Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 18:05, курсовая работа
Цель курсового проекта - разработка основных элементов логистической системы для предприятия ОАО «Белгородасбестоцемент».
Работа предполагает решение следующих задач:
ü Охарактеризовать ОАО «Белгородасбестоцемент», выявить сильные стороны и недостатки в управлении материальными, финансовыми и информационными потоками.
ü Предложить возможные пути по устранению недостатков и разработать основные элементы логистической системы предприятия.
ü В ходе работы над курсовым проектом была использована учебная литература и методические указания к его выполнению.
Введение……………………………………………………………...……………3
1. Характеристика предприятия………………………………….………………5
1.1. История развития и основные виды деятельности………………………...5
1.2. Производственная, организационная и управленческая структура предприятия……………………………………………………………………….9
2. Описание основных материальных потоков логистической системы предприятия……………………………………………………………………...10
3. Обоснование потребности в материальных ресурсах в сфере закупочной логистики…………………………………………………………………………13
4. Разработка стратегии управления запасами………………………………...16
5. Выбор оптимальных хозяйственных связей в сфере закупок……………...20
6. Описание внутрипроизводственной логистической системы……………...22
7. Построение дистрибьюторской сети………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы……………………………………………
2,9
З страх.
2,5 3,5 8 11 12 13 14,5 16,5
Время, дни
Рис. 1. Модель управления запасами с фиксированным размером заказа (на примере асбеста)
5. Выбор оптимальных хозяйственных связей в сфере закупок
Произведем расчет оптимального варианта долговременных хозяйственных связей. Информация для расчета представлена в табл.7.
Таблица 7.
Данные для расчета оптимальных хозяйственных связей
Наименование показателя |
Годы | ||
2002 |
2003 |
2004 | |
1. Объем поставок, от: 1.1.Цемент: ЗАО «Белгородский цемент» ООО «Стройснаб» 1.2.Асбест: ОАО «Оренбургасбест» ОАО «Ураласбест» |
3668,6 1773,6 1895 584,7 382 202,7 |
5195,6 3489 1706,6 828,1 355 473,1 |
5869,3 4260,3 1609 895,4 410 485,4 |
2. Цена 1тонны: 2.1.Цемент: ЗАО «Белгородский цемент» ООО «Стройснаб» 2.2.Асбест: ОАО «Оренбургасбест» ОАО «Ураласбест» |
1150 1250 2400 2300 |
1200 1350 2700 2500 |
1250 1420 2750 2600 |
3. Величина потерь от
иммобилизации оборотных |
23 |
41 |
36 |
При определении оптимального варианта долговременных хозяйственных связей следует воспользоваться следующей формулой:
, (5)
где - общие издержки и потери при заключении договора поставок на год с «i» поставщиком;
- цена единицы продукции «i» поставщика;
- расходы на транспортировку
единицы продукции от «i»
- годовой объем поставок «i» поставщика;
- объем поставок «i» поставщика в «k» году;
m – квартал года (год);
R – потери, связанные с
иммобилизацией оборотных
D – потери в производстве
от наличия дефицита
Поставщики цемента:
1) ЗАО «Белгородский цемент»:
Зобщ. = (1200+40)*3174,3+((1773,6-
На единицу:
3838254/3174,3 = 1209,165 руб./ тонн.
2) ООО «Стройснаб»:
Зобщ. = (1340+300)*1736,9+((1895-3668,
На единицу:
2685075/1736,9 = 1545,9 руб./ тонн.
Поставщики асбеста:
1) ОАО «Оренбургасбест»:
Зобщ. = (2616,7+1780)*382,3 + ((382-584,7)*23/1 + (355-828,1)*41/2 + (410-895,4)*36/3) = 1660,673 тыс. руб.
На единицу:
1660673/382,3 = 4343,9 руб./ тонн.
2) ОАО «Ураласбест»:
Зобщ. = (2466,7+1780)*387,07+((202,7-
На единицу:
1622787/387,07 = 4192,5руб./ тонн.
Вывод: приведенный расчет показал, что для ОАО «Белгородасбестоцемент» наиболее предпочтительным поставщиком цемента является ЗАО «Белгородский цемент», так как средняя цена данного сырьевого ресурса с учетом затрат на транспортировку значительно ниже, чем у ООО «Стройснаб». Для поставок асбеста, целесообразнее выбрать ОАО «Ураласбест», в связи с меньшими затратами на его приобретение и доставку. Следовательно, сотрудничество с этими поставщиками при формировании долгосрочных хозяйственных связей будет наиболее выгодно для предприятия.
6. Описание
Целью производственной логистики является оптимизация материальных потоков внутри предприятия. Участников логистического процесса в рамках производственной логистики связывают внутрипроизводственные отношения.
Логистические системы, рассматриваемые производственной логистикой, носят название внутрипроизводственных логистических систем. Внутрипроизводственные логистические системы можно рассматривать на макро- и микроуровнях.
На макроуровне внутрипроизводственные логистические системы выступают в качестве элементов микрологистических систем. Они задают ритм работы этих систем, являются источниками материальных потоков. Возможность адаптации микрологистических систем к изменениям окружающей среды в существенной степени определяется способностью входящих в них внутрипроизводственных логистических систем быстро менять качественный и количественный состав выходного материального потока, т. е. ассортимент и количество выпускаемой продукции.
На микроуровне внутрипроизводственные логистические системы представляют собой ряд подсистем, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Эти подсистемы: закупка, склад, запасы, обслуживание производства, транспорт, информация, сбыт и кадры обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы. В соответствии с концепцией логистики построение внутрипроизводственных логистических систем должно обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри предприятия.
Для ОАО «Белгородасбестоцемент» характерна «тянущая система» управления материальными потоками. Она представляет собой систему организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости. Здесь центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между различными участками предприятия, не устанавливает для них текущих производственных заданий. Производственная программа отдельного технологического звена определяется размером заказа последующего звена. Центральная система управления ставит лишь задачу перед конечным звеном производственной технологической цепи. Таким образом, материальный поток «вытягивается» каждым последующим звеном. Причем персонал отдельного цеха в состоянии учесть гораздо больше специфических факторов, определяющих размер оптимального заказа, чем это смогла бы сделать центральная система управления. Схема тянущей системы представлена на рис. 2.
Рис. 2. Тянущая система управления материальным потоком на ОАО «Белгородасбестоцемент»
Из схемы видно, что система управления дает команду на изготовление определенного количества асбестоцементных листов конечному звену технологической цепи. Затем заказ на определенное количество материалов поступает в отдел материально-технического снабжения, а уже из него отправляется распоряжение складу сырья на предоставление необходимого количества сырья для производства продукции.
7. Построение дистрибьюторской сети
Способы доведения товаров и услуги до конечного потребителя оказывают существенное влияние как на восприятие клиентом качества и стоимости товара, так и его отношение к предприятию. Скорость выполнения заказа, гарантия поставки, удобство - эти и многие другие факторы определяют отношения продавца и покупателя, влияют на степень удовлетворенности потребителя. Поэтому предприятия уделяют все большее внимание процессу распространения товара.
Главным предметом изучения в распределительной логистике является рационализация процесса физического распределения имеющегося запаса материалов. Здесь рассматривается материальный поток на стадии движения от поставщика к потребителю. Основной целью логистической системы распределения является доставка товара в нужное место и в нужное время.
Канал распределения – это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другим организациям и лицам право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю.
Использование каналов распределения приносит производителям определенные выгоды:
а) экономию финансовых средств на распределение продукции;
б) возможность вложения сэкономленных средств в основное производство;
в) продажу продукции более эффективными способами;
г) высокую эффективность обеспечения широкой доступности товара и доведения его до целевых рынков;
д) сокращение объема работ по распределению продукции.
Выбор канала распределения – одно из важнейших решений, которое должно принять руководство предприятия.
Основными потребителями асбестоцементных строительных материалов являются строительные организации и организации-дилеры по продаже строительных материалов. Так как рынок строительных материалов имеет сезонный характер, пик продаж приходится на летний период.
Доля Белгородской области в потреблении шифера около 25% от общего объема продаж. Это связано во многом с низкими транспортными издержками по доставке асбестоцементных листов по области.
Объем продаж в страны СНГ не является устойчивым. Постоянные потребители – Украина и Молдавия. Объемы экспорта шифера носят случайный характер за исключением двух потребителей: Венгрии и Эстонии, продукция также поставляется в Венгрию, Болгарию, на Кубу, Югославию.
Постоянными потребителями белгородского шифера являются Чечня, Краснодарский край, Ставропольский край, Воронежская область.
На ОАО «Белгородасбестоцемент» сбыт продукции осуществляется в основном методом прямых продаж. Это связано с тем, что такая система реализации позволяет сохранять полный контроль за ведением торговых операций, а также экономить средства на оплату услуг посредников. Данный метод продаж наиболее эффективен, так как большая часть клиентов ОАО «Белгородасбестоцемент» - крупные строительные организации.
Графическое представление системы сбыта представлено на рис. 3.
Рис. 3. Система сбыта ОАО «Белгородасбестоцемент» (с прямыми связями)
Часть продукции реализуется через двухуровневые каналы сбыта с помощью оптовых и розничных фирм, путем заключения договоров. Так продукция попадает в розничную торговлю и реализуется всем желающим. Схема данной системы представлена на рис. 4.
Рис. 4. Система сбыта на ОАО «Белгородасбестоцемент» (двухуровневая)
Если ОАО «Белгородасбестоцемент» необходимо выйти на новые рынки, руководство предприятия для решения данного вопроса привлекает дистрибьюторов. В данной ситуации можно несколько снизить цены, по сравнению с конкурентами на традиционном рынке сбыта, что приведет к увеличению продаж продукции, а, следовательно, и росту прибыли.
Заключение
В данном курсовом проекте были рассмотрены основные теоретические и практические вопросы разработки основных элементов логистической системы ОАО «Белгородасбестоцемент».
Анализируя работу предприятия, можно сделать вывод, что для правильного расчета объемов закупок сырья и производства необходимо учитывать основные материальные потоки логистической системы предприятия. Расчет потребности в материальных ресурсах в сфере закупочной логистики выявил необходимость планирования оптимального объема производства и материальных ресурсов.
Основными недостатками в производственной сфере предприятия являются:
ü большие издержки хранения запасов;
ü снижена оборачиваемость оборотных средств из-за большой доли запасов в структуре активов предприятия.
Эти проблемы в настоящее время мешают работе многих предприятий.
Для оптимизации работы предприятия в производственной сфере, можно предложить следующие пути устранения недостатков:
1. Рассчитать оптимальный объем закупок.
Для этого был выбран наиболее подходящий для ОАО «Белгородасбестоцемент» вариант поставок материальных ресурсов с фиксированным объемом поставок. Определение оптимального размера заказа обеспечит уменьшение издержек на хранение запасов без потери качества обслуживания.
2.Оптимизация логистических операций.
Это позволит ускорить оборачиваемость оборотных средств, а так же сократить время прохождения товаров по логистической цепи. В данном случае наиболее подходящей является «тянущая система» управления материальными потоками.
На основе предложенных расчетов была выбрана транзитная форма снабжения.
При написании данной курсового проекта были рассмотрены основные внешне- и внутрипроизводственные логистические процессы, а так же выявлены их недостатки и предложены меры по их устранению.
В заключение, можно сказать, что область логистики охватывает практически все сферы производства предприятия: управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами; информационное обеспечение, коммерческая деятельность и многое другое. Задача руководства – разработать единую логистическую систему, что позволит добиться большей эффективности и снизить производственные затраты.
Список литературы
1. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник для высших и средних учебных заведений – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 408 с.
2. Логистика: Учебник / Под ред. Б. А. Аникина – М: ИНФРА-М, 2002. – 368 с.
3. Неруш Ю.М. Учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003.-495 с.
4. Николайчук В.Е. Логистика. - СПб: Питер, 2002. - 160с.
5. Основы логистики: Учеб. Пособие/Под ред. Л.Б.Миротина и В.И. Сергеева - М.: ИНФРА-М, 1999.
6. Сергеев В. И. Логистика в бизнесе: Учебник- М.: ИНФРА-М, 2001. – 608 с.
7. Чудаков А. Д. Логистика: Учебник – М.: Издательство РДЛ, 2001.- 480 с.
Приложение 1
Производственная структура ОАО «Белгородасбестоцемент»
Приложение 2
Организационная структура ОАО «Белгородасбестоцемент»
Приложение 3
Технология производства асбестоцементных листов «СВ»
Информация о работе Разработка основных элементов логистической системы ОАО «Белгородасбестоцемент»