Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 15:12, реферат
Сущность процесса управления материальными потоками в закупочной логистике. Классификация запасов. Основные системы управления запасами "Реагирование на спрос", их методы и применение. Логистическая концепция непрерывного пополнения запасов.
1. Введение
2. Понятие, назначение и виды запасов
3. Основные системы управления запасами
4. Заключение
5. Список использованной литературы
Содержание.
Логистика — стратегическое управление (менеджмент) материальными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки и хранения материалов, деталей и готовой продукции. Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий. В зависимости от специфики деятельности компании применяются различные логистические системы и различные виды логистики (закупочная, производственная, распределительная, транспортная, информационная).
Целью закупочной логистики является планирование, организация и контроль за обеспечением основного производства необходимыми материально-техническими ресурсами в определенном временном режиме с минимальными совокупными затратами, т.е. оптимальное приобретение, доставка и распределение МР в процессе производства. На этом этапе управления материальными потоками возникает необходимость принимать решения, позволяющие координировать интересы предприятий-поставщиков и потребителей. Для этого необходимо создание гибкой системы централизованного оперативного регулирования и контроля за процессом обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами.
Регулирование процессов продвижения материальных потоков основывается на:
- контроле за планами закупок и принятии необходимых мер в случае их нарушения;
- контроле за непосредственным продвижением материальных потоков и погрузочно-разгрузочных работ;
- оперативном контроле за приемкой продукции и направлении материальных потоков на рабочие места.
Процесс управления материальными потоками в закупочной логистике можно рассматривать с двух позиций: управление запасами и регулярного анализа и организация поставок материальных ресурсов на предприятие (т. е. управление поставками).
Т.о., процесс закупки представляет
собой экономически-
Одним из важных условий повышения
конкурентоспособности фирмы
Для этого рассмотрим основные задачи процесса закупки продукции:
1. Носящие информационный характер (определение собственных потребностей и исследование рынка поставщиков);
2. Подготовка и заключение договоров о поставке продукции, ее хранении, транспортировки и т.п.;
3. Соблюдение сроков, объемов и качественных характеристик закупаемой продукции.
Функции закупок заключаются в определение типов МР, товаров и услуг которые необходимо приобрести у сторонних организаций, а так же поиск оптимальных поставщиков, уровня цен, способов транспортировки и т.д.
Таким образом, процесс организации закупок можно охарактеризовать следующими этапами:
1. Сбор и обработка информации о конъюнктуре рынка ресурсов и действующих условиях торговли, доставки, хранения и т.д.
2. Выбор форм и источников материально-технического снабжения
3. Размещение заказов и их реализация.
4. Организация делопроизводства по учету ресурсов и расчетам за приобретенные материальные ценности.
5. Поддержание отношений с поставщиками.
Т.о., закупочная логистика охватывает информационную и управленческую деятельность, процессы транспортировки и хранения товаров, интеграция которых позволяет осуществлять надежное и качественное обеспечение производственных и коммерческих предприятий материальными ресурсами и товарами.
Закупочная логистика подразумевает под собой применение ряда логистических концепций. В настоящее время в мире разработано и используется множество различных логистических концепций. Рассмотрим одну из них – концепцию «Реагирование на спрос».
Запасы в том или ином виде присутствуют на всем протяжении логистических цепей и каналов, как в сфере производства, так и в сфере обращения.
Материальные запасы – это находящаяся на разных стадиях производства и обращения продукция, ожидающая вступления в процесс производственного или личного потребления.
В процессе производства, запасы
снижают зависимость
Таким образом, поскольку предметом изучения логистики являются не сами материальные ресурсы, а их движение в пространстве и во времени, рассмотрим запас - как материальный поток на определенном временном интервале, в процессе приложения к нему различных логистических операций.
Классификация запасов:
1. По месту продукции в логистическом канале (цепи) можно выделить следующие группы запасов:
2. По отношению к логистическим операциям:
А) Запасы в снабжении – это материальные ресурсы, находящиеся в логистических каналах (цепях) от поставщиков до товаропроизводителей, предназначенные для обеспечения производственного процесса.
Б) Производственные запасы – это запасы сырья, материалов, комплектующих изделий, тары и т.п., на момент учета не поступившие в процесс производственного потребления и позволяющие обеспечить бесперебойность производственного цикла. Производственные запасы подразделяются на: текущие (регулярные), страховые (гарантийные), подготовительные, сезонные, спекулятивные, устаревшие (неликвидные).
Производственные запасы учитываются в натуральных и стоимостных единиц измерения. На величину производственных запасов влияют: потребность предприятий потребителей в материальных ресурсах, периодичность запуска материала в производство или непрерывность его расходования, складские характеристики, транспортировка, сезонность производства и потребления.
В) Сбытовые (товарные) запасы – это запасы готовой продукции, транспортные запасы, находящиеся на складах готовой продукции фирмы производителя предназначенные для удовлетворения спроса потребителей в процессе продажи. Сбытовые запасы подразделяются на: текущие (регулярные), страховые (гарантийные), подготовительные, сезонные, устаревшие (неликвидные), а также запасы продвижения.
Сбытовые товарные запасы анализируются, планируются и учитываются в абсолютных (стоимостных) и относительных показателях (в днях товарооборота) и могут учитываться как на начало, так и на конец периода.
Г) Совокупные запасы – это сумма товарных, производственных, транспортных запасов, незавершенного производства и т.д.
Д) Транспортные запасы (запасы в пути, транзитные запасы) – это запасы материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции находящиеся в процессе транспортировки от одного ЗЛС к другому. Размер транспортных запасов, определяются расстоянием на которое перевозятся грузы, коэффициент звенности товародвижения в процессе обращения, отраслевая и региональная специализация, время пребывания запасов в пути (т.е. время транспортировки определяющееся с момента погрузки на транспорт до прибытия грузов к месту назначения), а так же нормативами сроков доставки грузов (в днях).
Е) Запасы находящиеся в процессе грузопереработки – это специфический складской запас, формирующийся без логистической операции хранения.
3. По функциональному
назначению запасы
- Текущие – это основная часть производственных и товарных запасов, предназначенные для обеспечения непрерывности процесса производства или сбыта между двумя очередными поставками. Рассчитываются, как правило, из интервала поставки.
- Страховой (гарантийный или
буферный запас) - предназначен для сокращения
финансовых рисков, связанных с непредвиденными
колебаниями спроса на готовую продукцию,
невыполнением договорных обязательств
по поставкам материальных ресурсов, сбоями
в производственно-
- Подготовительный запас - часть производственного (сбытового) запаса, предназначенная для подготовки материальных ресурсов и готовой продукции к производственному или личному потреблению, образуется в процессе приемки, оформления товара, погрузочно-разгрузочных работ, дополнительной подготовке к потреблению (растариванию, чистке, сушке). Величина подготовительных запасов зависит от количества времени необходимого на осуществление логистических операций по подготовке материальных ресурсов (готовой продукции) к потреблению, а также от объема их среднесуточного потребления.
- Сезонные запасы — это запасы материальных ресурсов и готовой продукции, создаваемые и поддерживаемые при явно выраженных сезонных колебаниях спроса или характера производства, транспортировки. Сезонные запасы обеспечивают нормальную работу предприятий на время сезонного перерыва в производстве, потреблении и транспортировке. Величина сезонного запаса определяется как произведение величины среднесуточного потребление данного вида материального ресурса или готовой продукции на время перерыва в поступлении.
- Запасы продвижения готовой продукции формируются и поддерживаются в дистрибъютивных каналах для быстрой реакции на проводимую фирмой маркетинговую политику продвижения товара на рынок. Эти запасы (чаще всего товары широкого потребления: аудио- и видеотехники, табачных изделий и т.п.) должны удовлетворять возможное резкое увеличение спроса на готовую продукцию фирмы.
- Спекулятивные запасы - обычно создаются фирмами в целях защиты от возможного повышения цен.
- Устаревшие (неликвидные) запасы – это товары не реализуемые в течении длительного периода времени. Они могут возникать из-за ухудшения качества товаров во время хранения, его морального устаревания, истечения гарантийного срока хранения и т.д.
4. По отношению к ЗЛС
- запасы можно классифицировать
как находящиеся у поставщиков,
В настоящее время существует большое количество методов управления запасами, каждый из которых связан с определенными логистическими издержками. В качестве критериев оптимизации могут использоваться: минимум логистических издержек связанных с управлением запасами, минимальное время выполнения заказа, максимальная надежность поставки и т. д.
Рассмотрим системы управления запасами: "Реагирование на спрос".
Концепция "Реагирование на спрос" применяется с целью максимального сокращения времени реагирования на изменение спроса путем максимально быстрого пополнения запасов в тех точках рынка, где прогнозируется увеличение спроса продукцию.
Наиболее широкую известность получили следующие методы в рамках концепции "Реагирование на спрос":
1. Метод определения точки заказа (перезаказа) (Reorder point);
2. Метод быстрого реагирования (Quick response method);
3. Концепция непрерывного пополнения (Continuous replenishment);
1. Концепция «точки заказа (перезаказа)» (Reorder point, ROP) использует одну из старейших методик контроля и управления запасами, основанную на точке заказа (перезаказа) и статистических параметрах расхода продукции. Эффективность данного метода в значительной степени зависит от точности прогнозирования спроса, вследствие чего он долгое время не пользовался популярностью.
Появление телекоммуникационных и информационно-компьютерных систем позволило изучать спрос точках продаж, делать более точные прогнозы, что не замедлило сказаться на ее применении на практике. Этому же способствовали новые гибкие производственные технологии, значительно уменьшившие длительность производственно-логистических циклов.
Точка заказа — это используемый в системах контроля за состоянием запасов параметр, обозначающий нижнюю границу расходования запаса со склада, при достижении которой необходимо делать очередной заказ на поставку. Уровень запаса на момент заказа должен быть достаточным для того, чтобы обеспечить бесперебойную работу в период между оформлением заказа на поставку товаров и доставкой заказанной продукции на склад потребителя.