Состояние и перспективы развития логистики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 00:28, практическая работа

Описание работы

Изучение проблем логистики уже более 25 лет в нарастающих масштабах привлекают внимание ученых, специалистов, руководителей фирм, предприятий и корпораций развитых стран мира. Этот острый интерес проявляется в научном и практическом планах. Проникновение логистики в сферу экономики в существенной степени обязано компьютеризации управления.

Содержание работы

I.Введение……………………………………………….……................................3

II. История развития логистики в РФ……………………………………………4

III. Актуальность логистики в условиях реформируемой

экономики России………………………………………….……………...…...7

IV. Влияние логистики на развитие рыночных отношений……………………7

V. Основные факторы развития логистики в РФ………..……………………...9

VI. Проблемы развития логистической концепции в России………..……….12

VII. Основные угрозы, связанные с развитием рынка логистических

услуг в России…………………………….………………….……………..14

VIII. Пути развития……………………………………………………………...14

IX. Список литературы……………………………………………………..…...16

Заключение……………………………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

логистика-методичка.docx

— 35.76 Кб (Скачать файл)

  Таким образом, развитие функций государственных структур под  воздействием использования методов логистического управления  повлияет на совершенствование экономической политики, на повышение  эффективности проводимых реформ.

Основные  факторы развития логистики в РФ.

  Интерес к проблемам развития логистики в РФ исторически был связан, прежде всего, с причинами экономического характера. В условиях, когда рост объемов  производства и расширения внутринациональных и микрохозяйственных  связей привели к увеличению издержек сферы обращения, внимание  предпринимателей сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и сокращения затрат в данной  сфере.

       Развитие логистики помимо стремления  фирм к сокращению  временных  и денежных затрат, связанных  с товародвижением,  определили  следующие 2 фактора:

1. Усложнение  системы рыночных отношений и  повышение  требований к качественным  характеристикам процесса распределения;

2. Создание  гибких производственных систем.

       Значительное воздействие на  развитие логистики оказал переход   от рынка продавца к рынку  покупателей. Если в допереходный  период  решение о выпуске продукции  предшествовало разработке сбытовой  политики, то в условиях перенасыщения рынка императивом стало требование о формировании производственных программ в зависимости от объемов и структуры рыночного спроса.

  Приспособления к интересам клиентуры в условиях острой конкуренции потребовало от фирм-изготовителей продукции адекватной реакции на эти условия, и результатом стало повышение качества  обслуживания, и, прежде всего, сокращения времени выполнения  заказов и соблюдения согласованного графика поставок. Тем самым  фактор времени наряду с ценой и качеством продукции стал определять успех функционирования предприятия на современном рынке.

  Усложнение проблем реализации при одновременном росте  требований к качеству процесса распределения вызвало у фирм  продуцентов аналогичную реакцию относительно своих поставщиков  сырья и материалов. В итоге образовалась сложная система связей  между различными субъектами рынка, которая потребовала модификации  существовавших моделей организации в сфере снабжения и сбыта.

       Активно развернулись работы  по оптимизации отдельных   направлений товародвижения. Замена  традиционных конвейеров  роботами  привела к значительной экономии  живого труда и созданию гибких производственных структур. Но работа по принципу «малыми партиями» повлекла соответствующие изменения в системе обеспечения производства материальными ресурсами и сбыта готовой продукции. Во  многих случаях поставки больших объемов сырья, полуфабрикатов и конечной продукции стали не только не экономичны, но и просто не  нужны. В связи с этим отпала необходимость иметь большие складские емкости на предприятиях и возникла потребность в транспортировке грузов небольшими партиями, но в более жесткие сроки. При этом  возросшие расходы на перевозку в значительной мере покрылись за  счет сокращения складских издержек.

       Кроме факторов, непосредственно  определивших развитие  логистики  в России, необходимо отметить  и факторы, способствовавшие  созданию возможностей для этого:

1. Использование  теории систем и компромиссов  для решения  экономических задач;

2. Ускорение  НТП в коммуникациях, внедрение  в хозяйственную  практику  ЭВМ последних поколений, используемых в сфере  товародвижения;

3. Унификация правил и норм по поставке товаров во  внешнеэкономической деятельности, устранение различного рода  ограничений импортных и экспортных и т.д.

     Развитие  и внедрение механизма логистического управления непосредственно способствует экономии финансовых и всех других  видов ресурсов. Известно, что резервы экономии особенно значительны на стыках различных отраслей. Это, в первую очередь, относится к весьма фондоемким и трудоемким отраслям производственной инфраструктуры, в том числе транспорту и  материально-техническому снабжению, которые к тому же  взаимодействуют не только между собой, но и с обслуживаемым  производством. От эффективности их функционирования и достигаемой  при этом экономии ресурсов во многом зависит успех экономической реформы, развитие рыночных отношений.

     Характерно, что основной причиной популярности логистики в России явилось то, что благодаря ей в сфере товаропередвижения были найдены резервы, компенсирующие расходы на удовлетворение  постоянно  растущих запросов потребителей. Дополнительные расходы возмещаются за счет оптимального размещения складов, оптимальной величины партий поставки продукции, внедрения новых технологий в складировании и погрузочно-разгрузочных работах в процессе  обслуживания потребителей.

       Неослабевающий интерес к логистике  связывают также  с тем, что  при данном подходе обеспечивается  комплексный учет всех  затрат  по завозу и вывозу продукции,  а не только перевозочных  тарифов.  По экспертным оценкам, применение  методов логистики  позволяет  снизить уровень запасов на 30-50% и сократить время  движения  продукции на 25-45%.

       На крупных и средних промышленных  и торговых предприятиях приобретают  возрастающее значение структурные  подразделения, реализующие логистические  подходы в управлении. На практике  многие компании полностью перестраивают  свои организационные структуры с целью адаптации к осуществлению многопрофильных функций логистики.

       Комплексное управление товаропередвижением  является одним из  наиболее  перспективных и многогранных  направлений в хозяйственной   деятельности. В условиях развития  рыночных отношений оно заключается  в выполнении совокупности функций  по обеспечению  фактического  передвижения товаров в процессе  их обращения. 

Проблемы  развития логистической  концепции в России.

     Во-первых, тяжелая общеэкономическая ситуация и социальная напряженность во всех слоях общества не способствует продвижению  в отечественном бизнесе принципиально  новых для большинства российских предпринимателей, менеджеров, инженерно-технических  работников логистических идей. Стагфляция экономики, высокий уровень монополизма  и государственной собственности  в важнейших отраслях, финансовый кризис и неплатежи, стремительное  падение объемов производства и  уровня жизни населения, продолжающиеся негативная реструктуризация экономики  и свертывание инвестиций — вот  далеко не полная характеристика негативной для внедрения и развития логистики  социально-экономи­ческой обстановки в России.

     Во-вторых, длительное время в отечественной  экономике недооценивалась роль сферы обращения (снабжения и  сбыта продукции), которая на Западе занимает ключевую (фундаментальную) позицию  в логистике. Исторически в нашей  стране развитие сферы обращения  намного отставало от производственной сферы, особенно в организации сбыта  товаров и услуг. Сфера обращения  характеризовалась замедленным  продвижением товаров от производителей к потребителям, высоким уровнем  неудовлетворенного спроса, низкой надежностью  и недостаточным уровнем качества обслуживания потребителей. Сфера обращения  всегда финансировалась по остаточному  принципу; у руководящего управленческого  персонала имелся стойкий психологический  барьер недооценки роли сферы обращения  в экономике.

     В-третьих, Россия сегодня значительно отстает  даже от среднего мирового уровня в  развитии инфраструктуры экономики (прежде всего в сфере обращения продукции). Здесь можно указать на следующие  основные негативные моменты:

• нерациональное развитие товаропроводящих структур (отсутствие продуманной стратегии развития систем дистрибьюции товаров в промышленности и торговле, недостаток организованных товарных рынков на крупно- и среднеоптовых уровнях);

• слабый уровень развития современных систем электронных коммуникаций, электронных  сетей, систем связи и телекоммуникации;

• отсталая транспортная инфраструктура прежде всего  в области автомобильных дорог; недостаточное количество и низкий технико-технологический уровень  грузовых автомобильных, мультимодальных  и таможенных терминалов;

• отсутствие практически на всех видах транспорта современных транспортных средств, отвечающих мировым стандартам; высокая  степень физического и морального износа подвижного состава транспорта;

• низкий уровень развития производственно-технической  базы складского хозяйства; недостаток современного технологического оборудования по грузопереработке продукции; слабый уровень механизации и автоматизации  складских работ;

• слабое развитие промышленности по производству современной тары и упаковки и  т.п.

     Также барьером для более динамичного  развития логистики в России можно  считать отсутствие действенной  системы сертификации логистических  услуг, в том числе на основе процедуры ISO, а также недостаточную популяризацию  логистики и в средствах массовой информации.

     Указанные факторы и негативные моменты  в значительной степени тормозят внедрение логистической концепции  в российскую экономику, а преодоление  их невозможно в короткий срок.

Основные  угрозы, связанные  с развитием рынка  логистических услуг  в России:

• рост конкуренции и, как следствие, возможность  снижения доходности;

• снижение арендных ставок и тарифов на услуги;

• недостаточное  использование современных складских  технологий;

• экономия на разработке качественных логистических  проектов и особенно технологической  части проектов складов;

• дефицит  квалифицированных подрядчиков  и строительных организаций, имеющих  опыт строительства складов международного класса;

• выход  на рынок иностранных компаний с  опытом работы в логистике с отработанной организацией грузопереработки, с современными технологическими решениями и высокой  репутацией (для российских операторов).

     Конкурентную  среду на российском рынке транспортно-логистических  услуг определяет прежде всего деятельность российских компаний. Наиболее высокий  уровень конкуренции отмечается в сегменте транспортно-экспедиторских услуг, что связано с большим  количеством компаний, работающих в  сфере организации грузоперевозок, и достижением относительного баланса  между спросом и предложением на рынке.

Пути  развития.

     Для динамичного развития рынка логистики в России необходимо формировать региональные складские сети; увеличивать инвестиции в строительство складов международного уровня; расширять масштабы деятельности и комплекса услуг; использовать современные технологии и техническое оснащение в строительстве, процессах грузопереработки, в информационных системах. Реконструировать имеющиеся склады; использовать передовой западный и отечественный опыт, организовывать обучение персонала. Необходимо также создавать и укреплять логистические союзы.

  Создание логистической системы и построение логистических цепей – это сложная научная проблема. Эта сложность определяется ее многоплановостью и большой размерностью системы управления.

     Российский  рынок транспортно-логистических  услуг находится на этапе формирования, уступая западным странам как  по качеству, так и по комплексности  услуг, предоставляемых отечественными компаниями.

     По  прогнозам в 2013-2014 гг. уровень показателя среднегодового темпа роста рынка транспортно-логистических услуг увеличится на 6-7%. Емкость рынка (выручка компаний, предоставляющих услуги) может увеличиться в 1,4 раза - с 24,2 млрд. долларов до 34,4 млрд.

     В структуре рынка ожидаются изменения, связанные с неравномерностью развития отдельных сегментов и, прежде всего, с высокими темпами роста предложения  складских и управленческих услуг.

     Перспективы развития логистики в значительной степени будут определяться повышением комплексности и качества предоставляемых услуг, ростом инвестиционной привлекательности, развитием транспортной и логистической инфраструктуры, в том числе за счет перенаправления капитала из других отраслей.

     Заключение

     Принимая  во внимание все выше сказанное, можно  сделать вывод: развитию логистической  отрасли будут способствовать совершенствование  законодательной базы в области  транспортно-экспедиторской деятельности, таможенных процедур, более активное участие государства как инвестора  и как регулятора в строительстве  капиталоемких объектов транспортной инфраструктуры, снижение уровня бюрократизации регулирующих и контролирующих организаций. В завершение можно сказать, что, судя по данным различных исследований, две трети респондентов характеризуют  нынешнюю ситуацию с логистикой в  России как положительную, что вселяет  оптимизм в тех, кто занимается этой сферой деятельности, однако и не снимает  с них ответственности. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Состояние и перспективы развития логистики в России