Складская логистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 12:59, доклад

Описание работы

Складская логистика – проектирование, организация и управление складом. Склад как звено логистической цепи. Задачи и функции логистики складирования необходимо рассматривать с позиции склада в логистической цепи.

Файлы: 1 файл

Система складской логистики.docx

— 21.80 Кб (Скачать файл)

Складская логистика

Складская логистика –  проектирование, организация и управление складом. Склад как звено логистической  цепи. Задачи и функции логистики  складирования необходимо рассматривать  с позиции склада в логистической  цепи.

Логистика складирования  – управление движением материальных ресурсов на территории складского хозяйства. Объектом логистики складирования  являются товарно-материальные ценности в процессе их складирования, обработки  и упаковки.

Склад – это сооружение, состоящее из некоторого числа взаимосвязанных  элементов, выполняющее ряд функций  связанных с накоплением, переработкой и распределением товаров и грузов между потребителями.

Складом называется специализированное здание, сооружение, предназначенное  для приемки, обработки, хранения и  выдачи грузов по назначению.

Потоки товаров на складе разделяют на три вида:

Входящий поток подразумевает  все товары и грузы попадающие на склад из вне. Входящие грузы обуславливают необходимость в разгрузке, проверки количества и качества привезенного товара, проверки и обработке сопроводительной документации и т.д.

Исходящий поток – это  все материалы и грузы покидающие склад. Исходящий поток предполагает выполнения ряда операций: погрузка транспорта, подготовку  сопроводительных и грузовых документов, предварительную упаковку груза, его комплектацию и т.д.

Внутренний поток –  это перемещение товарно-материальных ценностей внутри склада, предполагает необходимость перемещения, сортировку, обработку груза, оформления складских  документов и т.д. На складе входящие потоки преобразуются в исходящие, т. е. в результате переработки грузов могут изменяться такие параметры  транспортных партий, как их величина, состав, число наименований грузов, упаковка, параметры отдельных грузовых складских единиц, время приема и  выдачи и др.

Функции логистики складирования

Логистический процесс на складе довольно сложен так как требует согласования функций по снабжению запасами, их переработкой и распределением. В связи с чем, необходимо четко определить функции, выполняемые складской системой в системе логистики:

Контроль над поставками. Учет и контроль поступающих и  отправленных со склада товаров, позволяет  обеспечить ритмичность обработки  грузов, сократить время хранения и повысить оборот склада. От эффективности  выполнения данной функции зависит  эффективное управление запасами.

Разгрузка и приемка товаров. Включает разгрузку товара, обработку  и проверку сопроводительной документации, проверка количества и качества поступившего товара. Перемещение товаров внутри склада. Подразумевает перемещение  товаров из зоны разгрузки в зону приемки, далее отправка на хранение или в зону комплектации, далее  отправка к местам погрузки товаров. Все перемещения должны осуществляться при минимальной их протяженности  во времени и пространстве.

Складирование и хранение товаров. Представляет собой процесс  размещения и укладки товаров  на хранение. При осуществлении данного  процесса должны наиболее рационально  использоваться объем склада и его  площадь, учитываться особенности  хранения определенных видов товара.

Комплектация и отгрузка товаров. Данный процесс предполагает подготовку товаров к транспортировке  в соответствии с заказами клиентов. При этом осуществляется получение  заказов, отбор товаров по наименованиям, формирование оптимальных партий для  отгрузки, оформление сопроводительных документов и погрузку товаров в  транспортные средства.

Организация системы складской  логистики

Для эффективного функционирования системы складской логистики  необходимо принять ряд важных решений  относительно числа складов на обслуживаемой  территории, мест их расположения и  решение о использовании собственного склада или услуг наемного, а также разработать систему складирования.

1) Определение количества  складов. В процессе развития  складской сети осуществляют  учет всех экономических изменений,  возникающих при изменении количества  складов. При этом если число  складов меньше оптимального  то общие расходы системы распределения  будут высокими, за счет высоких  транспортных расходов и потенциально  возможного, но не достигнутого  объема продаж из-за удаленности  склада. Если же число складов  больше оптимального, то неоправданно  возрастут расходы, связанные  с содержанием и функционированием  складской сети. Поэтому решение  применяется на основе анализа  ряда факторов:

Зависимость транспортных расходов от количества складов (обычно при увеличении числа складов транспортные расходы  снижаются).

Зависимость затрат на содержание запасов (обычно при увеличении числа  складов растет из-за роста совокупных гарантийных запасов).

Зависимость затрат на эксплуатацию складов (общий объем затрат обычно увеличиваются с увеличением  числа складов). Зависимость потерь продаж от снижения числа складов (обычно общий оборот складов падает при  сокращении их числа).

2) Выбор между использованием  своего склада или услуг наемного. Принятие данного решения зависит  от двух факторов: средней стоимости  использования наемного склада  и стоимость на организацию  собственного склада. Принцип расчетов  связан с определением точки  «безразличия» товарооборота (схож  с определением точки безубыточности). В данном случае имеет смысл  обдумать создание собственного  склада, если его грузооборот  будет выше точки безубыточности. При этом сопоставляются расходы  на его строительство с разностью  затрат на использование своего  и наемного склада.

3) Определение места расположения  склада. Целью определение места  размещение склада является выбор  оптимального решения, при котором  транспортные расходы, связанные  с доставкой товаров были бы  оптимальными. Для решения данной  задачи используются ряд методов:

Метод полного перебора. При использовании данного метода осуществляется полный перебор и  оценка всех возможных вариантов  размещения склада, при помощи ЭВМ.

Эвристические методы. Данные методы основан на человеческом опыте, специалист определяет, очевидно, неприемлемые варианты, оставшиеся варианты – по отношению к которым у специалиста  нет однозначной оценки, анализируются  при помощи ЭВМ.

Метод определения центра тяжести. Данный метод основан на вычислении центра тяготения склада к крупным покупателям (с наиболее высоким объемом грузооборота). Принцип  расчетов следующий: на карту района наносят координатную сетку и  для каждого магазина определяют Х и Y координаты, далее рассчитывают X и Y координаты склада. Для определения  координаты Х находят отношение  произведения грузооборота каждого покупателя на X координату соответствующего покупателя к общему грузообороту всех покупателей. Аналогично находят координату Y.

4) Система складирования  – определенным образом организованная  совокупность взаимосвязанных элементов,  обеспечивающая оптимальное размещение  материального потока на складе  и рациональное управление им. Создание системы складирования  предполагает нахождение способа  оптимального размещение грузов  на складе, а так же способы  и методы эффективного управления  ими. При разработке системы  складирования необходимо учитывать  все свзи между внешними (входящими на склад и исходящими из него) и внутренними (складскими) потоками товарно-материальных ценностей. Создание системы складирования предполагает решение следующих вопросов:

Определение оптимальной  грузовой единицы (определение ее оптимальных  характеристик: размеров, объема, веса, вида упаковки и т.д.). При этом большое  внимание следует уделить выбору оптимального товароносителя, например: ящики, поддоны, кассеты, палеты и т.д. Основным критерием является максимальное снижение количества операций при переработке груз.

Определить вид складирования, т.е. выбрать как будет храниться товар, как он будет размещен в пространстве, а так же, какое оборудование будет использоваться для его хранения. Основными факторами влияющими на выбор являются: технические характеристики помещения (площадь, высота, объем и т.д.),  применяемый товароноситель, необходимые условия хранения товара, объем поставляемых партий товара, простота обслуживания, доступность товара (свободный доступ к товару) и т.д. Размещение оборудования, используемого для хранения товара, должно обеспечивать оптимальное использование площади и высоты склада. Выделяют множество видов складирования: складирование в штабеле блоками, складирование в полочных стеллажах до 6м, складирование в полочных высотных стеллажах, складирование в проходных (въездных) стеллажах,  складирование в передвижных стеллажах, складирование в элеваторных стеллажах и т.д.

Выбрать оборудование для обслуживанию склада. Для обслуживания складов и выполнения различных операций связанных с переработкой товара, используют различные виды подъемно-транспортных механизмов. Выбор их тесно связан как с параметрами грузовых единиц, так и с видом складирования, а так же зависит от технических характеристик самих механизмов. При этом высокий уровень механизации и автоматизации складских работ рентабельны и оправданы на больших складах с значительной складской площадью и постоянным однородным  потоком материалов. На складах, снабжающих розничные предприятия используются средства малой механизации (рохли, телеги и т.д.). Наиболее распространены такие виды подъемно-транспортных средств, как электро-погрузчики и электро-штабелеры на механизированных складах, а на автоматизированных складах применяют межстеллажные краны-штабелеры.

Выбор системы комплектации товаров. В процессе переработки  груза процесс комплектации проходит три этапа: 1) отборка товара по заказам  покупателя; 2) комплектация полного  заказа покупателя в соответствии с  его заявкой; 3) комплектация партий отправки покупателям для централизованной или децентрализованной доставки. Система  комплектации определяет где будет осуществляться отбор товара (в зоне основного складирования или в зоне комплектации) и как будет осуществляться комплектация (с помощью и без помощи технических средств). Определяется так же степень комплектации заказа: централизованная – отбор груза одновременно для нескольких клиентов (один человек собирает один вид товара для разных клиентов) и децентрализованная – для одного клиента (один человек собирает весь груз по заявке клиента). Необходимо выбрать и способ управления перемещением груза, который зависит от  технических возможностей применяемого оборудования: сборка груза в автономном ручном режиме, в автоматическом режиме (управления из кабины с помощью пульта), управление комплектацией с использованием режима «онлайн» (автоматический режим управления от ЭВМ).

Организация системы обработки  информации. Процессы обработки товарно-материального  потока на складе тесно связан с обработкой большого объема информации. Документацию поступающую вместе с грузом на склад необходимо обработать и систематизировать, для того чтобы в любой момент времени и по каждой единице товара было ясно когда она поступила на склад, для чего, сколько должна храниться и т.д. В свою очередь любая товарная единица покидающая склад так же должна обладать сопроводительными документами, для того чтобы было ясно куда и когда ее нужно переместить в дальнейшем, а так же для того чтобы она была списана с текущих остатков склада.Система управления информационными потоками: систематизирует информацию связанную с приемом и отправкой грузов; позволяет осуществлять управление запасами на складе; позволяет обрабатывать поступающую документацию; позволяет осуществлять подготовку сопроводительных документов при отправке грузов и т.д. В связи с этим необходимо определить как будет обрабатываться информационный поток: в ручном режиме; в пакетном режиме (имеется в виду подготовка данных о поступающих и отгруженных грузах, которые периодически вводятся в ЭВМ, обрабатываются вручную или автоматически;в режиме реального времени (в этом случае информация вводится в ЭВМ одновременно с движением грузов, или, точнее, в момент их перехода через контрольные пункты);в режиме непосредственного управления от компьютера, (на практике это означает интегрированное управление материальными и информационными потоками в режиме реального времени, т.е. на всем протяжении процесса обработки груза, в любой момент времени можно определить где находится и какие операции проходит каждая конкретная единица товара).

Завершающая фаза планирования системы складирования предполагает создание оптимальных комбинаций всех перечисленных элементов и объединение  их в конкретные варианты. Выбор  оптимального варианта системы складирования  производится после экономической  оценки каждого из них. Критериями оценки могут быть: эффективность использования  складской площади и объема; показатель общих затрат на 1 единицу товара, связанных с оснащенностью склада по данному варианту и др.

 


Информация о работе Складская логистика