Понятие и сущность логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:49, лекция

Описание работы

Логистика начала развиваться как военная наука и, начиная со второй половины XX в., нашла применение в экономике. В обоих случаях оба направления логистики имеют общие элементы - согласованность действий при управлении материальными потоками, их рациональность, точный расчет.

Файлы: 1 файл

Понятие и сущность логистики.doc

— 48.50 Кб (Скачать файл)

Понятие и сущность логистики

    исторический очерк развития  логистики;

 

-             определение понятия логистики;

 

-              специфика логистического подхода  к управлению материальными потоками;

 

-             предпосылки развития логистики;

 

-             этапы развития логистики в экономике;

 

-             экономический эффект от использования  логистики.

 

Логистика начала развиваться  как  военная  наука и, начиная со второй половины XX в., нашла применение в  экономике. В обоих случаях оба  направления логистики имеют общие элементы - согласованность действий при управлении материальными потоками, их рациональность, точный расчет.

 

Логистику определяют как планирование, организацию и контролирование  всех видов деятельности по перемещению  и складированию, которые обеспечивают прохождение материального и связанного с ним информационного потоков от пункта закупки сырья до пункта конечного потребления.

 

Логистика разрабатывает новые, более  эффективные методы управления материальными  и информационными потоками в сферах производства и обращения и обеспечивает применение этих методов.

 

Расширение сферы применения логистики  в 80-90 гг. объясняется ее развитием, при этом идея и метод логистики  начинают выходить за рамки управления материальными потоками и применяться в более широком плане (например, банковская логистика). Причина - высокая доля (свыше 70%) логистической составляющей в стоимости товара.

 

Специфика логистики заключается  в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными  потоками; в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками.

 

Существуют две модели управления материальными потоками: традиционная и построенная на принципах логистики. При этом необходимо отличать системы управления, построенные по традиционным моделям, формулировать задачу их логистического совершенствования, выделяя существенные резервы повышения эффективности функционирования и конкурентоспособности анализируемого объекта.

 

Применение логистики в экономике  обусловлено как внешними по отношению  к системам управления материальными  потоками факторами, так и развитием  самого логистического метода. Внешние  факторы -переход от рынка продавца к рынку покупателя, усиление конкурентоспособности, энергетический кризис 70-х гг., достижения НТП, компьютеризация управления материальными потоками и индустриализация процессов товародвижения.

 

Экономический эффект от применения логистики рассматривают в следующих слагаемых:

 

-               снижение запасов на всем пути  движения материального потока;

 

-               сокращение времени прохождения  товаров по логистической цени;

 

-               снижение транспортных расходов;

 

-                сокращение затрат ручного труда  и соответствующих расходов на  операции с грузом.

 

 

 

 

 

 

 

овароснабжение — совокупность мероприятий по удовлетворению потребности  розничной торговой сети в товарах. Эти мероприятия включают в себя целый комплекс коммерческих и технологических операций по доведению до предприятий розничной торговли товаров в количестве и ассортименте, соответствующих спросу населения.

 

От организации товароснабжения  во многом зависит полнота и стабильность ассортимента товаров, предлагаемых розничными торговыми предприятиями населению, а значит и степень удовлетворения покупательского спроса;

 

величина товарных запасов; оборачиваемость  товаров и другие показатели работы торговых предприятий. Следовательно, рационально организованное товароснабжение оказывает положительное влияние и на экономическую эффективность деятельности розничных торговых предприятий.

 

На организацию товароснабжения  розничной торговой сети влияют многие факторы. К основным из них можно  отнести:

 

• размещение сети розничных торговых предприятий по отношению к источникам товароснабжения;

 

• транспортные условия;

 

• тип розничного торгового предприятия  и величина его торговой и складской  площади;

 

• оснащенность предприятий розничной  торговли торгово-технологическим оборудованием для хранения и внутримагазинного перемещения товаров (холодильным, подъемно-транспортным и др.).

 

Рациональная  организация товароснабжения возможна при соблюдении ряда принципов. Среди  них наиболее значимыми являются: планомерность, ритмичность, оперативность и экономичность.

 

Планомерность товароснабжения означает осуществление  его по графикам, определяющим частоту  и периодичность завоза товаров.

 

Ритмичность снабжения проявляется в доставке товаров в розничную торговую сеть через определенные (как правило, равные) промежутки времени. Это обеспечивает бесперебойное снабжение предприятий розничной торговли товарами, способствует своевременному выделению работников для проведения приемки поступивших товаров, позволяет эффективно использовать складскую площадь и исключает образование излишних товарных запасов.

 

Оперативность товароснабжения предусматривает  зависимость периодичности доставки товаров от определенных условий. Такими условиями, например, являются уменьшение или увеличение спроса населения на те или иные товары в зависимости от времени года, моды и других причин.

 

Экономичность товароснабжения предполагает его  осуществление с минимальными затратами  рабочего времени, материальных и денежных средств. Этому способствует эффективное использование транспортных средств, механизация погрузочно-разгрузочных работ, правильное и своевременное оформление документов по отпуску и приемке товаров.

 

В зависимости  от источников поступления товаров  различают две формы товароснабжения - транзитную и складскую.

 

Транзитная  форма доставки применяется для  снабжения розничных торговых предприятий  товарами простого ассортимента, а  также товарами повседневного спроса, производство которых осуществляется в районах потребления (молоко и  молочные продукты, хлеб и хлебобулочные изделия, овощи и т. п.).

 

При складской  форме товары завозятся в розничную  торговую сеть со складов оптовых  предприятий. Применение такой формы  снабжения наиболее удобно при доставке товаров сложного ассортимента, которые  нуждаются в предварительной подсортировке.

 

Товароснабжение розничной торговой сети может быть децентрализованным и централизованным.

 

Децентрализованный метод доставки товаров заключается в том, что выполнение всех операций по вывозу товаров со склада поставщика возлагается на магазин или любое другое предприятие розничной торговли. Применение этого метода ведет к росту издержек обращения (за счет транспортных расходов, так как большинство магазинов не имеет собственных транспортных средств), нерациональному использованию грузоподъемности автотранспорта из-за его неполной загрузки. Кроме того, работники магазина вынуждены отвлекаться от выполнения своих функций по обслуживанию покупателей, особенно при большом числе поставщиков.

 

Централизованная доставка является наиболее эффективным методом товароснабжения, так как осуществляется силами и  средствами поставщика. В его обязанности  при этом входит погрузка транспортных средств, перевозка грузов (собственным автотранспортом или принадлежащим автотранспортным организациям), обеспечение сохранности и своевременной доставки товаров в магазин.

 

В качестве примера рассмотрим организацию  снабжения магазинов товарами, централизованно  доставляемыми со склада оптового предприятия.

 

Для правильной организации централизованной доставки на складе проводятся подготовительные мероприятия. Они включают в себя:

 

• определение перечня и минимальных  норм доставляемых в магазины товаров;

 

• анализ расположения розничной торговой сети;

 

• определение грузооборота (количества товаров, доставляемого в магазин  за определенный период, выраженного  в тоннах);

 

• расчет частоты завоза товаров  для каждого магазина и оптимальных  размеров поставок;

 

• разработку маршрутов и графиков завоза товаров в магазины;

 

• расчет потребности в инвентарной  таре и автотранспортных средствах.

 

Перечень товаров, централизованно  доставляемых со склада, будет зависеть от ассортиментного профиля магазина. Он должен составляться с учетом того, что часть товаров может поступать в магазины непосредственно с промышленных предприятий.

 

Анализ расположения розничной  торговой сети проводят на основании  таких данных о каждом магазине, как его тип (ассортиментный профиль), место расположения, расстояние до склада, среднемесячный товарооборот, режим работы (часы работы, время обеденного перерыва, выходные дни).

 

Для расчета грузооборота используют данные о товарообороте за соответствующий  период и средней цене 1 т товара.

 

При определении частоты завоза товаров и размера поставки исходят из среднедневного объема продажи, размеров установленных неснижаемых товарных запасов и других факторов. Это позволяет обеспечить стабильность ассортимента и бесперебойную продажу товаров до их следующего завоза. Учитывают также физико-химические свойства и сроки реализации товаров. Например, хлеб и хлебобулочные изделия завозятся в магазины ежедневно. Такой же может быть и частота завоза молока и молочных продуктов, колбасных изделий и копченостей. Другие продовольственные товары, имеющие ограниченные, но более продолжительные сроки реализации, завозятся реже (2-3 раза в неделю).

 

Поскольку со склада оптового предприятия  в магазины, как правило, поступают  продовольственные товары с длительными  сроками реализации, а также непродовольственные товары; то они завозятся один раз в неделю или реже. Новые товары целесообразно заказывать небольшими партиями, чтобы определить спрос на них.

 

Частота завоза и размер поставки товаров во многом зависят и от технических возможностей магазина: наличия помещений для приемки и хранения товаров и их емкости, а для магазинов, торгующих скоропортящимися товарами, холодильного оборудования.

 

На основании данных о расположении магазинов, частоте завоза в них  товаров и объемах поставки разрабатывают маршруты, централизованной доставки. Они составляются таким образом, чтобы более эффективно использовать грузоподъемность автомобилей и сократить их непроизводительные пробеги. При этом маршруты могут быть маятниковыми или кольцевыми.

 

Маятниковые  (линейные) маршруты разрабатывают для магазинов, объем поставки в которые равен или кратен грузоподъемности автомобиля с учетом объемной массы груза. Их используют для доставки товаров в один магазин либо одним автомобилем за один или несколько рейсов, либо несколькими автомобилями.

 

Кольцевые маршруты применяют для  доставки товаров в магазины, размер поставок в которые меньше грузоподъемности автомобиля. Завоз товаров осуществляется за один рейс в несколько магазинов, находящихся по пути движения автомобиля. Такие маршруты составляют с учетом кратчайших расстояний между магазинами, для которых частота завоза товаров одинакова. Учитывают также размер поставок, с тем чтобы полностью загрузить автомобиль. При этом в него сначала загружают товары, предназначенные для магазина, находящегося в конечном пункте маршрута.

 

Для составления маршрутов используют карту-схему зоны обслуживания склада. На ней указывают места расположения самого склада, населенных пунктов, в  которых имеются обслуживаемые  им магазины, а также соединяющие их дороги.

 

Составление маршрутов проводится в определенном порядке: сначала разрабатывают  маятниковые, а затем кольцевые.

 

После определения  количества маршрутов рассчитывают время оборота автомобиля на каждом из них и составляют график завоза товаров. Он представляет собой расписание, в котором указано время отборки и доставки товаров в каждый магазин. При этом время доставки товаров не должно совпадать со временем обеденного перерыва в магазине.

 

В зависимости  от количества маршрутов, среднедневного грузооборота и ассортимента доставляемых со склада товаров рассчитывают необходимое количество инвентарной многооборотной тары (в том числе тары-оборудования) и транспортных средств.

 

Основанием  для завоза товаров в магазин  служит заявка. Ее составляют по установленной форме в двух экземплярах. В заявке указывается необходимое количество товаров каждого наименования (с учетом основных ассортиментных признаков).

 

Подписанная заведующим или директором магазина и заверенная печатью, заявка направляется на склад оптового предприятия, в его диспетчерскую службу. Работники службы обобщают поступившие заявки и дают задания соответствующим подразделениям склада на комплектование и отправку товаров в магазины.

 

В обязанности  диспетчеров входит поддержание постоянной связи с магазинами, контроль обеспеченности их товарами в соответствующем ассортименте.


Информация о работе Понятие и сущность логистики