Производственная логистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 12:58, контрольная работа

Описание работы

Производственная логистика - обеспечение качественного, своевременного и комплектного производства продукции в соответствии с хозяйственными договорами, сокращение производственного цикла и оптимизация затрат на производство. Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики. Задачи производственной логистики касаются управления материальными потоками внутри предприятий. Участников логистического процесса в рамках производственной логистики связывают внутрипроизводственные отношения (в отличие от участников закупочного и распределительного логистических процессов, связанных товарно-денежными отношениями).

Файлы: 1 файл

Логистика.docx

— 45.76 Кб (Скачать файл)

Логистический цикл в общем виде включает в себя:

  • время на формулировку заказа и его оформление в установленном порядке.
  • время на доставку или передачу заказа поставщику.
  • время выполнения заказа (время ожидания постановки заказа на выполнение, время выполнения заказа, время простоев, комплекса услуг).
  • время доставки изготовленной продукции заказчику.
  • время на подготовку продукции к потреблению.
  • п.п. 3, 4 - занимают наибольший удельный вес.

Производственный цикл- часть логистического цикла (от запуска на операцию до полного изготовления).

Логистические издержки- затраты на выполнение логистических операций (складирование, сбережение...). В масштабе отдельно взятой фирмы логистические издержки могут быть определены в % от суммы продаж, в стоимостном выражении в расчете на единицу массы сырья, материалов, готовой продукции или в % от условно чистой продукции.

Ключевыми понятиями в логистике являются материальный и информационный потоки.

Материальный поток- отнесенная к временному интервалу совокупность материально товарных ценностей, находящихся в процессе приложения к ним различных логистических операций (складирование - элементарный материальный поток). Исчисляется в шт./час, т./год.

Множество элементарных материальных потоков формирующихся на предприятии составляют общий материальный поток, обеспечивающий функционирование предприятия. Материальный поток имеет размерность (объем, время, количество, масса), формой существования материального потока может быть грузооборот склада или грузовой поток (кол-во грузов, перевезенное отдельными видами транспорта от пункта отправления до пункта назначения за опр. период времени).

Различают материальные потоки:

  • внешние, то есть протекающие во внешней системе по отношению к данной логистической системе;
  • внутренние, то есть протекающие во внутренней системе по отношению к данной логистической системе.
  • Также имеется деление материальных потоков на
  • входящие - внешние потоки, входящие в данную логистическую систему;
  • выходящие- выходящий во внешнюю среду поток.

Информационный поток- это совокупность циркулирующих внутри логистической системы между ней и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистической системой.

Выделяют информационные потоки: внешние и внутренние; входящие и выходящие.

В логистических системах материальные потоки и информационные могут опережать друг друга, могут иметь одинаковое направление (прямое) и противоположное (встречное).

Информационный поток характеризуется: источником возникновения, направленностью, объемом, периодичностью, скоростью передачи.

В логистике для управления потоками использую функции:

  • Планирование (установление оптимальной траектории движения, разработка расписания или графика следования потока, расчет потребностей в ресурсах для осуществления потока).
  • Оперативное регулирование (отслеживание каждого объекта потока, согласно графику движения, выработка и применение управленческих воздействий).
  • Учет (сбор, обработка, хранение и выдача информации о материальном потоке, составление отчетности).
  • Контроль (степень соответствия фактических параметров потока плановым).
  • Анализ (причины несоответствия плану).
  • Координация (координация процессов закупки, сбыта).

Правила логистики:

  • потребитель должен нуждаться в продукте;
  • продукт должен быть необходимого качества;
  • продукт всегда должен быть в необходимом количестве;
  • продукт следует доставить в нужное время;
  • продукт необходимо доставить в нужное место;
  • продукт необходимо доставлять с минимальными издержками;
  • продукт необходимо доставить конкретному потребителю.

Функциональные области логистики:

1. Запасы. Выполняют буферную  роль между транспортом, производством  и реализацией. Запасы позволяют  экономично и эффективно функционировать  всей системе. Продукция может  быть сосредоточена в запасах  непосредственно у производителя, или ее хранение может быть  приближено к потребителю. Величина  производственных запасов должна  быть оптимальна для всей системы. Запасы продукции позволяют данной  системе быстро реагировать на  изменение спроса и обеспечивают  равномерность работы транспорта.

2. Транспорт. Включает в  себя при логистическом подходе не только перевозку груза от поставщика до потребителя, с предприятия на склад, со склада на склад, но также доставку со склада потребителю. Основными характеристиками транспорта являются стоимость и надежность.

3. Складское хозяйство. Включает  в себя размещение в складских  помещениях для хранения материалов, управление складской переработкой, упаковку и др.

4. Информация. Любая логистическая система управляется при помощи информационной и контролирующей подсистем. Эти подсистемы передают заказы, требования об отгрузке и транспортировании продукции, поддерживают уровень запасов.

5. Другие функциональные  области. Например, производственное  планирование и контроль над  материальным потоком в процессе  производства.

5.1. Кадры. Важный составной  элемент системы логистики. Их  подбору и подготовке придается  большое значение.

5.2. Обслуживающее производство. Подразделения логистики, которые  обслуживают процесс производства, должны не только определять  его потребности, но и быть  способными сглаживать колебания  спроса и предложения. Некоторые  экономисты не рассматривают  производственную единицу как  функциональную область в системе  логистики. Однако отмечают, что  производственные мощности и  экономическая приспосабливаемость предприятия имеют важное значение для функционирования логистической системы. Основными проблемами для нее являются определение размера и размещение предприятия.

Между указанными областями логистики существуют связь и взаимозависимость. Например, если в основном производстве используется технология, не требующая наличия существенных промежуточных запасов материалов и сырья, то в соответствии с логистикой поставки предусматривается осуществлять в строго определенное время через короткие интервалы. Для выполнения нерегулярных заказов в минимальные сроки, когда для основного производства характерно пространственное сосредоточение оборудования, создание резервов производственных мощностей (так называемых систем - «островов производства»), в области закупок используются соответствующие способы, позволяющие приобрести разнообразные материальные ресурсы, с тем чтобы выполнить индивидуальные заказы.

В логистической цепи, т. е. цепи, по которой проходят товарный и информационный потоки от поставщика до потребителя, выделяется следующие главные звенья: закупка и поставка материалов, сырья иполуфабрикатов; хранение продукции и сырья; производство товаров; распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции; потребление готовой продукции (рис.2). Каждое звено логистической цепи включает свои элементы, что в совокупности образует материальную основу логистики. К материальным элементам логистики относятся: транспортные средства и обустройства, складское хозяйство, средства связи и управления. Логистическая система, естественно, охватывает и кадры, т. е. тех работников, которые выполняют все последовательные операции.

Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределила ее разделение на макро- и микро логистику. Макро логистика решает вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением складов на полигоне обслуживания, выбором вида транспорта и транспортных' средств, организацией транспортного процесса, рациональных направлений материальных потоков, пунктов поставки сырья, материалов и полуфабрикатов, с выбором транзитной или складской схемы доставки товаров.

Микро логистика решает локальные вопросы в рамках отдельных фирм и предприятий. Примером может служить внутрипроизводственная логистика, когда в пределах предприятия планируются различные логистические операции, такие, как транспортно-складские, погрузочно-разгрузочные и др. Микро логистика обеспечивает операции по планированию, подготовке, реализации и контролю за процессами перемещения товаров внутри промышленных предприятий. Отличие между макро- и микро логистикой состоит еще и в том, что в масштабах первой взаимодействие между участниками процесса товародвижения происходит на основе купли-продажи товаров, а в рамках второй - на бестоварных отношениях.

Задачи логистики.

Усложнение производства и обострение конкуренции в 1980-90-х годах потребовали более точной увязки логистики со стратегическими целями фирм, а также активизации роли логистики в повышении гибкости фирм, их способности быстро реагировать на рыночные сигналы. В связи с этим главной задачей логистики стала разработка тщательно взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы фирмы, повышению ее рыночной доли и получению преимуществ перед конкурентами. Ибо, как показала практика, недоучет тесной связи концепции логистики с активной рыночной стратегией часто приводил и приводит к тому, что сама по себе закупка сырья, полуфабрикатов и комплектующих становится стимулом для начала выпуска той или иной продукции без наличия должного спроса на нее. В современной рыночной ситуации такой подход к выпуску продукции чреват коммерческим провалом. Разумеется, ориентация на минимизацию издержек остается в силе, но лишь при условии нахождения оптимального уровня сочетания издержек и рентабельности основного и оборотного капитала, задействованного в рамках рыночной стратегии.

Одна из основных задач логистики заключается также в совершенствовании управления товародвижением, в создании интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции. С этой задачей самым тесным образом сопряжено решение таких проблем, как: соответствие друг другу материальных и информационных потоков; контроль за материальным потоком и передача данных о нем в единый центр; определение стратегии и технологии физического перемещения товаров; установление норм стандартизации полуфабрикатов и упаковки; определение объема производства, транспортировки и складирования; расхождение между намеченными целями и возможностями закупки и производства. Выполнить эту задачу можно с помощью решения научных проблем развития самой логистики, начиная от структуризации технологии ее цепей и заканчивая различными локальными задачами.

Функции логистики.

В соответствии с современными задачами логистики различают два вида ее функций: оперативные и координационные. Оперативные функции связаны с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения и, по существу, мало чем отличаются от функций традиционного материально-технического обеспечения. К функциям в сфере снабжения относится управление движением сырья и материалов, отдельных частей или запасов готовой продукции от поставщика или пункта их приобретения к производственным предприятиям, складам или торговым хранилищам. В фазе производства функцией логистики становится управление запасами, включающее контроль движения полуфабрикатов и компонентов через все стадии производственного процесса, а также перемещение готовой продукции на оптовые склады и розничные рынки сбыта. Функции управления распределением продукции охватывают оперативную организацию потоков конечной продукции от предприятия-производителя к потребителям.

К числу функций логистической координации относятся: выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства; анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование развития потенциальных рынков; обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры. Перечисленные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения товара. В этом смысле маркетинг и логистика тесно взаимосвязаны, а утвердившаяся формула - «маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует» - имеет под собой весомое основание. В известной степени формула применима и к координации взаимоотношений логистики и производства. Таким образом, логистика занимается «состыковкой» двух сфер: предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией предложения, базирующегося на соответствующей информации.

В рамках координационных функций логистики выделилось еще одно из ее направлений - оперативное планирование, продиктованное стремлением сократить запасы, не снижая эффективности производственной и сбытовой деятельности фирм. Суть его состоит в том, что на основании прогноза спроса, корректируемого позднее при поступлении реальных заказов, разрабатываются графики перевозок и в целом порядок управления запасами готовой продукции, который в итоге и определяет планирование производства, разработку программ снабжения его сырьем и комплектующими изделиями.

Более глубокому раскрытию сущности логистики и ее взаимосвязей с процессами, происходящими в различных областях деятельности промышленно развитых стран, служит анализ факторов, способствующих развитию логистики.

Информация о работе Производственная логистика