Шпаргалка по "Логистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 14:47, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Логистика".

Файлы: 1 файл

Шпоры по логистике.doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)
  1. Задачи Логистики

Логистика - наука  об организации совместной деятельности всех функциональных подразделений  предприятия по прохождению товарных потоков от поставщиков сырья, через  производственное предприятие к  конечным потребителям. Логистика изучает  не только товарные, но и сопутствующие потоки - информационный и финансовый.

Задачи  логистики: достижение максимального эффекта при минимальных затратах в условии нестабильности рынка (глобальная задача); (общие задачи) создание интегрированных систем регулирования и управления матер, инф потоками; контроль движения матер потоков; определение стратегии физ.перемещения и технологии; стандартизация полуфабрикатов и упаковки, прогнозирование обьема производства, складирования и перевозок; распределение транспортных средств; организация предпродажного и постпродажного обслуживания; оптимизация технологич структуры транспортно – складских комплектов; (частные задачи) создание минимальных запасов; максимальное сокращение времени хранения продукции в запасах; всемирное сокращение времени пребывания товара в сфере обращения. Объект исследования логистики - это то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено специалистом по логистике, например: материальные потоки, потоковые процессы, процесс выполнения заказов потребителей, процесс продвижения продукции по цепи поставок или любая комбинация из них. Предмет исследования логистики - это деятельность логистиков по управлению, планированию, организации, контролю, регулированию, учету процесса продвижения продукции и услуг.

  1. Цель логистики

Логистика - наука об организации совместной деятельности всех функциональных подразделений предприятия по прохождению товарных потоков от поставщиков сырья, через производственное предприятие к конечным потребителям. Логистика изучает не только товарные, но и сопутствующие потоки - информационный и финансовый.

Цель логистики - создание возможности для улучшения деятельности сотрудников подразделений предприятия, направленной на снижение уровня общих затрат и получение максимальной прибыли. Цель логистики считается достигнутой, если нужный продукт необходимого качества доставлен с требуемым уровнем затрат нужному потребителю в необходимом количестве в нужное время в нужное место. Цель логистики достигается путем исключения операций организационного и функционального характера, не создающих добавочную ценность для потребителя. Иными словами, все то, что не приносит пользу потребителю и, соответственно, дохода предприятию, является излишним. Объект исследования логистики - это то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено специалистом по логистике, например: материальные потоки, потоковые процессы, процесс выполнения заказов потребителей, процесс продвижения продукции по цепи поставок или любая комбинация из них. Предмет исследования логистики - это деятельность логистиков по управлению, планированию, организации, контролю, регулированию, учету процесса продвижения продукции и услуг.

  1. Понятие логистики

Логистика - наука  об организации совместной деятельности всех функциональных подразделений предприятия по прохождению товарных потоков от поставщиков сырья, через производственное предприятие к конечным потребителям. Логистика изучает не только товарные, но и сопутствующие потоки - информационный и финансовый.

Основными вопросами, которыми занимается логистика, являются:

1) управление  снабжением предприятия сырьем

и расходными материалами (сюда входит решение таких задач, как выбор поставщика, расчет оптимального объема, структуры и ритмичности  поставки, оценка эффективности работы поставщика);

2) планирование, контроль, управление транспортировкой  и складированием (на этом этапе  решаются задачи выбора перевозчика,  формы собственности складских  помещений, организации

приемки товара и проверки его качества);

3) внутризаводская  переработка сырья, материалов и полуфабрикатов;

4) доведение  готовой продукции до потребителя 

5) передача, хранение  и обработка соответствующей  информации.

Наука координирует такие функциональные сферы предприятия, как снабжение, производство и сбыт.

Объект  исследования логистики

- это деятельность  логистиков по управлению, планированию, организации, контролю, регулированию,  учету процесса продвижения продукции  и услуг.

Цель  логистики - создание возможности для улучшения деятельности сотрудников подразделений предприятия, направленной на снижение уроня общих затрат и получение максимальной прибыли.

4.Принципы логистики

Логистика - наука об организации совместной деятельности всех функциональных подразделений предприятия по прохождению товарных потоков от поставщиков сырья, через производственное предприятие к конечным потребителям. Логистика изучает не только товарные, но и сопутствующие потоки - информационный и финансовый.

Принцип логистики - это обобщенные опытные

данные, закон  явлений, найденный из наблюдений

экспертов по логистике.

Основные принципы логистики.

1. Принцип рациональности - выбираются та-

кие управленческие решения, которые являются лучшими (оптимальными) по комплексу показателей  для

заданных условий. Решение принимается всегда таким  образом, чтобы благодаря выбранному вариант.

2. Принцип целостности - это свойство выполнять функцию, реализуемую только системой в целом, а не отдельными ее элементами.

3. Принцип системности - предполагает исследование логистического объекта, с одной стороны,как единого целого, а с другой стороны, как части более крупной системы,

4. Принцип иерархии - это порядок подчинения нижестоящих элементов вышестоящим по стро-

го определенным ступеням (иерархическая лестница) и переход от низшего уровня к высшему.

5.Материальные потоки в логистике

Логистика - наука  об организации совместной деятельности всех функциональных подразделений  предприятия по прохождению товарных потоков от поставщиков сырья, через  производственное предприятие к  конечным потребителям. Логистика изучает  не только товарные, но и сопутствующие потоки - информационный и финансовый.

Поток – это  совокупность объектов воспринимаемых как единое целое, существующее как  процесс в некотором временном  интервале и измеримые в абсолютных еденицах. Виды потоков:  Материальные потоки (совокупность ресурсов одного наименования, находящихся в процессе приложения к ним различных логистических операций (складирование - элементарный МП). Размерность = единица измерения / единицу измерения времени. Материальный поток характеризуется : объекты разного вида рода например в Ягити столы делают стулья и по характеристикам тары. Классификация МП:  1. по колич.признаку массовые и мелкоштучные. 2. по удельному весу тяжеловесные 3. по физ-хим свойствам насыпные товарноштучные наливные взрывоопасные.

 

6.Технологическая схема складских  операций

Независимо от различий в выполнении операций, существует общая логика и типовые принципы организации технологического процесса на всех типах складов. Типовой порядок  выполнения операций технологического процесса показан на схеме. Правильно организованный складской технологический процесс должен отвечать оптимальным параметрам по скорости выполнения операций, обеспечивать сохранность товаров, экономичность затрат и высокий уровень логистического сервиса. Выполнение поставленных требований возможно только при соблюдении следующих принципов организации материальных потоков на складе: Пропорциональность. Параллельность. Ритмичность. Прямоточность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Виды логистики

Логистика - наука об организации совместной деятельности всех функциональных подразделений предприятия по прохождению товарных потоков от поставщиков сырья, через производственное предприятие к конечным потребителям. Логистика изучает не только товарные, но и сопутствующие потоки - информационный и финансовый.

Закупочная логистика – процесс обеспечения предприятия материальными ресурсами, размещение ресурсов на складах предприятия, их хранение и выдача в производство.

Производственная логистика – управление материальными потоками, в процессе прохождения его производственных звеньев, при движении от первичного источника сырья до готовой продукции. виды логистики - Распределительная логистика – комплекс взаимосвязанных функций, реализованных в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупками, т.е. в процессе оптовой торговли. виды логистики - Транспортная логистика – управление транспортировкой грузов. виды логистики - Информационная логистика – та часть логистики, которая является связующим звеном между снабжением, производством, и сбытом продукции и занимается организацией потока данных, которые сопровождают материальный поток в процессе его перемещения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Функции логистики

Логистика - наука  об организации совместной деятельности всех функциональных подразделений предприятия по прохождению товарных потоков от поставщиков сырья, через производственное предприятие к конечным потребителям. Логистика изучает не только товарные, но и сопутствующие потоки - информационный и финансовый.

Различают два вида функций логистики: оперативные и координационные. Оперативные функции связаны с управлением движением материальных ценностей в области снабжения производства и распределения.

В сфере снабжения  – это управление движением сырья, материалов, запасов готовой продукции от поставщика до производственного предприятия, склада или торгового хранилища.

На уровне производства логистика – это управление, включающее контроль движения полуфабриката через  все стадии производства, а также  движения товара на склады и рынки сбыта.

ИЛИ:

1.  Формирование  хозяйственных связей по поставкам  товаров или оказанию услуг,  их развитие, корректировка и  рационализация.

2.  Определение  объёмов и направлений материальных  потоков.

3.  Прогнозные  оценки потребности в перевозках.

4.  Определение последовательности движения товаров через места складирования, определение оптимального коэффициента складской звенности при организации товародвижения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Сущность и задачи транспортной  логистики

Логистика - наука  об организации совместной деятельности всех функциональных подразделений предприятия по прохождению товарных потоков от поставщиков сырья, через производственное предприятие к конечным потребителям. Логистика изучает не только товарные, но и сопутствующие потоки - информационный и финансовый.

Транспортная  логистика определяется как сфера  деятельности, охватывающая три области:

процесс планирования, организации и осуществления  рациональной и недорогой доставки (перевозки) грузов (товаров) от мест их производства и до мест потребления;

контроль за всеми транспортными и другими  операциями, возникающими в пути следования грузов с использованием современных  средств телекоммуникации, информатики  и других информационных технологий; предоставление соответствующей информации грузовладельцам.

К задачам транспортной логистики относят:

создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей.

10. Логистические операции

Логистика - наука  об организации совместной деятельности всех функциональных подразделений предприятия по прохождению товарных потоков от поставщиков сырья, через производственное предприятие к конечным потребителям. Логистика изучает не только товарные, но и сопутствующие потоки - информационный и финансовый.

Лoгиcтичecкaя oпepaция - этo caмocтoятeльнaя чacть лoгиcтичecкoгo пpoцecca, выпoлняeмaя нa oднoм paбoчeм мecтe и (или) c пoмoщью oднoгo тexничecкoгo ycтpoйcтвa; oбocoблeннaя coвoкyпнocть дeйcтвий, нaпpaвлeннaя нa пpeoбpaзoвaниe мaтepиaльнoгo и (или) инфopмaциoннoгo пoтoкa.

Лoгиcтичecкaя oпepaция мoжeт быть зaдaнa мнoжecтвoм нaчaльныx ycлoвий, пapaмeтpoв внeшнeй cpeды, aльтepнaтивныx cтpaтeгий, xapaктepиcтик цeлeвoй фyнкции. Лoгиcтичecкиe oпepaции мoгyт клaccифициpoвaтьcя нa:

внeшниe - нaпpaвлeнныe нa peaлизaцию фyнкций cнaбжeния и cбытa;

внyтpeнниe - ocyщecтвляeмыe в paмкax peaлизaции фyнкции пpoизвoдcтвa;

бaзиcныe - к ним oтнocятcя: cнaбжeниe, пpoизвoдcтвo и cбыт;

ключeвыe лoгиcтичecкиe oпepaции пoдpaздeляютcя нa: пoддepжaниe cтaндapтoв oбcлyживaния пoтpeбитeлeй; yпpaвлeниe зaкyпкaми; тpaнcпopтиpoвкa; yпpaвлeниe зaпacaми; yпpaвлeниe пpoцeдypaми зaкaзoв; yпpaвлeниe пpoизвoдcтвeнными пpoцeдypaми; цeнooбpaзoвaниe; физичecкoe pacпpeдeлeниe;

пoддepживaющиe лoгиcтичecкиe oпepaции пoдpaздeляютcя нa: cклaдиpoвaниe; гpyзoпepepaбoткy; зaщитнyю yпaкoвкy; oбecпeчeниe вoзвpaтa тoвapoв; oбecпeчeниe зaпacными чacтями и cepвиcнoe oбcлyживaниe; инфopмaциoннo-кoмпьютepнyю пoддepжкy.

 

11. Требования к организации  и управлению

Существуют две основные системы управления запасами:

1. с фиксированным  размером заказа;

2. с фиксированным  интервалом между заказами.

Система с фиксированным  размером заказа является классической. Повторный заказ подается при  уменьшении наличных запасов до определенного  критического уровня точки заказа. Эта система основана на выборе такого размера партии, который бы мнимизировал общие издержки управления запасами (издержки выполнения заказа и издержки хранения запасов). Значение размера партии, минимизирующее годовые издержки управления запасами, называется наиболее экономичным размером заказа и обозначается qom.

Оптимальный размер партии можно определить исходя из общих  годовых издержек по формуле Уилсона:

Gопт = √(2Со*S) / (Сиi)

Точку заказа в этом случае можно определить по формуле:

Р = В + SdL

А средний уровень  запасов:

Ĵ. = В + Q/2     ,

где Со - издержки выполнения заказа,  S – количество товара, реализованного за год, Сиi – годовые издержки хранения товара, В – резервный запас, Sd - средний суточный сбыт, L – время доставки заказа в сутки, J – наличные запасы, Q – размер заказа.

12. Основные задачи складирования

 

Логистика - наука  об организации совместной деятельности всех функциональных подразделений  предприятия по прохождению товарных потоков от поставщиков сырья, через  производственное предприятие к  конечным потребителям. Логистика изучает не только товарные, но и сопутствующие потоки - информационный и финансовый.

Складирование - это логистическая  операция, заключающаяся в содержании запасов участниками логистического канала и обеспечивающая сохранность  запасов, их рациональное размещение, учет, постоянное обновление и безопасные методы работы.

Логистика складирования - отрасль логистики, занимающаяся вопросами  разработки методов организации  складского хозяйства, системы закупок, приемки, размещения, учета товаров  и управления запасами с целью минимизации затрат, связанных со складированием и переработкой товаров. Это также комплекс взаимосвязанных операций, реализуемых в процессе преобразования материального потока в складском хозяйстве.

К основным задачам логистики  складирования относятся:

• размещение складской  сети;

• складирование и  подготовка груза к поставкам (производственные и другие услуги),

• управление товарными  запасами;

• организация складских  поставок.

Следует иметь в виду: склады способствуют преобразованию грузопотоков, изменяя параметры принимаемых и выдаваемых партий грузов по величине, составу, физическим характеристикам входящих грузов, времени отправки транспортных партий и т. д. В складской системе взаимодействуют материальные потоки, которые основаны на функциях транспортировки (определяют движение материалов) и хранения (кроме складирования осуществляются различные виды выравнивания потоков товаров, проходящих через склад).

 

 

 

 

 

13. Складская планировка

Планирование складских  запасов в рамках общей процедуры бюджетирования имеет немаловажное значение. Для промышленного предприятия прогнозирование

1. Прогноз запасов  сырья и материалов необходим  для корректного формирования  бюджета закупок, рассчитываемого  с учетом потребности на производственную  программу, имеющихся остатков на складе и нормативного страхового запаса:

Планируемая величина закупки  компонента = Плановая потребность  в компоненте по нормам на производственную программу-Остаток компонента на начало периода + Количество компонента, необходимое для формирования нормативного страхового запаса на складе*

Формула верна при  условии: Остаток компонента на начало периода < Нормативный страховой  запас компонента на складе

2. Прогноз запасов  готовой продукции влияет на  правильное формирование производственной программы, рассчитываемой с учетом спроса на продукцию, имеющихся остатков на складе и производственных возможностей предприятия

План производства продукта = Спрос на продукт - Остаток продукта на начало периода - Количество продукта, ограничиваемое производственными возможностями +

Количество продукта, необходимое для формирования нормативного страхового запаса на складе для обеспечения  ритмичности отгрузки*

 

 

 

 

 

14. Каналы распределения продукции

Под каналами распределения  понимается совокупность лиц, обеспечивающих движение товара от производителя до конечного потребителя. Фун-ции каналов распределения продукции:

1) организация  товародвижения и сбыта продукции;

2) проведение  рекламных компаний;

3) изучение потребительских  запросов и доведение этих сведений до производителя;

4) несение риска  убытков, связанных с товародвижением  и реализацией.

Каналы распределения  продукции различаются числом уровней, в свою очередь определяемых кол-вом  посредников между производителем и конечным потребителем. И потребители, и производители заинтересованы в каналах распределения с небольшим числом уровней. Это обусловлено:

1) стремлением  не допустить значительного увеличения  цены;

2) контролировать  процесс распределения можно  лишь при небольшом числе уровней;

3) стремление не допустить замедление товародвижения и снижения объемов реализации.

В тех случаях, когда фирмы намерены длительное время функционировать на выбранных  рынках они прибегают к созданию систем каналов распределения продукции. Маркетинговые системы каналов распределения предусматривают создание устойчивых взаимовыгодных коммерческих связей между производителями и посредниками. В международной практике выделяют следующие типы систем каналов распределения:

1) корпоративные,  основаны на праве собственности;

2) контрактные,  действуют на основе заключенных  контрактов;

3) управляемые  системы, кот. имеют место в  тех случаях, когда одна из  сторон явл. лидером на рынке  и может диктовать свои условия  деловым партнерам.

 

 

 

 

 

 

15. Место, назначение, функции складов в товаропродвижении

Складирование создает  экономические и сервисные выгоды.

Экономические: использование одного или более складов ведет к непосредственному сокращению общих логистических издержек. С ними связаны функции складов:

1. Консолидация грузов. Склад вбирает в себя товарно-материальные потоки, поступающие от производителей, и выпускает их в форме крупных отправок потребителям

2.,3.  Разукрупнение  и перевалка грузов в пути. Эти операции схожи с теми, которые выполняет консолидирующий склад, только в них не входит функция хранения.

4. Доработка/отсрочка. Склад, располагающий оборудованием для маркировки или снабжения продуктов этикетками, позволяет отсрочить окончательное изготовление продукта до тех пор, пока на него не будет предъявлен реальный спрос.

5. Накопление запасов. Эта функция характерна для некоторых отраслей, продукция которых носит сезонный характер и требует длительного хранения.

Складирование обеспечивает пять видов сервисных функций:

1. Приближение запасов  к рынку. 

2. Формирование рыночного ассортимента.

3. Комплектование смешанных  отправок на складе.

4. Материально-техническое  обеспечение производства.

5. Эффект присутствия  на рынке..

Таким образом, складские  услуги весьма разнообразны и не сводятся к простому хранению запасов. Более того, многие из них фактически сокращают потребность в текущих запасах.

16. Сущность и задачи закупочной  логистики

  Закупочная логистика - это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.  
Цель закупочной логистики - надежное и качественное обеспечение производственных подразделений фирмы материальными ресурсами, необходимыми для выполнения заданного производственного расписания.  
В логистике отношения с поставщиками должны строиться на следующих принципах: обращаться с поставщиками так же, как и с клиентами фирмы; не забывать, на деле демонстрировать общность интересов; знакомить поставщика со своими задачами и быть в курсе его деловых операций; проявлять готовность помочь в случае возникновения проблем у поставщика; соблюдать принятые на себя обязательства; учитывать в деловой практике интересы поставщика.

Задачи, относящиеся к закупочной логистике: определение потребности в материальных ресурсах; исследование рынка закупок; выбор поставщиков; осуществление закупок; контроль поставок; подготовка бюджета закупок;

координация и системная  взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также с поставщиками

17. Понятие складского хозяйства

Склады разных конструктивных разновидностей могут по-разному объединяться в систему складского хозяйства.

Одним из простейших вариантов  организации складского хозяйства  является разветвленная структура. В такой структуре какой-либо пункт накопления служит складом - источником для нескольких других пунктов.

Дальнейшим развитием  такой системы является эшелонированная  структура, состоящая из нескольких иерархических уровней - эшелонов складирования.

В такой системе требования от потребителей поступают только на нижний уровень, т. е. запросы от технологического оборудования попадают только на склады подразделений.

Пополнение же складов  каждого уровня при нормальных условиях может происходить только из складов  близлежащего вышестоящего уровня. подразделений  могут поступать непосредственно  от поставщика, минуя региональные и входные склады, либо из региональных складов, минуя входные склады.

В магазине-складе выполняются  следующие операции:

1. Поступающая тарно-штучная  продукция принимается и выгружается  с помощью специальных устройств  либо вручную и транспортируется по территории магазина-склада.

2. Принятая тарно-штучная  продукция сортируется и раскладывается  по складским тарам. Одновременно  производится регистрация затаренного  товара. 3. Осуществляется процесс  хранения укомплектованных грузоединиц.

18. Логистическая система

 

Логистическая система - это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Цель логистической системы - доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте при заданном уровне издержек.

Логистические системы  делятся на две группы:

1. Макрологические. Рассматриваются  по признаку глобализации, административно-территориального  деления, объективно-функциональному  признаку.

2. Микрологические. На  уровне предприятия. Микрологистические системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем.

В любой логистическойсистеме структура образована следующими функциональными  областями:

* транспорт. Включает  перевозку груза от поставщика  до потребителя, с предприятия на склад, со склада на склад, доставку со склада потребителю.

* складское хозяйство.  Включает размещение в складских  помещениях для хранения материалов, управление складской переработкой, упаковку и др.

* запасы.

* информация.

* другие функциональные области (кадры и обслуживающее производство).

В логистической системе  все виды деятельности взаимосвязаны  и при принятии решения должны быть учтены все отрицательные и  положительные стороны различных  функциональных областей.

19. Организация складирования материалов и изделий

Система складирования - это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающая оптимальное размещение материального потока на складе и  рациональное управление им. Складирование  продукции необходимо в связи с неравномерностью циклов производства, транспортировки и потребления ее.

Структуру системы складирования  образуют подсистемы:

1. технико-экономическая.

- складируемые грузовые  единицы.

- здания и сооружения.

-подъемно-транспортное  оборудование.

2. функциональная.

Элементы функциональной подсистемы определяют процесс грузопереработки на складе:

-вид складирования

-система комиссионирования  - комплекс операций по подготовке, отбору и комплектации товаров  и их доставке в соответствии  с требованиями клиента;

-управление перемещением  грузов.

3.поддерживающая. Элементы  поддерживающей подсистемы оказывают  информационно-компьютерную поддержку,  правовое,

Всякий процесс управления на складе независимо от его конструктивных особенностей и уровня механизации и автоматизации можно разделить на три группы:

1. Управление поступлением  и размещением грузоединиц.

2. Управление внутрискладскими  операциями.

3. Управление сбытом  и отгрузкой.

20. Сущность и задачи производственной  логистики

Производственная логистика – управление движением материального потока на стадии производства.

Логистический подход –  предполагает выделение единой логистической  функции.

Цель производственной логистики – оптимизация материального  потока внутри предприятия, создающие  материальные блага или оказываемые материальные услуги (хранение, фасовка, упаковка, укладка, взвешивание).

Производственная деятельность логистики связана с составлением производственного календарного планирования, прогнозом продаж, обработкой заказа, диспетчеризацией, контролем за деятельностью, управлением запасами готовой продукции, внешним и внутренним транспортом и др. Управление производственным процессом направлено на снижение издержек производства и ориентировано на ритмичную работу с минимально возможным временем производственного цикла и срока выполнения заказа.

 

Производственная  логистика - обеспечение качественного, своевременного и комплектного производства продукции в соответствии с хозяйственными договорами, сокращение производственного цикла и оптимизация затрат на производство.

К основным задачам производственной логистики относят: планирование и диспетчирование производства на основе прогноза потребностей в готовой продукции и заказов потребителей; разработка план-графиков производственных заданий цехам и другим производственным подразделениям; разработка графиков запуска - выпуска продукции, согласованных со службами снабжения и сбыта; установление нормативов незавершенного производства и т.д.

Цель производственной логистики заключается в точной синхронизации процесса производства и логистических операций во взаимосвязанных подразделениях.

 

21. Служба закупок (снабжения)  на предприятии в условиях  логистики

Службы закупок в  компании могут быть построены централизованно (назначается конкретное лицо или создается отдел с полномочиями совершать закупки в интересах всех отделов) и децентрализованно (служащие отделов будут самостоятельно осуществлять закупки, каждый для своего отдела).

Организация процесса закупок  имеет определенные этапы:

1. Определение потребности в материальных ресурсах.

2. Определение нужных  характеристик и количества товаров  и услуг.

3. Анализ и определение  возможных источников снабжения.

4. Определение цены  и условий закупок.

5. Подготовка и размещение  заказа на закупку.

6. Контроль выполнения заказа и/или экспедирование.

7. Получение и проверка  товаров.

8. Обработка счета  и оплата.

9. Учет поступлений  материальных ресурсов.

Основным документом, регулирующим взаимоотношения по закупкам и поставкам материальных ресурсов, является договор поставки.

Размещение заказов, удовлетворяющее  потребности логистической системы, непосредственно влияет на эффективность  всего процесса логистики, так как  заказ определяет мощность материальных потоков и особенности их формирования, возможные методы и пути продвижения по логистическим цепям.

22. Экономические показатели складского  хозяйства

Систему показателей, отражающих эффективность логистического процесса на складе, можно разделить на пять групп:

1. Показатели, характеризующие  степень удовлетворения запросов потребителей. - оценка потребителями уровня выполнения заказа, возврат товаров потребителями, связанный с неправильной комплектацией, нарушениями упаковки и др., число задержек отгрузки товаров, жалобы потребителей, показатели, характеризующие уровень сервиса, и др.

2. Показатели, отражающие  качество работы склада. - показатели, отражающие точность выполнения  параметров заказа (соблюдение сроков, объем, качество, ассортимент комплектации  заказа.), обеспечение выполнения  заказов (точность поддержания уровня запасов, наличие запасов, соблюдение условий хранения и т. п.), соблюдение внутреннего режима работы склада (случаи потерь, порчи, хищений и др.).

3. Показатели количественные, временные. Отражает время логистических  циклов: время пополнения запасов.

4. Показатели затрат. Включает издержки по управлению  складскими запасами, затраты на  внутрискладскую транспортировку,  грузопереработку, хранение, упаковку 

5. Показатели, отражающие  финансово-экономические результаты. Оборачиваемость запасов (срок и число оборотов), средний уровень запасов на складе,

23. Транспортные тарифы

заниматься организацией перевозок, эффективно используя необходимый  транспорт, вид которого зависит  от определенных условий и маршрута перевозки.

Основные виды транспорта это:

- железнодорожный,

- автомобильный,

- водный,

- авиатранспорт, а  так же трубопроводный.

Особое место транспортная логистика отводит международным  перевозкам. Использование любого из видов транспорта, предполагает определенный порядок осуществления перевозок.

Транспортный логист при организации и управлении транспортным процессом, проводит ее в  несколько этапов. Перед заключением  договора перевозки грузов:

- осуществляет выбор  вида транспорта, в зависимости  от вида и параметров груза;

- проводит исследование доступности вида транспорта и рынка транспортных услуг;

- разрабатывает маршрут  и просчитывает расстояние будущей  перевозки;

- проводит расчет времени,  стоимости доставки и погрузочно-разгрузочных  работ с учетом транспортных  тарифов;

- в зависимости от заключенного договора с поставщиком или покупателем, проводит расчет частоты и регулярности отправления грузов.

24. Выбор поставщиков материальных  ресурсов

Выбор поставщика осуществляется двумя способами.

Первый способ - анализ возможных вариантов и предложений осуществляет торговый агент предприятия, отвечающий за закупки. Он выбирает поставщика исходя прежде всего из наиболее низких закупочных цен, делает заказ, следит за его выполнением

Второй способ заключается  в коллегиальном обсуждении возможностей и потребностей в поставках. Анализ проводится как на уровне отдела закупок предприятия, так и на уровне взаимодействия этого отдела с производственным, отделом контроля качества либо отделом сбыта.

Выявление и изучение источников закупки и поставки не является разовым мероприятием, а должно проводиться систематически

Возможны два направления  выбора поставщика:

1. Выбор поставщика  из числа компаний, которые уже  были вашими поставщиками и  с которыми уже установлены  деловые отношения. 

2. Выбор нового поставщика в результате поиска и анализа требуемого рынка: рынка, с которым компания уже работает,

Окончательный выбор  поставщика производится лицом, принимающим  решение в отделе логистики (закупок), и, как правило, не может быть полностью  формализован.

25. Классификация складов

Склад - это ограниченное охраняемое пространство, приспособленное  для хранения и переработки грузов с целью сохранения их качества и  выравнивания магериалопотоков по времени, объемам и ассортименту

Поскольку склады применяются  на различных участках производственно-сбытовой деятельности в компаниях различного масштаба и ориентированности, существует большое разнообразие конструкций, типоразмеров, степени механизации и автоматизации, предназначения, а также степени универсальности и специализации складов.

По техническим характеристикам  и оснащению можно выделить 4 класса складов:

Склады класса "А".

Складское одноэтажное  здание, построенное по современным  технологиям с использованием высококачественных материалов. Имеют: высокие потолки  до 10 метров, позволяющие установку многоуровневого стеллажного оборудования, ровный пол с антипылевым покрытием, систему пожарной сигнализации и автоматическую систему пожаротушения.

Склады класса "А-".

По функциональности максимально приближаются к складам  класса "А", но уступают им по качеству используемого оборудования, менее выгодному расположению.

Склады класса "В".

Капитальные здания одно- или многоэтажное. Как правило, это  реконструированные помещения, служившие  производственными цехами, с необходимыми коммуникациями и оборудованием.

Склады класса "С".

Капитальное производственное помещение или утепленный ангар. Высота потолков от 3,5 до 18 метров. Пол  асфальтовый или бетонная плитка.

Склады класса "Д".

Подвальные помещения  или объекты ГО, не отапливаемые производственные помещения или ангары.

По направлению деятельности склады можно разбить на два класса:

  • коммерческие
  • таможенные

26. Выбор транспортных средств  в логистике

Существуют следующие  виды транспорта:1) железнодорожный транспорт. Способствует достижению значительной экономичности перевозок крупных грузов, предлагая при этом ряд дополнительных услуг. Железнодорожные перевозки характеризуются высокими постоянными издержками в связи с высокой стоимостью рельсовых путей, подвижного состава, сортировочных станций и депо. Однако переменная часть расходов на железных дорогах невелика;2) водный транспорт. Основное преимущество водного транспорта состоит в способности перевозить очень крупные грузы. Главными недостатками выступают ограниченные функциональные возможности и сравнительно небольшая его скорость;3) автомобильный транспорт. Преимущества: гибкость доставки и высокая скорость междугородних перевозок. В автотранспорте размер переменных издержек в расчете на 1 км пути велик, постоянные расходы невелики. Часто данный транспорт используется для перевозки небольших партий грузов на малые расстояния. Сферы использования: перерабатывающая промышленность, торговля и пр.;4) воздушный транспорт. В данную группу входит грузовая авиация. Преимуществом является высокая скорость доставки, недостатком – высокая стоимость перевозки,5) трубопроводный транспорт. К данной группе транспортных средств относятся трубопроводы. Они предназначены для перекачки сырой нефти и жидких нефтепродуктов, природного газа, жидких химикатов и превращенных в водную суспензию сухих сыпучих продуктов (цемента).

27. Показатели использования транспорта

Некоторые основные эксплуатационные характеристики транспортных средств  различных видов рассматриваются  ниже.

1. Эксплуатационные показатели водных судов:

• водоизмещение (массовое или объемное) определяется массой или объемом воды, вытесняемой  плавающим судном;

• грузоподъемность - перевозочная способность данного судна;

• дедвейт (или полная грузоподъемность) - величина груза, которую  судно способно принять до осадки по летнюю грузовую марку на ватерлинии;

• грузовместимость - способность  судна вместить груз определенного  объема (отдельно для тарно-упаковочных, штучных и сыпучих грузов).

Различают одинарную  грузовместимость, когда объем всех грузовых помещений используется одновременно, и двойную, когда грузовые помещения используются по очереди для равномерности загрузки судна.

2. Эксплуатационные показатели  железнодорожного состава:

• коэффициент использования  грузоподъемности, равный отношению фактической массы груза в вагоне к его грузоподъемности;

• коэффициент вместимости, равный частному от деления фактического груза в вагоне на вместимость  вагона;

• техническая норма  загрузки - это согласованное с  грузоотправителем количество груза, которое может быть загружено в данный .вагон при наилучшем использовании его грузоподъемности и вместимости.

3. Автомобильный транспорт  характеризуется показателями эксплуатационно-технического  качества, которые вместе с данными  по конкретным условиям эксплуатации служат для выбора подвижного состава той или иной марки.

 

 

 

28. Планирование закупок материальных  ресурсов

Для эффективного функционирования закупочной логистики  предприятию необходимо иметь информацию о том, какие именно материальные ресурсы необходимы для производства продукции.

Процессу планирования закупок предшествует исследование рынка закупок (сырья и материалов).

Реальный процесс планирования начинается с информации, полученной из ежегодного плана продаж, плана  производства и общего экономического плана. Планирование продаж определяет потребности в сырье, продукции и услугах, которые будут приобретены отделом закупок компании; производственное планирование предоставит информацию об источнике, где будут приобретаться сырье, продукция и услуги; экономическое планирование обеспечит информацию, полезную при оценке общих тенденций цены, заработной платы и других расходов.

В большинстве компаний действует  закон Парето, который известен также, как анализ ABC: при закупке менее 20 % товара расходуется более 80 % средств.

Расчет расхода сырья  производится помесячно и поквартально. Расход проверяется в соответствии с контрольными данными о запасе материальных ресурсов. Эти расчеты  соотносятся с тенденцией цены и  прогнозами наличия сырья, которое  планируется закупить, после чего разрабатывается план покупки.

29. Тара и ее назначение

Под тарой понимают особое промышленное изделие, которое  служит для упаковки товара. При  продвижении товаров от производителей к потребителям товары упаковывают в тару, которая обеспечивает их сохранность, создает большие удобства при выполнении перегрузочно-складских операций, поскольку грузы становятся более портативными и транспортабельными. Затаренные товары облегчают их инвентаризацию и обеспечивают высокую степень эффективности использования грузоподъемности и грузовместимости подвижного состава всех видов транспорта. В зависимости от различных признаков тару подразделяют на несколько групп

По назначению тара классифицируется на

внешнюю ( транспортную)

внутреннюю

первичную (потребительскую)

цеховую (оборотную)

Во внешней  таре транспортируют и хранят товары, материалы и изделия при перемещении  их от поставщиков до потребителей. Внешняя тара (ящики, бочки, барабаны, контейнеры) подразделяется на универсальную (ящики для различных промышленных товаров) и специализированную (ящики для сливочного масла, мешки для цемента, муки).

Внутренняя тара переходит с помещенным в нее  грузом в собственность потребителя, поэтому она называется потребительской.

Цеховая тара предназначена  для транспортировки сырья, материалов, полуфабрикатов в цехах 

30. Характеристика посредников  в каналах распределения

 

Классификацию посредников  можно провести несколькими способами.

По признаку оказываемых услуг всех логистических посредников можно разделить на две группы: торговые и функциональные.

Торговые посредники приобретают товары в полную собственность  и соответственно принимают на себя весь сопутствующий риск. Среди них  выделяют следующие виды.

  • Регулярные оптовые торговцы.
  • Поставщики отдельных партий.
  • Оптовики типа "плати-и-забирай". Это посредники с ограниченным набором функций, работающие по принципу продажи за наличный расчет и не занимающиеся доставкой.
  • Разъездные торговцы. Такие посредники закупают товар у производителей, могут иметь, а могут и не иметь собственного склада и держат одного или нескольких водителей, обеспечивающих регулярную торговлю. Продажа и доставка в таком случае совмещены.
  • Стеллажные (стационарно-разъездные) торговцы. Это оптовики, относящиеся к категории посредников с полным набором функций регулярной оптовой и розничной торговли.
  • Комплектующие оптовики. Они закупают продукцию у множества мелких поставщиков, сортируют и комплектуют ее в крупные, экономичные для транспортировки грузы, доставляют их на центральные рынки и продают более крупными партиями, чем закупали.
  • Полуоптовики. Это посредники с комбинированными функциями, так как действуют и на оптовом, и на розничном уровнях канала распределения. Обычно это оптовые торговцы с ограниченным набором функций, занимающиеся при этом и розничной торговлей.

Функциональные посредники избавлены от риска, связанного с  собственностью, так как выступают  только как представители продавца или покупателя, оказывая необходимые  услуги своим клиентам и конечным потребителям. К ним относятся.

  • Торговые (сбытовые) агенты. Обслуживают клиентов, заменяя собой торговые организации. Они работают по контракту.
  • Промышленные агенты. Они отличаются от торговых агентов лишь тем, что отвечают за продажу не всей продукции своих клиентов, а только части, ограниченной определенной географической зоной, наделены правом регулировать цены, предоставлять скидки и определять условия кредита. Пром
  • Комиссионные торговцы. В отличие от агентов их редко привлекают к работе на постоянной контрактной основе. Нанимают их для обслуживания конкретной сделки или для содействия распространению конкретной партии товаров.
  • Брокеры.
  • Аукционные компании. Обеспечивают физические условия для продажи конкретных партий товаров

31. Информационная технология в  логистике

Цели создания информационной системы:

- обеспечить выживаемость  и дееспособность фирмы

- обеспечение работникам  нормального трудового процесса

- устранение неразберихи  в получении информации и ее  использовании

- расширение функций  предприятия в соответствии с  требованиями рынка

Объектом информационной логистики является информационный поток, под которым понимается упорядоченная  совокупность сообщений, оборачивающихся  в логистической системе, между  логистической системой и внешней средой, предназначенная для управления потоковым процессом. Информационный поток может осуществляться как на бумажных, так и на магнитных носителях.Субъектом информационной логистики являются структурные подразделения предприятия или лица, принимающие решения в данной сфере.

Базы данных - содержат информацию по различным областям коммерческой деятельности: справочники номенклатур  товара, справочники о потребителях, производителях, банках, биржах и т.д. Данные о заявках на сбыт, на рекламу и приобретение услуг. Могут также использоваться таблицы категорий

В системе математического  обеспечения информационной системы  представлены следующие модели:

- Модель факторного  анализа. Строится на базе информации  о деятельности изучаемых объектов и предназначена для количественной оценки вкладов различных факторов в диагностику результирующих показателей.

- Модель обобщения  информации. Предназначена для построения  интегральных показателей в соответствии  с целями анализа.

- Модель прогноза. Для  определения вариантов развития объекта, которые существенны для предпринимательской деятельности.

 

 

32. Материальные запасы, причины  их создания

 

Запасы – это оборотный  капитал, чем их меньше, тем эффективнее  производство.

Существует несколько  причин создания материальных запасов:

  1. для поддержания непрерывного производственного процесса в случае непредвиденных обстоятельств. При отсутствии необходимого запаса предприятиеможет понести большие убытки.
  2. сезонность. Цены на сезонный товар могут подвергаться значительным колебаниям.
  3. объем продаж и прибыль могут быть увеличены, если имеется запас, который можно предложить потребителю.

Запасы формируются  из различных товаров. Товар характеризуется  двумя понятиями:

Товарный ассортимент  – группа товаров, тесно связанная между собой хотя бы одним признаком.

Товарная номенклатура – совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых для продажи. Товарная номенклатура характеризуется тремя  показателями:

Ширина – общая  численность различных ассортиментных групп;

Глубина – число видов (вариантов) каждого отдельно варианта в каждой ассортиментной группе.

Последовательность (гармоничность) – степень близости между товарами различных ассортиментных групп.

Типы запасов:

Буферный запас, запасы готовой продукции, запасы для компенсации задержек, запасы для удовлетворения ожидаемого спроса, гарантийный запас.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33. Системы распределения продукции

Распределение – вид  деятельности и структурные формирования, которые занимаются рекламой, реализацией, транспортированием продукции и оказанием услуг покупателям.

В зависимости от возможностей каналов распределения и доли занимаемых рыночных сегментов предприятия  могут использовать следующие системы  распределения: одноканальную, многоканальную, комбинированную.

1. Одноканальная система  распределения - для выхода на  определенный сегмент (сегменты) рынка используется только один  канал распределения.

2. Многоканальная система  распределения - для выхода на  один или несколько сегментов  рынка используются два и более каналов распределения.

3. Комбинированная система  распределения - многоканальная  система распределения, при которой  предприятие с целью охвата  двух и более сегментов рынка  формирует либо один, либо несколько  каналов распределения для каждого  сегмента.

Кроме того, системы распределения  могут классифицироваться по числу  торговых точек.

1. Экстенсивное распределение  - продукция размещается и продается  в тех торговых точках,

2. Интенсивное распределение  - производитель стремится обеспечить  своей продукцией максимально возможное число торговых точек. Эффективен, если потребитель придает особое значение удобству расположения торговых точек.

3. Эксклюзивное (исключительное) распределение - производитель предоставляет  эксклюзивные права на распределение продукции на определенной территории ограниченному числу торговых предприятий, а иногда и единственному продавцу.

4. Селективное (выборочное) распределение - производитель сотрудничает  с ограниченным числом торговых  предприятий, желающих осуществлять  продажу данного вида продукции.

Помимо указанных, выделяют также горизонтальные и вертикальные системы распределения.

1. Горизонтальная система  распределения - схема построения  канала распределения, в которой  два и более независимых предприятия  объединяют свои ресурсы для продвижения продукции. Каждое предприятие в отдельности не имеет возможности воспользоваться каналами распределения.

2. Вертикальная система  распределения - это такая структура  канала распределения, в которой  производители, торговые предприятия (оптовые и розничные) функционируют как единая система.

Различают корпоративные  и договорные вертикальные системы  распределения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34. Классификация тары

Основными признаками, по которым классифицируют тару и  упаковку, являются назначение, материал, состав, конструкция, технология производства.

По назначению тару и упаковку можно разделить  на производственную, транспортную, потребительскую, специальную (консервирующую).

Потребительская тара и упаковка предназначаются  для продажи населению товара, являются частью товара и входят в его стоимость, а после реализации переходят в полную собственность потребителя, как правило, не предназначаются для самостоятельного транспортирования и перевозятся в транспортной упаковке. Потребительская тара имеет ограниченную массу, вместимость и размеры. В большинстве случаев ее суммарный периметр не должен превышать 600 мм.

Транспортная  тара представляет собой самостоятельную  транспортную единицу и предназначена  для перевозки, складирования и  хранения продукции.

Производственная тара предназначена для выполнения внутрицеховых, внутризаводских и межзаводских перевозок и накопления сырья, материалов, полуфабрикатов, заготовок, готовых изделий и отходов.

В зависимости  от применяемого материала тару и  упаковку подразделяют на стеклянную, деревянную, металлическую, полимерную, бумажную картонную и т.д.

Упаковку классифицируют по составу (тара и вспомогательные  упаковочные средства), по различным  конструктивным признакам: форме, размерам.

В зависимости  от технологии изготовления различают выдувную, литьевую, прессованную, термоформованную, сварную полимерные тару и упаковку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35. Виды материальных запасов

Мaтepиaльныe зaпacы - этo нaxoдящиecя нa paзныx cтaдияx пpoизвoдcтвa и oбpaщeния пpoдyкция пpoизвoдcтвeннo-тexничecкoгo нaзнaчeния, издeлия нapoднoгo пoтpeблeния и дpyгиe тoвapы, oжидaющиe вcтyплeния в пpoцecc личнoгo или пpoизвoдcтвeннoгo пoтpeблeния.

Сoздaниe зaпacoв  вceгдa coпpяжeнo c pacxoдaми. Пepeчиcлим ocнoвныe виды зaтpaт, cвязaнныx c coздaниeм и coдepжaниeм зaпacoв: зaмopoжeнныe финaнcoвыe cpeдcтвa; pacxoды нa coдepжaниe cпeциaльнo oбopyдoвaнныx пoмeщeний; oплaтa тpyдa cпeциaльнoгo пepcoнaлa; пocтoянный pиcк пopчи, xищeния.

Однaкo oтcyтcтвиe зaпacoв - этo тoжe pacxoды, тoлькo выpaжeнныe в  фopмe paзнooбpaзныx пoтepь. К ocнoвным видaм пoтepь, cвязaнныx c oтcyтcтвиeм зaпacoв, oтнocят: пoтepи oт пpocтoя пpoизвoдcтвa; пoтepи oт oтcyтcтвия тoвapa нa cклaдe в мoмeнт пpeдъявлeния cпpoca; пoтepи oт зaкyпки мeлкиx пapтий тoвapoв пo бoлee выcoким цeнaм и дp.

Зaпacы пpoизвoдcтвeнныe - зaпacы, нaxoдящиecя нa пpeдпpиятияx вcex oтpacлeй cфepы мaтepиaльнoгo пpoизвoдcтвa, пpeднaзнaчeнныe для пpoизвoдcтвeннoгo пoтpeблeния. Цeль coздaния пpoизвoдcтвeнныx зaпacoв - oбecпeчить бecпepeбoйнocть пpoизвoдcтвeннoгo пpoцecca.

aпacы тoвapныe - зaпacы гoтoвoй пpoдyкции y пpeдпpиятий-изгoтoвитeлeйЗaпacы тeкyщиe - ocнoвнaя чacть пpoизвoдcтвeнныx и тoвapныx зaпacoв. Этa кaтeгopия зaпacoв oбecпeчивaeт нeпpepывнocть пpoизвoдcтвeннoгo или тopгoвoгo пpoцecca мeждy oчepeдными пocтaвкaми. Вeличинa тeкyщиx зaпacoв пocтoяннo мeняeтcя.

Зaпacы cтpaxoвыe - пpeднaзнaчeны для нeпpepывнoгo oбecпeчeния мaтepиaлaми или тoвapaми пpoизвoдcтвeннoгo или тopгoвoгo пpoцecca в cлyчae paзличныx нeпpeдвидeнныx oбcтoятeльcтв.

Зaпacы ceзoнныe - oбpaзyютcя  пpи ceзoннoм xapaктepe пpoизвoдcтвa, пoтpeблeния или тpaнcпopтиpoвки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36. Уровень и критерии сервисного  обслуживания

Маркетинг определяет также  четкие границы физического распределениясо  стороны требований сервисного обслуживания. Качество обслуживания системой физического распределения определяется

  1. скоростью
  2. надежностью сроков поставки
  3. способностью системы к немедленному удовлетворению спроса.

Способность системы  удовлетворять спрос и скорость удовлетворения спроса взаимосвязаны: немедленная реализация спроса означает быструю доствку. Качественное обслуживание достигается посредством уменьшения времени транспортировки и передачи заказа потребителю в нужном количестве и в нужное время. Эти моменты способствуют повышению издержек.

Значение и виды сервисного обслуживания

В настоящее время  для обеспечения конкурентоспособности  уже недостаточно просто выпускать  качественный товар. В процессе поставки товара покупателю производитель оказывает  определенные сопутствующие услуги, т.е. старается полностью удовлетворить потребности покупателя. Таким образом, логистический сервис представляет собой комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товаров. Объектом логистического сервиса являются различные потребители материального потока. Логистический сервис осуществляется либо самим поставщиком, либо экспедиторской фирмой, специализирующейся в области предоставления услуг по доставке товаров.

Все работы в области  логистического обслуживания можно  разделить на три основные группы:

• предпродажные: работы по формированию логистического

сервиса включают в основном планирование уровня этого сервиса;

• работы по оказанию логистических  услуг, осуществляемые в процессе продажи  товаров:                  

• наличие товарных запасов  на складе для быстрого реагирования на запрос покупателя;

• подбор ассортимента, упаковка, формирование грузовых единиц и другие операции;

можность обмена, быстрое  рассмотрение претензий и т.д.

Уровень логистического сервиса предприятия может быть

оценен по ряду критериев. При этом, как правило, оценка про-

изводится по следующей  формуле:

 

где S –уровень логистического сервиса,%

m- количественная оценка фактически оказываемого объема логистического сервиса

М- количественная оценка теоретически возможного объема логистического сервиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37. Подъемно-транспортные машины, механизмы,  их классификация

Подъемно-транспортное оборудование применяется на предприятиях общественного питания для механизации  работ при приемке, хранении и  перемещении сырья и продуктов  внутри предприятия, транспортирования готовой продукции к месту раздачи, транспортирования инвентаря и различного оборудования. Для механизации подъемно-транспортных работ применяются разнообразные машины, механизмы и приспособления, которые по общим эксплуатационно-техническим признакам можно разделить на две основные группы:

простейшие средства механизации;

подъемно-транспортные машины.

Простейшие средства механизации — это устройства (машины, механизмы), позволяющие производить  только одну грузоподъемную или транспортную операцию. Они обычно имеют ручной механический или гидравлический привод. К этим устройствам можно отнести тали, лебедки, ручные тележки, штабелеукладчики и другие средства, нашедшие широкое применение на предприятиях в силу их достаточно низкой стоимости и простоты технического обслуживания.

Подъемно-транспортные машины имеют сложную многоприводную конструкцию и по функциональному  назначению их можно подразделить на грузоподъемные машины, транспортирующие машины и погрузочно-разгрузочные машины.

Грузоподъемные машины предназначены для межэтажного перемещения грузов, проведения погрузочно-разгрузочных работ, ремонта и монтажа различного технологического оборудования.

Транспортирующие  машины различных видов предназначены  для перемещения грузов на одном  уровне на значительные расстояния. Погрузочно-разгрузочные машины используются при выполнении работ в складских помещениях. Эта группа оборудования отличается от остальных возможностью одновременного подъема и перемещения грузов на небольшие расстояния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38. Методы закупок материальных  ресурсов

Определение потребности  в материальных ресурсах можно осуществить  тремя методами:

-детерминированным - на основе планов производства  и нормативов расхода;

-стохастическим - на основе  вероятностного прогноза с учетом потребностей за прошлые периоды;

-оценочным - на основе  опытно-статистической оценки.

В закупочной логистике  выделяют три основных метода закупок:

1. Оптовые закупки.

2. Регулярные закупки  мелкими партиями.

3. Закупки по мере  необходимости.

Оптовые закупки. Данный метод предполагает поставку товаров  большой партией за один раз (оптовые  закупки). Преимущества: простота оформления документов, гарантия поставки всей партии, повышенные торговые скидки. Недостатки: большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.

Регулярные закупки  мелкими партиями. В этом случае покупатель заказывает необходимое  количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного  периода времени. Преимущества: ускорение оборачиваемости капитала, экономия складских помещений.

Помимо названных методов, возможны различные их комбинации: регулярные (ежедневные, ежемесячные) закупки по Котировочным ведомостям, закупка товара с немедленной  сдачей и др.

Более детальную классификацию методов закупок можно представить следующим образом:

• прямые закупки;

• встречные закупки - закупки у поставщиков, одновременно являющихся и потребителями;

• лизинг;

• новая закупка;

• обычная повторная  закупка;

• измененная повторная  закупка - предприятие-покупатель изменяет спецификацию заказа, цену, условия поставки или поставщика продукции, требует проведения небольших исследований;

• комплексная закупка - осуществляется на основе комплексного решения и не требует принятия каких-либо отдельных решений.

Наиболее распространенные методы управления закупками могут  быть сгруппированы следующим образом: метод увеличения объемов закупок; метод уменьшения объемов закупок; метод прямого расчета объемов  закупки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39. Поддоны, их назначение, виды

Поддоны – средства пакетированияс площадкой для груза с надстройками или без них, приспособленные  для механизированного перемещения  при выполнении погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ.

По конструкции поддоны  подразделяются на плоские, стоечные и ящичные. В зависимости от назначения и условий эксплуатации их делят на группы широкого и ограниченного обращения. Плоские поддоны бывают однонастильные и двухнастильные.

В зависимости от материала, из которого они изготовлены, поддоны  бывают деревянные, полимерные или металлические. Плоские металлические поддоны применяются для пакетных перевозок.

Применение поддонов, также как и остальной тары позволяет значительно повысить производительность труда складского персонала, сократить расходы на переработку единицы массы груза и повысить сохранность складируемых грузов.  Поддоны выгодно применять для штучных грузов, которые при любом способе транспортирования перевозятся без тары или в надежной упаковке (ящиках, коробках).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40. Контейнеры, их назначение, виды

Контейнер - один из видов транспортной тары. Это  многократно используемое оборудование для перевозки и временного хранения грузов с объемом от одного кубического  метра. Контейнер, как правило, оснащен  приспособлениями для механизированной установки и снятия его с транспортных средств (грузового автомобиля, судна, поезда).Контейнеры представляют собой вместительную емкость полностью или частично закрытую. Характеристики контейнера постоянно неизменны, он отличается прочностью и служит для многократного использования в процессе грузовых перевозок. Конструкция этого вида тары дает возможность перевозить продукцию одним или несколькими видами транспорта. При этом необходимость в промежуточном перезатаривании грузов отпадает, грузовые операции заметно облегчаются, а хранение помещенных внутри контейнера грузов не требует дополнительных затрат.По своему назначению контейнеры делятся на универсальные и специализированные. Универсальные используются для перевозки обширного перечня штучных грузов в таре и без, а также в облегченной упаковке. Международная организация стандартизации делит универсальные контейнеры на межконтинентальные (крупнотоннажные) и внутриконтинентальные (массой брутто 2,5 т). К универсальным относят и малотоннажные контейнеры массой брутто 0,625 и 1,25 т.Специализированные контейнеры предназначаются для многократной перевозки и хранения жидких, насыпных, опасных, скоропортящихся грузов. Специализированный контейнер - это стандартная по размерам и максимальной массе брутто конструкция. Согласно нормативно-техническим документам специализированный контейнер должен иметь принятые в логистике обозначения и надписи, информирующие о виде помещенного в них груза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41. Значение и виды сервисного  обслуживания

Значение и виды сервисного обслуживанияВ настоящее время для обеспечения конкурентоспособности уже недостаточно просто выпускать качественный товар. В процессе поставки товара покупателю производитель оказывает определенные сопутствующие услуги, т.е. старается полностью удовлетворить потребности покупателя. Таким образом, логистический сервис представляет собой комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товаров. Объектом логистического сервиса являются различные потребители материального потока. Логистический сервис осуществляется либо самим поставщиком, либо экспедиторской фирмой, специализирующейся в области предоставления услуг по доставке товаров.

Все работы в области  логистического обслуживания можно  разделить на три основные группы:

• предпродажные: работы по формированию логистического

сервиса включают в основном планирование уровня этого сервиса;

• работы по оказанию логистических  услуг, осуществляемые в процессе продажи  товаров:                  

• наличие товарных запасов  на складе для быстрого реагирования на запрос покупателя;

• подбор ассортимента, упаковка, формирование грузовых единиц и другие операции;

• обеспечение надежности доставки;

• сокращение сроков доставки;

• предоставление информации о прохождении грузов;

• послепродажные услуги — гарантийное обслуживание, воз-

можность обмена, быстрое  рассмотрение претензий и т.д.

Уровень логистического сервиса предприятия может быть

оценен по ряду критериев. При этом, как правило, оценка про-

изводится по следующей  формуле:

 

где S –уровень логистического сервиса,%

m- количественная оценка фактически оказываемого объема логистического сервиса

М- количественная оценка теоретически возможного объема логистического сервиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42. Значение и виды транспорта  в логистике

Существуют пять основных видов транспорта: железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный.

Железнодорожный транспорт. Значение железных дорог до сих пор  определяется их способностью эффективно и относительно дешево перевозить большие объемы грузов на дальние расстояния. Основную часть грузооборота дает железным дорогам вывоз минерального сырья (угля, руды и пр.) от источников добычи, расположенных вдалеке от водных путей. Сравнительно недавно появилась тенденция к специализации железнодорожных перевозок, что связано со стремлением повысить качество предоставляемых ими услуг. Так появились трехъярусные платформы для перевозки автомобилей, двухъярусные контейнерные платформы, сочлененные вагоны, составы специального назначения.

Водный транспорт. Здесь  принято разделение на глубоководное (океанское, морское) судоходство и  внутреннее (речное). Главное преимущество водного транспорта - это способность  перевозить очень крупные грузы. Главными недостатками водного транспорта являются ограниченные функциональные возможности и небольшая его скорость.

Автомобильный транспорт. Основными причинами активного  использования автотранспорта в  логистических системах стали присущие ему гибкость доставки и высокая  скорость междугородных перевозок. Однако в автотранспорте величина переменных издержек (оплата труда водителей, затраты на горючее, шины и ремонт) в расчете на 1 км пути велика, постоянные же расходы (накладные расходы, амортизация автотранспортных средств) невелики. Поэтому в отличие от железнодорожного автотранспорт лучше всего для перевозки небольших партий грузов на малые расстояния.

Воздушный транспорт. Грузовая авиация - новейший и наименее востребованный вид транспорта. Главное его преимущество - скорость доставки, главный недостаток - высокая стоимость перевозки. Возможности воздушного транспорта сдерживаются грузоподъемностью и грузовместимостью самолетов, а также их ограниченной доступностью. Главная особенность этого вида транспорта заключается в том, что им пользуются для доставки грузов главным образом в случае экстренной необходимости, а не на регулярной основе.

Трубопроводный транспорт. Трубопроводы являются важной частью транспортной системы и предназначены  в основном для перекачки сырой  нефти и жидких нефтепродуктов, природного газа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43. Транспортная документация

Практическое управление ходом надлежащим образом организованных перевозок осуществляется с помощью  правильно организованного документирования и документооборота, а также информатизации и компьютеризации всех транспортных процессов.

В накладной отправитель  указывает станцию и дорогу назначения, наименование отправителя и получателя, почтовые адреса, число погрузочных  мест, вид упаковки, массу груза, данные о вагоне и норму его  загрузки.

Эти же данные заносятся и в остальные три упомянутых документа.

На накладной ставят штемпель с датой приемки груза, отправителю выдают оформленную  квитанцию. Накладная и дорожная ведомость отправляются вместе с  грузом. Получатель принимает груз по накладной, а расписывается в его получении в дорожной ведомости. Основным документом для учета работы железной дороги является корешок дорожной ведомости, который остается у отправителя.

При отправке груза автомобильным  транспортом основным документом является типовой договор на перевозку, а для расчетов заказчика и автотранспортной организации обязательно составляется товарно-транспортная накладная. При выпуске автомобиля на линию водителю выдается путевой лист, который должен быть им возвращен по окончании работы.

При отправке груза морским транспортом в случае использования судна, совершающего регулярные рейсы, договором на перевозку является документ, называемый коносаментом, который по содержанию является своего рода накладной. Коносамент путешествует вместе с грузом, по нему получатель принимает груз и в нем же расписывается в получении. Коносамент может быть именным, т. е. составленным на имя определенного получателя, ордерным, т. е. поручительным, и предъявительным, т. е. действительным по факту его предъявления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44. Сущность и задачи маркетинговой  логистики

Сущность маркетинговой  логистической системы отражает отношения субъектов рыночных отношений  производителей, участников каналов

товародвижения, потребителей), которые в процессе организационной деятельности, осуществляя интеграционные функции, порождают интеграцию

– обеспечение, углубление взаимодействия экономических субъектов  и формирование связей между ними путем создания структур для достижения рыночных целей: наиболее полного удовлетворения запросов потребителей и ресурсосбережения. Содержание маркетинговой  огистической системы проявляется во взаимосвязи элементов внутренней и внешней среды предприятия: снабжения – производства – распределения – потребления, их синхронизации с запросами покупателей.Маркетинговая логистика – это деятельность, обеспечивающая целенаправленное влияние на рынки за счет высокого уровня поставки, постоянной готовности поставки и соответствующей презентации товара для сохранения и развития доли рынка конкретного предприятия; наиболее полное удовлетворения запросов потребителей за счет обеспечения доступности необходимой им продукции. Особенностями маркетинговой логистики является повышение качества обслуживания и уровня лояльности заказчиков, в частности, за счет сокращения времени между заказом и доставкой товара, увеличения точности выполнения заказа, предоставления возможности кастомизации продукции, хотя бы благодаря наличию множества вариантов по конфигурации товара.

К основным целям маркетинговой  логистики относятся: обеспечение своевременной доставки товара потребителю, снижение издержек на доставку единицы товара, оптимизация управления товарным запасом компании, получение обратной связи от потребителя. Функциями (операциями) и объектами управления маркетинговой логистики являются прогнозиро вание сбыта, планирование распределения, планирование производства, приобретение сырья и материалов, склады предприятия, приемка, упаков-

ка, внутризаводское складирование, отправка, исходящие транспортные потоки, заказы покупателей, доставка и  сервисное обслуживание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45. Маршруты движения транспорта

Задача маршрутизации  грузопотоков становится особо актуальной в условиях многовариантности распределения  таких потоков. Это характерно для автомобильного транспорта, в значительно меньшей степени - для воздушного или морского, и совсем в малой степени - для речного и железнодорожного транспорта. Все маршруты автомобильных перевозок делятся на маятниковые и кольцевые.

Маятниковый маршрут - это такой маршрут, при котором пробег автомобиля между двумя конечными пунктами многократно повторяется. Различают следующие виды маятниковых маршрутов:

• с обратным холостым пробегом;

• с обратным частично груженным пробегом;

• с обратным полностью  груженным пробегом.

Кольцевой маршрут - это  пробег автомобиля по замкнутому контуру, на котором располагаются несколько  последовательно объезжаемых пунктов. После совершения кольцевого маршрута автомобиль возвращается в исходный пункт. Различают следующие разновидности кольцевых маршрутов:

• развозочный, когда  продукция от одного поставщика доставляется нескольким потребителям;

• сборный, когда продукция  от нескольких поставщиков доставляется одному потребителю;

• сборно-развозочный, когда  продукция получается у нескольких поставщиков и доставляется нескольким потребителям.

Для решения этой задачи применяются методы построения экономико-математических моделей, среди которых наиболее разработаны методы линейного программирования.

При маршрутизации автомобильного транспорта в зависимости от поставленных целей методами линейного программирования решаются следующие задачи:

• определение числа  ездок для заданного времени  пребывания автомобиля в наряде, при  котором обеспечивается минимум  потерь рабочего времени;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46. Сущность и роль информационных  потоков в логистике

Правильное и оперативное  решение вопросов, связанных с  ходом транспортировки, являющейся неотъемлемым звеном всего производственно-сбытового  процесса, должно базироваться на следующих факторах:

• повышение технического уровня транспортировки, связанного с  широкомасштабной информатизацией  на основе применения компьютерной техники,

• организационно-методические мероприятия, базирующиеся на концепции  логистики, рассматривающей движение материального потока как единого целого.

Информация держит систему  материального потока открытой –  способной приспосабливаться к  новым условиям. При наличии достаточных  ремсурсов и данных обеспечение  информацией практически не имеет  ограничений. Решение о приобретении информации должно быть результатом баланса между необходимыми затратами и выгодами от снижения степени риска, обеспечиваемого наличием соответствующей информации. В любом случае разработка логистической информационной системы должна начинаться с выяснения реальных информационных потребностей. Главный принцип создания информационной системы состоит в том, чтобы собирать данные на самом низкомуровне агрегирования и представлять их в качественно сопоставимом виде.

Логистическая информационная система имеет множество специфических функций: обслуживание (информационного потребителя), планирование и управление, координирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47. Стеллажи, их назначение, виды

Стеллажи подразделяют на универсальные и специальные.

Универсальные стеллажи предназначены для хранения деталей в таре, а также крупных узлов и деталей, укладываемых непосрественно на полках без тары.

Специальные стеллажи служат для хранения металлов.

Стеллажи бывают полочные, клеточные, полочно-клеточные, гребенчатые, консольные, сквозные, пирамидальные.  Их изготовляют из дерева, металла и железобетона.

Деревянные стеллажи легче, дешевле и проще в изготовлении, но они недолговечны, их трудно содержать  в чистоте из-за гигроскопичности дерева. Кроме того они представляют некоторую опасность в пожарном отношении.

Стеллажи- многоярусное устройство для складирования и  хранения различных предметов и  материалов, состоящее из ряда вертикальных стоек или стенок с полками, ящиками  и т.п. С. оборудуют жилые помещения, склады, книгохранилища, магазины и др. Конструкция и размеры С. соответствуют их назначению, а также роду, размерам и форме хранимых предметов и материалов. С. часто выполняют составными из секций; полки или кронштейны, обычно съёмные, можно устанавливать на определенной высоте. Для хранения мелких предметов (медикаментов, инструментов) используют переставные С., которые часто делают вращающимися вокруг вертикальной оси (стеллажи-вертушки). Для хранения грузов, приём и выдача которых должны производиться в определенных местах, применяют передвижные С. с ручным или электрическим приводами. С. механизированных складов оборудуются ярусными тележками, устройствами для поштучной выдачи предметов или контейнеров и др. средствами механизации.

48. Оборудование для хранения  материалов и изделий

Складское помещение  оснащается стеллажами, поддонами, весами и другими имерительными приборами, продъемно-транспортными устройствами, противопожарным инвентарем.

Стеллажи подразделяют на универсальные и специальные.

Универсальные стеллажи предназначены для хранения деталей  в таре, а также крупных узлов и деталей, укладываемых непосрественно на полках без тары.

Специальные стеллажи служат для хранения металлов.

Стеллажи бывают полочные, клеточные, полочно-клеточные, гребенчатые, консольные, сквозные, пирамидальные.  Их изготовляют из дерева, металла и железобетона.

Деревянные стеллажи легче, дешевле и проще в изготовлении, но они недолговечны, их трудно содержать  в чистоте из-за гигроскопичности дерева. Кроме того они представляют некоторую опасность в пожарном отношении.

Оборудование для хранения сыпучих и жидких грузов.

Сыпучие грузы хранятся наоткрытых площадках в штабелях и траншеях различной формы и  в закрытых складах, а при небольших  запасах хранения – в бункерах различной формы.

Жидкие грузы могут  храниться на складах в таре (бочках, бутылях, барабанах) и наливом, без тары.

49. Место логистики в маркетинге

В области маркетинга логистика определяет каналы распределения, цели обслуживания потребителей. Требования маркетинга определяют сервисные границы, в рамках которых система логистики действует. Маркетинг определяет предметно-ассортиментную специализацию производства, которая существенно влияет на затратные показатели логистики. Чем больше ассортимент выпускаемой продукции, тем сложнее проблемы логистики во всех сферах производства, обработки заказов, контроля запасов и транспорта. Маркетинг определяет также четкие границы физического распределениясо стороны требований сервисного обслуживания.

Система логистики также  влияет на маркетинговую тактику  продаж. Системный анализ логистики является инструментом маркетинга, позволяющим определить и поддерживать стандарты обслуживания. Но в то же время проблемы и издержки физического распределения сдерживают свободу рыночных действий

 

Данная работа скачена с сайта Банк рефератов http://www.vzfeiinfo.ru. ID работы: 24449

50. Эффективность применения логистического  подхода в производстве

 

Эффективность применения логического подхода и управления на производстве.

Известно, что 85-95% рабочего времени в течение которого материал находится на производственном предприятии, приходится на погрузо-разгрузочных и транспортно-складских работ. Этим и объясняется их значительная доля в себестоимости выпускной продукции. По данным фирм Бош, Сименс, Дженерал Моторс – 1% сокращения расходов на логических функций имел тот же эффект, что и увеличение объема сбыта на 10%.

Слагаемые совокупного  эффекта от применения логического  подхода к управлению материальными  потоками.на предприятии:

  1. Становится возможным более эффективный переход на малосерийное производство и индивидуальное.
  2. Сокращения простоя оборудования
  3. улучшается качество продукции
  4. оптимизируются запасы
  5. снижаются потери на Логистические операции
  6. улучшение и использование производственных и складских площадей
  7. сокращение производственного цикла
  8. минимизация затрат

 


Информация о работе Шпаргалка по "Логистике"