Программа развития
логистической системы Республики
Беларусь на период до 2015 года (далее –
Программа) разработана государственным
научным учреждением «Институт экономики
Национальной академии наук Беларуси»
во исполнение протокола заседания рабочей
группы по разработке проекта программы
развития в Республике Беларусь логистической
системы на период до 2015 года
При разработке Программы
использованы проекты концепций
создания логистических систем Министерства
транспорта и коммуникаций, Министерства
торговли и государственного объединения
«Белресурсы», а также материалы государственного
научного учреждения «Научно-исследовательский
экономический институт Министерства
экономики», Белорусского республиканского
союза потребительских обществ, республиканского
унитарного предприятия «Белтаможсервис»
и других заинтересованных.
Предполагается, что реализация
Программы будет осуществляться
за счет средств инновационных фондов
республиканских органов государственного
управления и иных государственных
организаций, подчиненных Правительству
Республики Беларусь, собственных средств
организаций, средств инвесторов, включая
иностранных, республиканского бюджета
в пределах средств, выделяемых на содержание
высших учебных заведений
Целями Программы являются:
- разработка основных
направлений развития логистической системы
Республики Беларусь;
- создание организационной
схемы размещения логистических центров;
- формирование благоприятных
условий для привлечения инвестиций в
создание объектов и инфраструктуры логистической
системы.
К основным задачам Программы
относятся:
- анализ состояния
складской инфраструктуры;
- классификация
логистических центров;
- разработка основных
направлений создания и развития транспортно-логистических
центров, оптово-логистических центров
торговли потребительскими товарами и
продукцией производственно-технического
назначения;
- предложение механизма
создания льготного режима для потенциальных
инвесторов и системы критериев их выбора;
- разработка методических
подходов к управлению логистической
системой, нормативного правового и информационного
ее обеспечения.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Каждый из объектов логистической
системы призван обеспечить преобразование
грузопотоков, переработку и перемещение
товаров от товаропроизводителей товаропотребителю.
Для достижения цели формирования
стройной структуры логистической
системы на территории страны логистические
объекты необходимо дифференцировать
по уровню обслуживания товаропотоков
и работы транспортных систем.
Предполагается, что основными
логистическими объектами системы
станут различные логистические
центры. Создание логистических центров
предполагается осуществлять с использованием
двух основных подходов:
- создание логистического
центра «с нуля» – с поиском (приобретением)
на рынке земельного участка и дальнейшим
строительством комплекса;
- модернизация (переоборудование)
существующей промышленной или складской
недвижимости в современные логистические
центры.
ТРЕБОВАНИЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Субъекты предпринимательской
деятельности, оказывающие логистические
услуги в принадлежащих им транспортно-
или оптово-логистических центрах, должны
соблюдать следующие специальные требования
к осуществлению логистической деятельности
в транспортно- и оптово-логистических
центрах:
- соответствие процесса
оказания логистических услуг требованиям
нормативных правовых актов в области
санитарно-эпидемиологического благополучия
населения, охраны окружающей среды, пожарной
безопасности и охраны труда;
- комплексность
оказания услуг;
- наличие стратегии
развития субъекта предпринимательской
деятельности, предусматривающей применение
логистической концепции организации
управления деятельностью;
- использование
автоматизированных систем складского
учета товарно-материальных ценностей;
- сбор в электронном
виде данных о движении материальных потоков;
- наличие у лица,
ответственного за осуществление логистической
деятельности, соответствующего высшего
образования, или диплома о переподготовке
на уровне высшего образования, подтверждающего
освоение содержания образовательной
программы переподготовки руководящих
работников и специалистов, имеющих высшее
образование, по специальности «Логистика»,
или высшего образования и свидетельства
о повышении квалификации, подтверждающего
освоение содержания образовательной
программы повышения квалификации руководящих
работников и специалистов по соответствующему
профилю образования.
Кроме того, названные субъекты
должны соблюдать следующие требования
к транспортно- и оптово-логистическим
центрам:
- соответствие имущественного
комплекса требованиям национальных технических
нормативных правовых актов;
- наличие средств
механизации для осуществления погрузочно-разгрузочных
работ и транспортно-складских операций;
- наличие подъездных
путей для одного или нескольких видов
транспорта;
- наличие складов
не ниже класса «В» общей площадью не менее
1000 кв. метров;
- наличие охраняемой
территории для парковки автомобильных
грузовых транспортных средств;
- наличие зоны для
выполнения погрузочно-разгрузочных работ;
- наличие видеонаблюдения.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЗДАНИЯ
И РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ
ЦЕНТРОВ
Одной из важнейших задач
транспортно-логистических центров
является разработка, организация и
реализация рациональных схем товародвижения
на территории республики и других
государств на основе организации единого
технологического и информационного
процесса, объединяющего деятельность
поставщиков и потребителей материальной
продукции, различных видов транспорта,
банков, таможенных и страховых организаций.
Программа ориентирована
на стимулирование процессов создания
транспортно-логистических центров
общего пользования. Транспортно-логистические
центры общего пользования могут
осваивать:
- неохваченные в
настоящее время транспортно-логистическим
обслуживанием экспортно-импортные грузы,
предъявляемые для перевозки небольшими
партиями;
- транзитные грузопотоки,
которые тяготеют к терминальной обработке
на территории республики и перевалке
с автомобильного транспорта на железнодорожный
транспорт и наоборот;
- контейнерные грузы.
Суммарный объем работы
транспортно-логистических центров
общего пользования может составить
25–30 млн. тонн грузов в год.
Транспортно-логистические
центры общего пользования могут
быть территориального и регионального
назначения. Территориальные транспортно-логистические
центры предназначаются для обслуживания
перевозок, обработки грузов по месту
нахождения клиентов и осуществления
транспортно-экспедиционных услуг.
Для комплексного обслуживания
клиентов на территории транспортно-логистического
центра общего пользования могут
располагаться взаимодействующие
по технологическому процессу структуры,
к которым относятся:
- транспортно-экспедиционные
организации;
- филиалы транспортных
организаций, банков, страховых компаний,
а также при необходимости организаций,
оказывающих дополнительные услуги участникам
транспортной деятельности;
- гостиничный комплекс
с блоком общественного питания, сервисного
и бытового обслуживания.
На территории транспортно-логистического
центра общего пользования необходимо
по опыту западноевропейских государств
создать соответствующие условия
для оказания банковских, почтовых,
гостиничных, бытовых услуг и
технического сервиса транспортных
средств.
Для совершенствования
организации перевозок внешнеторговых
и транзитных грузопотоков необходимо
предусмотреть размещение региональных
транспортно-логистических центров
общего пользования в первую очередь
в свободных экономических зонах
«Минск», «Брест», «Витебск», «Гомель-Ратон»,
«Гродноинвест», «Могилев». Учитывая,
что не все свободные экономические зоны
располагают значительными свободными
территориями (60–100 га) для строительства
транспортно-логистических центров общего
пользования с возможностью использования
железнодорожного и воздушного транспорта
для организации смешанных перевозок
грузов, предстоит обеспечить при необходимости
подготовку и внесение в установленном
порядке предложений по изменению границ
свободных экономических зон с учетом
планируемого строительства транспортно-логистических
центров общего пользования.
УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Общее управление логистической
системой Республики Беларусь осуществляет
создаваемая Правительством Республики
Беларусь межведомственная комиссия для
координации работы республиканских
органов государственного управления
и иных государственных организаций,
подчиненных Правительству Республики
Беларусь, облисполкомов и Минского
горисполкома по выполнению Программы
развития логистической системы
Республики Беларусь на период до 2015 года
(далее – межведомственная комиссия), состав
которой утверждается постановлением
Совета Министров Республики Беларусь.
Межведомственная комиссия
в соответствии с целями, задачами
и механизмами реализации Программы
рассматривает:
- предложения юридических
и физических лиц, подавших заявки на участие
в создании объектов логистической системы,
по форматам и специализации соответствующих
объектов;
- проекты инвестиционных
соглашений об участии в реализации Программы
путем создания объектов логистической
системы;
- иные вопросы координации
участников Программы.
В дальнейшем возможно создание
Ассоциации логистических центров,
целью которой будет оказание
комплексных услуг по логистике,
поставке внешнеторговых и транзитных
грузов, поставке товаров на внутренний
рынок, привлечению в эту сферу
услуг отечественных и иностранных
инвестиций, росту экспорта транспортных
услуг, координации деятельности ее
членов, а также представлению
и защите их общих интересов.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ
ОБЪЕКТОВ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ПРЕФЕРЕНЦИИ ПРИ ИХ СОЗДАНИИ
Создание логистических
центров будет основываться на тех
государственных мерах, которые
направлены на создание благоприятного
инвестиционного климата, формирование
экономической среды, способствующей
привлечению инвестиций в развитие
логистической системы
Также будут приняты
меры по совершенствованию системы
ценообразования, в том числе
расширению сферы свободного ценообразования,
что предполагает отмену предельных
торговых надбавок к отпускным ценам
организаций-изготовителей.
В Республике Беларусь уже
действует ряд льгот и преференций,
предусмотренных декретами Президента
Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г.
№ 9 «О некоторых вопросах регулирования
предпринимательской деятельности в сельской
местности» (Национальный реестр правовых
актов Республики Беларусь, 2008 г., № 1, 1/9241)
и от 7 мая 2012 г. № 6 «О стимулировании предпринимательской
деятельности на территории средних, малых
городских поселений, сельской местности»
(Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь, 2012 г., № 53, 1/13491), которые могут
быть использованы для развития логистической
системы.
При реализации инвестиционного
проекта по инвестиционному договору,
заключенному с Республикой Беларусь,
инвестор и (или) организация, в установленном
порядке созданная в Республике Беларусь
этим инвестором либо с его участием, имеют
права на льготы, предусмотренные Декретом
Президента Республики Беларусь от 6 августа
2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий
для инвестиционной деятельности в Республике
Беларусь» (Национальный реестр правовых
актов Республики Беларусь, 2009 г., № 188, 1/10912).