Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:49, лекция
Логистика начала развиваться как военная наука и, начиная со второй половины XX в., нашла применение в экономике. В обоих случаях оба направления логистики имеют общие элементы - согласованность действий при управлении материальными потоками, их рациональность, точный расчет.
Понятие и сущность логистики
исторический очерк развития логистики;
- определение понятия логистики;
-
специфика логистического
-
предпосылки развития
- этапы развития логистики в экономике;
-
экономический эффект от
Логистика начала развиваться как военная наука и, начиная со второй половины XX в., нашла применение в экономике. В обоих случаях оба направления логистики имеют общие элементы - согласованность действий при управлении материальными потоками, их рациональность, точный расчет.
Логистику определяют как планирование, организацию и контролирование всех видов деятельности по перемещению и складированию, которые обеспечивают прохождение материального и связанного с ним информационного потоков от пункта закупки сырья до пункта конечного потребления.
Логистика разрабатывает новые, более эффективные методы управления материальными и информационными потоками в сферах производства и обращения и обеспечивает применение этих методов.
Расширение сферы применения логистики в 80-90 гг. объясняется ее развитием, при этом идея и метод логистики начинают выходить за рамки управления материальными потоками и применяться в более широком плане (например, банковская логистика). Причина - высокая доля (свыше 70%) логистической составляющей в стоимости товара.
Специфика логистики заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками; в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками.
Существуют две модели управления материальными потоками: традиционная и построенная на принципах логистики. При этом необходимо отличать системы управления, построенные по традиционным моделям, формулировать задачу их логистического совершенствования, выделяя существенные резервы повышения эффективности функционирования и конкурентоспособности анализируемого объекта.
Применение логистики в
Экономический эффект от применения логистики рассматривают в следующих слагаемых:
- снижение запасов на всем пути движения материального потока;
-
сокращение времени
-
снижение транспортных расходов
-
сокращение затрат ручного
овароснабжение — совокупность мероприятий по удовлетворению потребности розничной торговой сети в товарах. Эти мероприятия включают в себя целый комплекс коммерческих и технологических операций по доведению до предприятий розничной торговли товаров в количестве и ассортименте, соответствующих спросу населения.
От организации
величина товарных запасов; оборачиваемость товаров и другие показатели работы торговых предприятий. Следовательно, рационально организованное товароснабжение оказывает положительное влияние и на экономическую эффективность деятельности розничных торговых предприятий.
На организацию
• размещение сети розничных торговых предприятий по отношению к источникам товароснабжения;
• транспортные условия;
• тип розничного торгового предприятия и величина его торговой и складской площади;
• оснащенность предприятий розничной торговли торгово-технологическим оборудованием для хранения и внутримагазинного перемещения товаров (холодильным, подъемно-транспортным и др.).
Рациональная
организация товароснабжения
Планомерность товароснабжения означает осуществление его по графикам, определяющим частоту и периодичность завоза товаров.
Ритмичность
снабжения проявляется в
Оперативность
товароснабжения
Экономичность товароснабжения предполагает его осуществление с минимальными затратами рабочего времени, материальных и денежных средств. Этому способствует эффективное использование транспортных средств, механизация погрузочно-разгрузочных работ, правильное и своевременное оформление документов по отпуску и приемке товаров.
В зависимости
от источников поступления товаров
различают две формы
Транзитная форма доставки применяется для снабжения розничных торговых предприятий товарами простого ассортимента, а также товарами повседневного спроса, производство которых осуществляется в районах потребления (молоко и молочные продукты, хлеб и хлебобулочные изделия, овощи и т. п.).
При складской форме товары завозятся в розничную торговую сеть со складов оптовых предприятий. Применение такой формы снабжения наиболее удобно при доставке товаров сложного ассортимента, которые нуждаются в предварительной подсортировке.
Товароснабжение розничной торговой сети может быть децентрализованным и централизованным.
Децентрализованный метод
Централизованная доставка является
наиболее эффективным методом
В качестве примера рассмотрим организацию снабжения магазинов товарами, централизованно доставляемыми со склада оптового предприятия.
Для правильной организации централизованной доставки на складе проводятся подготовительные мероприятия. Они включают в себя:
• определение перечня и
• анализ расположения розничной торговой сети;
• определение грузооборота (количества товаров, доставляемого в магазин за определенный период, выраженного в тоннах);
• расчет частоты завоза товаров для каждого магазина и оптимальных размеров поставок;
• разработку маршрутов и графиков завоза товаров в магазины;
• расчет потребности в инвентарной таре и автотранспортных средствах.
Перечень товаров, централизованно
доставляемых со склада, будет зависеть
от ассортиментного профиля
Анализ расположения розничной торговой сети проводят на основании таких данных о каждом магазине, как его тип (ассортиментный профиль), место расположения, расстояние до склада, среднемесячный товарооборот, режим работы (часы работы, время обеденного перерыва, выходные дни).
Для расчета грузооборота используют данные о товарообороте за соответствующий период и средней цене 1 т товара.
При определении частоты завоза товаров и размера поставки исходят из среднедневного объема продажи, размеров установленных неснижаемых товарных запасов и других факторов. Это позволяет обеспечить стабильность ассортимента и бесперебойную продажу товаров до их следующего завоза. Учитывают также физико-химические свойства и сроки реализации товаров. Например, хлеб и хлебобулочные изделия завозятся в магазины ежедневно. Такой же может быть и частота завоза молока и молочных продуктов, колбасных изделий и копченостей. Другие продовольственные товары, имеющие ограниченные, но более продолжительные сроки реализации, завозятся реже (2-3 раза в неделю).
Поскольку со склада оптового предприятия в магазины, как правило, поступают продовольственные товары с длительными сроками реализации, а также непродовольственные товары; то они завозятся один раз в неделю или реже. Новые товары целесообразно заказывать небольшими партиями, чтобы определить спрос на них.
Частота завоза и размер поставки товаров во многом зависят и от технических возможностей магазина: наличия помещений для приемки и хранения товаров и их емкости, а для магазинов, торгующих скоропортящимися товарами, холодильного оборудования.
На основании данных о расположении магазинов, частоте завоза в них товаров и объемах поставки разрабатывают маршруты, централизованной доставки. Они составляются таким образом, чтобы более эффективно использовать грузоподъемность автомобилей и сократить их непроизводительные пробеги. При этом маршруты могут быть маятниковыми или кольцевыми.
Маятниковые (линейные) маршруты разрабатывают для магазинов, объем поставки в которые равен или кратен грузоподъемности автомобиля с учетом объемной массы груза. Их используют для доставки товаров в один магазин либо одним автомобилем за один или несколько рейсов, либо несколькими автомобилями.
Кольцевые маршруты применяют для доставки товаров в магазины, размер поставок в которые меньше грузоподъемности автомобиля. Завоз товаров осуществляется за один рейс в несколько магазинов, находящихся по пути движения автомобиля. Такие маршруты составляют с учетом кратчайших расстояний между магазинами, для которых частота завоза товаров одинакова. Учитывают также размер поставок, с тем чтобы полностью загрузить автомобиль. При этом в него сначала загружают товары, предназначенные для магазина, находящегося в конечном пункте маршрута.
Для составления маршрутов
Составление маршрутов проводится в определенном порядке: сначала разрабатывают маятниковые, а затем кольцевые.
После определения количества маршрутов рассчитывают время оборота автомобиля на каждом из них и составляют график завоза товаров. Он представляет собой расписание, в котором указано время отборки и доставки товаров в каждый магазин. При этом время доставки товаров не должно совпадать со временем обеденного перерыва в магазине.
В зависимости от количества маршрутов, среднедневного грузооборота и ассортимента доставляемых со склада товаров рассчитывают необходимое количество инвентарной многооборотной тары (в том числе тары-оборудования) и транспортных средств.
Основанием для завоза товаров в магазин служит заявка. Ее составляют по установленной форме в двух экземплярах. В заявке указывается необходимое количество товаров каждого наименования (с учетом основных ассортиментных признаков).
Подписанная заведующим или директором магазина и заверенная печатью, заявка направляется на склад оптового предприятия, в его диспетчерскую службу. Работники службы обобщают поступившие заявки и дают задания соответствующим подразделениям склада на комплектование и отправку товаров в магазины.
В обязанности диспетчеров входит поддержание постоянной связи с магазинами, контроль обеспеченности их товарами в соответствующем ассортименте.