Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 16:27, контрольная работа
Целью данной работы является:
1) изучить теоретические объекты систем управления запасами
2) исследовать практические аспекты организации логистики на предприятии ОАО «Хлебпром».
Введение…………………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические аспекты при управлении запасами на предприятии……5
1.1 Понятие, виды и категории материальных запасов…………………........5
1.2 Управление запасами материальных ресурсов.………………..…………7
1.3 Системы управления запасами, их преимущества и недостатки…………….8
Глава II. Оценка системы управления запасами на предприятии ОАО «Хлебпром»…………………………………………………………………………12
2.1 Краткая характеристика предприятия ………………………………………..12
2.2 Общий анализ управления запасами на предприятии ……...……………….13
2.3 Рекомендации по совершенствованию системы управления ……..…..........19
Заключение……………………………………………………………..…………..21
Список литературы……………………………………………………….………...22
Приложение…………………………………………………………………………23
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические аспекты при управлении запасами на предприятии……5
1.1 Понятие, виды и категории материальных запасов…………………........5
1.2 Управление запасами
1.3 Системы управления запасами, их преимущества и недостатки…………….8
Глава II. Оценка системы управления
запасами на предприятии ОАО «Хлебпром»……………………………………………………
2.1 Краткая характеристика предприятия ………………………………………..12
2.2 Общий анализ управления запасами на предприятии ……...……………….13
2.3 Рекомендации по совершенствованию системы управления ……..…..........19
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Запасы представляют
собой один из важнейших
Развитие рыночных отношений определяет новые условия их организации. Инфляция, неплатежи и другие кризисные явления вынуждают предприятия изменять свою политику по отношению к производственным запасам, искать новые источники пополнения, изучать проблему эффективности их использования.
Грамотное управление запасами способно обеспечить уникальный, конкурентно способный ресурс компании. При адекватной оптимизации запасов, возможно, добиться значительного снижения транзакционных издержек, освободить перегруженные склады и при этом сохранить необходимый уровень качества и оперативности поставок клиентам.
Актуальность данной темы заключается в том, что эффективное управление в современных условиях рынка – необходимое условие повышения эффективности бизнеса, создания, развития и реализации конкурентных преимуществ предприятия.
Предмет исследования – системы управления запасами на предприятии
Объект исследования – ОАО «Хлебпром».
Целью данной работы является:
1) изучить теоретические объекты систем управления запасами
2) исследовать практические аспекты организации логистики на предприятии ОАО «Хлебпром».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить понятие, виды и категории материальных запасов;
2) рассмотреть основные системы управления запасами, их преимущества и недостатки;
3) проанализировать управление запасами на ОАО «Хлебпром»;
4) сделать выводы и привести рекомендации по совершенствованию системы управления предприятия.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ЗАПАСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Понятие, виды и категории материальных запасов
Логистика, имея целью, повышение
эффективности функционирования организаций
и экономики в целом, занимается управлением
Говоря о подсистеме логистики, занимающейся запасами материальных ресурсов, необходимо увязать понятие запасов с предметом науки логистики, т. е. с движением материального потока, в рамках которого эти запасы создаются. Можно сказать, что запас — это форма существования материального потока.
На уровне фирм запасы относятся к числу объектов, требующих больших капиталовложений, и поэтому представляют собой один из факторов, определяющих политику предприятия и воздействующих на уровень логистического обслуживания в целом. Однако многие фирмы не уделяют ему должного внимания и постоянно недооценивают свои будущие потребности в наличных запасах. В результате этого фирмы обычно сталкиваются с тем, что им приходится вкладывать в запасы больший капитал, чем предполагалось.
Существует три вида запасов материальных ресурсов: сырьевые материалы (в том числе комплектующие изделия и топливо); товары, находящиеся на стадии изготовления; готовая продукция. В зависимости от их целевого назначения они подразделяются на следующие категории:[2]
а) технологические (переходные) запасы, движущиеся из одной части логистической системы в другую;
б) текущие (циклические) запасы, создаваемые в течение среднестатистического производственного периода, или запасы объемом в одну партию товаров;
и) резервные (страховые или «буферные»): иногда их называют «запасами для компенсации случайных колебаний спроса» (к этой категории запасов относятся также спекулятивные запасы, создаваемые на случай ожидаемых изменений спроса или предложения на ту или иную продукцию, например, в связи с трудовыми конфликтами, поднятием цен или отложенным спросом).
Таким образом, существует много причин для создания товарно-материальных запасов на фирмах, однако, общим для них является стремление субъектов производственной деятельности к экономической безопасности. При этом следует отметить, что стоимость создания запасов и неопределенность условий сбыта, не способствуют возрастанию значимости дорогостоящей резервной сети «безопасности» в глазах руководства фирм, поскольку объективно противоречат повышению эффективности производства.[3]
Одним из сильнейших стимулов к созданию запасов является стоимость их отрицательного уровня (дефицита). При наличии дефицита запасов существует три вида возможных издержек, перечисленных ниже в порядке увеличения их отрицательного влияния:
1) издержки в связи с невыполнением заказа (задержкой с отправкой заказанного товара) — дополнительные затраты на продвижение и отправку товаров того заказа, который нельзя выполнить за счет имеющихся товарно-материальных запасов:
2) издержки в связи с потерей сбыта — в случаях, когда постоянный заказчик обращается за данной покупкой в какую-то другую фирму (такие издержки измеряются в показателях выручки, потерянной из-за неосуществления торговой сделки);
3) издержки в связи с потерей заказчика — в случаях, когда отсутствие запасов оборачивается не только потерей той или иной торговой сделки, но и тем, что заказчик начинает постоянно искать другие источники снабжения (такие издержки измеряются в показателях общей выручки, которую можно было бы получить от реализации всех потенциальных сделок заказчика с фирмой).[5]
Первые два вида издержек относятся, очевидно, к числу так называемых «временных издержек фирмы в результате принятия альтернативного курса». Третий же вид издержек трудно вычислить, поскольку гипотетические заказчики разные и соответствующие издержки тоже. Однако для фирмы очень важно, чтобы оценка данного вида издержек была как можно ближе к сумме затрат, которые могли бы иметь место в действительности.
1.2 Управление запасами
Предприятие является открытой системой. На рис. 3 представлена организация как открытая система с учетом движения материальных потоков и информации, т. е. представлены связи в системе. Здесь процесс производства продукции или оказания услуг, осуществляемый в организации, показан в расширенном виде. Закупка сырья, материалов или комплектующих для производства конкретного вида продукции или услуги является отдельной операцией в рамках сферы снабжения процесса производства всей номенклатуры, изготовляемой в организации. Аналогично распределение отдельных видов продукции или услуг входит в процесс сбыта продукции организации.[4]
Цели образования и соответствующие им виды запасов могут быть различными, но независимо от этого запасы представляют собой вторую по значимости после партии обработки расчетную составляющую производственного процесса. Объем запасов, их месторасположение и динамичная зависимость от потребностей последующих стадий производства в большей степени определяют эффективность материальных потоков внутри организации и во внешней по отношению к ней среде. Именно запасы сырья, материалов, комплектующих и готовой продукции непосредственно связывают организацию с ее поставщиками и потребителями.
В практике деятельности предприятий
необходимо учитывать существующую связь
планируемых производственных запасов с
уровнем организации управления
Рис. 3. Организация как открытая система
1.3 Системы управления запасами, их преимущества и недостатки
Основная цель управления запасами
На практике разработано много
методов, приемов и стратегий управления запаса
1. Система с фиксированным объемом заказа. Само название указывает на главный параметр системы — объем заказа. Он строго зафиксирован и не изменяется ни при каких условиях. Для оптимизации размеров заказов применяются специальные методики и расчетные формулы (например, формула Вильсона). (рис. 4.)
Рис. 4. Движение запасов в системе управления запасами с фиксированным объемом заказа
2.Система с фиксированным интервалом времени между заказами.
В этой системе заказы делаются в строго определенные моменты времени через равные интервалы, например раз в месяц, раз в неделю и т. п. (рис. 5).
Рис. 5. Движение запасов в системе управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами
Объем заказа рассчитывают так, что при точном соответствии фактического потребления за время поставки ожидаемому поставка пополняет запас на складе до максимального желаемого уровня. Действительно, разница между максимальным желаемым и текущим запасами определяет объем заказа, необходимый для его восполнения до максимального желаемого уровня на момент расчета, а ожидаемое потребление за время поставки обеспечивает это восполнение в момент осуществления поставки.
3.Система управления запасами "Канбан". На теорию и практику управления запасами существенно повлияла разработанная в начале 70-х годов XX в. фирмой "Тойота" (Япония) внутрипроизводственная система "Канбан". Она позволяет минимизировать длительность производственного цикла, устранить из производственных подразделений фирмы склады сырья, материалов, комплектующих изделий, готовой продукции и сократить до минимально возможных объемы межоперационных запасов.[2]
Система "Канбан" работает по принципу прямого пополнения запаса, но при очень небольшом объеме серии запаса. Преимущества; производство полуфабрикатов напрямую связано с реальным потреблением, не приводит к дополнительной нагрузке на отдел планирования и позволяет избегать большого объема бумажной работы. Косвенные преимущества: поставляющее подразделение производства действует гибко, и в течение короткого времени пустой контейнер снова наполняется (рис. 6).
Рис.6. Схема работы системы "Канбан"
В настоящее время разработаны различные модифицированные версии системы "Канбан". Их можно объединить в следующие типы системы "Канбан":
1)поставка равными партиями при варьировании времени между поставками;
2)поставка через равные промежутки времени при варьировании объема партии;
3)варьирование объема партии и времени поставки в заданных пределах;
4)варьирование типов заготовок в партии при многономенклатурном производстве.
Использование той или иной системы управления запасами зависит от следующих обстоятельств:
Если издержки управления запасами значительнее и их можно вычислить, то следует применять систему с фиксированным размером заказа.
Если издержки управления запасам
При заказе товаров поставщик налагает ограничения на минимальный размер партии. В этом случае желательно использовать систему с фиксированным размером заказа, поскольку легче один раз скорректировать фиксированный размер партии, чем непрерывно регулировать его переменный заказ.
Информация о работе Системы управления запасами на предприятии