Основные понятия и тенденции международной логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:52, реферат

Описание работы

Современная логистика является особой системой организации транспортировки грузов, например, от производителя к потребителю. Основное предназначение логистики – координация действий участников процесса грузоперевозки на различных её стадиях.

Файлы: 1 файл

ГЛАВА I.docx

— 25.58 Кб (Скачать файл)

ГЛАВА I. Основные понятия и тенденции международной логистики

1.1. Сущность международной  логистики

Современная логистика является особой системой организации транспортировки  грузов, например, от производителя  к потребителю. Основное предназначение логистики – координация действий участников процесса грузоперевозки на различных её стадиях. Развитие транспорта привело к уплотнению связей между  государствами, в том числе, и  торговых. Если прибавить к этому  прогрессирующую глобализацию, то получается, что на передний план выходит международная  логистика, как отдельное направление в логистике вообще.

Главная особенность международной  логистики – преодоление государственных  границ и таможенных кордонов, ведь производители и потребители  товаров находятся в разных странах. Основные цели, достигаемые с помощью  эффективной системы международной  логистики – обеспечение безопасной транспортировки различных товаров  из одной страны в другую и оптимизация  финансовых расходов и затрат времени на эту транспортировку.

В процессе достижения этих целей, международные логистические  компании ежедневно решают множество  задач:

    • выбираются оптимальный маршрут и компания-экспедитор,
    • планируется каждая стадия транспортировки,
    • оптимизируются её сроки,
    • организуется пересечение границы в контексте прохождения таможенных досмотров,
    • предусматриваются меры по хранению грузов.

И это лишь краткий перечень задач, решаемых профессиональными  логистами. Традиционными элементами в составе системы международной  логистики являются транспортные компании, собственно и осуществляющие грузоперевозку, комплексы складирования и хранения и так называемые системы, предназначенные для комиссионирования (комплектации).

Нужно отметить, что международная  логистика является не только грузоперевозками и складированием. Сегодня международная  логистика – это, скорее, некая  концепция управления потоками грузов между разными странами. В арсенал  международной логистики сегодня  входит на правах мощной составляющей всемирная паутина. Информационная поддержка сети Интернет существенно  повышает эффективность транспортировки  грузов. Основная тенденция в международной  логистике сегодня – логистика  электронная, в основе которой лежать так называемые онлайн-транзакции.

 

Состояние международной  логистики, постановка и эффективность  решения логистических задач  сегодня прямо определяется развитием  мирового рынка. Не секрет, что экономика  всё больше глобализируется, а производственные затраты возрастают на фоне жесткой конкурентной борьбы между производителями товаров. Совершенно очевидна склонность к индивидуализации продукции, ибо производители ориентированы на удовлетворение запросов потребителей, которые очень быстро растут. Наблюдается также и сокращение «жизненного цикла» изделий.

 

1.2. Отличия национальной  и международной логистик.

Логистика в международном  бизнесе (международная логистика) — это планирование, организация, контроль и управление движением потоков (материального, финансового, информационного и др.), пересекающих национальные границы, от точки их возникновения до конечного потребителя в пространстве и во времени. Отличия применения логистики на национальном и международном уровнях основаны на отличиях организации соответствующих логистических систем. Применение логистики на национальном уровне ограничено прежде всего границами государства, которые не пересекаются сформированными логистическими цепочками.

Логистические системы здесь  функционируют в соответствии с национальным законодательством.

Основными участниками процесса международной логистики являются поставщик экспортера, экспортер товаров и (или) услуг, посредник (например, перевозчик товаров), импортер товаров и (или) услуг; конечный потребитель товаров и (или) услуг. Причем конечный потребитель и импортер могут быть одним лицом, экспортер и поставщик экспортера также могут быть одним и тем же лицом, но могут участвовать дополнительно и посредники на любом этапе логистической цепочки от точки возникновения товара и (или) услуг до конечного потребителя.

Роль поставщика экспортера заключается в поставке товаров  и (или) услуг экспортеру. Количество поставщиков экспортера может быть любым в зависимости от ассортимента товаров и (или) услуг и политики, проводимой экспортером по отношению к своим поставщикам. Экспортер товаров и (или) услуг получает товары от своего поставщика (или поставщиков) и поставляет их импортеру. На этом этапе экспортер может привлечь посредников так же, как и на этапе поставки товаров и (или) услуг импортеру. В роли посредников могут быть перевозчики товаров и другие компании, предоставляющие различные услуги. Роль перевозчика товаров заключается в доставке груза из одного пункта в другой,  в соответствии с условиями договора перевозки.

Страхование перевозимой  продукции проводит специализированная страховая компания. Импортер в соответствии с условиями международного договора получает поставляемый товар и (или) услуги и осуществляет платеж экспортеру, обязанности по организации страхования  и перевозке поставляемого товара могут лежать как на импортере, так  и на экспортере в зависимости  от договоренности. Конечный потребитель  товаров и (или) услуг может быть импортером или любым юридическим  или физическим лицом, не имеющим  выхода на мировой рынок данного  вида товаров и (или) услуг. В последнем  случае между импортером и конечным потребителем может работать любое количество посреднических организаций. Выбор окончательного варианта внешнеторговой логистической цепочки остается за логистическим менеджером.

Из многообразия задач, стоящих  перед логистикой в международном

бизнесе, выделим основные:

    • оптимизация процесса ценообразования закупаемых, производимых и поставляемых товаров и услуг;
    • выбор оптимального количества закупаемых товаров и услуг;
    • обеспечение оптимального уровня качества продукции и услуг;
    • определение уровня потребности в данном товаре или услуге на конкретном внутреннем и (или) внешнем рынке;
    • выбор между доставкой с организацией промежуточного складирования или без промежуточного складирования;
    • определение оптимального уровня логистического сервиса;
    • выбор наиболее совершенных технологий для производства продукции и услуг;
    • организация работы зарубежных филиалов компании;
    • анализ международной конкурентной среды и получение конку рентных преимуществ.

Современные подходы к  оптимизации процесса ценообразования  закупаемых, производимых и поставляемых товаров и услуг базируются:

    • на усилении централизации в складировании, которая проявляется в уменьшении количества складов;
    • на более широком привлечении аутсорсинговых компаний по предоставлению логистических услуг;
    • на продолжающемся расширении применения в деятельности компаний микрологистической концепции «точно в срок» (just-in-time) и связанным с этим сокращением запасов.

В частности, в начале XXI в. компания Lucent Technologies внесла изменения в построение своих цепей поставок, передав значительную часть логистических функций аутсорсинговым компаниям, сократив число собственных складов с 300 до 54 и уменьшив собственные запасы с 8 млрд дол. до 0,8 млрд.

Определение уровня потребности  в данном товаре или услуге на конкретном внутреннем и (или) внешнем рынке необходимо для выработки стратегии поведения компании и получения конкурентных преимуществ. Выбор между доставкой и организацией складирования или доставкой без промежуточного складирования основан на анализе логистических издержек. Для определения оптимального уровня логистического сервиса необходимо проанализировать: сервисное обслуживание продукции, сервис удовлетворения потребительского спроса, сервис оказания производственных услуг, сервис послепродажного обслуживания, сервис финансового и информационного обслуживания.

Выбор наиболее совершенных  технологий для производства продукции и услуг особенно необходим в современных условиях ускорения научно-технического прогресса (НТП), повышения концентрации капиталов и научных достижений. Организация работы зарубежных филиалов бывает более выгодной в случае высоких таможенных пошлин или других препятствий при пересечении национальных границ. Кроме того, организация производства на зарубежных рынках дает возможность быть ближе к потребителю и увеличить долю компании на конкретном рынке товаров или услуг. Анализ международной конкурентной среды и получение конкурентных преимуществ является неотъемлемой частью деятельности компании на мировом рынке.

Компании, применяющие принципы международной логистики, проходят несколько стадий в процессе своего развития.

I стадия.  Для нее характерно отсутствие связи компании с мировым рынком. Национальная компания контактирует с посредником, проводящим все необходимые внешнеторговые операции. При этом сокращается прибыль отечественной компании и отсутствует возможность осуществления логистической деятельности на международном уровне.

II стадия. Компания осуществляет международные операции, но пользуется услугами посредников на экспортных рынках. Компания увеличивает прибыль за счет осуществления логистики в международном бизнесе, но недостаточно восприимчива к особенностям того рынка, куда

осуществляется экспорт  продукции.

III стадия.  Характеризуется самостоятельной работой компании-экспортера на рынке страны, куда поставляется продукция. Однако здесь используются формы и методы работы, характерные для материнской компании без учета национальных особенностей.

IV стадия. Компания на зарубежном рынке привлекает местных менеджеров и даже использует местные методы организации работы, но оценка деятельности производится в соответствии с критериями материнской компании.

Для последней стадии —  стадии V — характерно создание региональных штаб-квартир в определенной географической зоне для организации деятельности на основе международной логистики с использованием взаимного обмена знаниями и проведением самостоятельной хозяйственной политики.

Одной из получивших широкое  распространение форм применения международной  логистики в деятельности транснациональных  компаний (ТНК) стала замена экспорта товаров из страны базирования материнской  компании на производство в филиалах предприятиях, расположенных в зарубежных странах, с последующей реализацией  там же или в третьих странах. Данные процессы были вызваны возможностями  использования рабочей силы с  более низкой зарплатой, меньшими налогами, желанием обойти таможенные или другие законодательные барьеры, возможностью приближения к конечному потребителю  и т.д.

Различают три основных вида организации зарубежных филиалов (foreign affiliates) ТНК: отделение (division, branch), дочерняя компания (англ. subsidiary) и ассоциированная компания (associated company). Отделение регистрируется за рубежом, но полностью принадлежит родительской фирме и не является юридическим лицом. Дочерняя компания регистрируется за рубежом, является юридическим лицом, но контроль над ней осуществляет родительская фирма, которая обладает основной частью акций дочерней компании (более 50%) или же всем ее капиталом. Ассоциированная компания находится под влиянием родительской фирмы, так как той принадлежит существенная (до 50%) часть акций.

Еще одним из новых подходов в деятельности ТНК стало использование специалистов из стран базирования заграничных филиалов ТНК, что связано с повышением самостоятельности последних, использованием работников, лучше знающих национальные особенности страны, децентрализацией управления в ТНК, которая идет сегодня по двум основным направлениям:

    • через распределение полномочий между филиалами ТНК по географическому признаку, когда в отдельном регионе или стране создается штаб, принимающий все необходимые решения в рамках, определенных головной компанией (данный подход наиболее характерен для ТНК, про изводящих в основном небольшой ассортимент продукции, например, Singer, Nestle и др.);
    • через распределение полномочий между подразделениями ТНК, каждое из которых осуществляет управление отдельным видом продукции независимо от географического базирования (такой подход чаще используют компании, выпускающие широкий ассортимент продукции, например, General Electric и др.).

 

ТНК, создавая заграничные  филиалы, тем самым изменяют и  сам характер используемых методов  осуществления логистики в международном бизнесе. Их ведущая роль в формировании форм и методов применения международной логистики определяется главенствующей ролью в мировой торговле и производстве и тем, что в них сосредоточена значительная часть научно-технических достижений и опыта промышленно развитых стран.


Информация о работе Основные понятия и тенденции международной логистики