое организаторами на экспертов при составлении  анкет; велики затраты времени и  средств.

Пример. 
 Применение метода Дельфи можно проиллюстрировать на следующем примере: компания, занимающаяся морским нефтяным промыслом хочет получить информацию о том, когда можно будет использовать роботов вместо водолазов для проверки платформ под водой. Для начала прогнозирования по этому методу компания должна войти в контакт с рядом экспертов. Эти эксперты должны быть представителями самых разных областей данной отрасли промышленности, включая водолазов, инженерно-технических работников из нефтяных компаний, капитанов кораблей, инженеров по техобслуживанию и конструкторов роботов. Им объясняется стоящая перед компанией задача, и каждого эксперта спрашивают, когда по его мнению можно будет заменить водолазов роботами. Первые ответы дадут, вероятно, очень большой разброс данных, например, от 2000 до 2050 года. Эти ответы обрабатываются и возвращаются экспертами. При этом каждого эксперта просят пересмотреть свою оценку в свете ответов других экспертов. После повторения этой процедуры несколько раз мнения могут сблизиться, так что около 80% ответов даст срок от 2005 до 2015 года, что будет достаточным для целей планирования производства и реализации роботов.


Информация о работе Основные методы, используемые при анализе логистических систем