Понятие логистических издержек, их сущность и классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2015 в 19:38, контрольная работа

Описание работы

Основная цель работы – исследовать структуру логистических издержек, источники их возникновения и разработать рекомендации по управлению логистическими издержками предприятия. В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
− сформулировать понятие логистических издержек;
− раскрыть сущность издержек обращения и производства;
− дать классификацию издержек в логистике;
− выявить особенности учета логистических издержек;
− указать пути оптимизации уровня логистических издержек

Файлы: 1 файл

Логистические издержки.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

При соблюдении данных требований появляется возможность использовать важный критерий построения оптимального варианта логистической системы - минимум совокупных издержек на протяжении всей логистической цепи.

В логистике ключевым событием (объектом анализа) является заказ потребителя (клиент, продукт или услуга) и действия по выполнению этого заказа. Калькуляция издержек должна позволять определять, приносит ли конкретный заказ (клиент, продукт или услуга) прибыль.

 

Для эффективной калькуляции издержек необходимо5:

а) точно определить конкретные затраты, которые следует включить в схему анализа;

б) установить временные рамки затрат;

в) отнести затраты на конкретные факторы, имеющие отношение к оценке альтернативных действий;

г) установить критерий принятия решений.

 

В пределах предприятия логистические издержки рассчитывают:

    • в процентах от суммы продаж;
    • в процентах от стоимости чистой продукции;
    • в денежном выражении  в расчете  на  единицу массы сырья,    материалов,  готовой  продукции.

 

Логистические процессы пронизывают основные подразделения предприятия (закупка, производство, сбыт и т.п.) по горизонтали. Традиционные методы учета, происходящие на всех этапах логистической системы, направлены на определение затрат по функциональным областям (снабжение, транспорт, производство, запасы, сбыт) и не позволяют выделять затраты, возникающие в ходе осуществления сквозного процесса, формировать информацию о наиболее значимых затратах, а так же о характере их взаимодействия друг с другом. 
При традиционном учете издержек известно только во что обходится реализация той или иной функции (рис.1)

 

 

Рис.1. Традиционная система учета издержек по функциям

 

 

Специфика учета издержек в логистике заключается в группировке расходов не вокруг подразделений предприятия, а вокруг работ и операций, поглощающих ресурсы. Переход от управления по функциям к управлению процессом требует соответствующего перехода от учета издержек по функциям к учету издержек по процессам.

Учет издержек по процессам дает наглядную картину того, как формируются затраты, связанные с обслуживанием клиента, какова доля в них каждого из подразделений. Суммируя все расходы по горизонтали, можно определить затраты, связанные с отдельным процессом (рис.2).

 

Рис.2. Учет логистический издержек на всем пути движения       материального потока

 

Практическое  применение  концепции  учета  издержек по  процессам  предполагает:

  •   во-первых,  выявление  всех  вовлеченных  в  процесс подразделений;
  • во-вторых,  определение  изменения  затрат,  вызванного  отказом  от  данного  процесса.

Другими  словами,  должны  быть  определены расходы, которые  могут  быть  предотвращены,  если,  например,  данный  товар  не  будет  изготовлен  и  доведен  до  клиента.

Учет издержек в логистике не требует той тщательности, которая необходима в бухгалтерском учете. Главная задача здесь − выявить основные издержки и понять, как они взаимосвязаны друг с другом.

Система оценки логистических издержек нужна в первую очередь менеджерам по логистике, которые берут ее за основу принятия решения. Никакие правила или законы не требуют, чтобы учет затрат по процессам был представлен в финансовых отчетах.

Отличия отчетности для подготовки решения по логистике от финансового отчета:

 

а) отчет по логистическим издержкам более подробен и может содержать информацию, которая обычно не разглашается сторонним организациям;

б) отчет по логистическим издержкам более масштабен и может содержать как прошлые, так и будущие расходы и прибыль; он характеризует также потенциальный эффект от еще не принятых решений;

в) структура и содержание отчета по логистическим издержкам в большей степени зависят от специальных требований к логистическим решениям и коммуникациям в конкретной компании, чем от инструкций к финансовой отчетности.

Оценка логистических издержек по процессам зависит от субъективных суждений и решений. Какие затраты включить в анализ и каким образом их распределять - вопросы, на которые нет однозначных рецептов. Одно общее правило: конкретные затраты не следует приписывать тем логистическим факторам, которые неподконтрольны менеджерам организации.

Из-за субъективного характера процесса распределения издержек отчеты компаний одной и той же отрасли нередко имеют значительный разброс показателей логистических затрат. Важно понимать, что такой разброс не всегда имеет прямое отношение к фактическим различиям в эффективности логистических операций.

 

Требования к системе учета логистических издержек

 

  1. Необходимо выделять затраты, возникающие в процессе реализации каждой логистической функции.
  2. Необходимо вести учет издержек по логистическим процессам для выявления специфических издержек, связанных с одним процессом, но возникающих в разных подразделениях.
  3. Необходимо формировать информацию о наиболее значимых затратах.
  4. Необходимо формировать информацию о характере взаимодействия наиболее значимых затрат друг с другом.
  5. Необходимо определять изменения затрат, расходы, вызванные отказом от данного процесса.
  6. В соответствии с принципом тотальных затрат недостаточно контролировать только те затраты, которые образуются в пределах одного предприятия, необходимо выявлять затраты всех участников ЛЦ и выяснять механизм их образования и взаимную обусловленность.

3.Пути оптимизации уровня логистических издержек

 

Для того, чтобы оптимизировать уровень логистических затрат компании, необходимо провести детальный анализ по выделению логистических издержек.  Проведение этого анализа  необходимо  в  связи  с  тем,  что  зачастую  затраты на выполнение логистических функций учитываются раздельно,  в  бюджетах  разных  подразделений,  что приводит к уменьшению реальных объемов затрат на логистику в глазах менеджмента компании.  Кроме того, в ситуации, когда компания работает в нескольких сегментах рынка, логистические  издержки  зачастую  относятся  на  самый  крупный из сегментов, что искажает реальную картину прибыльности различных рыночных сегментов.

Все  издержки  компании  необходимо  разнести по нескольким (не более десяти) основным направлениям деятельности, часть  из которых условно рассматриваются как центры прибыли, а остальные — как центры затрат.

После выделения этих направлений представляется необходимым решить следующие задачи:

1)  определить долю  логистических расходов,  приходящихся  на региональные продажи и  продажи за пределами данного  региона. Этот процесс необходим  для определения прибыльности  каждого из географических рынков, которые обслуживает компания;

2)  определить долю  логистических расходов,  приходящуюся  на каждый из каналов продаж (дилерские, активные и продажи  через розничную сеть).  После  проведения этой операции  появится  возможность  сравнить  прибыльность  реализации продукции через каждый из каналов и выбрать наиболее и наименее приоритетные каналы сбыта;

3)  определить долю  логистических расходов,  приходящуюся  на каждую группу продукции.  Это позволит выяснить истинную  рентабельность каждой из групп  продуктов и определить  наиболее высокорентабельные сегменты  ассортимента.

 

Правила анализа логистических затрат

 
1.     Необходимо четко определять и обосновывать конкретные виды затрат, которые следует включать в схему анализа.                                             

2.   Определяются центры сосредоточения затрат, т. е. функциональные области бизнеса, где концентрируются значительные затраты и где снижение их уровня может обеспечить повышение добавленной ценности для потребителя.

3.   Выявляются важные пункты сосредоточения затрат в пределах каждого центра их концентрации, т. е. отдельные участки в рамках одного центра затрат.

4.  Затраты необходимо отнести на конкретные факторы, имеющие отношение к оценке альтернативных действий, и установить критерий принятия решений.

5.   Все затраты рассматриваются в виде единого потока,   сопровождающего конкретный бизнес-процесс.

6.   Стоимость следует рассматривать как сумму, которую платит потребитель, а не как сумму затрат, возникающую в пределах предприятия как юридического лица.

7.   Затраты классифицируют по признакам и анализируют каким-либо методом, производят диагностику затрат.

8.   Процесс оценки логистических затрат зависит от субъективных суждений и решений, т. к. нет однозначных правил определения того, какие затраты включать в анализ и как их распределять по разным носителям.

Методы анализа логистических затрат

1.   Бенчмаркинг структуры логистических затрат, который еще называют стратегическим анализом логистических затрат. Бенчмаркинг предполагает  сравнение положения предприятия с позиции затрат на обслуживание потребителей с другим, занимающимся аналогичным видом деятельности;

2.   Стоимостной анализ, который основан на изучении элементов затрат и направленный на снижение затрат.  Стоимостной анализ позволяет минимизировать затраты фирмы на изделие при разумных (для целевого рынка) уровнях его качественных характеристик, что, в свою очередь, позволяет существенно повысить конкурентоспособность товара. 

3.   Функционально-стоимостной анализ, который основан на тщательном изучении отдельных этапов процесса выполнения заказов потребителей и выяснении возможности их стандартизации для перехода к более дешевым технологиям. ФСА играет большую роль в снижении издержек производства и повышении эффективности материально-технического снабжения и закупочной деятельности предприятия.

Способы снижения уровня логистических затрат:

  1. Проведение переговоров с поставщиками и покупателями по установлению более низких отпускных и розничных цен, а также торговых скидок;
  2. Поиск более дешевых заменителей ресурсов;
  3. Выявление путем анализа и пересмотра цепи поставок тех видов деятельности, кᴏᴛᴏᴩые не создают добавленной ценности, и их исключение;
  4. Компенсация роста затрат в одном звене цепи поставок за счет сокращения затрат в другом;
  5. Улучшение взаимодействия предприятия с его поставщиками и потребителями в цепи поставок. К примеру, координация деятельности предприятия и его партнеров в области ϲʙᴏевременной доставки продукции снижает уровень затрат на складские операции, управление запасами, хранение и доставку готовой продукции;
  6. Проведение регулярного внутреннего аудита с последующим выявлением резервов для улучшения использования ресурсов предприятия;
  7. Обновление наиболее затратных звеньев цепи поставок путем привлечения инвестиций в бизнес;
  8. Повышение уровня подготовки сотрудников путем участия в тренингах, курсах повышения квалификации, проведение аттестаций;
  9. Использование прогрессивных методов оплаты труда (премирование за достижение и перевыполнение плановых показателей);
  10. Оказание содействия поставщикам и покупателям в достижении более низкого уровня затрат (программы развития бизнеса клиентов, семинары для дилеров).

Заключение

 

Логистические издержки в практической деятельности выступают как инструмент управления. Определение состава логистических издержек и анализ затрат способствуют принятию экономически обоснованных хозяйственных решений на всех уровнях управления. Уровень логистических издержек влияет на экономическое положение предприятия и его конкурентоспособность. Снижение логистических издержек, рост на этой основе прибыли повышает финансовые возможности предприятия, расширяет его хозяйственную самостоятельность.

 В коммерческой практике  экономически развитых стран  учет логистических издержек  интегрирован с их нормированием, планированием и анализом в единую информационную систему, позволяющую оперативно выявлять и устранять нарушения в процессе логистической деятельности. При этом решаются вопросы о выгодности для предприятия закупки той или иной продукции, производства в том или ином месте, использования тех или иных каналов сбыта.

Созданная на предприятии система учета издержек производства и обращения должна выделять затраты, возникающие в процессе применения функций логистики, формировать информацию о наиболее значимых затратах и характере их взаимодействия друг с другом. При соблюдении этих условий можно добиться минимизации совокупных издержек на протяжении всей логистической цепи.

 

 

Библиография

 

  1. Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. −121 с.
  2. Аникин Б.А. Логистика: Учебное пособие / Б.А. Аникин – М.: ИНФРА-М, 2002. – 220с.
  3. Гаджинский А. М.   Логистика:  Учебник  /  А.  М.  Гаджинский. —  20-е  изд.  — М.:  Издательско-торговая  корпорация  «Дашков  и  К°», 2012.  —  484  с.
  4. Григорьев М. Н. Логистика. Базовый курс : учебник / М. Н. Григорьев, С. А. Уваров. — М. : Издательство Юрайт, 2011. — 782 с.
  5. Моисеева Н.К. Экономические основы логистики: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 528 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. −121 с.

2 Моисеева Н.К. Экономические основы логистики: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 528 с.

3 Аникин Б.А. Логистика: Учебное пособие / Б.А. Аникин – М.: ИНФРА-М, 2002. – 220с.

    4 Григорьев М. Н. Логистика. Базовый курс : учебник / М. Н. Григорьев, С. А. Уваров. — М. : Издательство Юрайт, 2011. — 782 с.

5 Гаджинский А. М.   Логистика:  Учебник  /  А.  М.  Гаджинский. —  20-е  изд.  — М.:  Издательско-торговая  корпорация  «Дашков  и  К°», 2012.  —  484  с.

Информация о работе Понятие логистических издержек, их сущность и классификация