Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 10:02, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей принципа построения тарифов на транспорт в условиях рыночной экономики.
В процессе изучения ставятся следующие задачи:
1. Понять сущность тарифной системы и способы ее формирования;
2. Определить влияние транспортного тарифа на конкурентоспособность организации;
3. Рассмотреть как осуществляется государственное регулирование тарифов на транспорт;
Введение………………………………………………………………………..….3
1. Экономические методы управления в логистике……………………..……...5
1.1. Экономическая сущность транспортных тарифов………………..………..5
1.2. Правила формирования транспортных тарифов…………………..……….7
2. Сквозной тариф как инструмент конкурентоспособности……………..….10
2.1. Понятие сквозного тарифа……………………………………………..…..10
2.2. Эффективность использования сквозного тарифа………………….….…12
3. Государственное регулирование тарифов на транспорте……………….…17
3.1. Специфика регулирования при определении тарифов………………..….17
3.2. Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами…………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы………………………………………….31
При определении цен (тарифов) на транспорте регулирующие органы реализуют следующие функции:
• на федеральном уровне -- осуществляют создание нормативно-правовой и методической базы ценовой или тарифной политики, соответствующей современным условиям; установление цен и тарифов, регулируемых на федеральном уровне; осуществляют мониторинг цен и тарифов на транспорте; проводят корректировку цен (тарифов) с учетом экономической ситуации; ведут реестр субъектов на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.
• на уровне субъектов Российской Федерации -- осуществляют в пределах своей компетенции разработку региональной нормативно-методической и правовой базы формирования цен и тарифов на транспорте; определяют перечни видов услуг, которые устанавливаются и регулируются на региональном уровне; проводят мониторинг цен и тарифов по муниципальным образованиям и предприятиям -- монополистам транспортных услуг.
При регулировании цен (тарифов) на услуги транспорта применяются следующие методы ценового регулирования: 3
- установление или ограничение
уровней тарифов или их
Правильная тарификация работ и услуг, выполняемых транспортом, -- задача достаточно сложная и заслуживает комплексного рассмотрения. Наряду с этим проблему о том, какими должны быть тарифы на перевозку грузов, необходимо рассматривать как часть системы тарифов на услуги разных видов транспорта, как самостоятельную сферу ценообразования, которая формируется под воздействием ряда факторов и в первую очередь издержек производства.
Все ценообразующие факторы можно разделить на две основные группы.
Общеэкономические:
- изменения в налоговой
и амортизационной политике, в
том числе размеров
- изменение общей конъюнктуры финансового рынка;
- обеспечение более благоприятных условий конкурентоспособности российского экспорта на мировом рынке;
- изменения нормативных правовых актов, регулирующих величину затрат на услуги транспорта, оплату труда и цены на потребляемую транспортом продукцию;
- общий уровень инфляции.
Отраслевые:
- изменения в объемах и в структуре перевозок и других видах работ транспорта;
- резервы снижения собственных затрат транспорта;
- изменения в номенклатуре
расходов и распределении
- результаты структурного реформирования в транспортных отраслях, в управлении и в формах собственности.
Транспорт как систему можно представить в различных видах и формах построения.
Виды транспортных тарифов подразделяются на: общие (основные), исключительные, льготные и специальные.
Общими (основными) являются тарифы, которые применяются на все перевозки грузов на каждом виде транспорта.
Исключительными называются тарифы, которые установлены на перевозку определенных грузов в конкретных корреспонденциях внутри данного вида транспорта или в смешанном сообщении с участием нескольких видов транспорта. Исключительные тарифы подразделяются на пониженные и повышенные против общих.
Льготные -- это, по существу, исключительные пониженные тарифы против общих, которые устанавливаются на перевозку только отдельных грузов, следующих в адрес определенных организаций исходя из общей экономической политики Правительства Российской Федерации по отношению к отдельным отраслям народного хозяйства и регионам.
Специальные тарифы -- устанавливаются на специфические виды работ и операций, характерные только для данного вида транспорта и являющиеся, по существу, технологическими.
Разновидностью общих тарифов являются местные тарифы, поскольку они, как правило, распространяются на перевозки всех грузов в пределах данной железной дороги или одного пароходства.
По форме построения тарифы подразделяются на: дифференциальные, пропорциональные и аккордные.4
Дифференциальными называются тарифы, тарифные ставки которых за единицу транспортной продукции (обычно за 10 т-км или 10 т-миль) изменяются и той или иной закономерности и зависимости от расстояния перевозки.
Пропорциональные тарифы устанавливаются в виде единых ставок за единицу транспортной продукции (т-км, 1 осе-км, 1 вагоно-км), на всех расстояниях перевозки. В этом случае провозная плата за перевозку грузов возрастает прямо пропорционально расстоянию перевозки.
Аккордными называются тарифы, устанавливаемые в виде фиксированных ставок за перевозку грузов в конкретных корреспонденциях или за определенное расстояние перевозки.
В результате формирования современного рынка транспортных услуг роль транспортных тарифов повышается. В связи с этим актуальна информация, связанная с происходящими изменениями в уровне транспортных тарифов, в количественных и качественных характеристиках тарифных систем. В табл. 1 показана динамика объемов перевозок грузов на различных видах транспорта за период 2000-2009 годы.
Годы |
Транспорт, всего |
В том числе | ||||
Железнодорожный |
Автомобильный |
Морской |
Внутренний водный |
Воздушный | ||
2000 |
5308 |
1957 |
2731 |
104 |
514 |
2,2 |
2001 |
3902 |
1640 |
1862 |
91 |
308 |
1,4 |
2002 |
4217 |
1348 |
2570 |
83 |
215 |
0,9 |
2003 |
3051 |
1058 |
1767 |
70 |
155 |
0,7 |
2004 |
2675 |
1028 |
1441 |
65 |
140 |
0,6 |
2005 |
2068 |
912 |
1002 |
54 |
100 |
0,5 |
2006 |
1785 |
887 |
747 |
49 |
101 |
0,6 |
2007 |
1548 |
834 |
584 |
36 |
93 |
0,5 |
2008 |
1405 |
756 |
525 |
34 |
90 |
0,5 |
2009 |
1550 |
841 |
558 |
32 |
118,7 |
0,6 |
Вид груза |
Годы | |||||||||
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Каменный уголь |
341,0 |
322,0 |
283,2 |
252,8 |
245,7 |
230,5 |
219,2 |
208,9 |
223,4 |
241,4 |
Кокс |
10,1 |
10,9 |
9,1 |
7,8 |
8,2 |
7,0 |
7,8 |
7,4 |
7,5 |
10,3 |
Нефтяные грузы |
234,9 |
212,2 |
190,1 |
156,6 |
150,0 |
145,4 |
144,2 |
135,0 |
140,9 |
154,1 |
Руда железная и марганцевая |
96,4 |
89,8 |
82,3 |
66,4 |
66,5 |
60,6 |
48,3 |
72,0 |
71,0 |
89,6 |
Руда цветная и серное сырье |
26,2 |
27,1 |
23,1 |
18,4 |
21,1 |
15,3 |
17,2 |
16,4 |
16,2 |
21,1 |
Черные металлы |
118,6 |
94,6 |
82,4 |
66,4 |
66,5 |
60,6 |
48,3 |
43,7 |
43,5 |
62,0 |
Химические и минеральные удобрения |
69,1 |
51,7 |
38,6 |
28,9 |
32,0 |
28,1 |
29,4 |
28,3 |
33,4 |
35,3 |
Информация о работе Принципы построения транспортных тарифов в условиях рыночной экономики