Постановка транспортной задачи и её решение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 22:32, реферат

Описание работы

Логистические процессы приобретают все большее значение в современной экономической деятельности. Перед логистикойставятся ряд задач, которые она выполняет: а) обеспечение организации необходимыми ресурсами, оборудованием, комплектующими и т.п.: б) обеспечение эффективного движения материальных потоков внутри организации: в) обеспечение доставки готовой продукции до потребителя. Использования транспортной задачи в управленческих процессах может способствовать нахождению путей снижения транспортных расходов и времени на перевозки грузов а также, выполнению других задач деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….....3
1. Построение моделей транспортной задачи…………………………………...4
2. Решение транспортной задачи………………………………………………...7
Заключение……………………………………….…………………………….14
Список используемой литературы……………………………………………...15

Файлы: 1 файл

Логистика.docx

— 232.76 Кб (Скачать файл)

Министерство Образования Российской Федерации

Институт экономики и антикризисного управления

 

 

 

 

 

 

 

Дисциплина «Логистика»

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

«Постановка транспортной задачи и её решение.»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 3 курса

Группа ЭЗм-31

Шкатула К.Н.

 

Проверил(а):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2013

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….....3

1. Построение моделей транспортной задачи…………………………………...4

2. Решение транспортной задачи………………………………………………...7

Заключение……………………………………….…………………………….14

Список используемой литературы……………………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Логистические процессы приобретают все большее значение в современной экономической деятельности. Перед логистикой ставятся ряд  задач, которые она выполняет: а) обеспечение организации необходимыми ресурсами, оборудованием, комплектующими и т.п.: б) обеспечение эффективного движения материальных потоков внутри организации: в) обеспечение доставки готовой продукции до потребителя.           Использования транспортной задачи в управленческих процессах может способствовать нахождению путей снижения транспортных расходов и времени на перевозки грузов а также, выполнению других задач деятельности предприятия. Целям логистики отвечают такие прогрессивные способы перевозок, как пакетные, контейнерные, комбинированные, которые также основательно описаны во многих публикациях.

Транспортная задача (классическая) — задача об оптимальном плане перевозок однородного продукта из однородных пунктов наличия в однородные пункты потребления на однородных транспортных средствах (предопределённом количестве) со статичными данными и линеарном подходе (это основные условия задачи).

Проблема была впервые формализована французским математиком Гаспаром Монжем в 1781[1]. Основное продвижение было сделано на полях во время Великой Отечественной войны советским математиком и экономистом Леонидом Канторовичем[2]. Поэтому иногда эта проблема называется Транспортной задачей Монжа-Канторовича.

Для классической транспортной задачи выделяют два типа задач: критерий стоимости (достижение минимума затрат на перевозку) или расстояний и критерий времени (затрачивается минимум времени на перевозку).

Классическую транспортную задачу можно решить симплекс-методом, но в силу ряда особенностей ее можно решить проще (для задач малой размерности).

Целью моей работы является постановка транспортной задачи и ее решение. Для достижение поставленной цели мне необходимо решить ряд задач: 1) Дать определение транспортной задачи; 2) Определить постановку транспортной задачи; 3) Найти решение поставленной мною транспортной задачи.

 

 

 

 

  1. Построение моделей транспортной задачи

 

Задача о размещении (транспортная задача) – это задача, в которой работы и ресурсы измеряются в одних и тех же единицах. В таких задачах ресурсы могут быть разделены между работами, и отдельные работы могут быть выполнены с помощью различных комбинаций ресурсов. Примером типичной транспортной задачи (ТЗ) является распределение (транспортировка) продукции, находящейся на складах, по предприятиям-потребителям.

Стандартная транспортная задача определяется как задача разработки наиболее экономичного плана перевозки продукции одного вида из нескольких пунктов отправления в пункты назначения. При этом величина транспортных расходов прямо пропорциональна объему перевозимой продукции и задается с помощью тарифов на перевозку единицы продукции.

Сбалансированная транспортная задача - это обычная задача линейного программирования, которую можно решить симплекс-методом, однако особенности построения математической модели позволяют предложить простой алгоритм решения вязания .

Классическую транспортную задачу можно решить симплекс-методом, но в силу ряда особенностей ее можно решить проще (для задач малой размерности). На первом этапе этого алгоритма расположен начальный опорный план транспортной задачи, то есть такой план перевозок, позволяющий удовлетворить спрос каждого потребителя и выведение зти весь груз от каждого поставщика Для его нахождения чаще используются методы северо-западного угла, минимальной стоимости, двойного преимущества т.п. При этом построение опорного пла на удобно представлять в виде таблицы, в которой поставщики продукции соответствуют строкам, а потребители - колонкикам.

На втором этапе решения транспортной задачи методом потенциалов выполняется проверка найденного опорного плана на оптимальность Если план неоптимальный, то нужно перераспределить груз, убыв шуючы стоимость транспортировки, и вернуться к первому этапу алгоритма, рассмотрев следующий опорный план.

Особенности экономико-математической модели транспортной задачи:

- система ограничений  есть система уравнений (т.е. транспортная  задача задана в канонической  форме);- коэффициенты при переменных  системы ограничений равны единице  или нулю;- каждая переменная входит  в систему ограничений два  раза.

Критерий оптимальности формулируется следующим образом: базисное распределение поставок оптимально тогда и только тогда, когда оценки всех свободных клеток неотрицательны. Циклом в матрице называется ломаная с вершинами в клетках и звеньями, лежащими вдоль строк и столбцов матрицы, удовлетворяющую условиям:

  • ломаная должна быть связной, т.е. из любой ее вершины можно попасть в любую другую вершину по звеньям ломаной;

  • в каждой вершине ломаной встречаются два звена, одно из которых располагается по строке, другое - по столбцу.

Циклом пересчета называется такой цикл в таблице с базисным распределением поставок, при котором одна из его вершин лежит в свободней клетке, остальные - в заполненных. Цикл пересчета называется означенным, если в его вершинах расставлены знаки "+" и "-" так, что в свободной клетке стоит знак "+", а соседние вершины имеют противоположные знаки.

Исходные параметры модели транспортной задачи

1) n– количество пунктов отправления, m – количество пунктов назначения.

2) ai– запас продукции в пункте отправления Ai (i=1, n) [ед. прод.].

3) bj– спрос на продукцию в пункте назначения Bj (j=1,m) [ед. прод.].

4) cij– тариф (стоимость) перевозки единицы продукции из пункта отправления ai в пункт назначения bj [руб./ед. прод.].

Искомые параметры модели транспортной задачи

1) xij– количество продукции, перевозимой из пункта отправления ai в пункт назначения bj [ед. прод.].

2) L(x)– транспортные расходы на перевозку всей продукции [руб.].

Этапы построения модели

I. Определение переменных.

II. Проверка сбалансированности  задачи.

III. Построение сбалансированной  транспортной матрицы.

IV Задание целевой функции.

V Задание ограничений.

Целевая функция представляет собой общие транспортные расходы на осуществление всех перевозок в целом. Первая группа ограничений указывает, что запас продукции в любом пункте отправления должен быть равен суммарному объему перевозок продукции из этого пункта. Вторая группа ограничений указывает, что суммарные перевозки продукции в некоторый пункт потребления должны полностью удовлетворить спрос на продукцию в этом пункте. Наглядной формой представления модели транспортной задачи является транспортная матрица (табл. 4.1).

 

Таблица 4.1Общий вид транспортной матрицы

Пункты

отправления, A1

Пункты потребления, Bj

Запасы,

ед. прод.

B1

B2

Bm

A1

c11, [руб./ед. прод.]

c12

c1m

a1

A2

c21

c22

C2m

a2

An

Cn1

Cn2

Cnm

an

Потребность

ед. прод.

b1

b2

bm


 

 

Из модели (4.1) следует, что сумма запасов продукции во всех пунктах отправления должна равняться суммарной потребности во всех пунктах потребления, т.е.

 

.

(


 

 

Если (4.2) выполняется, то ТЗ называется сбалансированной (закрытой), в противном случае – несбалансированной (открытой). В случае, когда суммарные запасы превышают суммарные потребности, необходим дополнительный фиктивный (реально не существующий) пункт потребления, который будет формально потреблять существующий излишек запасов, т.е.

 

.

 

Если суммарные потребности превышают суммарные запасы, то необходим дополнительный фиктивный пункт отправления, формально восполняющий существующий недостаток продукции в пунктах отправления:

 

.

 

Для фиктивных перевозок вводятся фиктивные тарифы , величина которых обычно приравнивается к нулю . Но в некоторых ситуациях величину фиктивного тарифа можно интерпретировать как штраф, которым облагается каждая единица недопоставленной продукции. В этом случае величина может быть любым положительным числом.

 Задача о  назначениях – частный случай ТЗ. В задаче о назначениях количество пунктов отправления равно количеству пунктов назначения. Объемы потребности и предложения в каждом из пунктов назначения и отправления равны 1. Примером типичной задачи о назначениях является распределение работников по различным видам работ, минимизирующее суммарное время выполнения работ.

 Переменные задачи о назначениях определяются следующим образом

 

 

 

2. Решение транспортной задачи.

 

В СПК «Щомыслица» Минского района имеются пять складов минеральных удобрений и четыре пункта, куда их необходимо доставить. Потребность каждого пункта в минеральных удобрениях различна, и запасы на каждом складе ограничены. Требуется определить, с какого склада, в какой пункт поставлять, сколько минеральных удобрений для минимизации грузооборота перевозок.

Имеются следующие исходные данные.

Наличие минеральных удобрений на складах.

 

Склады

Наличие удобрений, т.

Склад №1

200

Склад №2

190

Склад №3

220

Склад №4

145

Склад №5

280

Информация о работе Постановка транспортной задачи и её решение