Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 20:03, лабораторная работа
Цель работы:
приобретение практических навыков в дифференциации объектов управления в логистике.
Содержание работы:
1. Выполнить дифференциацию объектов управления по степени их важности и влияния на конечный результат с использованием АВС-анализа. По результатам анализа построить график.
2. Выполнить дифференциацию объектов управления в зависимости от стабильности спроса и возможности планирования и прогнозирования объемов производства или закупок с использованием XYZ-анализа. По результатам анализа построить график.
3. Составить матрицу ABC и XYZ – анализа и обосновать логистические решения в области управления запасами для каждой группы ассортимента.
Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова
(филиал) федерального
государственного автономного
«Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
(СТИ НИТУ «МИСиС»)
Кафедра ЭиМ
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2
«Применение методов ABC и XYZ – анализа
в управлении запасами »
по дисциплине «Логистика»
Вариант №6
Выполнила:
Студентка: Попова И. С.
Группа У-13-1Д
Преподаватель:
Сапрыкина Анастасия Николаевна
г. Старый Оскол
2015
Лабораторная работа 2
Применение методов ABC и XYZ – анализа
в управлении запасами
Цель работы:
приобретение практических навыков в дифференциации объектов управления в логистике.
Содержание работы:
1. Выполнить дифференциацию объектов управления по степени их важности и влияния на конечный результат с использованием АВС-анализа. По результатам анализа построить график.
2. Выполнить дифференциацию объектов управления в зависимости от стабильности спроса и возможности планирования и прогнозирования объемов производства или закупок с использованием XYZ-анализа. По результатам анализа построить график.
3. Составить матрицу ABC и XYZ – анализа и обосновать логистические решения в области управления запасами для каждой группы ассортимента.
Методические указания
В целях укрепления позиции на рынке руководство оптовой фирмы приняло решение расширить торговый ассортимент. Свободных финансовых средств, необходимых для кредитования дополнительных товарных ресурсов, фирма не имеет. Перед службой логистики была поставлена задача усиления контроля товарных запасов с целью сокращения общего объема денежных средств, омертвленных в запасах.
Торговый ассортимент фирмы, средние запасы за год, а также объемы продаж по
отдельным кварталам представлены в табл. 2. Вместо наименования товаров в исходных
данных приводятся номера позиций ассортимента.
Таблица 1
Исходные данные
№ позиции |
Средний запас за квартал по позиции для ABC-анализа |
Реализация за квартал для XYZ-анализа | |||
1 квартал |
2 квартал |
3 квартал |
4 квартал | ||
5 |
110 |
10 |
0 |
60 |
50 |
6 |
1880 |
520 |
530 |
400 |
430 |
7 |
190 |
40 |
40 |
50 |
70 |
8 |
17050 |
4500 |
4600 |
4400 |
4300 |
9 |
270 |
40 |
60 |
100 |
40 |
10 |
4000 |
1010 |
1030 |
1050 |
950 |
11 |
9000 |
2240 |
2200 |
2300 |
2260 |
12 |
2250 |
530 |
560 |
540 |
570 |
13 |
980 |
230 |
260 |
270 |
240 |
14 |
340 |
100 |
60 |
70 |
50 |
Задание 1. Дифференцировать ассортимент по методу АВС
Идея метода ABC состоит в том, чтобы из всего множества однотипных объектов выделить наиболее значимые с точки зрения обозначенной цели. Таких объектов, как правило, немного, и именно на них необходимо сосредоточить основное внимание и силы.
Порядок проведения анализа ABC:
Формулирование цели анализа
Идентификация объектов управления, анализируемых методом ABC
Выделение признака, на основе которого будет осуществлена классификация объектов управления
Оценка объектов управления по выделенному классификационному признаку
Группировка объектов управления в порядке убывания значения признака
Построения кривой ABC
Разделение совокупности объектов управления на три группы:
группа А, группа В и группа С
Выполним задание в указанной выше последовательности:
1. Целью ABC - анализа является снижение затрат на содержание запасов.
2. Объектами управления
являются запасы различных
3. Рассчитаем долю отдельных позиций ассортимента в общей стоимости запасов. Результат внесем в графу 3 табл. 2.
4. Выстроим ассортиментные позиции в порядке убывания доли в общем запасе. Можно использовать в Excel «Настраиваемая сортировка». Вновь организованный список (с указанием доли в запасах) разместим в графах 5 и 6 табл. 2.
5. Рассчитаем для каждой позиции долю нарастающим итогом в графе 7 табл.2
6. Разделим анализируемый ассортимент на группы А, В и С (в графе 5 табл. 2)
Предлагается воспользоваться следующим алгоритмом:
в группу А включают позиции, составляющие 75% стоимости запасов;
в группу В включают следующие 20% стоимости запасов или до 95% нарастающим итогом;
в группу С включают позиции, составляющие оставшиеся 5% в стоимости запасов.
7. Построим кривую ABC-анализа.
Рис.1. Кривая АВС-анализа
Задание 2. Дифференцировать ассортимент по методу XYZ
Принцип дифференциации ассортимента в процессе анализа XYZ состоит в том, что весь ассортимент (ресурсы) делят на три группы в зависимости от степени равномерности спроса, а от этого зависит точность планирования и прогнозирования на будущее действий всех участников логистической цепи.
При стабильном (постоянном) спросе можно достаточно точно спланировать объем производства, а, следовательно, заранее рассчитать потребность в необходимом сырье, материалах, полуфабрикатах, товарах, выбрать оптимального поставщика и заключить с ним договор поставок на самых выгодных условиях.
При нестабильном спросе процесс планирования не может быть точным. Поэтому предприятие вынуждено компенсировать колебания спроса созданием дополнительных запасов во всех звеньям логистической цепи (готовая продукция, запасы сырья, незавершенного производства) или работать под заказ, а снабжение осуществлять по мере необходимости, что не всегда удобно потребителю и поставщику. И в том и другом случаях возникают дополнительные логистические затраты, что ведет к снижению эффективности производства.
Поэтому необходимо заранее разделить весь ассортимент в зависимости от стабильности спроса для того, чтобы можно было принять правильные управленческие решения.
Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X, Y или Z, является коэффициент вариации спроса (v) по этой позиции. Среди относительных показателей вариации коэффициент вариации является наиболее часто применяемым показателем относительной колеблемости.
Порядок проведения анализа XYZ:
Определение коэффициентов вариации по отдельным позициям ассортимента
Группировка объектов управления в порядке возрастания коэффициента вариации
Построения кривой XYZ
Разделение совокупности объектов управления на группы: группа X, группа Y и группа Z
В исходных данных (табл.1) приведены показатели стоимости запасов по каждой позиции по 4-м кварталам. Считается, что запасы создаются в зависимости от спроса и отражают его колеблемость. Для правильного планирования необходимо оценить колебания запасов и разделить все позиции (в соответствии с вариантом) на основе выполнения XYZ –анализа.
1.Рассчитаем коэффициенты вариации спроса по отдельным позициям ассортимента (v). Результат внесем в графу 4 табл.2 по формуле:
где - i-е значение спроса по оцениваемой позиции за каждый период (квартал);
- среднеквартальное значение спроса по оцениваемой позиции за все периоды (кварталы);
n - число кварталов, за которые произведена оценка.
2. Выстроим ассортиментные позиции в порядке возрастания значения коэффициента вариации. Можно использовать функцию Excel «Сортировка по возрастанию». Вновь организованный список (с указанием значения коэффициента вариации) разместим в графах 9 и 10 табл.2.
3. Разделим анализируемый ассортимент на группы X, У и Z.
Предлагаемый алгоритм разделения ассортимента на группы X, У и Z
4. Построим кривую XYZ .
Рис. 2 Кривая XYZ- анализа
Таблица 2
ABC и XYZ-анализ
Исходная информация для проведения ABC и XYZ-анализа |
ABC-анализ |
XYZ-анализ | ||||||||
№ позиции ассортимента |
Средний запас по позиции |
Доля позиции в общем запасе,% |
Коэффициент вариации спроса по отдельной позиции ассортимента |
№ позиции в списке, упорядоченном по признаку доли в общих запасах |
Доля позиции в общей сумме запасов |
Доля нарастающим итогом |
Группа |
№ позиции по списку, упорядоченному по коэффициенту вариации |
Значение коэффициента вариации |
Группа |
5 |
110 |
0,305 |
84,984 |
8 |
47,269 |
47,269 |
A |
11 |
1,602 |
X |
6 |
1880 |
5,212 |
11,941 |
11 |
24,951 |
72,220 |
8 |
2,512 | ||
7 |
190 |
0,527 |
24,495 |
10 |
11,09 |
83,310 |
B |
12 |
2,875 | |
8 |
17050 |
47,269 |
2,512 |
12 |
6,238 |
89,548 |
10 |
3,705 | ||
9 |
270 |
0,749 |
40,825 |
6 |
5,212 |
94,760 |
13 |
6,325 | ||
10 |
4000 |
11,09 |
3,705 |
13 |
2,717 |
97,477 |
C |
6 |
11,941 |
Y |
11 |
9000 |
24,951 |
1,602 |
14 |
0,943 |
98,420 |
7 |
24,495 | ||
12 |
2250 |
6,238 |
2,875 |
9 |
0,748 |
99,168 |
14 |
26,726 |
Z | |
13 |
980 |
2,717 |
6,325 |
7 |
0,527 |
99,695 |
9 |
40,825 | ||
14 |
340 |
0,943 |
26,726 |
5 |
0,305 |
100,000 |
5 |
84,984 |
Задание 3.
Постройте матрицу ABC-XYZ и выделите товарные позиции, требующие наиболее тщательного контроля при управлении запасами. Для заполнения матрицы необходимо рассматривать каждую позицию ассортимента одновременно в рамках выполненного ABC- анализа и XYZ- анализа.
Таблица 3
Матрица ABC-XYZ – анализа
Группы |
A |
B |
C |
X |
5,6 |
7,8,9 |
|
Y |
10,11 | ||
Z |
12,13,14 |
Позиции ассортимента 5,6 попали в группу A и группу X, следовательно, их стоимость составляет большую долю в затратах на запасы, а спрос достаточно стабилен. Для снижения этих затрат необходимо принять оптимальные решения по планированию и контролю и учету запасов. Например, рассчитать оптимальные размеры заказов, разработать систему поставок, использовать современные методы контроля движения запасов в пути и учета их на складе. Эти действия позволят снизить необходимые размеры запасов, а следовательно сократить суммы оборотных средств омертвленных в запасах, срок и затраты на хранение.
Позиции 7,8,9 попали в группа B и группу X. Это товары средней степени важности при достаточно стабильном спросе.
Позиции 10,11 попали в группу C и группу Y , следовательно, затраты на эти запасы незначительны, спрос менее стабилен. Если в них нет острой необходимости (например товары, не пользующиеся большим спросом), от них можно отказаться. Если же это необходимые мелкие детали или виды сырья их можно закупать крупными партиями, но редко, чтобы сэкономить на транспортных расходах при условии, что они относятся к группе Х или У.
Позиции 12,13,14, попавшие в группу C и группу Z , не стоит покупать крупными партиями, а целесообразно приобретать их по мере необходимости.
Информация о работе Применение методов ABC и XYZ – анализа в управлении запасами