Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 15:17, реферат
Обеспечение граждан лекарствами и различными медицинскими пре¬паратами является разновидностью медицинской помощи. Эффек¬тность лечения непосредственно зависит от своевременного и полного обеспечения больных граждан всем арсеналом имеющихся лекарственных средств и препаратов. Именно в этом заключается вязь лекарственной помощи с медицинской помощью и лечением, их взаимообусловленность.
Обеспечение граждан лекарствами и различными медицинскими препаратами является разновидностью медицинской помощи. Эффектность лечения непосредственно зависит от своевременного и полного обеспечения больных граждан всем арсеналом имеющихся лекарственных средств и препаратов. Именно в этом заключается вязь лекарственной помощи с медицинской помощью и лечением, их взаимообусловленность.
Нормативно-правовая база, в той или иной степени регулирующая отношения по обеспечению граждан лекарственной помощью, достаточно обширна. Так, она включает в себя федеральные законы: Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г., «О лекарственных средствах» от 22 июня 1998 г., «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г., «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 8 августа 2001 г., «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г., «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции от 30 марта 1995 г., «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» от 18 июня 2001 г., «О ветеринарии» от 14 мая 1993 г., «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г., «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г., «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г., «О донорстве крови и ее компонентов» от 9 июня 1993 г., «О трансплантации органов и (или) тканей человека» от 22 декабря 1992 г. и др.
Помимо указанных законов имеется также немалое число подзаконных нормативных правовых актов, к примеру: Указ Президента Российской Федерации от 20 апреля 1993 г. «О неотложных мерах., обеспечению здоровья населения Российской Федерации,; постановлении Правительства Российской Федерации - от 30 июля 1994 ,. «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшений обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», от 9 ноября 2001 г. «О государственном регулировании цен на лекарственные средства», от 13 января 1996 г. «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями», 7 марта 1997 г. «О мерах но предупреждению распространения туберкулеза в Российской Федерации», от 17 октября 2005 г. «О совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные средства»; распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств» и др.
Как раньше, так и сейчас регламентация вопросов лекарственного обеспечения населению осуществляется и ведомственными нормативными актами: приказами, инструкциями, методическими рекомендациями. Среди приказов можно выделить, например, приказы Минздравсоцразвития России — от 1 ноября 2004 г. «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи»; от 22 ноября 2004 г. «О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг»; от 13 сентября 2005 г. «Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача»; от 5 октября 2005 г. «О порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний»; от 7 октября 2005 г. «Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения»; от 21 февраля 2005 г. «О дальнейшем развитии информационно-консультативной токсикологической помощи населению Российской Федерации»; от 1 апреля 2005 г. «Об организации внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан»; от 29 апреля 2005 г. «О минимальном ассортименте лекарственных средств»; от 3 мая 2005 г. «Об утверждении видов аптечных учреждений»; Отраслевой стандарт ОСТ «Стандарты качества лекарственных средств. Основные положения», утвержденный Наказом Минздравсоцразвития России от 1 ноября 2001 г.; Правила проведения сертификации в Системе сертификации лекарственных средств Системы сертификации ГОСТ Р, утвержденные Постановлением Госстандарта РФ от 24 мая 2002 г., и др.
Однако единого законодательного акта об обеспечении населения лекарствами и лекарственными препаратами нет. Главная причина этого — межотраслевой характер отношений, связанных с обеспечением граждан лекарствами и изделиями медицинского назначения. Шившему мнению, их правовое регулирование должно осуществляться в рамках права социального обеспечения.
В последние годы правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, значительно усложнилось. Это обусловлено тем, что, как отмечалось выше, с X января 2005 г. вступил в силу Закон о монетизации. Согласно этому закону, из ведения федеральных органов государственной власти исключены полномочия по установлению льгот отдельным группам населения, нуждающимся в лекарственном обеспечении.
Компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации дополнена различными полномочиями, в том числе по формированию расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на здравоохранение, включая обеспечение медицинских организаций лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, а также донорской кровью и ее компонентами в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, обязательного медицинского страхования неработающего населения, оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи; разработке и утверждению территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающих в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования; установление порядка и объема, предоставляемых Отдельным группам населения мер социальной поддержки в лекарственном обеспечении.
Таким образом, установление порядка и объема, предоставляемых отдельным группам населения мер социальной поддержки (льгот — в старой терминологии) в лекарственном обеспечении теперь является полномочием субъектов Российской Федерации. Это означает, что с 2005 г. регионы финансируют свои обязательства, в том числе по вопросам социальной поддержки и льгот. По существу, федеральные органы государственной власти переложили с себя ответственность за всевозможные социальные проблемы на органы власти переложили с себя ответственность за невозможные социальные проблемы на ораны власти субъектов Российской Федерации.
Введение органов местного самоуправления переданы такие полномочия, как контроль за соблюдением законодательства в области обеспечения граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
Таким образом, целью разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления было изменение системы межбюджетных финансовых отношений в рамках Российской Федерации, в том числе по финансированию здравоохранения. Однако в результате этого усложнились организация и межбюджетные отношения в области финансового обеспечения медицинской помощи и лекарствами. Естественно, возникли трудности с реализацией права граждан на лекарственную помощь из-за недостаточности финансовых средств в соответствующих бюджетах.
Необходимость конституционного обеспечения государственных гарантий права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь потребовало от государства выделения ежегодных субвенций региональным и местным бюджетам в размере, необходимом для реализации территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи по основным ее видам и объемам, предусмотренным в федеральной программе.
Несмотря на принятые меры, в стране все еще сохраняется дефицит ряда лекарственных средств и медицинских препаратов, цены на большинство из них являются относительно высокими, многим гражданам они недоступны. Поэтому в таких случаях особое значение имеют законодательно закрепленные льготы, предназначенные для особых групп населения.
С правовой точки зрения было бы целесообразно в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан и в Федеральном законе «О лекарственных средствах» ввести самостоятельные нормативные разделы о лекарственной помощи населению с выделением особых групп остро нуждающихся граждан.