Основы логистического подхода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 20:23, реферат

Описание работы

Логистика — некоторая производственная инфраструктура экономики, основанная на четком взаимодействии спроса, снабжения производства, транспорта и распределения продукции. В этом определении явно отражен макроэкономический взгляд на логистику с одной из актуальнейших сторон развития экономики — стороны комплекса хозяйственного обслуживания, т. е. ее инфраструктуры.
Понятие “логистика” в переводе с древнегреческого языка означает “мышление, расчет, целесообразность”.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………………………….1
2. Содержание универсальной концепции, основополагающие постулаты……………….………………………………………………………...………4
3. Основные принципы логистическойсистемы…………………………………………6
4. Основы логистического подхода…………………………………………………….....8
5. Заключение……………………………………………………………………….……..10
6. Список использованной литературы…………………………………………….……

Файлы: 1 файл

Логистика реферат.docx

— 35.75 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Введение………………………………………………………………………………….1
  2. Содержание универсальной концепции, основополагающие постулаты……………….………………………………………………………...………4
  3. Основные принципы логистической системы…………………………………………6
  4. Основы логистического подхода…………………………………………………….....8
  5. Заключение……………………………………………………………………….……..10
  6. Список использованной литературы…………………………………………….……12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Логистика — некоторая  производственная инфраструктура экономики, основанная на четком взаимодействии спроса, снабжения производства, транспорта и распределения продукции. В  этом определении явно отражен макроэкономический взгляд на логистику с одной из актуальнейших сторон развития экономики  — стороны комплекса хозяйственного обслуживания, т. е. ее инфраструктуры.

Понятие “логистика” в  переводе с древнегреческого языка  означает “мышление, расчет, целесообразность”. Развитие общества обуславливало изменения  понятия этого термина. Логисты  Древнего Рима занимались распределением продовольствия. Логистика Х века носила военный оттенок и означала “снабжение армии и руководство  ее перемещениями”. Ученый немецкого  происхождения Г.В. Лейбниц считал, что это математическая логика. ХХ век внес коррективы в этот термин, ассоциируя его с рыночной деятельностью, а именно, с поиском новых методов  оптимизации, способных привести к  уменьшению издержек производства и  эффективному распределению товаров.

Деятельность предприятий  и организаций в области логистики  для достижения конкурентных преимуществ складывается из нескольких правил, которые получили название "шесть правил логистики":

1. Груз - нужный товар;

2. Качество - необходимого  качества;

3. Количество - в необходимом  количестве;

4. Время - должен быть  доставлен в нужное время;

5. Место - в нужное место;

6. Затраты - с минимальными  затратами.

Логистическая деятельность должна носить интеграционный характер, иначе достижение этих шести правил не возможно. Необходима интеграция всех субъектов участвующих в логистической  цепочке в логистическую систему. Например, если на кирпичный комбинат транспортная организация, осуществляющая снабжения комбината глиной, транспортирует глину не того качества, с примесями  и землей, произойдет ухудшение качества выходящего кирпича, он будет менее  прочным, крошащимся. Тем самым такой  кирпич будут покупать меньше, и  лучше купят более надежный и  качественный у конкурентов. Конкурентоспособность данного кирпича упала, и не о каких конкурентных преимуществах говорить нельзя.

Западными учеными и специалистами  было разработано множество логистических  концепций, успешно применяемых  на многих известных предприятиях и  корпорациях, которые дали значительные конкурентные преимущества выпускаемым  ими товарам и позволили стать  предприятиям ведущими в своей отрасли  производства.

Термин «концепция» означает способ понимания, трактовки объекта  исследования, основную точку зрения по данному вопросу, руководящую  идею для систематизированного освещения. Также - ведущий замысел, методологические принципы, постулатную основу в научно-исследовательской разработке.

Используя это определение, логистическую концепцию для  организаций бизнеса можно трактовать как парадигму (руководящую идею), как платформу поддержки бизнеса  и инструментарий оптимизации ресурсов фирмы при управлении основными  и сопутствующими потоками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание универсальной  концепции, постулаты

Концепция логистики продолжает находиться в режиме дискуссии, поэтому  мнения специалистов, рассматривающих  ее в экономических и управленческих ракурсах, расходятся. Вот некоторые  из них:

  • Отслеживание движения материальных, энергетических, кадровых ресурсов, а также потоков информации в различных системах методами планирования, управления и контроля. (I Европейский конгресс по логистике, Берлин, 1974 г.).
  • Оптимизация общих затрат производственно-коммерческой деятельности фирм с целью повышения их конкурентноспособности и достижения целей бизнеса (стратегических и тактических).
  • Сфера менеджмента, включающая разработку, внедрение и развитие логистических программ для управления материальными и прочими потоками от начальной точки – поставщика до конечного потребления с целью своевременного реагирования на колебания рыночного спроса.
  • Система планирования и обеспечения потребителей товарами, услугами и необходимой информацией, целью которой является полное удовлетворение запросов потребителей. (Совет логистического менеджмента Америки, 1991 г.).

Американские специалисты, изучающие эту науку, Пол Конверс и Питер Дракер впервые подчеркнули направленность цели логистики – максимальное удовлетворение потребительских запросов в самые краткие сроки. Некоторые специалисты рассматривают логистические цели в комплексе, представляя их в виде треугольника, составляющими которого являются удовлетворенность потребителей, уровни активов и логистические издержки.

Как уже отмечалось, в  теории и практике исследований, изысканий  и применений имеет место некоторое  множество различных концепций, а отсюда и определений логистики, однако все они имеют общими по крайней мере два основополагающих концепта:

1) объектом логистики  является некоторый потоковый  процесс (как правило, многозвенный  и многослойный — материализованный,  финансовый, информационный, другого  рода и их сочетания);

2) охватывающая исследования  и изыскания некоторая системная  целостность, включающая все узлы  и элементы потокового процесса, а также некоторые аспекты  внимания (рассмотрения).

Отсюда и основные постулаты построения такой концепции могут быть сведены к следующим четырем принципиальным положениям:

  1. объектами исследований, изысканий и преобразований в логистике являются потоковые (материальные, финансовые и соответствующие им информационные или их сочетания) процессы в экономических сферах воспроизводства и обращения; 
  2. целевая функция исследований, изысканий и разработок предполагает оптимизацию соответствующих потоков путем поиска и максимальной мобилизации имеющихся резервов для повышения эффективности их реализации; 
  3. оптимизация потоковых процессов ведется с позиции единого целого, как системы и/или интегрированной системной совокупности; 
  4. базовым инструментом логистической оптимизации потоковых процессов служит теоретический аппарат ряда фундаментальных и прикладных наук.

 

В одной из конкурирующих  концепций (зародившейся на Западе и  нашедшей сторонников из числа бывших «снабженцев» в нашей стране) обнаруживается прямое стремление объявить деятельность, ранее известную как материально-техническое  снабжение (МТС), и управление потреблением материальных ресурсов иноязычным словом «логистика», ссылаясь на семантику  и историю использования этого  слова в английском языке (как уже упоминалось выше). При этом предметом исследований, изысканий и приложений оказывается главным образом сама организация материальных потоков, соответствующих этому звену производственно-коммерческой деятельности. В другой концепции содержится, хотя и слегка завуалированное потоковыми формами рассмотрения объекта внимания, стремление подменить этим новым словом (логистика) профессиональные функции организаторов технологии производства, планировщиков, контролеров, управленцев, закрепленные, как правило, за профессионалами по хозяйственному управлению, именуемому теперь в нашей стране менеджментом. На наш взгляд, не могут быть оправданны (тем более вряд ли доказательно обоснованы) как простое переименование давно и хорошо известных профессиональных видов деятельности (MTO — материально-техническое обеспечение, ресурсопотребление, сбыт) иноязычным термином, не меняющим существо понимания деятельности, так и подмена (или по сути дублирование) функции, известной как менеджмент, но называемой почему-то «логистикой». В конечном счете, если подытожить сравнительный анализ концепций, претендующих в качестве основы дисциплины с одноименным названием «логистика», то обнаруживаются не столько противоречия их, сколько олицетворение трех разных существ дела, так как при практически одном и том же объекте исследований, изысканий и приложений (в форме потоков или потоковых процессов) у них оказываются принципиально разные предметы внимания и изысканий. Если в универсальной концепции предметом изысканий является сквозная организационно-аналитическая оптимизация потоков как системы (в этом случае считается, что потоки уже созданы или организуются другими профессионалами, службами, организаторами производства, коммерции, МТС, сбыта, транспорта и т. д.), то по второй и третьей концепции — это организация самих потоков, т. е. фактически подмена специалистов других профессий: снабженцев, плановиков, сбытовиков, управленцев, контролеров и т.п. Здесь очевидна эклектика.

Современные экономические  тенденции выстраивают универсальную  концепцию логистики, основными  аспектами которой являются:

  • объекты исследований и преобразований: потоки в различных системах – материальные, финансовые, сервисные, информационные и др.;
  • цель разработок и исследований – поиск и полная мобилизация резервов с целью оптимизации этих потоков;
  • потоковые процессы рассматриваются в комплексе, как единое целое;
  • основой логистической оптимизации потоков является теоретический аппарат как фундаментальных, так и прикладных наук.

Одним из условий оптимизации  логистических систем в экономике  считается соблюдение единства потоковых  процессов в различных сферах: управлении, технологии, экономики  и информации. Чтобы увеличить  эффективность исследования, ученые выстроили иерархическую структуру  теории логистики:

  • Металогистика занимается изучением совокупности потоков жизнедеятельности общества, при этом определяются оптимальные цели и приоритетные направления его развития
  • Мезологистика подразумевает изучение логистической деятельности различных отраслей народного хозяйства и экономических регионов.
  • Макрологистика осуществляет анализ внутренней среды организации, занимаясь разработками, координирующими работу поставщиков, производителей, перевозчиков, учитывая при этом интересы потребителей. Кроме того, она нацелена на оптимизацию складских и транспортных процессов и распределения ГП.
  • Микрологистика – это научное направление, занимающееся анализом процессов, происходящих во внутренней среде предприятия, а также разработкой методов решения проблем в сфере планирования, подготовки, продажи и контроля перемещения различных потоковых процессов внутри организации.

Основные принципы логистической  системы

В свете указанных положений  важно заметить, что всемирная  история научно-технического, экономического и социального прогресса представляет собой ни что иное, как бесконечный процесс совершенствования всех видов человеческой деятельности и образуемых при этом системных взаимосвязей. Не лишним будет также напомнить, что на научном языке (и не только на языке математики) всякое совершенствование именуется оптимизацией. Сам процесс последовательной оптимизации любой системы может быть изображен траекторией в виде сигмоидальной (S-образной) кривой, которая идентифицируется в математике так называемой «логистической функцией».

Ее закономерность описана  известным уравнением Ферхюльста:

У = А/(1 + 10а + bх) + С,

где: У — значение функции; 
А — расстояние между верхней и нижней асимптотами; 
а и b — параметры (наклон, изгиб, точки перегиба кривой); 
х — время;

С — значение нижней асимптоты, с которого начинается рост функции.


На рисунке пологая  часть кривой характеризует начальный  этап развития процесса (I). Крутой подъем кривой (II) соответствует ускоренному  этапу оптимизации процесса. Асимптотическая  — почти горизонтальная часть  кривой (III) отражает уровень предельно  возможной оптимизации процесса. Наконец, окончание кривой (IV) знаменует собой необходимость перехода к принципиально новой методологии оптимизации. 
В рамках рассматриваемой универсальной концепции логистики оптимизация не предполагает обязательного достижения экстремума, целевой функции, а лишь активное движение навстречу к нему. Иными словами, в логистике речь всегда идет о поиске и выборе решения, лучшего по сравнению с тем, которое уже имеется. Именно такое рассмотрение потоковых процессов в экономике, увязанное с методологией их изучения, способами оптимизации и оценки принимаемых решений (мер или действий), должно было бы послужить универсальному толкованию понятий «логистика» и «логистическая деятельность». 
Однако принятые сегодня толкования этих понятий довольно условны, поскольку «приземлены» лишь на потоковые процессы, объединяющие снабжение, производство и распределение продукции, а нередко и на составляющие их этапы или звенья. Так, в довольно распространенной концепции логистики, рожденной на Западе и нашедшей многих сторонников из числа бывших отечественных снабженцев, обнаруживается прямое стремление отождествить ее суть с деятельностью по материально-техническому снабжению производства и управлению его ресурсами. Сторонники указанной концепции убеждены, что предметом логистики является только организация материальных потоков в производственно-коммерческой сфере. 
Другая концепция проявляется в желании отождествить понятие «логистическая деятельность» с профессиональными действиями специалистов, занимающихся организацией производства, его планированием, т.е. с функциями хозяйственников-управленцев, именуемых сегодня менеджерами. Такая концепция обосновывается связью указанных функций с потоковыми процессами материалов, сырья, готовой продукции. 
Существуют и другие близкие по содержанию концепции. В отличие от них универсальная концепция не базируется на словесной подмене известной деятельности. Ее функциональная особенность состоит в комплексном анализе, синтезе и оптимизации уже действующих, организованных или предложенных снабженцами, плановиками, финансистами, менеджерами, сбытовиками материальных и связанных с ними потоков. 
Именно такая универсальная концепция должна получить свою особую нишу в системах научной и практической деятельности. 
На мой взгляд, имеются все основания для распространения в будущем этой универсальной концепции на всю экономику в национальном и мировом масштабах, т. е. для появления новой ступени в ее развитии, именуемой логистическим этапом экономики. Ведь в трактовке известного американского экономиста П. Самуэльсона «экономика — наука о том, как общества используют ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяют их среди различных групп людей». 
Опираясь на универсальную концепцию логистики, позволительно дать ей следующее определение: «логистика — новое направление научно-практической деятельности, целевой функцией которого является сквозная организационно-аналитическая оптимизация экономических потоковых процессов».

Информация о работе Основы логистического подхода