Система критериев выбора поставщик

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 12:49, реферат

Описание работы

Важность выбора поставщика объясняется не только функционированием на современном рынке большого количества поставщиков одинаковых материальных ресурсов, но и тем, что он должен быть, прежде всего, надежным партнером товаропроизводителя в реализации его стратегии организации производства.
Большое количество и разнообразие потенциальных поставщиков, требуемых материальных ресурсов приводит к тому, что особое внимание уделяется проблеме выбора тех, которые могли бы с наибольшим эффектом обеспечить успешную производственно-сбытовую деятельность предприятия.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 35.03 Кб (Скачать файл)

Введение

Важность выбора поставщика объясняется  не только функционированием на современном  рынке большого количества поставщиков  одинаковых материальных ресурсов, но и тем, что он должен быть, прежде всего, надежным партнером товаропроизводителя  в реализации его стратегии организации  производства.

Большое количество и разнообразие потенциальных поставщиков, требуемых  материальных ресурсов приводит к тому, что особое внимание уделяется проблеме выбора тех, которые могли бы с  наибольшим эффектом обеспечить успешную производственно-сбытовую деятельность предприятия.

В данной работе рассматриваются такие  вопросы как: характеристика оценки поставщика, факторы определяющие выбор  поставщика,.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Направления выбора поставщика

1. Выбор поставщика из  числа компаний, которые уже были  вашими поставщиками (или являются  ими) и с которыми уже установлены  деловые отношения. Это облегчает  выбор, так как отдел закупок  фирмы располагает точными данными  о деятельности этих компаний (хотя так бывает не всегда).

2. Выбор нового поставщика  в результате поиска и анализа  интересующего рынка: рынка, с  которым фирма уже работает, или  совершенно нового рынка (например, если принято решение диверсифицировать  деятельность). Для проверки потенциального  поставщика часто необходимы  большие затраты времени и  ресурсов, поэтому ее следует  осуществлять только в отношении  тех поставщиков из небольшого  списка, которые действительно имеют  серьезный шанс получить большой  заказ. От потенциального поставщика, конкурирующего с существующими, ожидается большая эффективность. [1]

 
 
2. Методы выбора поставщика

2.1 Метод рейтинговых оценок

Этот метод можно считать  наиболее распространенным методом  выбора поставщика. Выбираются основные критерии выбора поставщика, далее работниками службы закупок или привлеченными экспертами устанавливается их значимость экспертным путем.

 

2.2 Метод оценки затрат

Этот метод иногда называют затратно-коэффициентным методом или «методом миссий». Он заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делится на несколько возможных вариантов (миссий), и для каждого тщательно рассчитываются все расходы и доходы. В результате получают данные для сравнения и выбора вариантов решений (миссий). Для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы (при этом учитываются логистические риски). Затем из набора вариантов (миссий) выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли).

По существу это – разновидность  метода ранжирования (критериев) по стоимости. Метод интересен с точки зрения стоимостной оценки и позволяет  определять «стоимость» выбора поставщика. Недостаток метода состоит в том, что он требует большого объема информации и анализа большого объема информации по каждому поставщику.

 

2.3 Метод доминирующих характеристик

Метод состоит в сосредоточении на одном выбранном параметре (критерии). Этот параметр может быть: наиболее низкой ценой, наилучшим качеством, графиком поставок, внушающим наибольшее доверие, и т.п. Преимущество этого  метода – в простоте, а недостаток – в игнорировании остальных  факторов - критериев отбора.

 

2.4 Метод категорий предпочтения

В этом случае оценка поставщика, в том числе и выбор способа  его оценки, зависит от информации, стекающейся из многих подразделений  фирмы. Инженерные службы дают свою оценку способности поставщика производить  высокотехнологическую продукцию  и могут компетентно судить о  ее качестве. Диспетчерская докладывает  о сроках доставки закупаемых материальных ресурсов. Производственные отделы –  о простоте и удобстве пользования материальных ресурсов в производственном процессе. Такой метод подразумевает наличие обширной и разнообразной информации из множества источников, которая позволяет рассматривать каждый фактор наравне с остальными, в то время как для фирмы, возможно, какой-то фактор является ключевым, например, простота использования продукции в производственном процессе. [2, 3]

 

3. Система критериев выбора поставщик

В любом случае выбор поставщика или группы поставщиков определяется системой критериев. Как для промышленной, так и для торговой фирмы обычно основными критериями выбора являются: цена, качество товара и надежность поставки. Установление системы критериев  для первоначального отбора поставщиков  зависит от маркетинговой (производственной) и логистической стратегии конкретной фирмы.

В ряде случаев (в зависимости от корпоративной стратегии) на первое место могут выходить такие, например, параметры, как время доставки, надежность поставщика, предоставление поставщиком  кредита, поставка товаров на основании  взаимозачета, и другие. Необходимо также иметь в виду, что система  критериев выбора поставщиков является динамичной (особенно в условиях нестабильной экономической ситуации). Для выбора поставщиков в большинстве случаев  применяется рейтинговая оценка их соответствия критериям/факторам.

Один  из возможных наборов таких факторов приведен ниже:

  1. Надежность доставки.
  2. Гарантии качества.
  3. Производственные мощности.
  4. Цены.
  5. Местоположение.
  6. Технический потенциал.
  7. Финансовое положение.
  8. Возможность компромиссов.
  9. Наличие информационной системы связи и отработки заказов.
  10. Послепродажный сервис.
  11. Репутации и роль в своей отрасли.
  12. Деловая инициативность.
  13. Управление и организация.
  14. Контроль процессов.
  15. Отношение к покупателю.
  16. Имидж.
  17. Оформление товара (паковка).
  18. Трудовые отношения.
  19. Деловой опыт и история взаимоотношений.
  20. Вспомогательная литература и инструкции.
  21. Взаимность выгод и интересов.

Системе установленных критериев  может отвечать несколько поставщиков. В этом случае необходимо их ранжировать, опираясь на влияние непосредственных контактов с представителями  поставщиков.

Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение в  отделе логистики (закупок), и, как правило, не может быть полностью формализован.

Заслуживает внимание шкала критериев  выбора поставщика, предлагаемая Майклом  Р., Линдерсом и Харольдом Е. Фироном (критерии расположены в порядке приоритета):

  • качество продукции;
  • своевременность доставки (авторы предлагают устроить рейтинг поставщиков на основе факторов соблюдения или несоблюдения ими сроков поставок);
  • цена (сравнение реальной цены с желаемой или с минимальной у других поставщиков);
  • обслуживание (качество технической помощи, отношение поставщика и время ответа на просьбы о помощи, квалификация обслуживающего персонала и т.д.);
  • повторные предложения по разработке продукции или услуги, по снижению цены;
  • техническая инженерная и производственная мощность;
  • оценка дистрибьюторских возможностей (если поставщик выполняет функцию дистрибьютора);
  • детальная оценка финансов и управления.

Указанная шкала критериев используется большинством зарубежных фирм – производителей продукции при выборе (или предварительном  отборе) поставщиков материальных ресурсов. Некоторые специалисты ставят во главу угла цену продукции. С точки  зрения большинства зарубежных специалистов по снабжению и логистике это  нецелесообразно. Цена – это то, о чем всегда можно договориться, и она не должна быть главным критерием  при отборе поставщиков. Хотя, конечно, многих отпугивают высокие цены некоторых  поставщиков, но часто именно у них  можно приобрести самую качественную продукцию и на выгодных условиях, включая до – и послепродажный сервис, доставку, гарантии, условия дальнейшего сотрудничества и т.д.

Если цена поставщика значительно  ниже средней, это часто может  являться предупреждением того, чтобы  не выбирать этого поставщика. К  сожалению, как показывает опыт, в  отношении отечественных компаний это не всегда однозначно верно. Из–за нехватки оборотных средств многие компании вынуждены при выборе поставщика руководствоваться, прежде всего, ценой продукции поставщика. Цена является главным критерием, остальные отходят на второй план.

При выборе новых поставщиков зарубежные фирмы делают акцент на оценке их финансового  положения и организации управления, а также на технической, инженерной и производственной мощности поставщиков. Это тем более важно в российских условиях, где политическая и экономическая  нестабильность позволяет вести  нечетный бизнес, существовать «фирмам  – однодневкам» и т.п. [4].

3.1 Главные критерии, на которых рекомендуется строить систему выбора поставщиков

1. В современных условиях в  качестве основного критерия  выбора следует выдвигать качество  продукции. Качество относится  к способности поставщика обеспечить  товары и услуги в соответствии  со спецификациями. Качество может  относиться также и к тому, удовлетворяет ли продукция требованиям  потребителя, независимо от того, соответствует ли она спецификации. Если с данными поставщиками  уже были установлены отношения,  то желательно проанализировать  статистику поставки бракованных  материалов.

2. Надежность поставщика – достаточно  емкий критерий, включающий следующие  параметры: честность, отзывчивость, обязанность, заинтересованность  в ведении бизнеса с вашей  фирмой, финансовая стабильность, репутация  в своей сфере, соблюдение ранее  установленных объемов поставки  материальных ресурсов/готовой продукции.  Оценка своевременности доставки  упрощается, если ведется четкий  учет запланированных и реально выполненных доставок. При осуществлении доставки, например, по технологии JIT невыполнение сроков так же недопустимо, как и неудовлетворительное качество.

3. Цена. В цене должны учитываться  все затраты на закупку конкретного  ресурса или готовой продукции,  которые включают транспортировку,  административные расходы, риск  изменения курсов валют, таможенные  пошлины и т.д. В аналитическом  поле логистического менеджера всегда должен находиться комплекс затрат.

4. Качество обслуживания. Оценка  по данному критерию требует  сбора информации у достаточно  широкого круга лиц из различных  подразделений компании и сторонних  источников. Необходимо собирать  мнения о качестве технической  помощи, об отношении поставщика  к скорости реакции на изменяющиеся  требования и условия поставок, к просьбам о технической помощи, о квалификации обслуживающего  персонала и т.п. Желательно  наличие у поставщика сертификата  ISO9000 на систему управления качеством  его продукции/услуг.

5. Условия платежа и возможность  внеплановых поставок. Как уже  упоминалось выше, нехватка оборотных  средств существенно ограничивает  возможности выбора поставщиков.  В бизнесе случаются внештатные  ситуации, требующие внеплановых  поставок или отсрочки платежа.  Это ситуации особенно характерны  для российской действительности. Поэтому поставщики, предлагающие  выгодные условие платежа (например, с возможностью получения отсрочки, кредита) и гарантирующие возможность  получения внеплановых поставок, позволяют избегать многих проблем снабжения [5].

 

 

 
4. Плюсы и минусы работы с российскими поставщиками.

Плюсы:

  1. Документооборот проще по сравнению с зарубежными поставщиками (Европа/США или Китай)
  2. Обычно сертификацию продукта берет на себя поставщик, вам лишь нужно проверить
  3. Доставка товаров внутри страны гораздо быстрее, чем из-за границы
  4. Множество вариантов взаиморасчетов (кстати тут рассказано как принимать платежи у себя на сайте)
  5. Возможность лично с меньшими трудозатратами посетить место работы поставщика/производителя и проконтролировать качество продукции
  6. Возможность быстрых внеплановых поставок (зависит от поставщика)

Минусы:

  1. Относительно большая наценка на товары импортного производства у российских дистрибьюторов
  2. Стоимость производства в России значительно выше, чем, например, в Азии
  3. К минусам также можно отнести качество товара и обслуживания, но это уже сугубо индивидуально. Подобный минус распространяется на поставщиков ко всему миру.

Информация о работе Система критериев выбора поставщик