Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 14:50, реферат
Значения прогнозных оценок - основа принятия управленческих решений в различных видах планирования:
оперативном
тактическом
стратегическом
1. Основные положения теории прогнозирования.
2. Признаки классификации прогнозов, выделяемые в теории прогнозирования.
3. Статистический анализ результатов.
4. Последовательность расчета прогноза объема перевозок.
5. Заключение.
6. Литература.
Федеральное государственное бюджетное обра
Челябинский государственный университет
Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования
Кафедра экономики отраслей и рынка
Презентация
по предмету: «Логистика»
на тему: «Применение методов прогнозирования в логистике»
Челябинск
2012
Содержание.
1. Основные положения теории прогнозирования.
2. Признаки
классификации прогнозов,
3. Статистический анализ результатов.
4. Последовательность расчета прогноза объема перевозок.
5. Заключение.
6. Литература.
Основные положения теории прогнозирования.
Значения прогнозных оценок - основа принятия управленческих решений в различных видах планирования:
Точность прогнозных оценок определяет эффективность реализации логистических операций от оценки вероятности дефицита на складе до выбора стратегии развития фирмы.
Прогноз – вероятностное научно обоснованное суждение о перспективах, возможных состояниях того или иного явления в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их осуществления.
Методология прогнозирования – область знаний о методах, способах и системах прогнозирования:
метод прогнозирования – способ исследования объекта, направленный на разработку прогноза
Признаки классификации прогнозов, выделяемые в теории прогнозирования:
Масштабность, отражающая количество значащих переменных при описании объекта
Например, при рассмотрении технико-экономических показателей:
Классификация математических методов программирования:
Классификация прогнозов при формировании методики прогнозирования:
1.прогноз в «узком» смысле (I тип) – прогноз выполняемый при условии, что основные факторы, определяющие развитие прогнозируемого процесса или явления, не претерпят существенных изменений.
2.прогноз в «широком» смысле (II тип) – прогноз, подразумевающий, что исходные данные для получения оценок определяются с использованием опережающих методов прогнозирования: патентного, публикационного и др.
Наибольшее распространение
Прогнозы I типа:
Прогнозы II типа:
используются для долгосрочного прогнозирования
разбиваются на два этапа
Модель прогноза в общем виде включает 3 составляющие и имеет вид:
, где
- прогнозные значения
- значение прогноза (тренд);
- составляющая прогноза, отражающая сезонные колебания;
- случайная величина отклонения прогноза
В частных случаях количество составляющих модели меньше, например только и .
Метод экстраполяции – метод, наиболее часто применяемый для прогнозирования I типа.
Метод экстраполяции. Последовательность расчета.
1. На основе значений временного ряда на предпрогнозном периоде с использованием метода наименьших квадратов определяются коэффициенты уравнения тренда видом которого задаются.
2. Для исследования сезонной волны значения тренда исключаются из исходного временного ряда.
3. Случайные величины отклонения определяются после исключения из временного ряда значений тренда и сезонной волны на предпрогнозном периоде. Как правило для их описания используется нормальный закон распределения.
4. Для повышения точности прогноза применяются различные методы (дисконтирование, адаптация, метод экспоненциального сглаживания)
Комбинированный прогноз
Каждый метод прогнозирования обладает определенной достоверностью, имеет свои преимущества и недостатки. Считается, что комбинированные методы прогнозирования (синтез прогнозов) позволяют компенсировать недостатки одних способов достоинствами других.
Рассмотрим комбинированный прогноз для двух вариантов прогноза на примере автотранспортного предприятия (АТП):
прогноз,
выполненный эвристическим
прогноз, основанный на мнении экспертов
На формирование стратегии АТП влияют факторы:
Следовательно, объем перевозок Qj представляет собой случайную величину.
Состояние АТП может быть представлено в виде различных стратегий Ai (характеризуется числом автомобилей Ni и мощностью Wi)
Связь между стратегией Ai и объемом перевозок Qj определяется в виде матрицы {aij}, элементы которой отражают «выигрыш», получаемый АТП при выборе i-ой стратегии в j-ых условиях
Наилучшей стратегией A=Ai является та, при которой показатель Ai обращается в максимум:
Ai=∑aij *Qj -> max
где Qj=F(Qj) – вероятность j-ого состояния «природы».
Таким образом, оптимальная стратегия АТП может быть определена при наличии F(Qj) и матрицы стратегий {aij}
Результаты прогноза о Qj представляются в виде среднего значения и дисперсии, по которым определяется вид функции распределения F(Qj); далее выбираем стратегию АТП.
Основная трудность использования вышиописанной методики – это невысокая точность прогноза. Повышение точности может быть достигнуто за счет комбинированных прогнозов, предусматривающих синтез двух и более прогнозных вариантов.
Блок-схема прогноза на основе экспертных опросов
Формирование группы экспертов
Составление анкеты и выбор
количественных оценок факторов
Вычисление: среднего значения,
дисперсии, коэффициента
вариации, доверительных границ
Статистический анализ
результатов опроса
Подтверждение достоверности
экспертных оценок прогноза
Оценка экспертной группы
Согласованность
мнений экспертов
Построение диаграммы рангов
Выделение подобных
групп экспертов
Оценка взаимосвязи
мнений экспертов
Проверка
по критериям
Корректировка
Формирование группы экспертов
Nmin=2.5+1.5/E
Nmin(E=0)->∞, Nmin(E=1)=4
Nmax<=3/2*∑(Ki/Kmax)
Ki-компетентность i-го эксперта, Kmax- максимально возможная компетентность по используемой шкале компетентности экспертов
Статистический анализ результатов
1) Определение для каждого фактора суммы рангов:
∑aij=ai1+ai2+…+aim , где
aij - ранг, присвоенный j-м экспертом i-му фактору,
m – число экспертов
2)Определение средней величины суммы рангов:
k – число факторов
3)Определение суммы квадратов отклонений:
Статистический анализ результатов
4)Определение коэффициента конкордации W, позволяющего оценить степень согласованности мнений экспертов (при отсутствии равных рангов):
Если W!=0 (Существенно), то между оценками экспертов существует определенное согласие
5)Оценка неслучайности согласия мнений экспертов производится с помощью критерия Пирсона по величине при числе степеней свободы n=k-1 и заданном уровне значимости a.
В случае соблюдения неравенства с доверительной вероятностью P=1-a можно говорить, что мнения
экспертов относительно вероятности факторов согласуются неслучайно.
Информация о работе Применение методов прогнозирования в логистике